Царь давид и в старости сохранил выдающуюся сексуальную потенцию
Женщина, побывавшая замужем за царем, не может выйти замуж за другого мужчину (если овдовеет или разведется), если только ее он тоже не является царем. Мудрецы сформулировали это установление так: «только царь может пользоваться скипетром царя». Поэтому шунамитка Авишаг, обслуживавшая в постели царя Давида, могла выйти замуж за Соломона, который был царем (но не за просившего ее руки брата Соломона Адонию, который царем не был).
Вот что произошло у Авишаг с Давидом. Давид в старости постоянно испытывал холод, и одежда и одеяла его не согревали. Слуги предложили найти ему юную девственницу, которая будет ухаживать за ним и обогреет его (в постели). После долгих поисков по всему Израилю они нашли Давиду шунамитянку Авишаг: «И была эта девица очень красива, и ухаживала она за царем, и прислуживала ему, но царь не познал ее» (Цари 11,3).
Однажды Авишаг попросила Давида жениться на ней. Давид отказался, поскольку у него уже было восемнадцать жен, а чрезмерное увеличение числа жен запрещено даже царю[105]. Авишаг восприняла отказ Давида как отговорку и сказала ему: попросту на старости лет ты стал импотентом и из-за этого отказываешься жениться на мне, прикрываясь фальшивой праведностью. Мудрецы называют поведение такого рода следующим образом: утратив способность воровать, вор становится сторонником порядка.
Давид, оскорбленный словами Авишаг, вызвал в свои покои Бат- Шеву и переспал с ней тринадцать раз подряд, чтобы продемонстрировать, что, несмотря на старость, у него еще есть порох в пороховницах.
Откуда известно мудрецам, что Давид переспал с Бат-Шевой именно тринадцать раз? Таково число слов в следующем стихе (разумеется, в оригинале): «И пришла Бат-Шева к царю в спальню; а царь очень постарел, и Авишаг шунамитянка прислуживала царю» (Цари 11,15).
Один из мудрецов, рав Шемен бар Аба, вывел из этой истории следующее: предпочтительнее нарушить закон, запрещающий уединяться с посторонней женщиной, нежели развестись с женой.
В самом деле, Давид не развелся ни с одной из своих жен, чтобы жениться на Авишаг. С другой стороны, он уединялся с ней, пусть и не занимаясь сексом, — хотя это запрещено Галахой.
Вавилонский Талмуд,
трактат Сангедрин 22а
СОДЕРЖАНИЕ
«Новый завет» иудаизма. 2
краткое, слишком краткое предисловие редактора. 13
1. Ееврей, изучающий Тору, подлежит казни. 20
2. Законы природы изменились со времен Талмуда. 20
3. Как обезьяны произошли от людей. 21
4. Запрещено переводить стихи Библии, порочащие библейские персонажи. 22
5. Размеры небесного купола, его толщина; сколько времени отнимает у солнца путь от утренней зари до появления звезд. 23
6. Где солнце проводит ночь: над небесным куполом или у его северной стены 25
7. Тот, кто проходит над пролитой водой, рискует жизнью.. 27
8. О введении полового органа в собственный задний проход. 28
9. Что происходит с девственной плевой девочки, совершившей половой акт в возрасте менее трех лет. 28
10. Может ли женщина, получавшая удовольствие от секса в возрасте менее трех лет, выйти замуж за священника. 29
11. Может ли священник жениться на малолетней; определение распутной женщины.. 30
12. Мать, переспавшая с собственным сыном, не может выйти замуж за священника. 31
13. Первосвященник должен жениться на девственнице не старше двенадцати с половиной лет. 33
14. Может ли выйти первосвященник жениться на девушке, переспавшей с животным.. 34
15. Может ли первосвященник жениться на беременной девственнице. 36
16. Разрешено ли священникам брать военнопленных женщин в наложницы.. 36
17. Сожитель «наложницы из Гевы» разгневался на нее из-за того, что она не выбрила волосы на лобке. 37
18. Амнон возненавидел Тамар оттого, что она затянула волос на лобке вокруг его члена, сделав его бесплодным.. 38
19. Запрещается сдерживать мочеиспускание — чтобы не стать бесплодным.. 39
20. Женщина, два мужа которой умерли, представляет опасность для третьего — из-за своего несчастного жребия. 40
21. Замужняя женщина, прядущая шерсть в общественном месте, сидя так, что нити скользят у нее между ног напротив полового органа... 41
22. Каким должно быть расстояние между грудями у женщины, чтобы муж мог развестись с ней, не выплачивая алиментов. 43
23. Есть ли у петуха легкие. 45
24. Оскверняет ли прикосновение к мыши, состоящей наполовину из плоти, а наполовину из земли. 46
25. Бардилас — это гиена, превращающаяся в летучую мышь. 47
