Лечебнопрофилактический эффект целебного питания

Глава VI

ТУПИКИ ЦИВИЛИЗАЦИИ

УТОПАЮЩИЙ ХВАТАЕТСЯ ЗА... ЭКСТРАСЕНСА

Успехи классической медицины в борьбе с инфекционными заболеваниями неоспоримы. Но одновременно пышным цветом расцвели хронические болезни, которые косят людей не менее успешно, чем инфекционные. Правда, медицинская статистика долгое время баюкала нас данными, которые, казалось бы, свидетельствовали о росте средней продолжительности жизни людей. Однако стоит посмотреть вокруг, сняв розовые очки статистики, и вы убедитесь, что положение если и меняется в лучшую сторону, то такими черепашьими шагами, которые несоизмеримы с гигантскими затратами на развитие медицины. Фактически люди так и не вышли из своего 70—80-летнего предела даже в самых цивилизованных странах. Отражение этого факта в общественном сознании нагляднее всего проявляется в нарастающем недоверии к официальной медицине и массовом увлечении нетрадиционными ее направлениями. Героями дня стали сегодня экстрасенсы, колдуны, шаманы, народные целители, предлагающие быстрые и эффектные методы лечения.

При всем моем глубоком уважении ко многим из них я не могу не „видеть, что не им суждено стать первопроходцами на долгом пути к духовному, психическому и физическому здоровью человечества. В них люди видят ту соломинку,

которая даст им возможность спастись, не поступаясь ни одной из своих привычек, ни одним из своих пристрастий, удовлетворение которых дает им ощущение психологического комфорта. На этих привычках и пристрастиях веками паразитируют многие недобросовестные политики, которые чаще всего адресуются не к разуму человека, а к его желудку, поскольку слишком часто головной мозг является не более чем придатком желудка и используется лишь для изыскания средств к удовлетворению нездоровых прихотей и пристрастий.

Должна огорчить таких «мыслителей»: вы можете обмануть себя, но не природу, законы которой просты, разумны и исключительно целесообразны. Любые ваши излишества, в какой бы сфере жизни они ни проявлялись, будут оплачиваться съеживанием и без того крошечного лоскутка шагреневой кожи, которому уподобил наше земное бытие великий писатель. Мы должны понять до смешного простую истину: свобода человека определяется не нашими земными конституциями и сводами законов, а великими предписаниями природы. Следуйте им, и рухнут «берлинские стены», отделяющие нас от окружающего мира. Человек станет свободным, здоровым, счастливым гражданином Вселенной.

Но путь к действительно светлому будущему, а не к тому «земному раю», в котором, по обещаниям политиков, получат материальное воплощение все наши мечты и желания, произрастающие чаще всего из деформированного быта, лежит только через единение с природой, через познание ее законов. Здесь первое слово принадлежит ученым, прежде всего ученым-биологам, влияние которых на развитие цивилизации сегодня ничтожно. Не потому, что им нечего сказать людям. Беда в другом. В том, в частности, что, открывая все новые факты, расширяющие наши представления об «устройстве» живой материи, законах и принципах, определяющих ее развитие, одни ученые считают своим долгом популяризировать их, а другие предпочитают отмахиваться от нового, забывая при этом, что знания (подчеркиваю —

знания), а не идеи, овладевшие массами, становятся не просто материальной, а единственной в мире силой, которая способна остановить все ускоряющийся бег современной цивилизации к пропасти небытия. И с этой точки зрения открытие упоминавшегося в предыдущих главах явления «саморегуляции», свойственного живым организмам, а также использование законов видового питания неизмеримо важнее для развития человечества, чем самые сверхбыстрые поезда и самолеты, автомобили и морские лайнеры, сверкающие пылесосы, полотеры и многое другое, что порой ассоциируется в нашем сознании с прогрессом человечества.

В свете этого открытия тускнеет многоцветье ярких упаковок с мертвыми, лишенными целебных свойств продуктами питания, утратившими свои биологические свойства после обработки в котлах и агрегатах «фабрик смерти» — современных предприятий пищевой промышленности.

