Схема системного развития нормальной детской речи
(составлена Н.С. Жуковой по фактическим материалам книги
А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», 1961)
Предложения из аморфных слов-корней | Возраст | Развитие предложения (фразы) | Усвоение частей речи | Слоговая структура | Усвоение звуковой стороны языка | Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка | ||||||
Объем и типы предложений | Грамматический строй | Существительные | Глаголы | Прилагательные | Местоимения, наречия | Служебные слова | Звуки | Стечение согласных | ||||
Однословное | 1 г. 3 мес. - 1 г. 8 мес. | Отдельные аморфные слова в роли предложения (29 слов) | Нет | Названия лиц, предметов (22 слова) | Несколько позже существительных появляются названия действий: «ди», «бух» (5 слов) | Нет | Нет | Нет | Часто воспроизводится один слог в слове (ударный) или два одинаковых слога: «га-га», «ту-ту». | Ударные гласные: [а], [о] [у], [и]; согласные [м], [п], [б]; [к], [д]; [т'], [л'], [с'], [х] [п], [й]. | Нет | Нет |
Двухсловное | 1 г. 8 мес. - 1 г. 10 мес. | Объединяет в одном предложении два аморфных слова (87 слов) | Нет | Несклоняемые | Неспрягаемые формы слова во 2-м лице ед. числа повелительного наклонения: «ди», «дай» | Нет | Нет | Нет | Воспроизводятся двусложные слова. В трехсложных словах часто опускается один из слогов: «мако» (молоко). | Часто в слове опускается начальный звук или конечный согласный. | Появляются в середине некоторых слов: [льк], [ськ], [пк], [цък]. | Нет |
Продолжение таблицы
Структуры предложения | Возраст | Развитие предложения (фразы) | Усвоение частей речи | Слоговая структура | Усвоение звуковой стороны языка | Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка | ||||||
Объем и типы предложений | Грамматический строй | Существительные | Глаголы | Прилагательные | Местоимения, наречия | Служебные слова | Звуки | Стечение согласных | ||||
Первые формы слов | 1 год 10 мес. - 2 года 1 мес. | Рост предложения до 3-4 слов | Появляются первые грамматические отношения между словами: согласование именительного падежа с глаголом, развиваются разные типы подчинения глаголу (сказуемому). Многие предложения строятся аграмматично. Появляется словоизменение. | Начинают разграничено употребляться следующие падежи: винительный с окончанием -у, именительный мн. числа с окончанием -ы, -и, иногда предложный с окончанием -е, суффиксы уменьшительности | Первые грамматические формы у 18 глаголов: повелительное наклонение 2-го лица мн. числа, инфинитив, настоящее и прошедшее время 3-го лица ед. числа (окончания -ет, -и, -а). Часто опускаются приставки. Первые возвратные глаголы. | Появляются с двух лет без согласования с существительными, чаще в именительном падеже ед. числа мужского и женского рода. | Вот, там, где («де»), еще, хорошо («ла-со»), не надо и др. Большинство личных местоименных форм употребляется правильно с момента своего появления. Иногда смешиваются личные местоимения (о себе говорит в 3-м лице). | Нет предлогов и союзов. Частицы: «ка», «да», «то», «не». | В трехсложных словах все еще опускается слог чаще предударный: «кусу» (укушу); может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах. | К двум годам твердые [п], [т], [д]. | Большинство стечений согласных замещаются одним звуком. | Нет |
Продолжение таблицы
Структуры предложения | Возраст | Развитие предложения (фразы) | Усвоение частей речи | Слоговая структура | Усвоение звуковой стороны языка | Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка | ||||||
Объем и типы предложений | Грамматический строй | Существительные | Глаголы | Прилагательные | Местоимения, наречия | Служебные слова | Звуки | Стечение согласных | ||||
