Некоторые особенности психического развития
Для выявления возможностей психического развития детей, страдающих церебральным параличом, большое значение имеет оценка уровня развития их сенсорных функций, ориентировочно-познавательных реакций, эмоционального и звукового общения с окружающими.
Обследование детей в возрасте до пяти месяцев показало, что характерным для них является кратковременность бодрствующего состояния, прерываемого сном. Причем на фоне бодрствования часто возникают отрицательные реакции. У некоторых детей отсутствует врожденный рефлекс движения глаз, возникающий под влиянием движущегося в поле зрения раздражителя. Зрительное сосредоточение появляется лишь после 4-8 месяцев и характеризуется рядом патологических особенностей: косоглазием, нистагмом, влиянием патологических тонических рефлексов на мышцы глаз и др.
Зрительное прослеживание длительное время характеризуется фрагментарностью, скакообразностью и ограничением поля зрения. Значительно задерживается у них развитие зрительных, слуховых и ориентировочных реакций, а на любой оптический и слуховой раздражитель возникает притормаживание общих движений, в том числе и сосания. Двигательного же компонента, то есть поворота в сторону раздражителя, вызвать не удается. В результате этих нарушений у детей первых пяти месяцев жизни ориентировочные реакции выражены слабо или отсутствуют вообще. У некоторых детей вместо ориентировочных реакций на оптический или слуховой раздражитель возникают защитно-оборонительные реакции: вздрагивание, плач, испуг. У детей, перенесших гемолитическую болезнь новорожденных, ориентировочные реакции на слуховой раздражитель либо отсутствуют, либо отмечается нарушение акустической установки на звуки и речь, а слуховое сосредоточение появляется очень поздно, после 5-17 месяцев. Нарушение сенсорного восприятия приводит к невозможности установления с детьми эмоционального контакта, что, в свою очередь, тормозит появления первых положительных эмоций. Так, улыбка у детей с ДЦП возникает лишь к 3-6 месяцам.
Описанная патология наблюдается у детей с наиболее тяжелым поражением мозга. В более лёгких случаях у детей с опозданием, но все же формируются зрительное и слуховое сосредоточение, эмоциональные реакции развиваются в соответствии с возрастом. Однако комплекс оживления не всегда содержит в себе все Существенные компоненты: в одних случаях оно проходит без двигательных реакций, а в других - без голосовых.
У части детей не удается установить эмоциональный контакт в силу отсутствия у них интереса к окружающему и потребности в общении с людьми. Эти дети не выделяют мать, не обращают внимания на игрушки, не гулят, их голосовая активность проявляется в монотонном крике, по которому невозможно определить желание ребенка.
Недостаточность зрительно-моторной координации отмечается у всех детей этого возраста: дети не тянутся к игрушке, не захватывают предложенную игрушку, так как зрение активно не направляет движения руки к оптическому объекту. Некоторые дети могут удерживать вложенную в руку игрушку, но не стараются ее рассмотреть, ощупать, дотянуть до рта.
Для детей, страдающих церебральным параличом, в возрасте от пяти месяцев до одного года характерно неравномерное развитие отдельных психических функций: восприятия, зрительно-моторной координации, ориентировочно-познавательных реакций, эмоционального и звукового общения с окружающими.
У них в силу недостаточности слухового восприятия и недоразвития моторики, имеет место слабость деятельности слухового анализатора. Эти дети с трудом локализуют направление звуки или, хорошо реагируя на обычные звуки, не обращают внимания на речь. В этом возрасте у них не формируется первичного понимания речи: они не смотрят на обращающегося к ним взрослого, не прислушиваются к его голосу, не реагируют на свое имя, на смену интонации, голоса. У детей, не имеющих нарушения слухового восприятия, развитие импрессивной речи успешно идет в том случае, если уровень их дифференцированных эмоций достаточно высок.
Наиболее характерными нарушениями зрительного восприятия являются следующие: косоглазие, нистагм, сужение поля зрения (как вверх-вниз, так и влево-вправо), влияние патологических тонических рефлексов на мышцы глаз, трудности фиксации взора на интересующем объекте.
У подавляющего большинства детей ярко выражена недостаточность в развитии движений рук: они не могут дотянуться до игрушки и схватить ее из-за плотно сжатых кулаков. При попытках захватить игрушку отмечается тремор рук и промахи. Ребенок не тянется к игрушке, удаленной от него на 25-30 см, а берет только находящуюся непосредственно перед глазами.