А в каком тупике оказывается вся наша медицина, построенная на медикаментозном лечении симптомов болезней, если вспомнить о последних исследованиях физиологов, неопровержимо свидетельствующих о том, что природа при создании бактерии и кита, земляного червя и человека — всех живых организмов вообще использует очень небольшое число однотипных функциональных блоков, процессов и меха- - низмов. Это относится и к человеческому телу. Сердце, почки, печень, кишечник, мозг — все живые ткани, составляющие в совокупности организм человека, представляют собой конструкции, в которых использованы однотипные элементы. Поэтому лекарства, применяемые для лечения, скажем, «зашалившего» сердца, неминуемо окажут отрицательное воздействие на другие, пока еще здоровые органы.

Поэтому я всегда утверждала и утверждаю: надо не лечить болезни, а устранять их причины. О них я тоже говорила в этой книге более чем достаточно.

Главная из причин — нарушение природного равновесия в такой сложно организованной, саморегулируемой и само- обновляемой системе, как наш организм. И здесь самое вре

мя вернуться к началу этой главы, где обращалось внимание на тот факт, что ныне пальму первенства в уничтожении людей «перехватили» хронические заболевания, сильно потеснившие в этом плане инфекционные.

ВРАГИ ИЛИ ДРУЗЬЯ?

Прежде чем продолжить разговор на предложенную тему, приведу один малоизвестный читателю факт. Лишь совсем недавно американские ученые установили, что гемолизиру- ющий стрептококк, разрушающий эритроциты крови, одновременно является одним из эффективных средств борьбы с опухолевыми заболеваниями.

Попробуем осмыслить значение этого факта в более широком плане, безотносительно к теме лечения рака. Задумаемся, насколько разумны мы, объявив войну не на живот, а на смерть тем крошечным существам, которые густо заселили нашу планету. Мы вдыхаем их с атмосферным воздухом, впускаем в свой организм с пищей и водой, через мельчайшие изъяны в коже, не говоря уж о царапинах, ранах и ожогах — этих гостеприимно распахнутых калитках и воротах для микробов. Мы без конца призываем бороться с ними: пить только кипяченую воду, мыть руки, овощи и фрукты перед едой и т. д.

А теперь представьте, что по мановению волшебной палочки все микробы и бактерии исчезли с лица земли. Что произойдет? Может быть, наступит рай земной и мы забудем все свои тревоги и заживем здоровой, счастливой жизнью? Да ничего подобного, мы погибнем, как только последний микроб отправится в мир иной. Даже тех ничтожно малых знаний о наших крошечных согражданах по планете Земля, которыми мы на сегодняшний день располагаем, достаточно, чтобы понять это. Начать с того, что мы с ,вами лишимся тех незаменимых аминокислот и витаминов, которые вырабатываются микрофлорой нашего кишечника.

Мы потеряем и других наших микропомощников — азот- фиксирующие бактерии, населяющие наши дыхательные пути и кишечник. Об их существовании не подозревают даже многие специалисты, не говоря уже о подавляющем большинстве людей, далеких от науки. А ведь именно они, эти бактерии, круглосуточно поставляют нам тот самый связанный атмосферный азот, из которого в нашем организме вырабатываются драгоценные белки, что снижает расходы энергии на поглощение, переваривание, всасывание питательных веществ пищи, сокращает наши потребности в ней.

Я умышленно не говорю здесь о других микроорганизмах, используемых при выпечке дрожжевого хлеба, производстве пива и горячительных напитков, кисломолочных продуктов, поскольку все это я отношу к тем «достижениям» человеческого разума, которые не добавляют нам ни разума, йи здоровья.

Так как же нам строить свои отношения с этим огромным миром микроскопических живых существ? Продолжать делить их на полезные и вредные? Но ведь и сами понятия пользы и вреда порождены нашей неспособностью воспринимать мир в его диалектическом единстве, нашей привычкой все его многообразие «примерять» на себя и нужное нам, а тем более доставляющее чувство наслаждения, безоговорочно зачислять в разряд полезного, остальное же относить к категории вредных или нейтральных. Разваливать таким вот лихим сабельным ударом окружающий нас мир пополам, как говорится, «до седла» — дело достаточно привычное для многих. Благо, большого ума и знаний для этого не требуется. Поэтому адресуюсь к тем, кто еще не утратил спрсобности здраво мыслить. Их, думаю, все же большинство.