26. Коты не поддаются дрессировке, потому что едят мышей. 48
27. Есть ли у лисы яд в когтях. 49
28. Может ли яд, содержащийся в кошачьих когтях, убить козленка или ягненка. 50
29. Какими камнями можно вытирать задницу в субботу. 50
30. Чем лучше подтирать задницу — черепком или камнем.. 51
31. Колдун, вызывающий души умерших и усаживающий их на своем половом органе, теряет свое умение в субботу. 52
32. Следует ли нарушать субботние запреты ради лечения человека, у которого болят глаза. 53
33. Какие амулеты можно носить на цепочке в субботу. 54
34. Разрешается носить на шее цепочку с лисьим зубом как средством от бессонницы — хотя это языческий амулет. 55
35. Может ли женщина выйти из дома в субботу с тампоном.. 56
36. Разрешается ли совокупляться с девственницей в субботу. 57
37. Нарушил ли субботний запрет тот, кто вынес из дома орех и положил его в сосуд, плывущий по реке. 57
38. В субботу разрешается убивать вшей — но не яйца вшей. 58
39. В субботу запрещается делать широкие шаги. 59
40. Можно ли нести живого человека в субботу. 60
41. О том, кто дал в субботу кусок хлеба бедному карлику ростом менее тридцати сантиметров. 61
42. Сколько оливкового масла необходимо вынести в субботу на улицу, чтобы заслужить наказание. 62
43. Можно ли привязать в субботу козлиный поводок к бороде козла. 63
44. О мочащемся в субботу с крыши на общественный домен. 64
45. Может ли мочащийся с крыши синагоги придерживать рукой свой половой орган 64
46. В какую часть влагалища должна попасть менструальная кровь, чтобы женщина стала ритуально нечистой. 66
47. Анатомия женской матки и статус крови, обнаруженной в полостях, ведущих к влагалищу. 67
48. Женщина ввела кусок ткани во влагалище и обнаружила каплю крови — с какого момента она ритуально нечиста. 68
49. Женщина, менструальная кровь которой вытекает через трубочку, вставленную во влагалище, — ритуально чиста. 69
50. Женщина, у которой началось кровотечение во время секса. 70
51. Женщина, мочившаяся стоя и обнаружившая кровь, — ритуально нечиста. 72
52. Откуда известно, что тело женщины состоит из 252 членов. 72
53. Отчего груди женщины находятся в верхней части тела. 74
54. Запрещается преподавать законы отношений между полами и проблемы прелюбодеяния трем ученикам сразу. 74
55. Тот, кто печет хлеб в праздник для будничных нужд, избавлен от порки. 75
56. Тот, кто оставляет снопы на снопах. 78
57. В каком месяце был сотворен мир. 78
58. Является ли поросенок, сосущий овцу, ее детенышем.. 79
59. Генеалогические утверждения Библии не следует принимать за чистую монету. 79
60. Допустимо ли радоваться гибели злодеев; проститутки, умывшиеся кровью Ахава. 80
61. Кошерное мясо, оставленное без присмотра, объявляется некошерным из опасения, что вороны подменили его падалью.. 81
62. Мясо, упавшее с неба, дозволено к употреблению в пищу. 83
63. Облака, из которых падает пшеница. 84
64. Семя еврея, вытекающее из влагалища нееврейки или животного. 84
65. Тот, кто закончил молитву и хочет помочиться, должен обождать две секунды.. 85
66. Кем были вороны, кормившие пророка Илью.. 86
67. Разрешается называть прелюбодея сыном вонючей шлюхи. 87
68. Что делает бог, чтобы особо крупные животные не размножались. 88
69. Ангел смерти может убить человека, срок жизни которого еще не истек. 89
70. Даже если женщина суждена мужчине изначально, молитва о том, чтобы она умерла и не вышла за него замуж, может быть услышана. 90
71. Как можно заставить муравьев из разных муравейников истреблять друг друга 91
72. Есть ли у муравьев царица. 92
73. Как кастрируют пчел. 92
74. Откуда известно, что Книга Эстер продиктована Святым духом.. 93
75. Царица Вашти отказалась появиться голой на пиру оттого, что у нее вырос хвост 95
76. Откуда известно, что в городах, в древности якобы окруженных стенами, пурим празднуется 15-го Адара. 96
77. Откуда известно, что города Лод, Оно и Гей Хиршим были окружены стенами во времена Йеошуа бин Нуна. 98
78. Когда должны праздновать Пурим жители Тверии. 99
79. Пять овец на одном берегу Иордана и пять овец на другом берегу. 100
80. Сразу ли съедает лев свою добычу. 101
81. Какие бочки в винном погребе необходимо обследовать перед Пасхой. 103
82. Две мыши — одна с мацой во рту, другая с хамецом во рту — вошли в два разных дома. 104
83. Мышь белая, мышь черная, хамец и крыса. 104
84. Хамец во рту у змеи — как быть с ним в Пасху. 106