Усвоение флективной системы языка | 2 года 1 мес. - 2 года 3 мес. | Дальнейший рост простого предложения до 5-8 слов. Появляются бессоюзные сложносочиненные предложения, затем с союзами | Дальнейшее морфологическое членение слов. Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного синтаксического значений: «лоском» (ложкой), «вилком» (вилкой), «сипут» (сыпят). Суффиксы -ок, -чик и др. | Усваиваются дательный и творительный падежи. Усваиваются «главенствующие» падежные окончания в ед. числе: -у, -е, -а -ом, реже -ой. Во мн. числе с окончанием -ы (фонетически -и). | Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн. числа). Разграничивается настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род. | 23 прилагательных. Нарушается согласование с существительными. Употребляются преимущественно после существительных мн. числа только в именительном падеже. | Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее. | Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда. | В многосложных словах чаще опускается предударный слог, иногда приставки: «ципилась» (зацепилась), «линулись» (оглянулись). | Твердые [с], [л], затем [ы], [в], [р], [з]. Смешение артикуляционно близких звуков: | Все еще не усвоены, хотя некоторые группы согласных произносятся правильно. | Нет |
Продолжение таблицы
Усвоение грамматической системы языка | Возраст | Развитие предложения (фразы) | Усвоение частей речи | Слоговая структура | Усвоение звуковой стороны языка | Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка | ||||||
Объем и типы предложений | Грамматический строй | Существительные | Глаголы | Прилагательные | Местоимения, наречия | Служебные слова | Звуки | Стечение согласных | ||||
Усвоение служебных слов | 2 года 3 мес. - 3 года | Развитие сложного предложения | Появляются сложноподчиненные предложения. Усваиваются служебные слова, остается неусвоенной категория рода. К трем годам усвоен в основных чертах грамматический строй родного языка. Дальнейший темп его формирования замедляется. | Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн. числа: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -ов на слова других склонений: «лампов». Начинают усваиваться другие падежные окончания: -а (рога), -я (стулья). Суффиксы увеличительности, принадлежности. | Усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок, на месте одних приставок употребляются другие: «искрасил» (выкрасил), «растемнело», унификация приставок. | С трех лет устанавливается согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах, Появляются краткие причастия. | Отмечается смешение рода у местоимений: «майя папа» (мой папа), он, она (о яблоке, свинье). | Появляются предлоги: в, на, у, с, в. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда. | Нарушается редко, главным образом в малознакомых словах. | [ч],[ш], [ж], [щ]; твердый [ц]. | Заканчивается усвоение групп согласных. | Нет |
Продолжение таблицы
Усвоение морфологической системы языка | Возраст | Развитие предложения (фразы) | Усвоение частей речи | Слоговая структура | Усвоение звуковой стороны языка | Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка | ||||||
Объем и типы предложений | Грамматический строй | Существительные | Глаголы | Прилагательные | Местоимения, наречия | Служебные слова | Звуки | Стечение согласных | ||||
3-4 года | Дальнейшее развитие сложноподчиненного и сложносочиненного предложения | Разграничение однозначных морфологических элементов по типам склонения и спряжения, например: - -ов, -ев, -ей - нулевая флексия. Собственные словоформы, словотворчество («ежинята» - ежата, «водопадит» - сильно течет вода). | Продолжается влияние окончания -ов на слова других склонений. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении, ошибки в использовании чередования и ударения. При словоизменении сохраняется основа: «пени» (пни), «левы» (львы). | Часто нарушается чередование в основах «ачисту» (почищу) Частицы не опускаются. Неологизмы с использованием приставок: «намокрил» (намочил), «искомочил» (смял в комок). | Имеет место нарушение согласования в среднем роде. Усваиваются сравнительные степени прилагательных. | Усваиваются сравнительные степени наречий. | Предлоги: по, до, вместо, после. Союзы что, куда, сколько, столько. Частица «бы» в условном наклонении. | - | Звуковая структура усвоена (верхняя граница нормы). | - | После трех лет оценка чужого и своего произношения. |
Продолжение таблицы
Возраст | Развитие предложения (фразы) | Усвоение частей речи | Слоговая структура | Усвоение звуковой стороны языка | Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка | |||||||