Зададимся вопросом: полезна ли рыбам и другим обитателям озер и рек, морей и океанов вода? Конечно, скажете вы, это же среда их обитания, без нее они просто не смогли бы существовать. Но ведь и мы с вами не можем существовать без микроорганизмов — этой субстанции живой материи, «затопляющей» всю Землю, составляющей такую же оболочку

планеты, как газообразная атмосфера. Мы — ее неотъемлемая часть и не можем отгородиться от нее никакими искусственно создаваемыми барьерами. А если и пытаемся, то неизменно терпим поражение, не всегда даже осознавая это. Порой даже считаем, будто одержали победу, хотя впоследствии начинаем понимать, что победа-то была пирровой.

Возьмем тот же пример с гемолизирующим стрептококком. Не обрушивайся мы на него всей мощью фармацевтической промышленности, может статься, что его присутствие в нашем организме обернулось бы не бедой, а благом, и количество онкологических заболеваний заметно поубавилось бы.

Но он же разрушает эритроциты крови, напомните вы. Конечно. Однако в природе нет ничего, что было бы всегда и безоговорочно полезно тому или иному отдельно взятому биологическому объекту. Полезность обязательно соседствует с вредностью, добро всегда противостоит злу, борется с ним. Причем нередко случается, что считавшееся еще вчера злом завтра может обернуться добром, что избыток добра тоже окажется злом. Все должно находиться в естественном равновесии. Но кто же обеспечивает такое равновесие? Сам живой организм. Правда, организм не искусственный, сформировавшийся и развивающийся в отрыве от природы (таких вы там, кстати, и не найдете, если не считать человека и его окружение), а естественный, безоговорочно подчиняющийся ее законам и уложениям. Для этого он располагает весьма действенными средствами, главным из которых является система иммунной защиты. О том, что такое иммунитет, какова его роль в жизнедеятельности нашего организма, стоит поговорить подробнее.

ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА

Об иммунной защите живых организмов написаны десятки тысяч книг, ее исследованием заняты тысячи институтов

и лабораторий, выявлено множество фактов, касающихся отдельных аспектов такой защиты, однако цельной картины мы все еще не имеем. И дело здесь не в недостаточной настойчивости ученых, а в сложности самой проблемы. Только в последнее время получены некоторые данные, дающие надежду, что наши представления об иммунитете обретут достаточно четкие очертания.

Но прежде чем продолжить разговор на эту тему, приведу один пример из моей лечебной практики.

Однажды сослуживец мужа привел ко мне своего друга, страдавшего сердечной недостаточностью. Случай был настолько тяжелый, что болезнь вынудила его выйти в отставку. Хирург военного госпиталя, где больной проходил обследование, настаивал на немедленной операции.

Операция на сердце — мера крайняя, порожденная безысходностью, осознанием врачом своей неспособности помочь больному. Осматривая пациента, я пришла к заключению, что ему можно помочь и без операции. Прошло совсем немного времени, и я убедилась, что была права. Однако положение усугублялось другим заболеванием — кожным.

Лицо больного представляло собой изъязвленную гнойниками поверхность. Этот вид кожного заболевания вызывается крохотным клещом, которого можно обнаружить в каждой наполненной гноем пустуле только под микроскопом. Мой пациент в течение 15 лет состоял на учете у дерматолога, перепробовал все существующие методы лечения, но безуспешно. Я, естественно, сосредоточила свои усилия на основном заболевании, которое могло привести человека к трагическому исходу. Положительный результат лечения, который проявился достаточно быстро, с самого начала не вызывал у меня сомнений. Но что поразило и озадачило меня, так это исчезновение малейших признаков тяжелого кожного заболевания. Совершенно неожиданно мне нанесла визит врач-дерматолог, лечившая моего больного, и попросила открыть рецепт мази, давшей столь чудодейственный результат. Рецепта, конечно, я дать не смогла, поскольку и самой

мази, и ее рецепта в природе не существовало, но, думаю, посетительница в глубине души затаила обиду, посчитав, что я обманула ее.

В последующие годы я не раз возвращалась памятью к приведенному случаю, но долго не могла понять, что же стало причиной исцеления от кожной болезни. То есть принципиальный, не затрагивающий деталей ответ мне был ясен и подтверждал высокую эффективность системы естественного оздоровления, позволяющей восстановить природную саморегуляцию организма. Однако без понимания механизма исцеления моя система теряла в своей научной обоснованности и могла превратиться в объект слепой веры, чего я всегда опасалась и чему всячески противодействовала, обосновывая свои выводы твердо установленными фактами.