85. Пасхальный пильпуль: половина кезайита хамеца в доме. 106
86. О человеке, съевшем половину кезайита мацы, извергшем его наружу и съевшем его заново. 107
87. Откуда известно, что посредством полового акта можно легально приобрести жену. 108
88. Можно ли взять в жены половину женщины.. 110
89. Если собака гонится за женщиной. 111
90. О приобретении жены взамен навоза, произведенного быком, приговоренным к смертной казни. 112
91. Шип во рту у быка, молотящего зерно. 113
92. О завязывании гусиного клюва при молотьбе. 113
93. Вставать ли перед раввином, едущим на осле. 114
94. Кошерно ли животное, зарезанное ножом, прикрепленным к стене. 114
95. О черном коте, сыне белого кота, рожденного от черного кота. 115
96. Выкидыш в форме змеи, совы икрокодила. 116
97. Змея, отпившая разбавленное вино и оставившая в нем свой яд. 117
98. Змея, вожделеющая к женщине, забралась к ней во влагалище — как выгнать ее оттуда. 118
99. О кучере, впрягшем в телегу одновременно рыбу и козу. 119
100. Можно ли очистить ритуально нечистую иглу на голове у человека, ноги которого погружены в микву. 119
101. Корова, родившая теленка непосредственно в утробу другой коровы.. 120
102. Можно ли мочиться с надетыми тфилин. 121
103. Можно ли делать знаки окружающим в ходе чтения «шма исраэль». 121
104. Дозволено ли читать «Шма Исраэль» рядом с голым неевреем.. 122
105. Может ли читать «Шма Исраэль» тот, к чьим сандалиям пристали экскременты.. 122
106. Можно ли читать «Шма Исраэль» лежа на кровати, под которой находятся экскременты.. 123
107. Можно ли изучать Тору в месте, где пахнет экскрементами. 123
108. Мужчины, лежащие голыми в постели спиной к спине, могут читать «Шма Исраэль». 124
109. О том, кто находится в микве и собирается молится. 124
110. Можно ли рыгать и плеваться во время молитвы.. 125
111. Бычья кровь, пролитая на пол, не может искупить грех. 126
112. Можно ли есть мясо человека, найденного в чреве зарезанной коровы.. 126
113. Статус вора, похитившего спящего человека или беременную женщину и продавшего их. 127
114. Человек, подымаясь по лестнице, сломал одну из перекладин, которая, падая, убила другого человека. 127
115. Можно ли продать белого петуха нееврею.. 128
116. Об обычае неевреев совокупляться с животными, принадлежащими евреям, но не со своими собственными животными. 129
117. Еврей, по ошибке совокупившийся с животным, и нееврей, сделавший это сознательно. 130
118. Женщина родила овцу; отец выдал овцу замуж — может ли муж овцы жениться на ее сестре. 131
119. Статус яиц, снесенных больной курицей. 132
120. Какие черви кошерны.. 133
121. Мужчина, извлекший семенную жидкость при помощи зубочистки. 134
122. Каким образом можно излить семя, не онанируя. 135
123. Демоны не способны произнести имя Бога. 136
124. Демон в образе крокодила с семью головами приходил в ешиву к Абайе. 136
125. Тот, кто увидел человека, кричащего: «Умер муж такой-то!», должен заподозрить, что видит демона. 137
126. Статуя Августа, держащего в руках экскременты.. 138
127. Можно ли пользоваться глиняными сосудами, в которых римляне держали вино 138
128. С какого возраста девочка может забеременеть. 139
129. Женихи перепутали невест-девственниц после свадьбы; могут ли те забеременеть. 140
130. Оргии во времена пророка Амоса. 140
131. Статус быка, бодавшего животных в таком порядке: бык, бык, бык, осел, верблюд. 141
132. Какие законы — мужские или женские — применяются к андрогину. 142
133. Водный источник, ставший культовым объектом, — можно ли возливать его воду на жертвенник в Храме. 143
134. Раввин, выдумавший закон. 144
135. Рабби Акива мог увидеть жену римского наместника только случайно. 145
136. С какого возраста мальчик обязан совершать паломничество в иерусалим.. 146
137. Воздух, проникший под одежды священника-когена. 147
138. Согрешил ли тот, кто опозорил спящего человека, умершего во сне и не узнавшего, что он опозорен. 147
139. Разрешается говорить о человеке отрицательно после его смерти. 148
140. Разрешается вести возбуждающие разговоры перед сексом.. 149
141. Тот, кто начал слушать звук шофара в яме, а закончил вне ямы, выполнил заповедь о трублении в шофар. 149
142. Какие звуки следует извлекать из шофара при трублении в него в Рош а-Шана — хныканье или стоны.. 151
143. Тот, кто принял звук шофара за крик осла, не выполнил заповедь. 152
144. О том, кто украл быка, отпилил ему рога, а затем продал. 152
