В детском оздоровительном лагере
Во взаимоотношениях с коллегами:
1. Не выноси на обсуждение детей никакого решения, не обсудив его с напарником.
- В противном случае тебя ждет недоверие и неподчинение со стороны детей, раскол отряда на группы.
2. Не обсуждай действия руководства лагеря в присутствии детей.
- Ты посеешь неуважение к коллегам, что может привести к неуправляемости детьми.
3. Не завидуй коллегам, получающим большую зарплату, премию.
- Решение о премировании сотрудников принимает не один начальник лагеря, а группа людей, которые знают твою работу.
Лучше подумай: почему не ты? Не считай деньги в чужом кармане.
4. Не обсуждай поступки товарища с коллегами в его отсутствие.
- Это просто сплетни.
5. Не надо недооценивать работу других сотрудников.
- Попробуй мысленно поставить себя на его место и по достоинству оценить его усилия и объем этой работы.
6. Не доводи свои отношения с кем-либо до конфликта.
- Конфликт всегда можно остановить, выяснив отношения наедине (или в присутствии кого либо из администрации лагеря). Не растягивай конфликт, учись быстро забывать о нем.
7. Не переноси свое плохое настроение на других.
- Если устал, возьми выходной или преодолей усталость.
8. Суровость руководителя – это норма, правило…
- Часто под излишней строгостью скрывается забота о сотрудниках, обеспечение условий для работы, наличие большого количества проблем.
9. Постоянный круглосуточный контроль за работой сотрудников лагеря – обязанность начальника, старшего воспитателя.
- Это не обсуждается.
10. Роль старшего воспитателя в лагере.
- Дирижер вожатых и главный помощник.
11.Не перекладывай ответственность за воспитание детей на других.
- Ты несешь полную ответственность за жизнь, здоровье и воспитание детей своего отряда.
12.Критика в адрес коллег – это хорошо, если…
- …ты знаешь, как исправить положение и можешь предложить свой вариант решения проблемы, а затем сам возьмешься за дело.
13. Предъявляя требования к коллегам или детям, прежде всего, выполняй их сам.
- В противном случае тебя ждут упреки и неподчинение.
14.Точность не только вежливость королей, но и уважение к окружающим.
- Будь точным. Не заставляй людей себя ждать – это невоспитанно и неуважительно по отношению к ним.
15.Самокритично оценивай свои поступки.
-Учись сравнивать свои дела не только с тем, что было, но и с тем, что должно было быть. Умей признавать свои ошибки.
16. Старайся поступить правильно тогда, когда никто не видит, никто не слышит и не знает.
- Надо стараться поступать правильно для себя, для правды.
17. Не страдай «звездной болезнью».
- Твои звания и прежние заслуги не дают ничего, кроме дополнительной ответственности.
Во взаимоотношениях с детьми:
Не дели детей на «хороших» и «плохих».
- За 21 день узнать ребенка до конца невозможно. Каждый человек имеет свои недостатки и достоинства. Помни, что каждый ребенок особен по-своему.
Не допускай панибратских отношений с детьми.
- Держи дистанцию, чтобы дети не сели тебе на шею.
Не высмеивай недостатки ребенка в присутствии детей или коллег.
- У тебя тоже есть недостатки. Это пример невоспитанности.
Старайся не наказывать ребенка.
- Наказания часто можно избежать, если не торопиться принимать решение. Попробуй заменить наказание объяснением, отвлечением ребенка на более привлекательное дело. Если все-таки нельзя избежать наказания, делай это умно, не унижая достоинство ребенка. Категорически нельзя поднимать руку на ребенка, лишать его пищи, моря, сна. Не является методом наказания принудительное выполнение физических упражнений. Каждому действию есть противодействие: насорил – убери, сломал – сделай, обидел – извинись…
Не требуй и не жди благодарности от ребенка за то, что ты для него сделал.
- Это твоя работа.
Не обещай детям то, чего не сможешь выполнить.
- Дети обязательно запомнят это и в нужный для себя момент припомнят это тебе. Если твое обещание не выполнено по независящим от тебя причинам, спокойно и доходчиво объясни ребятам ситуацию.
Не опускайся до уровня ребенка, ответившего тебе грубо, нецензурно.
- Будь выше этого. Ты старше и умнее. В этой ситуации лучше отвернуться и уйти, а чуть позднее подойти к ребенку и поговорить с ним, объяснив, что он не прав. И не забывай о том, что в нужный момент можно не услышать, не заметить, понять.
Выслушивай и уважай мнение детей.
- Учись не только слушать, но и слышать, и детям легче будет понять тебя.
Не переделывай детей по своему образу и подобию.
- Помни, что воспитатель – это тот, кто помог человеку стать самим собой. Чаще вспоминай, каким ты был в этом возрасте.
Не давай повода старшим детям для близких взаимоотношений.
- Это недопустимо при взаимоотношениях детей и взрослых в детском лагере.
Не допускай безделья детей.
- Бурная фантазия детей в минуты безделья может привести к необратимым последствиям. Планируй день заранее так, чтобы ребята постоянно были заняты, особенно те, кто вызывает особое беспокойство.
Умей удивлять и поражать ребят, а если надо – покорять.
- Вожатый должен быть интереснее кино.
Не злоупотребляй приказаниями и не читай морали.
- Просьбу всегда легче и приятнее выполнить, чем приказание.
Высказывая свое мнение и предложение, начинай со слов «Как вы считаете?»
Следи за своим внешним видом.
- Ни на секунду не забывай, что на тебя смотрят дети и коллеги.
Помни, что существуют правила приличия. С обнаженным торсом и в бейсболе уместно
прибывать только на пляже, а в столовой в таком виде ты будешь выглядеть нелепо.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ДНЕВНИК ВОЖАТОГО