Значительно позже я натолкнулась на сообщение о работах ведущих сотрудников Всесоюзного научно-исследователь- ского института защиты растений (ВИЗР) И. Д. Шапиро и Н. А. Вилковой, посвященные проблеме самозащиты растений от вредителей. И хотя речь в нем шла о вещах, казалось бы, бесконечно далеких от заболеваний человеческого организма, именно открытые ими факты не только подтвердили мои выводы о преимуществах целебного (видового) питания, но и позволили расширить представления о сущности иммунитета, его регулирующей роли во взаимоотношениях нашего организма с живой природой, укрепили меня в убеждении об ущербном, искусственном характере современной цивилизации.

Благодаря усилиям селекционеров человеку удалось вывести такие сорта культурных растений, в которых содержится большое количество питательных веществ, к тому же в легко усвояемой форме. Одновременно в них снижено содержание веществ, затрудняющих их выращивание. Однако, как оказалось, именно они, эти «вредные» вещества, в избытке содержащиеся в диких сородичах культурных растений, обеспечивают им надежную защиту от вредителей. Из этого факта следует два принципиальной важности выво

да, дающие возможность наметить пути выхода современной цивилизации из тупика.

Вывод первый. Человек, получив «высокопродуктивные» сорта культурных растений, физиологически лишив их активных веществ — природного оружия для борьбы с вредителями, в целом не выиграл, а проиграл. Ему пришлось самому принять на себя заботу об их защите, используя сильнодействующие химические средства — синтетические инсектициды, уничтожающие и вредителей, и полезные организмы. Эти вещества загрязняют окружающую среду, накапливаются в организме человека и отравляют его.

Более того, существуют достаточно четкие указания на то, что растения обладают способностью воздействовать на человеческий организм и происходящие в нем процессы с помощью информации, передаваемой нашим регулирующим системам посредством одних и тех же кодовых структур, одинаково понятных растительным и животным организмам.

Именно поэтому я всегда выступала против механистических теорий, рассматривающих пищевые продукты как простые наборы белков, жиров и углеводов и оценивающих их полезность с точки зрения энергоемкости, теплотворной способности. В живой природе идет постоянный диалог, обмен информацией, и наша задача — научиться понимать язык природы, а не рассматривать ее как бессловесный объект эксплуатации.

Вывод второй. Создавая свой искусственный мир, населяя его искусственными же культурными растениями и не менее искусственными домашними животными, человек все больше отделяется от природы, вступает в противоречие с ее законами. Результатом этого становится, в числе прочих бед, ослабление его иммунной Защиты, способности сдерживать наступление болезнетворных микробов и открывающих им дорогу в человеческий организм насекомых, нарушающих целостность нашей естественной «брони» — кожного покрова. Система естественного оздоровления возвращает людей

природе, восстанавливает и стабилизирует чистоту внутренней среды их физического тела.

Учитывая склонность живой природы к использованию однотипных функциональных блоков, процессов и механизмов, мы вправе предположить, что с переходом на естественный образ жизни человеческий организм вновь обретает способность выделять физиологически активные вещества, входящие в арсенал защиты живого организма от проникновения врага. Этим, в частности, я объясняю приведенный выше случай излечения тяжелого кожного заболевания.

И. Д. Шапиро и Н. А. Вилковой удалось открыть и еще одну закономерность, которая рельефнее высвечивает важность видового питания в живой природе. Изучая особенности расщепления белков различных сортов пшеницы насе- комыми-вредителями, они выявили существенные различия в скоростях переваривания, обусловленные соответствием или несоответствием ферментов насекомого-вредителя молекулярным структурам пищи. Оказалось, что во втором случае коэффициент полезного действия пищи может снижаться до такой степени, что расход энергии на переваривание не кон- пенсируется энергией продуктов питания. Если спроецировать эту закономерность на питание человека, то нетрудно прийти к выводу, что его ферменты «настроены» на растительную, а не на животную пищу, так как белки мяса перевариваются вдвое дольше, чем растительные (8 и 4 часа соответственно). Как подчеркивают ученые, «этот класс явлений имеет общее значение в иммунологии, поскольку отражает общебиологическую закономерность, вытекающую из положения об обязательном, эволюционно закрепленном стерео- химическом соответствии ферментных систем того или иного организма химическим структурам питательных веществ». Иначе говоря, выясняется, что любым живым организмом, в том числе и человеческим, лучше всего переваривается та пища, химическому составу которой соответствуют вырабатываемые им ферменты. Здесь, думается, вполне уместной будет аналогия с замком зажигания автомобиля. Достаточ'но