145. Рука священника оторвалась, когда он взмахнул ею, брызгая кровью птицы на жертвенник. 153
146. Тот, у кого произошло семяизвержение в Йом Кипур, должен опасаться, что не переживет следующий год. 154
147. Откуда известно, что запрещается заниматься сексом в Йом Кипур. 155
148. Разрешается ли резать овощи в Йом Кипур, имея в виду сварить их после окончания поста. 156
149. Каким образом считали число кроплений кровью занавеси в храме в Йом Кипур. 156
150. Слепому разрешается спать со своей женой. 158
151. Пьяная женщина вожделеет даже к ослу на городской площади. 158
152. Чем накрывают сукку. 160
153. Каков установленный законом минимальный периметр круглой сукки. 161
154. Сукка, одной из стен которой является слон. 163
155. Ветвь мирта, на месте отломанной верхушки которой вырос плод. 165
156. Откуда мы знаем, что «плоды прекрасного дерева» — это плоды цитрона. 165
157. Этрог, внутренняя часть которого сгнила, а кожура осталась целой. 166
158. Можно ли стричь ногти в холь а-моэд, равно как и бросать их на пол. 167
159. Что такое половой акт — из Торы.. 168
160. Талмудическая педиатрия; медицинские проблемы, связанные с обрезанием.. 169
161. Отсасывание крови младенца при обрезании. 170
162. Как определить пол плода при выкидыше. 171
163. Лечение людей и животных при помощи амулетов — не одно и то же. 173
164. Как избавиться от камней в мочеиспускательном канале. 174
165. Лекарство мудрецов от водобоязни. 175
166. Каким образом излечивается цинга. 176
167. Чтобы вылечиться от малярии, необходимо передать болезнь большому муравью или водам реки. 178
168. Разрешается ли пить ослиную мочу для того, чтобы излечиться от желтухи. 178
169. Птичье гнездо на голове у человека. 179
170. Откуда известно, что яйца некошерной птицы запрещены к употреблению в пищу? От страуса. 180
171. Интерпретация неисполнившихся библейских пророчеств. 181
172. Следует ли сжечь парик, принадлежащий женщине, живущей в «отверженном» городе. 182
173. Давид получил в жены Михаль, состоявшую в браке с Палти, отдав за нее то ли сто, то ли двести экземпляров крайней плоти филистимлян. 182
174. Слон съел пальмовые листья и изверг их вместе с пометом в форме плетеных корзин. 184
175. Мальчик становится мужчиной после того, как у него вырастут два волоска из одного мешочка. 186
176. Дождевую воду, источник которой — в океане, разрешается перемещать в праздник. 187
177. Какого роста был Адам.. 188
178. Демоны и духи зародились из спермы Адама. 189
179. Бог сотворил женщину из хвоста Адама. 189
180. О размере полового органа Самсона. 190
181. Самсон «молол» в тюрьме филистимлянок. 191
182. О волосе, упавшем с головы назарея. 191
183. Опасность, которой подвергается жизнь нееврея, не оправдывает нарушение субботних запретов. 192
184. Одалживающий корову для своих сексуальных нужд. 193
185. Можно ли заколдовать хлебные крошки. 193
186. Яйца самки яхмора — порождения семени оленя. 194
187. Где следует отправлять естественные надобности по ночам.. 194
188. Рыбы, водящиеся в реках, дно которых состоит из смеси глин, разрешены к употреблению в пищу. 195
189. Если некто обнаружит в Южной Америке животное с отрезанными ногами и ртом... 196
190. Выдающимся раввинам разрешается брать себе жену на один день. 197
191. Что делать тому, у кого проблемы с эрекцией. 198
192. Мудрецы любили сидеть у входа в женские миквы.. 199
193. Посадив женщину на бочку с вином, можно выяснить, является ли она девственницей. 199
194. Должен ли оплачивать ущерб тот, кто нанес телесное повреждение жене в ходе полового акта. 200
195. О ритуальной чистоте зародыша теленка, умершего в чреве верблюдицы.. 201
196. Какие материальные права дает стандартный брачный контракт женщине, лишившейся девственности из-за несчастного случая. 203
197. Обязанности мужа по отношению к жене, с которой он не живет водном доме 204
198. Ребенок, родившийся с двумя головами, — на какую из них следует накладывать тфилин. 205
199. Запрещено убивать человека, насилующего девушку анальным образом.. 205
200. Настоящее имя Орпы.. 207
201. Откуда известно, что ритуальное умерщвление животного сводится к перерезанию ему горла. 208
202. Выбрал для еды белых и черных голубей — а те поменялись местами. 210
203. О женщине, во влагалище которой оказался кусок падали. 210
204. Тело женщины, сгнившее вместе с находящейся в нем спермой. 211
205. Иерусалимский Храм был разрушен из-за девушек, соблазнявших молодых людей. 212