Объем и типы предложений | Грамматический строй | Существительные | Глаголы | Прилагательные | Местоимения, наречия | Служебные слова | Звуки | Стечение согласных | ||||
4 года - 7 лет | Иногда затрудняется в построении придаточных предложений с союзным словом «который». | Начинают усваиваться все частные грамматические формы, детали морфологического выражения грамматических категорий (использование правильного чередования ударения, рода, редких оборотов речи, числительных). | Окончательно овладевает всеми типами склонения. Имеют место нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах. | Нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм. После 5 лет - самостоятельное образование глаголов от других частей речи. | Усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах. | Употребляется одно деепричастие «сидя». | Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях. | - | - | - | С 4 лет 6 месяцев попытка объяснить слова на основе их значения (детская этимология). С пяти лет размышления по поводу рода существительных, наблюдения над синонимами. |
Выводы
Знание ранних этапов психомоторного развития детей в онтогенезе необходимы логопеду, психологу, дефектологу для проведения диагностики отклонений и для организации коррекционных мероприятий.
Развитие ребенка в онтогенезе протекает многообразно, что зависит от условий, в которых ребенок растет, от различий генотипа каждого индивидуума, от особенностей пренатального развития и других особенностей.
Несмотря на многообразие и особенности психомоторного развития в норме существуют определенные закономерности развития ребенка. Эти закономерности кратко представлены в первой главе.
Знание закономерностей развития психомоторных функций необходимы для оценки уровня развития ребенка, для разработки дифференцированных приемов воспитания, для своевременного выявления дисгармоничного развития и определения детей «группы риска».
Учебные вопросы и задания
1. Кто из авторов разрабатывал показатели психомоторного развития детей первого года жизни?
2. В каком возрасте у младенца появляются зрительные и слуховые дифференцировки?
3. Когда у ребенка появляется первичное понимание речи?
4. Какие авторы указывали на важность эмоционального общения с ребенком?
5. Перечислите периоды формирования целенаправленных движений руки.
6. Каковы этапы становления предметно-игровой деятельности у детей?
7. Назовите этапы доречевого развития детей.
8. В каком возрасте появляется в норме гуканье и гуление?
9. Охарактеризуйте лепет ребенка и назрейте последовательные этапы формирования лепета.
10. Перечислите, что должен в норме к концу первого года жизни знать и уметь делать ребенок.
11. Дайте характеристику шести уровням развития понимания речи.
12. Какова последовательность появления врожденных и условно-рефлекторных движений рук у ребенка?
13. Дайте характеристику семи этапам развития двигательных функций в онтогенезе.
14. Сопоставьте данные Е.А. Аркина и В. Штерна о количественном увеличении словаря у ребенка.
15. Что такое однословное предложение?
16. Что такое предложение из нескольких слов-корней?
17. С какого возраста начинается в норме усвоение грамматической структуры предложения?
18. В каком возрасте начинается формирование первых форм слов?
19. Когда в норме появляется словоизменение? Привести примеры.
20. Почему на начальном этапе ребенок усваивает наиболее продуктивные правила формообразования?
21. Когда в норме происходит усвоение служебных слов для выражения синтаксических отношений?
22. Назовите три периода (по А.Н. Гвоздеву) формирования грамматического строя речи.
23. Чем характеризуется первый период формирования грамматического строя речи в онтогенезе?
24. Чем характеризуется второй период формирования грамматического строя речи в онтогенезе?
25. Чем характеризуется третий период формирования грамматического строя речи в онтогенезе?
26. Проанализируйте данные, представленные в схеме системного развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой по материалам А.Н. Гвоздева.