вставить в него ключ и повернуть, чтобы двигатель завелся. Но это произойдет лишь в том случае, если ключ подходит к замку. Иначе вам придется немало повозиться, чтобы подогнать их друг к другу. То же самое и в нашем организме. При переваривании растительных продуктов питания, предписанных ему природой, ферменты, вырабатываемые в его пищеварительном тракте, без труда «входят» в химические структуры пищи и включают ее механизм «самопереварива- ния». Если, конечно, он не разрушен до этого варварской процедурой фабричной или общепринятой ныне кулинарной обработки.

Должна извиниться перед читателем за отклонение от первоначальной темы разговора, начатого в этой главе, о взаимоотношениях человека с миром микроскопических существ, без которых наша с вами жизнь была бы просто-напросто невозможной. Заканчивая разговор о роли иммунного механизма в регулировании микрофлоры, населяющей наш организм, я бы хотела еще раз напомнить о том, что, бесцеремонно вмешиваясь в этот чрезвычайно деликатный процесс с помощью антисептиков, антибиотиков, вакцинации, мы тем самым раскачиваем лодку, в которой и без того едва держимся на плаву. Моя врачебная практика дает тому немало примеров. Приведу лишь два из них.

В первом случае моим пациентом оказался молодой врач- диетолог, которого я часто видела на моих лекциях по проблемам естественного лечения. После одной из них он подошел ко мне и стал умолять помочь ему. Оказалось, что молодой человек буквально погибал от кровавого поноса. Частый (до 20—25 раз в сутки) стул изнурял его, доводил до изнеможения. Предыдущие три года лечения антибиотиками не только не дали никакого эффекта, но еще больше обострили течение болезни. Однако стоило мне отменить все антибиотики и восстановить естественную микрофлору его кишечника с помощью очистительных процедур и специальной целительной диеты, как дело сразу же пошло на лад. Уже на первой неделе у него прекратились поносы, через две-три

недели он твердо встал на ноги. Последующее лечение, заключавшееся в выполнении физических и дыхательных упражнений, в закаливании, беге и т. п., завершило процесс выздоровления. Через два месяца это был сильный, стройный, подвижный человек. Прошла и мучившая его экзема.

Во втором случае я лечила мальчика 12 лет. В первые же месяцы после рождения мать, обеспокоенная слишком частым, по ее мнению, стулом ребенка, обратилась к врачам. Тем показалось, что у младенца диспепсия, и они назначили ему антибиотики. В результате малыш действительно заболел, но не диспепсией, а дисбактериозом, поскольку микрофлора его кишечника оказалась практически уничтоженной. Мальчик рос хилым, болезненным, быстро уставал. В школе он отставал, на уроках утомлялся, был рассеянным, флегматичным. Ко мне он попал в возрасте 11 лет. Система естественного оздоровления преобразила его. Теперь это энергичный, сообразительный, собранный подросток, неукоснительно следующий рекомендациям моей системы, один из лучших учеников в классе. Ему хватает времени на занятия английским языком, музыкой, борьбой, его любимым футболом. Многие телезрители могли видеть его в одной из моих телепередач.

Даже эти два примера свидетельствуют о крайней степени нашего невежества во всем, что касается мира микроскопических живых существ и наших взаимоотношений с ними. Нарушая динамическое равновесие микрофлоры, поддерживаемое здоровым человеческим организмом, мы не можем даже очень приблизительно представить себе всех отдаленных последствий своего поведения, напоминающего поведение слона в посудной лавке. И СПИД — далеко не единственный тому пример.