206. Женщина, находящаяся в сексуальной связи с братом, считается всего лишь развратницей. 212
207. Ягненок, отданный проститутке в уплату за ее услуги, не может быть принесен в жертву в Храме. 213
208. Человек, раскаявшийся в ереси, умирает. 214
209. Человек, укушенный змеей за то, что нарушил установление мудрецов, обречен. 215
210. Женщина, ведущая себя как праведница и возносящая молитвы, способствует гибели мира. 216
211. О левиратном браке — и разводе. 217
212. Действителен ли левиратный брак, заключенный ненамеренно. 218
213. Вдова, накладывающая макияж и надевающая драгоценности, теряет право на доходы с активов, оставшихся от мужа. 220
214. Женщина, подозреваемая в супружеской измене, но отрицающая ее, подвергается магическому испытанию.. 221
215. О человеке, подозревающем жену в анальной измене. 221
216. Разведенные супруги на глазах у двух свидетелей вошли в гостиничный номер. 222
217. Каким образом вошел реем в Ноев ковчег. 223
218. О вороне, заподозрившем Ноя в страсти к воронихе; отчего африканцы черны.. 224
219. Как справиться с вожделением при встрече с женщиной, выходящей из миквы.. 225
220. Говорит ли Тора о воскрешении из мертвых. 226
221. Доказательство возможности воскрешения из мертвых. 227
222. Элиша бен Авуя оставил иудаизм, убедившись, что действительность не согласовывается с обещаниями Торы.. 227
223. У персидского царя Кира была собака-наложница. 229
224. Допустимое и недопустимое в сексуальных отношениях. 230
225. Может ли работник, собирающий виноград с одной лозы, есть ягоды с другой. 231
226. Тот, кто полагает, что царь Соломон согрешил, — ошибается. 233
227. Навуходоносор хотел переспать с иудейским царем Цидкией. 234
228. Пророк даниэль копал реку в Тверии. 235
229. Кто такой Иов и когда он жил. 236
230. Можно ли называть Авраама Аврамом.. 237
231. Тот, кто продал всех голубят, которые родятся в будущем в его голубятне, оставляет себе самую первую пару птенцов. 238
232. Кем были убитые пророком Элишей отроки — детьми или подростками. 238
233. О звездах в небе. 240
234. Идолы и библейский вибратор. 241
235. Статус «красной телицы», у которой выросли по белому волоску на хвосте и на голове. 243
236. Способны ли очень толстые люди совершить половой акт. 244
237. Исполинская птица снесла неоплодотворенное яйцо во время полета и вызвала потоп. 245
238. Сколько времени требуется мужчине и женщине, чтобы осуществить частичное сексуальное проникновение. 245
239. Разрешается ли заниматься сексом в комнате, где находится комар. 246
240. Стоит ли молить Бога о том, чтобы беременная женщина родила ребенка определенного пола. 247
241. Может ли нееврейка стать рабыней еврея после полового акта с ним.. 248
242. Еврейский раб, пожелавший навсегда остаться рабом у своего еврейского хозяина. 249
243. Муж отдал жене свиток торы в качестве разводного письма; будут ли они после этого считаться разведенными. 249
244. Можно ли спать днем с тфилин на голове. 251
245. Девушка лишилась девственности по доброй воле — испытала ли она страдания. 252
246. Рыба, не имеющая чешуи, в животе которой найдена рыба, имеющая чешую; русалки. 253
247. Срок беременности змеи — семь лет. 254
248. Змея спарилась с черепахой, в результате чего появилась на свет опасная для человека змея. 255
249. Когда Сара забеременела Ицхаком.. 256
250. Сколько времени длится беременность женщины.. 257
251. Можно ли заниматься сексом с беременной женщиной. 258
252. У мужчины, произнесшего имя красивой женщины, немедленно начинается истечение семени. 260
253. Разрешен ли анальный секс супругам-неевреям.. 260
254. Мужчина женился на девственнице, объявил, что не обнаружил девственной крови — и оказался лжецом.. 262
255. Выходит ли на свободу раб, которому хозяин отрезал яички; статус раба, которому хозяин отрезал язык. 263
256. Зубной врач вырвал зуб своему рабу в ходе лечения. 264
257. Вредный воздух ямы.. 265
258. Должен ли насильник платить штраф отцу своей жертвы, если та умерла. 267
259. Будут ли дети постоянно прелюбодействующей замужней женщины мамзерами. 269
260. Царь Иудеи Йеояким сделал себе татуировку на члене. 270
261. Царь Давид полагал, что занятия сексом по утрам умерят его вожделение; вышло наоборот. 270
262. Царь Давид и в старости сохранил выдающуюся сексуальную потенцию.. 271
[1]Устная Тора — условное обозначение иудейского раввинистического учения, опорой и основным источником которого является Талмуд.
