Элиша бен авуя оставил иудаизм, убедившись, что действительность не согласовывается с обещаниями торы

Мудрецы Мишны утверждали, что исполнение заповеди — любой заповеди — приносит человеку награду в этой жизни. В част­ности, жизнь его вследствие этого продлевается.

Мудрецы Талмуда спросили: разве мудрецы Мишны не поста­новили, что лишь исполнение нескольких определенных запове­дей приносит земную награду? Вот их перечень: почитание отца и матери, милосердные дела, гостеприимство, установление мира между людьми и изучение Торы.

Им ответили: исполнивший любую заповедь получает награду — но лишь в том случае, если до этого его грехи и заслуги в точности равновелики, и данная заповедь склоняет чашу весов в сторону заслуг.

Мудрецы продолжили: выходит, тот, кто исполнил одну из пере­численных выше особых заповедей (например, заповедь почитания родителей), получает награду невзирая на свою предысторию — даже если до этого все его действия были сплошными грехами, а эта запо­ведь — единственной! Это более чем странно!

Им ответили: разница между обычными заповедями и перечис­ленными состоит в том, что последние приносят награду и в случае, если до исполнения заповеди грехи перевешивали заслуги, а данная заповедь уравняла баланс (то есть в ситуации точного равновесия), в то время как первые приносят награду, лишь если чаша весов начи­нает склоняться в сторону заслуг.

Мудрецы продолжили: мудрецы Мишны установили в другом месте прямо противоположное правило: человеку, грехи которого перевешивают заслуги, дают награду в этом мире, с тем чтобы умень­шить его награду в будущем мире. Наоборот, тот, чьи заслуги переве­шивают его грехи, страдает в этом мире ради того, чтобы его награда в будущем мире возросла.

Им ответили: иногда человек получает награду, иногда — страда­ния, и все это — за исполнение заповедей: награду — чтобы возна­градить его на земле за исполнение заповедей, страдания — чтобы увеличить его награду в будущем мире.

Мудрец по имени Рава дал другой ответ: два вышеприведенных утверждения мудрецов Мишны действительно противоречат друг другу! Он считал, что мудрецы разошлись во взглядах по вопросу о земной награде за исполнение заповедей. По мнению одного мудреца, существует земная награда за исполнение заповедей, по мнению другого мудреца, рабби Яакова, ее вовсе нет, и все возна­граждение за свои заслуги человек получает в будущем мире.

Откуда вывел рабби Яаков, что исполнение заповедей не сулит земной награды?

Однажды на глазах у рабби Яакова отец попросил сына испол­нить заповедь изгнания горлицы из гнезда, находившегося на вер­шине дерева. Этот человек залез на дерево, в соответствии с запове­дью прогнал горлицу, забрал из гнезда птенцов, а затем, спускаясь с дерева, сорвался и умер.

Рабби Яаков задумался: каким образом можно примирить случив­шееся со следующими обещаниями Торы: «Чти отца своего и мать свою, дабы продлились твои дни на земле» (Исход 20,12), а также: «Отпустить ты должен мать (горлицу), а детей (птенцов) можешь взять себе, чтобы тебе было хорошо и продлились дни твои» (Второ­законие 22,7)?

Поневоле, решил рабби Яаков, приходится заключить, что обе­щанное Торой вознаграждение за исполнение заповедей о почитании родителей и изгнании горлицы, вопреки написанному в Торе, может быть получено только в будущем мире.

Мудрецы продолжили: эта история не является доказательством того, что земная награда за исполнение заповедей невозможна. Быть может, этот человек (сын) разбился из-за того, что мечтал о грехе и вовсе не стремился исполнить заповеди, в то время как с челове­ком, стремящимся исполнить заповедь, такого случиться не может.

Им ответили: Бог не обращает внимания на дурные намерения, он учитывает только дурные поступки.

Мудрецы продолжили: быть может, разбившийся человек преда­вался в душе идолопоклонству и из-за этого погиб?

Им ответили: рабби Яаков полагал, что если бы существовало зем­ное вознаграждение за исполнение заповедей, оно спасло бы погиб­шего от мысленного идолопоклонства.

Мудрецы продолжили: даже если нет земной награды за исполне­ние заповедей, налицо другое обещание Торы, гласящее, что человек, намеревающийся исполнить заповедь, не может из-за этого постра­дать. В таком случае отчего погиб человек, исполнявший заповеди о почитании родителей и изгнании горлицы?

Им ответили: данное обещание действует, лишь когда человек готовится исполнить заповедь, однако после ее исполнения он может пострадать; в данном случае он погиб после того, как исполнил запо­ведь.

Мудрецы продолжили: однако мудрецы Мишны прямо обе­щали, что и на обратном пути после исполнения заповеди человек не пострадает — «посланцы заповеди не пострадают ни на пути туда, ни на пути обратно». В таком случае отчего погиб этот человек?

Им ответили: лестница, которой он воспользовался, чтобы залезть на дерево, была ветхой, он поскользнулся и упал. Между тем обеща­ние, гласящее, что исполняющий заповедь не пострадает, относится только к случаю, если он ведет себя осторожно и не предпринимает безответственных действий.

Один из мудрецов, рав Йосеф, добавил: Элиша бен Авуя (кото­рого называли также Ахер — чужак) полностью оставил иудаизм после того, как увидел своими глазами нечто подобное истории, рас­сказанной рабби Яаковом. В отличие от рабби Яакова, он не сумел совместить увиденное со словами Торы и оставил иудаизм.

Вавилонский Талмуд,

трактат Кидушин 39б


Наши рекомендации