Биологическая система «микроб—человек» — это сложнейшая динамическая система, взаимоотношения в которой складываются по принципу прямых и обратных связей. У человека под воздействием микроорганизмов сформировались черты, обеспечивающие ему защиту от них; эволюция же

микробов и бактерий постоянно направлена на формирование способности преодолевать его иммунные барьеры. Но стоит им обрести такую способность, как здоровый человеческий организм тут же реагирует на возникшую опасность и «воздвигает» новые оборонительные укрепления. Подчеркиваю, здоровый, а не «практически здоровый», иммунная защита которого уже от рождения подорвана искусственным образом жизни. Все это я рассказала затем, чтобы вы еще больше прониклись мыслью, что подлинное здоровье может быть достигнуто лишь в союзе с природой, которая одна только способна восстановить естественную саморегуляцию вашего организма.

НАПУТСТВИЕ НЕТЕРПЕЛИВОМУ ЧИТАТЕЛЮ

Если вы, осилив больше половины этой книги, по-прежнему считаете, что отступления, которых в ней немало, не имеют прямого отношения к теме и только снижают динамику повествования, то должна с огорчением констатировать, что вы так ничего и не поняли. Точнее, не поняли главного: эта книга не о вкусной и здоровой пище. И не о том, как с помощью кратковременных диет или чудодейственных методик, включающих в себя некоторые временные ограничения в питании, восполнять ущерб, нанесенный вашему здоровью десятилетиями предыдущей жизни.

В общепринятом смысле этого слова методики Шаталовой нет, есть система Шаталовой — система естественного оздоровления. Чтобы вам яснее стало различие между этими двумя понятиями, приведу пример из близкой мне области хирургии.

Если бы вам хоть раз довелось побывать в современной операционной, вы бы увидели, какое множество хитроумных аппаратов окружает хирургов. Одни из них предназначены для обезболивания, другие контролируют важнейшие показатели жизнедеятельности организма, третьи в любой

момент готовы заменить тот или иной орган человеческого тела, если тот вдруг остановится или будет работать не в полную силу.

Сколько сверкающих никелем хирургических инструментов лежит под руками медицинской сестры, которая готова по первому вашему слову или жесту выбрать и подать нужный.

А теперь представьте на минуту, что вы сами и хирург, и одновременно больной. Вам, и только вам надо выбрать инструмент, с помощью которого можно было бы привести ваш заболевший организм в норму. Таких инструментов в вашем распоряжении если не тысячи, то сотни. Это те самые методики, с которыми все большее число людей связывает свои надежды на здоровье. И действительно, многие из них, известные человечеству с незапамятных времен, могут принести и приносят людям исцеление от болезней. Но все они страдают одним недостатком: они помогают организму в трудную минуту, тогда как главное — не мешать ему.

Человеческий организм — совершеннейшая саморегулирующаяся и самообновляющаяся целостная система. Не мешайте ему своим нездоровым, идущим вразрез с предписаниями природы образом жизни, и он отблагодарит вас гармонией полного духовного, психического и физического здоровья.

И свою задачу я вижу не в том, чтобы натолкнуть вас на какую-то неизвестную методику или «изобрести» собственную — самую чудодейственную. Я хочу одного — чтобы вы поняли наконец, что ваше здоровье в ваших руках. И по мере своих сил стараюсь дать вам знания о том, в каких условиях нуждается ваш организм, чтобы жить и работать в строгом соответствии с заложенными в него природой программами.

Это книга о Человеке, его месте в живой природе, о ее законах, нарушение которых карается сурово и неотвратимо. Работая над книгой, я ставила своей целью предостеречь вас от излишней самонадеянности и поспешности, показать,

к каким печальным последствиям приводит нас незнание, которое, как и в юриспруденции, не освобождает от ответственности за нарушение законов и предписаний природы.

Слепая вера в чудеса беспредметна, так как подлинным чудом можно считать лишь то, что не укладывается в рамки законов, управляющих жизнью Вселенной, всего сущего в ней. И если подобное «чудо» вдруг обнаружится, то век его будет недолгим. Сказанное в полной мере можно отнести к «чудесной» человеческой цивилизации, провозгласившей свой суверенитет по отношению к природе. По космическим меркам она, цивилизация, пребывает в младенческом возрасте, из которого вряд ли успеет выйти, если не отвыкнет от соски-пустышки расхожих стереотипов и беспочвенных притязаний на свою исключительность. Мы действительно не можем ждать милостей от природы, но наша задача не вырывать их у нее силой, а добиваться своим законопослушанием.