[2]Условно: в I веке до н.э. — I веке н.э.
[3]Разумеется, лишь там, где он распространялся и развивался; во многих регионах, где массово проживали иудеи, прежде всего в Европе, талмудическое учение в первом тысячелетии новой эры практически не привилось — с чрезвычайно поучительными последствиями.
[4] Техническое именование талмудического текста.
[5] «Устная Тора — как она есть»; из «Исследование Талмуда — сборник исследований Талмуда и смежных областей» под редакцией Яакова Зусмана и Давида Розенталя, 3-й выпуск, 1-й том, изд. «Магнес», Еврейский университет, Иерусалим, 1965, стр. 209-385.
[6] То есть еврейских мудрецов времен Мишны и Талмуда соответственно.
[7] Профессиональным «зубрилкам», не являвшимся учеными и не имевшим личного авторитета, зато обладавшим выдающейся памятью.
[8] Согласно этому закону все читатели-неевреи, ознакомившиеся с данной книгой, должны быть умерщвлены. Утешением для них может стать то обстоятельство, что нынешние еврейские суды не обладают полномочиями приговаривать к смертной казни. Однако современные авторитеты успешно работают над реставрацией древних иудейских институтов. Нельзя исключить, что право религиозных судов приговаривать евреев и тем более неевреев к смертной казни будет со временем восстановлено.
[9] Комментарии Баалей а-Тосафот и сегодня печатаются на полях всех стандартных изданий Вавилонского Талмуда.
[10] Авраам-Авли Алеви Гомбинер (ок. 1637-1683) — выдающийся польский раввин и законоучитель, автор классического комментария к одному из разделов Шульхан-Аруха (Орех Хаим), названного им Маген Авраам («Щит Авраама»).
[11] Мишна — важнейший юридический и галахический иудейский текст, лежащей в основе всей талмудической литературы. Собственно Талмуд (Гемара) — это не более чем пространный комментарий к Мишне. Исторически Мишна — плод коллективного творчества II века н.э. Ее соавторов мы называем здесь и далее «мудрецами Мишны». Согласно традиции, Мишна была отредактирована рабби Йехудой а-Наси в начале III века. Позднее, в III — II веках, она была проинтерпретирована Иерусалимским (Палестинским) Талмудом, а в IV-VI веках - Вавилонским Талмудом, являющимся основой всей иудейской культуры вплоть до нашего времени.
12 Непоследовательное объяснение. Если бы эти люди действительно намеревались добраться до небес, согласно «западным» мудрецам, им также следовало строить башню не в Вавилонии, а в Армении.
[13] К сожалению, Талмуд не уточнил, в какое время года рабби Ханина совершил это путешествие. В любом случае доказательство рабби Ханины сомнительно, ибо не может относиться одновременно и к лету, и к зиме.
[14] Литературный термин «древние мудрецы» эквивалентен термину «мудрецы Мишны» и будет использоваться в этом значении и далее.
[15] Прискорбное рассуждение, иллюстрирующее астрономические и географические познания мудрецов Талмуда. Отсюда, например, следует, что они не считали землю шарообразной.
[16] Из предыдущей главы.
[17] В Торе сказано буквально «иша зона», что смело можно перевести и как «женщина-блудница» или как просто «проститутка». Мы здесь и в дальнейшем будем придерживаться более сдержанного перевода — «распутная женщина».
[18] Как выяснится ниже, брак, вернее сказать, брачная сделка, может быть заключена посредством полового акта.
[19] Кроме того, когеном запрещено жениться на разведенных женщинах (в том числе на женщинах, с которыми развелись они сами), но разрешено жениться на вдовах. На первосвященников накладываются еще более строгие ограничения — они могут жениться лишь на девственницах.