ГЛАВА II
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с органическим поражением центральной нервной системы
от рождения до одного года
2.1. Методы изучения психомоторного развития детей с органическим поражением центральной нервной системы
на первом году жизни
Клинико-логопедическое изучение детей с церебральным параличом с первых недель жизни включает метод наблюдения за ребенком в период бодрствования, метод беседы с медицинским персоналом, метод изучения медицинской документации, опытно-экспериментальную работу по изучению и обучению детей в доречевой период, метод сравнительного анализа речевого развития детей.
Такое изучение, носящее комплексный характер, позволяет выделить патологические особенности в доречевом развитии детей с церебральным параличом, определить структуру дефекта и наметить пути коррекции.
Изучение детей проводится с раннего возраста, так как патологические особенности в их развитии проявляются с самого рождения и препятствуют дальнейшему правильному формированию речевой и психической деятельности у детей с церебральным параличом.
Изучение детей, страдающих церебральным параличом, начинается с анализа анамнестических данных, состояния двигательного развития, артикуляционного аппарата, обследования доречевой деятельности - голосовой активности детей, а также ее интонационной выразительности. Планируется психолого-педагогическое обследование. Эти данные рассматриваются в динамике в процессе логопедической работы, то есть исследование носит лонгитюдный характер.
Изучение анамнестических данных. Из анамнестических данных учитывается: течение беременности, состояние ребенка при рождении, особенности крика, наличие и характер асфиксии. Особое внимание обращается на врожденные безусловные оральные рефлексы, обеспечивающие возможность сосания и глотания. Учитывается время появления ориентировочных реакций на оптические и звуковые раздражители, время появления и характер улыбки.
Изучение двигательного развития детей. Совместно с невропатологом обследуются двигательные возможности ребенка: выясняется наличие патологических тонических рефлексов и распространение их на мышцы языка, глаз; возможность удержания головы, что необходимо для развития ориентировочно-познавательной деятельности; умение поворачиваться, сидеть, пользоваться руками, что также расширяет возможности познания окружающего мира, предметную деятельность и контактность. Особое внимание уделяется состоянию кисти, положению первого пальца, возможности зрительно-моторной координации, манипулятивной и предметной деятельности, что, по мнению ряда авторов (Е.М. Мастюкова, М.И. Лисина, Ф.И. Фрадкина) влияет на развитие речи. Совместно с врачом определяется общий мышечный тонус ребенка, характер гиперкинезов, судорог, а также выясняются возможности ребенка опираться на ноги и ходить.
Изучение состояния речевого аппарата. Отмечается наличие патологии в строении артикуляционного аппарата. Совместно с врачом обследуется состояние тонуса мышц артикуляционного аппарата, распределение его при эмоциональной нагрузке, возможности движения губ, языка. Обследуется состояние оральных рефлексов, оральных синкинезий, характер гиперкинезов. Наблюдая за ребенком в процессе кормления, отмечают особенности приема пищи: сосания, глотания. Учитываются характер голоса, крика и дыхания.
Исследование голосовой и доречевой активности ребенка. При обследовании доречевого уровня развития у детей логопед отмечает характер крика, его интонационно-выразительную окраску и коммуникативную функцию. Устанавливает наличие, характер и время появления интонируемого голоса, используемого ребенком как средство общения. Наблюдая за ребенком в период его бодрствования и во время занятий, логопед отмечает время появления гуления, его развитие от спонтанной вокализации до самоподражания и ответного гуления.
Приведем пример методики выявления возможных реакций ребенка.
- Методика выявления. Ситуация провоцирующая или естественная. Ребенок лежит на спине, спокоен. 1) Взрослый наклоняется над ним на расстоянии 25-30 см от его глаз. Сосредоточивает внимание ребенка на своем лице, произносит ласковым голосом слова, звуки в течение 2-3 мин. 2) Ведется только наблюдение, без средств воздействия. 3) Наблюдения чередуются с повторным произнесением гласных звуков в течение 8-10 мин.