Повторяю эту истину еще и еще раз, поскольку без осознанного ее принятия как руководства к неукоснительному исполнению на протяжении всей оставшейся жизни вам действительно останется лишь уповать на чудо. Никакие методики, рецепты и рекомендации, никакая «живая» вода, ни черная, ни белая магии вам не помогут. «Порчу», которую вы наводите сами на себя, ни один колдун, ни один шаман с вас не снимет.

А теперь, после такого вот бодрящего напутственного слова перейду непосредственно к рассказу о лечебно-профилакти- ческом эффекте целебного питания. И начну с его профилактического эффекта. Но не потому, что с благоговейным трепетом отношусь к изрядно обветшавшей от частого употребления мысли, призванной убедить нас в том, что «болезнь легче предупредить, чем излечить». Если исходить из этого утверждения, то неизбежно придешь к логическому заключению, что единственной целью праведной жизни является предупреждение болезни. Признаться, от одной этой мысли бросает в дрожь.

И если я с такой настойчивостью отстаиваю идею здорового образа жизни, каким его себе представляю, исходя из добытых наукой фактов, то потому лишь, что для меня здоровье — это не просто отсутствие болезни, а такое состояние организма, при котором наиболее полно раскрываются все таланты и способности человека, реализуются его потребности в любви, дружеском общении, творчестве. И если я говорю о лечебно-профилактическом эффекте системы естественного оздоровления и входящего в нее целебного питания, то имею в виду прежде всего профилактику бездуховности, равнодушия, черствости, злобы, жестокости, зависти, эгоизма, жадности — всего, что отравляет и укорачивает жизнь человека и окружающих. Избавьтесь от червоточин, разъедающих вашу душу, от поклонения своему желудку, и вы никогда не будете знать страданий, связанных с самыми распространенными и безжалостными болезнями — сердечнососудистыми и онкологическими.

Глава VII

ПРОФИЛАКТИКА ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

ДВА СЛОВА О САМОРЕГУЛЯЦИИ

На предыдущих страницах я упоминала, что главная причина хронических заболеваний сводится к нарушению естественной, природной саморегуляции организма. Поэтому прежде всего, как вы догадываетесь, важно не допустить такого нарушения. А для этого необходимо усвоить некоторый минимум знаний об условиях, которые помогут нам решить столь непростую в обстановке тотального пренебрежения законами и интересами природы задачу.

Для начала несколько слов о том, что такое саморегуляция организма вообще и как она осуществляется.

Даже в простейшем одноклеточном организме существует множество систем, обеспечивающих его жизнедеятельность. Одни из них дают ему возможность извлекать из окружающей среды энергию и вещество, другие — утилизировать их. Третьи обеспечивают удаление из клетки так называемых шлаков — твердых, жидких и газообразных, образующихся в процессе обмена веществ. Четвертые «ответственны» за размножение клетки. И все эти системы должны не только действовать предельно четкс?, слаженно, но и свревременно откликаться на любые изменения в окружающей клетку среде, то есть обладать гибкостью, пластичностью, способностью менять характер и интенсивность происходящих в них

химических реакций, физических и физиологических процессов.

А теперь представьте, как усложняется задача саморегуляции в человеческом организме, состоящем из миллиардов таких клеток, образующих отдельные органы нашего тела, которые, в свою очередь, объединяются в сложнейшие системы. Если же учесть, что человеку приходится работать в запыленных забоях угольных шахт, в отравленном воздухе химических цехов, в пятидесятиградусные морозы и в пятидесятиградусную жару, в разреженном воздухе высокогорья или в водолазном скафандре при давлении в десятки атмосфер, то нетрудно понять, что без совершеннейшей системы саморегуляции мы просто не могли бы существовать. При этом используется все многообразие средств, имеющихся в распоряжении природы, — регуляция с помощью закодированных информационных программ, энергетического, химического и физического воздействия на системы, принимающие адресованные им сигналы-команды. Если бы нам удалось подсчитать количество таких сигналов-команд, подаваемых в минуту в организме одного только человека, то их, вероятно, оказалось бы неизмеримо больше, чем тех, которые отдаются за сутки в таком огромном многомиллионном городе, как Москва, со всеми его учреждениями, конторами, фабриками, заводами, школами, учебными и научно-исследователь- скими институтами, транспортными коммуникациями и средствами связи, миллионами используемых в них ЭВМ, счетно-решающих и командных устройств.