[20] В точной аналогии с сексуальным сношением с девочкой в возрасте менее трех лет.
[21] До некоторой степени вразрез с мнением мудрецов, высказанным в главе 11 («Может ли священник жениться на малолетней»).
[22] В главе 13 («Первосвященник должен жениться на девственнице не старше двенадцати с половиной лет»).
[23]Однокоренное уже знакомому нам слову зона — распутница.
[24] Трефа (букв. — «растерзанная») - сложное и несколько противоречивое талмудическое понятие. Вообще говоря, трефным называется любое кошерное (то есть разрешенное для употребление в пищу) животное (или птица), если оно, согласно определенным формальным критериям, является больным или раненым столь серьезно, что не протянет и года. Став трефным, животное (или птица) перестает считаться кошерным. На кошерных рыб это понятие и связанные с ним запреты не распространяются.
24 Из предыдущей главы.
25 Последнее утверждение трудно квалифицировать иначе как элегантное оскорбление.
[27] Иными словами, вечером в пятницу.
[28] Камеа — магическая записка или набор корешков.
[29] Хрестоматийная пара спорщиков в Талмуде, который нередко идиоматически именуется «Воплощениями Равы и Абайе».
[30] Или он не был бы знаком с данным афоризмом, что, разумеется, невозможно себе представить.
[31] Трума может быть съедена только в состоянии ритуальной чистоты; в частности, она не может быть съедена после семяизвержения.
[32] Мамзер — важнейшее талмудическое понятие, обозначающее человека любого пола, рожденного еврейской замужней женщиной не от мужа. Такой человек признается Галахой непоправимо ущербным; ему и его потомкам в любом поколении запрещено вступать в брак с «полноценными» евреями (при этом он может вступить в брак с прозелитом, освобожденным нееврейским рабом или другим мамзером). Следует отметить, что человек, рожденный незамужней еврейкой, мамзером не является; он имеет право вступить в брак с «полноценным» евреем.
33 Иудейский царь Менаше — историческая фигура, выдающийся и несправедливо оболганный дейтерономическим библейским повествованием (прежде всего книгой Царей) царь Иудеи, живший в VII веке до н.э. и восстановивший свое государство буквально из руин после разрушительного ассирийского нашествия. Мифический Йонатан размещен Библией на много столетий раньше, в не вполне исторические времена Судей, то есть в эпохе, предшествующей появлению иудейской монархии. Уровень критического осмысления собственной истории был в талмудические времена настолько низок, что этот колоссальный анахронизм (в отличие от генеалогических и отчасти филологических соображений) мудрецам нисколько не мешал.
[34] Термин «Страна Израиля» (Эрец Исраэль) нетривиален и требует подробного, как ни странно, теологического, а не географического или филологического рассмотрения. Он имеет очевидную мифлогическую окраску (скажем, некоторые классические тексты утверждают, что Страна Израиля — самая высокая из всех земель; границы этой страны весьма расплывчаты), однако не может быть совершенно вырван из географического и политического контекстов. См., например, свежую книгу проф. Ш. Занда «Кто изобрел Эрец Исраэль», которая, правда, выйдет в свет только в 2012 году.
[35] То есть совершает матримониальную сделку и, следовательно, юридически вступает с ней в брак.
[36]Древнее еврейское право установило целый ряд законов, связанных с седьмым и пятидесятым годами. Так, например, в седьмой год запрещена обработка земли в Стране Израиля, освобождаются евреи-рабы и прощаются денежные долги, а в пятидесятый год проданная земля возвращается к исходным владельцам (точнее, к семьям людей, якобы получивших их в надел при завоевании Ханаана). Большая часть этих законов были совершенно или отчасти нерелевантными во времена Талмуда. Более того, из-за неаккуратного ведения хронологических записей к тому времени возникли разногласия по поводу того, какой именно год является седьмым.
[37] Следует отметить, что данный стих говорит не о праздновании, а о сражении. В нем далее говорится: «...чтобы отстоять от врагов своих жизнь и покой...». Тем не менее Талмуд использует «праздничное» слово «собрались» в своих целях.
[38] Из предыдущей главы.
[39] Это утверждение Талмуда является, самое меньшее, странным и заслуживает критического рассмотрения. Прежде всего, приведенная в Талмуде библейская цитата неточна. В Библии о царе Асе сказано следующее: «И построил он укрепленные города в Иудее» (Хроники II 14,5). Что важнее, в рассказе о нем никак не упомянуты Лод, Оно и Гей Хиршим, которые к тому же находятся в уделе колена Биньямина, а не в Иудее.
