Специальные техники для детей
Процессинг с детьми непременно должен иметь некоторые отличия от Стандартной Процедуры, применимой к старшим детям и взрослым. Ребенок способен осознать важность процессинга не более, чем понять необходимость не лазить на крышу амбара и избегать сухих сучков при лазании на соседскую вишню. Мир ребенка - это мир ограниченных знаний, почерпнутых из комиксов и телевидения, постоянного поиска наиболее приятных переживаний и избегания тех, которые могут причинить боль. Действительно, редкий ребенок может понять значение оспа прививания - каким образом, перетерпев царапанье булавкой сейчас, он может избавиться от ужасной болезни в будущем. Он видит только булавку и чувствует только теперешнюю боль; завтра слишком далеко, и он не может увидеть и почувствовать завтра.
Продолжительность его внимания ограничена. Новехонькая игрушечная машинка может занимать его не более нескольких часов, после чего он должен поискать что-то другое. Простая домашняя работа, например, сгребание листьев, даже если за нее обещаны сияющие 25 центов, будет забыта, если как раз в этот момент произойдет что-то новенькое. Будущее еще должно прийти, а это новое вторжение происходит прямо сейчас. Кроме того, отец иногда заставляет ребенка сберечь четвертак - похвальное качество для ребенка - но что же он тогда получит, так тяжело трудясь вместо того, чтобы играть с другими детьми, чьи родители более снисходительны? Обещание, что четвертак за год вырастет на один цент - плохая замена для возможности погонять по кварталу на чьем-нибудь игрушечном автомобильчике.
Общению ребенка с окружающими его взрослыми очевидно недостает реальности. Раз за разом родитель не доверяет утверждениям ребенка, даже когда он совершенно не сомневается в своей правоте, и вбивают в ребенка согласие с мнением взрослых. "Теперь, Билли, ты знаешь, что ты не прав! Мать знает лучше." Его поставили лицом к лицу с фактом, что мать знает все, что можно знать об окружающем мире, и когда что-то является для него истиной, не допускающей и тени сомнения, а мать объявляется это абсолютно неверным, он более чем растерян. И когда отец делает то же самое, реальность ребенка еще более понижается.
Его образование ограничено его возрастом. Он изучил язык или какую-то его часть и только учится ассоциировать слова и фразы с реальностями окружающего мира. Одному он учится очень усердно - избегать боли. Если во время процессинга он повторно проходит болезненный случай и чувствует соматику ранее пережитого болезненного опыта, он вскоре отвергнет сам процессинг как болезненный опыт.
В связи с ограниченной продолжительностью его внимания, трудностью для него взрослого общения, а также недостатком знаний, которые он принимает в расчет, Стандартную Процедуру следует приспосабливать к его возрасту. Терпение, может быть, самая важная составляющая часть процессинга детей. Исправление одного только недостатка характера или единственного взрыва негодования отнимет много часов, потому что Бетти не будет делать все в точности так, как вам хочется.
Представьте, к примеру, пятилетнего ребенка. С точки зрения ребенка, его преследуют всю его недолгую жизнь, он затюкан взрослыми. Вам следует предложить что-то, прежде всего способствующее его образованию. Затем сделайте так, чтобы ежедневно было выделено время, когда ребенок может делать все, что ему хочется, если это не вредит животным или имуществу. Если он захочет, чтобы вы проводили с ним это время, которое мы назовем "временем Билли", отлично. Проведите с ним час или два и делайте все, о чем он вас попросит, конечно, в пределах разумного. Когда новизна потускнеет, он начнет использовать "свое" время, спрашивая вас об окружающем мире, и вы должны отвечать очень осторожно и тщательно, каким бы ни был предмет.
Было бы очень нечестным на невинный вопрос о сексе ответить, например: "Давай не будем сейчас говорить о таких грязных вещах." Ответьте ему просто и исчерпывающе, как можно меньше краснея и заикаясь при этом.
Иногда ребенок захочет провести "свое" время у вас на коленях, а в некоторых случаях даже попросить бутылочку. Не говорите ему, что это младенчество, и что он уже вырос для такого поведения. Дайте ему бутылочку и держите на коленях, пока ему это не надоест.
Возможно, он захочет драматизировать семейные неприятности, такие, как недавний спор между родителями. Отлично. Пройдите это с ним именно так, как он хочет. Это часто может облегчить многие локи, образовавшиеся во время неприятного опыта, и не только те, которые образовались в ребенке, но, если вы его родитель, то настолько же и ваши собственные. Когда ребенок укрепится в уверенности, что вы ничего не добавляете силой в течение "его" времени, он обнаружит полную готовность проходить множество деталей, которые поранили его, и однажды вернувшись к этому переживанию, он редко страдает от него снова.
Затем, после нескольких проведенных таким образом периодов, спросите его, не хочет ли он что-нибудь узнать или о чем-нибудь побеседовать. Дайте ему утвердить свое достоинство и проявить необычайное самоопределение. Попросите его что-нибудь объяснить вам своими словами. Когда он будет проходить через что-то, значение чего его интересует, он спросит об этом у вас, если вы добились его доверия. Иногда, если ребенок задает вам вопрос, ответ на который, как вам кажется, ему хорошо известен, ответьте ему встречным вопросом, спросив, что он об этом думает Часто ребенок хочет именно этого, им он только использует вопрос, чтобы начать обсуждение этого предмета.
Во время "его" времени не спрашивайте, почему нечто произошло, спрашивайте, что произошло. Объясните, почему. Если нужно дать ему информацию, используйте многозначную логику (верно - может быть - неверно) и объясните ее применение. Что касается заключений, выведенных из любой дискуссии, дайте ему сделать собственное заключение и не говорите, что он не прав. Если вы чувствуете, что он определенно пришел к неправильному заключению, оставьте обсуждение до другого раза, когда вы используете наводящие вопросы, объяснения и дополнительную информацию.
Однозначное объяснение или определение действуют как безусловное внушение. Сказать, что нечто безусловно истинно значит попытаться принудить ребенка разделить ваше мнение о предмете. Никогда не забывайте об источнике сведений: "В словаре сказано, что белый цвет составлен из всех цветов." "Бабушка сказала мне, что она никогда не видела Пайк-Пика." Говорить таким образом значит позволить ребенку иметь собственное мнение, независимо от того, правилен ли словарь и действительно ли бабушка посетила Пайк-Пик. Вполне может быть, что бабушка сказала вам одно, а кому-то другому предложила другую версию.
Уровень тона ребенка может быть описан как его "дух" или жизненная позиция в целом. Если он находится в высоком тоне, он будет довольным, редко плачущим, здоровым и энергичным. Находясь в низком тоне, он будет казаться постоянно грустящим о чем-нибудь, редко полностью поглощенным игрой с другими детьми, и если не больным или заболевающим, то очень близким к этому. Уровень тона и у взрослого, и у ребенка меняется от апатии, или полного отсутствия интереса к чему-либо, через гнев и сверх-агрессивность, к практически хорошему настроению, и на вершине шкалы тонов, к пенящемуся энтузиазму. Таким образом, можно видеть, что одно только тихое поведение ребенка не дает права заключить, что его состояние лучше, чем когда он сердится на что-то. Он может находиться в разряде апатии на шкале тонов - а находиться на этом уровне очень опасно с точки зрения общего здоровья и самочувствия ребенка.
Из краткого изучения приведенной ниже шкалы тонов вы можете точно определить жизненную позицию своего ребенка.