А теперь попробуйте ответить на такой вопрос: почему при производстве относительно простых полупроводниковых деталей для ЭВМ мы создаем стерильно чистые цеха, где ведется строгий учет каждой лишней пылинки в кубометре воздуха, поддерживается определенная температура и влажность, и совершенно не заботимся о собственном организме, мельчайшая клетка которого устроена в десятки тысяч раз сложнее, чем самая быстродействующая вычислительная машина? Можно только поражаться тому, что механизмы,

регулирующие его деятельность, выходят из строя лишь через четыре-пять десятков лет, а не в первые же годы жизни. Впрочем, и онкологические заболевания, особенно рак крови, стремительно молодеют и все чаще поражают детей, расплачивающихся за ошибки своих родителей.

Все это я говорю для того, чтобы вы осознали, наконец, что здоровье, как и честь, надо беречь смолоду. Здоровье духовное, психическое и физическое. Причем духовному здоровью придаю первостепенное значение. Настолько большое, что если за помощью ко мне обращается человек духовно ущербный, неполноценный, я отказываю ему. Потому что злоба, зависть, ненависть, мелочность, жадность, господствующие в его душе, разъедают здоровье с постоянством кислоты, растворяющей самый прочный металл. И любое лечение в таких условиях не принесет исцеления.

НУЖНЫ ЛИ ЧЕЛОВЕКУ «ТОРМОЗА»?

Высокая духовность, которую отличают любовь, доброта, сострадание, честность, справедливость, милосердие, терпимость, — это, если хотите, та живая вода, в которой залечиваются душевные и физические раны, а жизнь вашего мудро устроенного тела обретает необходимую гармонию. Не случайно Дж. Озава, о котором я уже упоминала на страницах этой книги, говорит о «лечении мыслью, о терапии творческой или духовной, которая состоит в том, чтобы жить без страхов и опасений, в свободе и справедливости» и называет такое лечение «медициной ума, тела и души».

Но что значит «жить в свободе»? Может быть, то, что человек волен игнорировать указания природы? Отнюдь. Еще И. П. Павлов в свое время говорил, что людей от обезьян отличает наличие внутренних тормозов, определяющих его поведение, другими словами — самодисциплина. И здесь мы вторгаемся в область сознательной и бессознательной деятельности главного органа, обеспечивающего саморегу

ляцию организма,— головного мозга. Причем, как говорят психиатры, 96% его массы обеспечивает бессознательную, то есть автоматическую саморегуляцию и лишь 4% — сознательную. Но очень часто эти 4% сводят на нет усилия остальных 96%. Думаю, читатель уже догадывается, как это происходит.

В основе бессознательной, рефлекторной деятельности нашего головного мозга лежит известная управленческая схема: возбуждение — ответ. Получая информацию через органы чувств (органы зрения, обоняния, осязания, слуха, вкуса) и от так называемых рецепторов, сигнализирующих о состоянии внутренней среды организма, мозг тут же выдает ответную команду, порой сложную, многоступенчатую, но команду автоматическую, не «согласованную» с сознанием. Простейший пример такого рода: вы случайно укололи палец и тут же совершенно непроизвольно отдернули руку. Сработал безусловный рефлекс на боль.

Сложнее обстоит дело с сознательной регуляцией жизнедеятельности организма. В основе ее, как и в первом случае, также лежит информация, поступающая в головной мозг уже известными нам путями. Но его ответная реакция может быть самой различной, неоднозначной и характер ее будет определяться вашими желаниями, пристрастиями, привычками, всем тем, что укладывается в понятие «психическая жизнь». Причем реакция возможна как положительная («да»), так и отрицательная («нет»). Предположим, вы долгое время курили, но в конце концов решили бросить. Организм требует очередной порции никотина, но вы отказываете ему. Сработали те самые «тормоза», о которых говорил И. П. Павлов.

Способность к самоограничению дается нам от рождения. Но вот желание реализовать ее, если того требуют обстоятельства, здравый смысл, необходимо воспитывать. Лучше всего в детстве, хотя не поздно и в зрелые годы, и на склоне лет. Дело это непростое, поскольку чаще всего приходится идти против привычек, прихотей и желаний, воспитанных в нас современной цивилизацией и порожденных противо<

Наши рекомендации