- Реакция ребенка. В первом случае ребенок 2-3 раза отвечает взрослому отдельными звуками. Допустима отсроченная на несколько секунд реакция. Во втором случае ребенок издает отдельные согласные звуки без учитываемого раздражителя, спонтанно. В третьем - рассматривая игрушки, ребенок произносит гласные звуки, прислушивается к звукам, которые произносит взрослый и спустя несколько минут гулит.
При наличии у ребенка лепета логопед определяет этап его развития (I, II, III этапы по В.И. Бельтюкову).
- Методика выявления. Ситуация естественная. Ребенок бодрствует. Взрослый наблюдает за ним в течение 30 минут, 1) Можно перекликаться с ребенком. 2) Взрослый повторно произносит слоги, которые есть в лепете ребенка. 3) Ситуация провоцирующая. Взрослый, сидя перед ребенком, эмоционально обращается к нему, четко, раздельно, с небольшими паузами произносит слоги, которые ребенок ранее сам произносил. Проверка проводится в течение 30 минут. 4) Взрослый произносит четко, раздельно с небольшими паузами слоги, которых нет в лепете ребенка.
- Реакция ребенка. В первом случае ребенок произносит неоднократно или очень редко слог с губными согласными ба, ма, прислушивается к взрослому. Во втором случае ребенок повторно произносит слоги, молча слушает взрослого или смотрит на его губы. Через 2-5 мин произносит повторно слоги за взрослым. В третьем случае ребенок повторяет за взрослым слоги. Возможна отсроченная реакция. Ребенок прислушивается к голосу взрослого, следит за движениями губ, затем через 1-2 мин произносит услышанные звуки. В четвертом случае ребенок повторяет за взрослым услышанные слоги.
При наличии у ребенка первых слов определяют время их появления и характер аморфных слов-предложений.
- Методика выявления. Ситуация естественная или провоцирующая. 1) Взрослый наблюдает за играющим ребенком. У ребенка знакомые ему игрушки, которыми он играл неоднократно и которые назывались по нескольку раз взрослыми. Например: кукла Ляля, собачка Ав и т.д. 2) Взрослый может взять игрушку в руку и спросить ребенка: «Что (кто) это?» 3) Взрослый сидит перед ребенком и произносит с разной интонацией слоги в разнообразном сочетании, которые ребенок ранее не произносил. 4) Ребенку показывают игрушку таким образом, чтобы она вызвала у него интерес, спрашивают: «Что (кто) это?»
- Реакция ребенка. В первом случае во время игры при виде игрушки ребенок называет ее облегченным словом и повторяет за взрослым слова. Во втором случае повторяет слоги. Допустима отсроченная реакция. В третьем - ребенок повторяет за взрослым слова.
В соответствии с перечисленными этапами доречевого развития логопед выбирает тот, на котором находится ребенок перед началом занятии. Это позволяет логопеду определить «зону ближайшего развития» ребенка и стимулировать его к дальнейшему развитию.
Психолого-педагогическое обследование включает изучение состояния ориентировочных реакций у детей в первые недели жизни и ориентировочно-познавательную деятельность у детей первых месяцев жизни. Обследуются сенсорные функции: зрительное и слуховое восприятие, внимание к речи взрослого и уровень развития начального понимания речи.
Приводим пример методики выявления ориентировочных реакций и возможные реакции детей.
Зрительные ориентировочные реакции[1]
- Методика выявления. Ситуация провоцирующая. Ребенок лежит на спине. 1) Взрослый удерживает игрушку (погремушку с шаром диаметром 5-10 см) на расстоянии 40-50 см и перемещает ее на 20-30 см вправо и влево 2-3 раза. 2) Взрослый, привлекая внимание ребенка, раскачивает игрушку, разговаривает с ним, то наклоняясь, то отдаляясь. Вызвав сосредоточение, остается неподвижным или держит игрушку на высоте 40-50 см от глаз ребенка. 3) Взрослый вызывает сосредоточение на предмете (яркой игрушке), передвигая его в сторону до 20 см, а затем оставляет предмет неподвижным на высоте 50-70 см от глаз ребенка. 4) Поочередно к ребенку подходят знакомые и незнакомые взрослые, говорят, улыбаются в течение 1,5-2 мин.
