Причины повреждения центральной нервной системы у новорождённых
Генетическая патология, аномалии развития и опухоли головного мозга, глубокая недоношенность, асфиксия в родах, гипоксия и ишемия головного мозга, родовая травма головного и спинного мозга, интракраниальные кровоизлияния, внутриутробные и неонатальные инфекции, протекающие с энцефалитом (ВИЧ, токсоплазмоз, сифилис, ЦМВ и другие), билирубиновая энцефалопатия и другие метаболические нарушения.
Исходы перинатального поражения центральной нервной системы у детей
Задержка нервно-психического развития и олигофрения, параличи и парезы, эписиндром, гидроцефалия, нейроэндокринные расстройства (гипоталамический синдром и гипопитуитаризм), церебрастенический синдром, психопатические и неврозоподобные расстройства, проблемы социализации, минимальная мозговая дисфункция.
Причины нарушения нервно-психического развития детей
Причиной задержки психического развития наиболее часто является церебральная органическая патология, чаще генетического и врождённого характера, а так же ранние нарушения зрения и слуха. Наиболее распространёнными причинами патологии развития служат алкогольная и наркотические фетопатии, трисомия хромосомы 21 (синдром Дауна), синдром Кляйнфельтера, синдром ломкой Х-хромосомы, некоторые другие хромосомные и моногенные болезни (синдром Вильямса, синдром Ангельмана, синдром Прадера-Вилли, синдром Ретта, синдром Канера). Метаболические наследственные болезни (гипотиреоз, фенилкетонурия, галактоземия, тирозиноз) приводят к дефекту развития уже в грудном возрасте. Сенсорные нарушения приводят к необратимому дефекту развития при отсутствии их коррекции на первом году жизни.
Задержка развития, обусловленная тяжёлыми соматическими нарушениями и алиментарным дефицитом (тяжёлая белково-энергетическая недостаточность, дефицит йода), в настоящее время в нашей стране встречается редко. Редкими причинами нарушения развития являются ранние формы шизофрении, значительная недоношенность, нейроинфекции.
Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, социальной депривацией, рано возникшими и длительно действующими. Эту патологию развития следует отличать от педагогической запущенности, которая характеризуется ограниченностью знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.
Отдельно выделяют нарушение психического развития конституционального генеза - психический инфантилизм.
Продолжительность сна у детей разного возраста
Продолжительность сна у ребёнка, также как и у взрослого, в норме варьирует в достаточно широком диапазоне. Ребёнок первых 3 месяцев жизни просыпается на время кормления, постепенно период бодрствования удлиняется.
Таблица 3
Продолжительность сна у детей
Возраст | Средняя продолжительность сна |
1-2 месяца | 18 часов |
3-4 месяца | 17-18 часов |
5-6 месяцев | 16 часов |
7-9 месяцев | 15 часов |
10-12 месяцев | 13 часов (11-16 часов) |
2-3 года | 12 часов |
Вопросы для самоподготовки
1. Влияние условий внутриутробного развития на формирование и развитие центральной нервной системы у ребёнка,
2. Влияние перенесенной асфиксии, родовой травмы на состояние ЦНС и дальнейшее психомоторное развитие ребёнка.
3. Анатомо-физиологичекие особенности ЦНС новорождённого и ребёнка раннего возраста: а) особенности строения головного и спинного мозга; б) наличие безусловных рефлексов; в) первые условные рефлексы.
4. Развитие высшей нервной деятельности: а) совершенствование зрительного и слухового анализаторов; б) развитие двигательных умений; в) развитие второй сигнальной системы.
5. Какие факторы имеют значение для своевременного и правильного формирования 1 и 2 сигнальной системы, правильного нервно-психического развития детей.
6. Семиотика заболеваний центральной нервной системы: родовая травма, билирубиновая энцефалопатия, менингит, энцефалит, наследственные заболевания, гипотиреоз, фенилкетонурия.
7. Влияние психологической обстановки семьи на формирование НПР ребёнка.
Задачи для самоконтроля
Задача 1. Определить возраст ребёнка, если он хорошо следит за предметом, узнаёт мать, реагирует на незнакомое лицо, переворачивается со спины на живот, опирается на ладони, лёжа на животе. Произносит певучие звуки.
Задача 2. Ребёнку 8 месяцев. При рождении масса 3.500, рост 50 см. У матери токсикоз 1 и 2 половины беременности, дважды в течение беременности находилась на лечении в отделении патологии беременности. В анамнезе - асфиксия, НМК. Приложен к груди на четвёртые сутки, брал грудь вяло. В периоде новорождённости перенёс пневмонию. В последующем часто болел респираторными вирусными инфекциями. В настоящее время 6.800, рост 67 см. Не сидит, узнаёт мать, переворачивается со спины на живот, следит за игрушкой, но в руки не берёт, слоги не произносит. Соответствует ли НПР данного ребёнка его возрасту?
Задача 3. Опишите нормальное психомоторное развитие ребёнка: 3 месяцев, 1 года, 2 лет, 4 лет.
Литература к занятию
1. Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней / А.В. Мазурин, Н.М. Воронцов. - М.: Медицина, 1987. - 432 с.
2. Детские болезни: учебник / под ред. Л.А.Исаевой. - М.: Медицина, 2002. - 592 с.
3. Практические навыки диагностики заболеваний детского возраста: метод. пособие / авт.-сост.: Н.В. Дмитриева [и др.]; под ред. Н.В. Дмитриевой; Ряз. гос. мед. ун-т. - Рязань: РязГМУ, 2005. - 145 с.
4. Лекции кафедры.
Тема № 3. Вскармливание
Цели занятия:
1. Усвоить основные принципы вскармливания ребенка на первом году жизни.
2. Обосновать преимущества естественного вскармливания.
3. Научиться правильно выбирать молочные продукты для проведения смешанного и искусственного вскармливания.
4. Приобрести практический навык составления меню и сетки питания детям первого года жизни при различных видах вскармливания.
5. Изучить особенности питания ребенка в возрасте от 1 года до 7 лет.