Глава 1. общие представления о детском
АУТИЗМЕ__________..................____________________________8
История вопроса. Основные направления
развития теории аутизма...................................................................8
1.2. Определение и эпидемиология аутизма.......................................15
1.3. Классификации аутизма.................................................................15
Контрольные вопросы..........................................................................16
Практические задания...........................................................................16
Глава 2. ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ.....................................17
Контрольные вопросы..........................................................................23
Практические задания...........................................................................23
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА ..... 24
Контрольные вопросы..........................................................................28
Практические задания...........................................................................28
Глава 4. ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ
АУТИЧНОГО РЕБЕНКА...................................................................29
Контрольные вопросы...........................................................................32
Практические задания...........................................................................32
Глава 5. СОВРЕМЕННЫЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ............33
Контрольные вопросы................................................. 45
Практические задания................................................................ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................ 47
Диагностическая карта аутичного ребенка
(по К. С. Лебединской, О. С. Никольской)..........................................47
Схема обследования аутичного ребенка (по Е.С.Иванову)................64
Индивидуальная карта сопровождения..........................................73
Программа индивидуальной коррекционно-
оздоровительной работы с ребенком на 200.../200... уч.г.................74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................................75
ВВЕДЕНИЕ
Среди многочисленных форм нарушений развития проблема аутизма является одной из актуальных. Ранний детский аутизм обнаруживается в 4—5 случаях на 10 000 детей (или в 0,04-0,05 %) в возрасте от 12 до 15 лет. Если учесть прочие аутистичеекие синдромы, уровень повысится и составит 20 на 10 000. В действительности количество аутичных детей больше, так как стертые формы аутизма, деформирующие личность и представляющие серьезную социальную и психолого-педагогическую проблему, остаются неучтенными официальной статистикой.
Несмотря на определенный эффект медикаментозной, диетической и других видов терапии, практикуемых специалистами различного профиля, ведущим принципом работы с аутичными людьми остается психолого-педагогический. Однако, существующее большое количество методических подходов к реализации этого принципа свидетельствует о необходимости вариативной многоаспектной организации реабилитационного процесса. В ходе экспериментальной работы нами получены данные, подтверждающие эффективность такой организации в условиях интегрированного обучения и воспитания.
Предлагаемые методические рекомендации обобщают шестилетний опыт работы с аутичными детьми сотрудников Государственного образовательного учреждения начальной школы-детского сада № 687 компенсирующего вида «Центр реабилитации ребенка» (Санкт-Петербург). Нами предпринята попытка не создать традиционное учебное пособие, а раскрыть наше видение возможностей такой работы в условиях отечественного специального (коррекци-онного) образовательного учреждения.
Основная идея: эффективное обучение, воспитание и социальная адаптация детей с аутизмом достигается посредством индивидуального психолого-педагогического медико-социального сопро-вождения на основе вариативности методических подходов и учебных программ, реализуемых преемственно и последовательно на протяжении дошкольного и школьного возраста в условиях интегрированных групп (классов) при соучастии родителей в реабилитационном процессе.
Аутизм как первазивное (общее) расстройство психологического развития (Международная классификация болезней 10 пересмотра: МКБ-10, 1992) представляет собой сложную многокомпонентную проблему для специалистов разного профиля: психологов, педагогов, врачей, генетиков, биохимиков, социальных работников. Несмотря на то, что однозначной трактовки этиологии и патогенеза этого расстройства нет, в клинико-психологической структуре нарушений при аутизме можно выделить ряд ядерных составляющих, учет которых крайне необходим при организации учебно-воспитательной и коррекционной работы:
• нарушение общения;
• нарушение социального и эмоционального взаимодействия;
• нарушение воображения;
• нарушение поведения;
• нарушение речи;
• нарушение когнитивных процессов.
При этом вне зависимости от уровня умственного развития ребенка с аутизмом, отчетливо наблюдается неравномерный психолого-педагогический профиль.
Указанное позволяет выделить в качестве основных следующие направления работы с аутичными детьми:
1. Интегрированное обучение и воспитание, реализуемое в формах разных моделей: частичной и временной интеграции (на этапах диагностики и адаптации), полной интеграции (на этапе коррекции) и др.
2. Индивидуально-ориентированный подход к обучению, воспитанию и коррекции, предусматривающий возможности коммуникативных и когнитивных особенностей конкретного ребенка в составлении образовательных маршрутов и коррекционных программ.
3. Использование методов эмоционально-образного воздействия. Основным методом нами избрана эстетопсихотерапия, включающая элементы креативной, музыкальной, танцевальной и театральной психокоррекции с использованием приемов поведенческой терапии.
4. Вовлечение родителей в реабилитационный процесс.
5. Использование средств медицинского сопровождения (строго по показаниям): медикаментозных препаратов, физиотерапии, фитотерапии и др.
В контексте этих направлений проделана следующая работа:
• открыты дошкольные группы и экспериментальный класс интегрированного обучения и воспитания для детей с аутизмом;
• разработано индивидуальное штатное расписание, позволяющее оптимально организовать многоаспектную работу с аутичными детьми;
• разработана и адаптирована текущая документация для учителей, воспитателей, психологов, логопедов и врачей;
• разработан алгоритм работы с аутичными детьми, предусматривающий выделение ряда обязательных этапов (диагностического, адаптационного, коррекционного);
• разработаны индивидуальные образовательные маршруты, позволяющие эффективно использовать актуальные возможности ребенка: когнитивные, коммуникативные и поведенческие;
• разработаны комплексные дидактические игры с методическим сопровождением;
• внедрены и разрабатываются методы эстетопсихотерапии. Вниманию читателя предлагаются современные теоретические
аспекты аутизма, принципы организации работы с аутичными детьми и возможные варианты рабочей документации. Методические рекомендации являются частью учебного курса для повышения квалификации педагогов и руководителей образования по направлению «Психолого-медико-педагогическая коррекция детей с социально-эмоциональными расстройствами».