- Реакция ребенка. В первом случае ребенок фиксирует предмет взглядом 5-10 сек. Движения глаз скачкообразные, иногда сопровождаются поворотами головы. Движения заторможены. Во втором случае ребенок фиксирует предмет взглядом 5-10 сек. В третьем случае ребенок смотрит на игрушку, следит за ней. В четвертом случае при общении со знакомым у ребенка возникает оживление, радость, а при виде незнакомого - настораживается, гаснет улыбка, может заплакать.
• О.Г. Приходько и Т.Ю. Моисеева (2001) представили свои предложения поорганизации комплексного диагностического обследования детей с нарушениями в сфере формирования движений;
• Е.Р. Баенская и М.М. Либлинг (2001) предложили методику диагностики нарушений взаимодействия, ребенка в раннем возрасте с окружающим миром и представили признаки искажения аффективного развития;
• Т.В. Пелымская и Н.Д. Шматко (2001) предложили методику педагогического обследования слуха у детей первого года жизни, которое способствует раннему выявлению снижения слуха;
• И.И. Ильчикова, М.Э. Вернадская и О.В. Парамей (2003) изложили особенности заболевания глаз у детей младенческого возраста, а также методы психолого-педагогической диагностики нарушений зрительного восприятия у детей;
• Е.В. Козлова в работе, «Стимуляция и коррекция психомоторного развития детей первого-второго года жизни» (2003), выбрала для системной оценки основных показателей развития детей шкалу Гриффитс;
• Ю.А. Лисичкина (2004) модифицировала и апробировала диагностическую методику О.В. Баженовой для исследования довербального развития детей с ПЭП (перинатальной энцефалопатией).
Среди перечисленных выше методик только некоторые направлены на диагностику нарушений доречевого развития (методики Е.Ф. Архиповой, Е.В. Козловой, О.Г. Приходько, Ю.А. Разенковой, Ю.А. Лисичкиной).
В качестве базовых методик при диагностике психомоторного развития детей младенческого возраста, страдающих ПЭП, можно рекомендовать методики Г.В. Пантюхиной, Г.Л. Печоры, Э.Л. Фрухт (1983), О.В. Баженовой (1986), Ю.А. Лисичкиной (2004), методику Гриффитс (в переводе Кешишян, 2000), М.Л. Дунайкина (2001). Для оценки характера, степени нарушений и прогноза, определения коррекционной направленности мероприятий требуется качественный клинический анализ отклонений психомоторного развития. С этой целью используют методики Л.Т. Журбы, Е.Н. Мастюковой и Е.Д. Айнгорн (1981).
Приводим шкалу психомоторного развития по Гриффитс (перевод Кешишян, 2000) - это скрининговая методика обследования.
Шкала психомоторного развития по Гриффитс(перевод Кешишян Е.С.)