[40] Из двух предшествующих глав.
[41] Следует отметить, что Кинерет находится к северу, а не к востоку от Тверии. Талмудические и еврейские средневековые источники систематически путают оси север-юг и запад-восток. Эта путаница является одним из источников многочисленных встречающиеся в них географических ошибок.
З5 Тверия, разумеется, была названа в честь римского императора Тиберия в I веке н.э.
[43] Из предыдущей главы.
[44] Из двух предшествующих глав.
[45] Из трех предшествующих глав.
[46] Пильпуль — на талмудическом жаргоне сложное, изысканное и иногда не совсем естественное рассуждение.
[47] Кезайит — буквально: «как оливка»; единица объема и веса одновременно.
[48] Этот вывод, как мы увидим, прямо противоречит утверждению, сделанному в главе 159.
[49] Из предыдущей главы.
[50] Мелкая медная монета.
[51] 25-30 американских центов — смотря по курсу.
[52] Из двух предыдущих глав.
[53] Имеющего аристотелианские корни.
[54] Из трех предыдущих глав.
[55] Из предыдущей главы.
[56] Тфилин — филактерии, то есть коробочки из черной кожи с прикрепленными к ним кожаными ремнями, содержащие написанные на пергаменте фрагменты из Торы. Верующие евреи надевают их (прилаживая к руке и голове ремнями) каждый будний день.
[57]Из предыдущей главы.
[58] Из предыдущей главы.
[59] Раши (аббревиатура) — рабби Шломо бен Ицхак (1040-1105), крупнейший и наиболее авторитетный средневековый комментатор Торы, Библии вообще и Вавилонского Талмуда.
33 Хасиды — члены обособленных, склонных к мистике еврейских религиозных групп, во главе каждой из которых стоит абсолютный светский и религиозный монарх — реббе, трактуемый своими подданными как единственный представитель небес на земле. Следует отметить, что в настоящее время существуют по крайней мере две большие хасидские группы («бреславская» и Хабад), открыто поклоняющиеся своим покойным руководителям и не избирающие новых монархов.
[61] Литваки — народное именование старинных и нынешних противников хасидизма, сосредоточенных в свое время в литовских религиозных центрах — отсюда и название.
[62] Как легко видеть, на похитителя нееврея приговор Торы не распространяется.
[63] Города-убежища если вообще существовали (что весьма и весьма сомнительно), то лишь в домонархические времена, то есть более чем за тысячу лет до эпохи Мишны.
[64] Раввин Йосеф Каро (1488-1575).
58 Предназначенная исключительно для священников-когенов и их семей часть урожая; труму разрешалось есть только в состоянии ритуальной чистоты. Во времена Талмуда (и даже во времена Мишны) большинство законов о труме (как и прочие законы о ритуальной чистоте) были давным-давно нерелевантны.
66 Это греческое существительное обозначает на современном иврите хурму; увы, из нынешней хурмы ароматические масла не производятся. До сих пор ученые не сумели точно идентифицировать ценное древнее ароматическое растение, носившее это название, хотя в последние годы неоднократно сообщалось, что афарсемон наконец опознан. Трудно однозначно верифицировать эти публикации, к сожалению, противоречащие друг другу.
[67] На талмудическом жаргоне слово «дом» нередко (в несколько унизительной форме) обозначает жену. В данном случае мудрецы отважились истолковать в этом духе слова Библии.
68 «Зевсов» — общеупотребительных в эллинистическом мире серебряных монет.
[69] То есть звук, произведенный шофаром, так сильно искаженный звуком, источник которого - в воздухе ямы, что тот, кто говорит, стоя рядом с ямой, слышит исходящий оттуда совсем другой голос; так несколько нереалистично определяет понятие гула написанная в XIV веке книга «Бейт а-Бехира> Менахема а-Меири в комментарии на Рош а-Шана 26б.
[70] Из предыдущей главы.
[71] Очень многие законы Торы стали в те времена или даже раньше неосуществимыми. В частности, религиозные суды утратили право налагать штрафы, приговаривать к смертной казни или телесным наказаниям в соответствии с законами Торы. Однако те же суды в качестве представителей светской власти сохранили принципиальное право выносить или одобрять сколь угодно суровые имущественные, телесные и капитальные приговоры в рамках еврейского гражданского и общественного права — или просто по указанию властей.
[72] Что допускается еврейским календарем.
[73] Стоит иметь в виду, что эту установления были приняты во времена Мишны, то есть спустя столетие (и более того) после разрушения Иерусалимского Храма и полного прекращения жертвоприношений; таким образом, они не имели практического значения. Тем боле