Движения их скованы и однообразны. Из-за неловкости движений ребенка игрушки часто падают на пол, при этом некоторые дети не прослеживают взором упавшую игрушку.
У детей этого возраста наблюдается слабость эмоционально-волевых проявлений: у них не создается собственного положительного эмоционального фона при общении с взрослым, при виде игрушки.
Средства общения детей с окружающими крайне ограничены: чаще всего это маломодулированный крик или выразительные движения глаз. Такими безречевыми средствами общения пользуются очень многие дети. В большинстве случаев в процессе общения проявляются следующие особенности психической деятельности детей, страдающих церебральным параличом: низкий эмоциональный фон, инактивность, высокая истощаемость, неустойчивость внимания.
Вместе с тем встречается и другая категория детей, для которых характерен удовлетворительный уровень развития эмоциональных реакций и ориентировочно-познавательной деятельности, а также понимание обращенной к ним речи. Эти дети различают интонации голоса, реагируют на свое имя, выполняют простые речевые инструкции, знают названия некоторых игрушек. Несмотря на двигательную недостаточность, они активны, заинтересованы в общении с человеком, криком привлекают к себе внимание взрослого, бурно выражают эмоциональные переживания,
Во время занятий эти дети настойчивы в достижении цели, например, многократно повторяют одно и тоже движение, чтобы захватить игрушку и произвести с нею какое-либо действие.
У детей, страдающих церебральным параличом, в возрасте одного-двух лет жизни отсутствует активность зрительного восприятия: они не отыскивают глазами удаленный или упавший предмет, не рассматривают игрушку, не оглядываются по сторонам в новой обстановке. Отсутствие или недостаточность практической деятельности отмечается у большинства детей, что в ряде случаев объясняется ограниченностью возможностей зрительного восприятия, недоразвитием зрительно-моторной координации или ориентировочно-познавательной деятельности в целом.
Дети затрудняются воспроизвести показанные взрослым действия с игрушками, плохо включаются в игру, не могут организовать собственную игровую деятельность. При самостоятельных занятиях с игрушками они не в состоянии использовать их по назначению - покатать машину, вызвать звучание пищащей игрушки и т.п.
У детей с церебральным параличом из-за двигательной и сенсорной недостаточности крайне затруднена связь с окружающим миром, что значительно замедляет развитие их познавательной деятельности; так, у этих детей ограничены познавательные интересы, нарушена акустическая установка на звук или голос человека, снижен эмоциональный тонус; они инактивны. Лишь у некоторых детей развитие познавательной сферы находится в пределах нормы.
Общение детей с окружающими чаще всего реализуется посредством недифференцированных движений тела, сопровождающихся немодулированной вокализацией. На более высоком уровне развития эмоциональных реакций общение ребенка со взрослым строится посредством дифференцированных мимических реакций и звуковых проявлении. В ряде случаев дети пользуются такими средствами общения, как жест, мимика, лепет, лепетные слова.
Существенные трудности встречаются при обследовании импрессивной речи детей с церебральным параличом, и часто окончательно решить вопрос об уровне импрессивной речи можно только после обучающего эксперимента. Это вызвано тем, что развитие понимания речи у обездвиженного ребенка, имеющего сенсорные нарушения, в значительной степени зависит от взрослого, от того объема информации о предметах и их свойствах, которые получает ребенок. Поэтому в ряде случаев имеет место сенсорная депривация, неправильное воспитание. В связи с этим характерной особенностью импрессивной речи детей является то, что они хорошо запоминают названия игрушек, предметов, находящихся в поле их зрения, но не могут часто отыскать хорошо знакомый предмет, удаленный на некоторое (1-1,5 метра) расстояние, так как для этого требуется активный поиск глазами, свободный поворот головы. У некоторых детей отмечается Четко диспропорция в развитии голосовых реакций и испрессивной речи: гуление и лепет еще отсутствуют, а понимание речи уже начинает формироваться. Особенностью эмоционально-волевой сферы детей этого возраста является в одних случаях вялость и безучастность, а в других случаях, наоборот, обидчивость и возбудимость. Например, одни дети равнодушны к игре, не реагируют на игрушки, не заинтересованы в общении. Другие дети, наоборот, активны во время занятий, радуются новым игрушкам. Учитывая тяжесть патологии и степень недостаточности сформированности функций доречевого развития, можно выделить четвертого уровня доречевого развития детей с ПЭП, а в последующем с ДЦП.