Й год
Месяц жизни | Моторика | балл | Социальная адаптация | балл | Слух и речь | балл | Глаза и руки | балл | Способность к игре | балл |
Поднимает подбородок лежа на животе | Кратковременно фиксирует взгляд на предмете | Вздрагивает от звуков | Следит глазами за ярким источником света | Сжимает пальцы исследователя | ||||||
Отталкивается ногами от рук исследователя | Успокаивается на руках | Успокаивается от обращенной к нему речи | Смотрит на кольцо или игрушку | Реагирует на родителей генерализованными движениями | ||||||
Удерживает вертикально головку несколько секунд | Радуется купанию | Гулит больше, чем плачет | Смотрит на колокольчик, расположенный прямо перед ним | Руки тянет в рот | ||||||
Поднимает головку, лежа на животе | Улыбается | Слушает колокольчик | Прослеживает за колокольчиком в горизонтальном направлении | Энергично двигает ручками | ||||||
Энергично брыкается | Узнает мать | Гулит, произносит гласные звуки | Прослеживает за колокольчиком в вертикальном направлении | Реакция на родителей: тянет к ним головку | ||||||
При купании активно отталкивается ножками | Гулит на обращение к нему | Ищет глазами источник звука | Переводит взгляд с объекта на объект | Удерживает палочку | ||||||
Поднимает головку лежа на спине | Следит глазами за движением человека | Слушает музыку | Следит за колокольчиком по кругу | Играет со своими пальчиками | ||||||
Перекатывается с боку на спину | Реагирует на взгляд улыбкой или гулением | Произносит два и более звука | Наблюдает за предметом, подвешенным на веревочке | Рассматривает коробку на столе | ||||||
Выпрямляет спину в сидячем положении | Дружелюбен к незнакомым людям | Ищет источник звука, поворачивая голову | Сжимает игрушку, когда ее вкладывают в руку | Сопротивляется при попытке отнять игрушку | ||||||
Поднимает голову и грудь лежа на животе | Сопротивляется, когда взрослый тянет; хочет забрать кольцо | Громко смеется | Взглядом исследует и рассматривает новый предмет | Сжимает кубик и удерживает его | ||||||
Длительно удерживает головку в вертикальном положении | Радуется, резвится, когда с ним играют | Точно поворачивает головку в сторону звонка | Тянется к игрушке и захватывает ее | Бьет кубиком по другому |
Продолжение таблицы
Месяц жизни | Моторика | балл | Социальная адаптация | балл | Слух и речь | балл | Глаза и руки | балл | Способность к игре | балл |
Поднимает головку и плечи в положении на спине | Перестает плакать, когда с ним разговаривают | Слушает мелодичные звуки | Тянет игрушку в рот | Отталкивает игрушку | ||||||
Перекатывается с боку на бок | Поворачивает голову в сторону разговаривающего или поющего | Гулит и прекращает плакать при звуках музыки | Хватает раскачивающуюся игрушку | Проявляет интерес к различным коробочкам | ||||||
Играет с большим пальцем на йогах | Пытается помочь, когда его присаживают | Лепечет, обращаясь к человеку, | Пытается остановить раскачивающуюся игрушку | Берет кубик со стола | ||||||
Появляется реакция ползания - подгибает коленки | Держит ложку | Манипулирует колокольчиком | Обследует руками стол | Держит два кубика | ||||||
Сидит со слабой поддержкой | Тянется, чтобы его взяли на руки | Произносит четыре и более различных звуков | Играется с колокольчиком, трясет его и разглядывает | Захватывает коробку | ||||||
Переворачивается со спины на живот и назад | Пьет из чашки | «Отвечает», когда его зовут | Пытается дотянуться и любым способом схватить веревку | Манипулирует кубиками, | ||||||
Первое появление шаговых движений - танцующее движение | Манипулирует чашкой и ложкой | Двусложный лепет | Следит за падающими предметами | Достает и берет предмет | ||||||
Усиленно старается ползать | Реагирует на свое отражение в зеркале - смотрит в него | Кричит, чтобы привлечь к себе внимание | Стучит одним предметом о другой | Перекладывает игрушку из рук в руки | ||||||
Сидит сам короткое время | Различает знакомых и незнакомых | Прислушивается к разговору | Следит, когда рисуют на бумаге | Бросает один кубик, чтобы взять другой | ||||||
Более четкая реакция перешагивания -ставит одну ножку на другую | Быстро реагирует на изменение ситуации | Издает певучие звуки | Прочно удерживает раскачивающееся кольцо | Играет сразу двумя предметами | ||||||
Крутится на месте на полу (более усложненная реакция ползания) | Плачет, если убрать игрушку | Фразовый лепет - четыре и более слогов | «Частичная» специализация -выведение большого и указательного пальцев | Мнет бумагу |
Продолжение таблицы
Месяц жизни | Моторика | балл | Социальная адаптация | балл | Слух и речь | балл | Глаза и руки | балл | Способность к игре | балл |
Может самостоятельно сидеть на полу | Пытается держать чашку когда пьет | Говорит «ма-ма», «па-па» | Захватывает более мелкие предметы (кубики 2x2, шарик) | Переворачивает чашку, чтобы найти игрушку | ||||||
Пытается ползать вперед и назад | Стаскивает шапку | Слушает тиканье часов | Раскачивает кольцо на веревке | Бьет кубиком о стол | ||||||
10. | Стоит при поддержке | Реагирует на свое отражение в зеркале - смеется, играет с ним | Качает головой, «да» или «нет» | Играет с подвешенными игрушками | Стучит двумя кубиками друг о друга | |||||
Хорошо сидит в стуле | Машет рукой, говоря «до свидания» | Говорит два слова | Осознанно бросает предметы | Поднимает крышку с коробки | ||||||
Поднимается сам, держась за что-то | Проявляет свою любовь | Лепечет предложения | Полная специализация большого и остальных пальцев | Находит спрятанную игрушку | ||||||
Может долго стоять, держась за что-то | Берет в рот, сосет свой палец на руке | Осознанно играет колокольчиком | Может указывать предмет пальцем | Пытается вынуть кубик из коробки | ||||||
Полноценное ползание на «четвереньках» | Осознанно играет с чашкой и ложкой, правильно подносит их ко рту | Реагирует на музыку, пение | Интересуется заводными игрушками | Удерживает три кубика | ||||||
Переступает самостоятельно по периметру кровати или манежа | Отвечает на простые просьбы (типа «дай мне») | Длительно лепечет, особенно когда один | Может держать карандаш и тыкать им в бумагу, пытаясь рисовать | Вынимает кубики из коробки и укладывает их в коробку | ||||||
Ходит за ручку | Хлопает в ладоши | Говорит три слова | Калякает на бумаге | - |
Оценка состояния моторики, социальной адаптации, слуха и речи, зрительной функции, моторной функции рук, а также способности к предметной деятельности производится в баллах. Оценка психомоторного развития производится по каждой графе. Определяется, какого уровня в развитии достиг ребенок. Сравнивается балл, который он набирает, с баллом, который определен нормативами.
Например, в один год ребенок должен иметь по «моторике» 31 балл, а он достиг только 17 баллов. По графе «социальная адаптация» должен иметь 31 балл, а наш исследуемый достиг только 16 баллов. По графе «слух и речь» 13 баллов, то есть соответствует 5-месячному уровню. По графе «глаза и руки» достиг 19 баллов из возможных 31 балла. И по «способности к игре» в один год набирает 20 баллов из возможных 31 балла.
Условно можно представить нормативы психомоторного развития в один год жизни по шкале Гриффитс в виде таблицы № 1.
Табл. № 1
Сводная таблица баллов
Месяцы | Сумма баллов | Месяцы | Сумма баллов |
5-15 | 85-95 | ||
100-105 | |||
110-120 | |||
30-60 | 125-130 | ||
65-70 | 135-145 | ||
75-80 | 150-155 |
Итак, наш испытуемый в возрасте одного года набрал:
Моторика - 17 баллов
Социальная адаптация - 16 баллов
Слух и речь- 13 баллов
Глаза и руки - 19 баллов
Способность к игре - 20 баллов
Общая сумма - 85 баллов из 150-155 возможных баллов. Таким образом, годовалый ребенок по развитию:
Моторика - соответствует 7-ми месяцам
Социальная адаптация - соответствует 6-ти месяцам
Слух и речь - соответствует 5-ти месяцам
Глаза и руки - соответствует 7-ми месяцам
Способность к игре - соответствует 8-ми месяцам
В результате можно представить график профиля психомоторного развития ребенка в возрасте 1 года жизни.
Наши рекомендации
|