КАКИЕ ЗАКОНЫ — МУЖСКИЕ ИЛИ ЖЕНСКИЕ — ПРИМЕНЯЮТСЯ К АНДРОГИНУ

Человек, родившийся с двумя наборами половых органов (муж­ским и женским), называется андрогином (androgynos, греческое слово, составленное из двух корней: andros — мужчина и gyne — жен­щина). На вопрос о его половой идентификации еврейский закон не дает однозначного ответа. Неясно, с кем андрогин может вступить в брак (с мужчиной, с женщиной, ни с кем вообще), и какие законы и заповеди к нему применимы — относящиеся к мужчинам или к женщинам?

Один из древних мудрецов (мудрецов Мишны), рабби Йоси, уста­новил, что брак когена-андрогина с женщиной, не являющейся доче­рью когена, действителен, и, следовательно, его жене разрешается есть труму[65], как жене обычного когена. В контексте этого установле­ния мудрецы проанализировали утверждение, гласящее, что андро­гин, с точки зрения еврейского закона, — стопроцентный мужчина.

Один из мудрецов, Реш Лакиш, полагал, что андрогин должен рассматриваться одновременно как сомнительный мужчина и как сомнительная женщина, поэтому если коген-андрогин вступил в брак с женщиной, не являющейся дочерью когена, последней разрешается есть продукты, объявленные трумой лишь согласно постановлению мудрецов, однако запрещается есть продукты, являющиеся тру­мой по определению самой Торы. Однако другой мудрец, рабби Йоханан, полагал, что андрогина следует считать мужчиной, так что в указанном случае его жена имеет право есть труму, определенную самой Торой.

Рабби Йоханан спросил Реш Лакиша: если, как ты считаешь, андрогин не является бесспорным мужчиной, почему древние мудрецы установили, что он имеет право жениться на женщине, — ведь в таком случае нельзя исключить, что он и сам женщина?

Реш Лакиш ответил: действительно, андрогину запрещено жениться на женщине! Мудрецы имели в виду иное: если он, невзи­рая на запрет, все-таки женился, его брак действителен.

Затем мудрецы рассмотрели мнение, гласящее, что андрогин — бесспорный мужчина, в контексте утверждения другого древнего хмудреца, рабби Элазара, оспаривавшего мнение большинства мудре­цов Мишны и постановившего, что андрогина, вступившего в сек­суальные отношения с мужчиной, следует приговорить к смертной казни (побиению камнями) как гомосексуалиста.

Из того, что древние мудрецы не согласились с рабби Элазаром, следует, по-видимому, что, по их мнению, андрогин не должен быть побит камнями и, следовательно, не является бесспорным мужчиной.

Мудрецам ответили: андрогин является бесспорным мужчиной и по мнению других древних мудрецов. Разногласие между ними и рабби Элазаром несколько иное; оно относится к случаю, когда андрогин вступил в связь с мужчиной при посредстве своего жен­ского полового органа. По мнению мудрецов, не имеет значения, при посредстве какого полового органа андрогин вступил в связь с мужчиной, — в обоих случаях он должен быть осужден на смерть за мужеложство. По мнению рабби Элазара, андрогин заслуживает смертной казни, лишь если половой акт с мужчиной был осущест­влен при посредстве мужского полового органа.

По мнению другого мудреца, андрогина не следует рассматривать ни как мужчину, ни как женщину — он является иным, обособлен­ным существом; поэтому он не может вступить в брак ни с мужчи­ной, ни с женщиной.

На этом разбор природы разногласия между древними мудрецами по вопросу о том, заслуживает ли смертной казни за мужеложство андрогин, совершивший половой акт с мужчиной при посредстве своего женского полового органа, не завершился.

Мудрецы заметили: в Торе сказано: «И с мужчиной не ложись спо­собами, какими ложатся с женщиной; это мерзость» (Левит 18,22).

По мнению одного из мудрецов, из того, что Тора употребила множественное число — «способами», следует, что существуют мужчины, способные совершить половой акт двумя способами. Это андрогины, которых, по мнению этого мудреца, следует пригова­

ривать к смерти за половой акт с мужчиной, совершенный любым из этих способов.

По мнению мудрецов, считавших, что андрогин должен быть побит камнями, лишь если совершил половой акт с мужчиной при посредстве мужского полового органа, стих Торы должен быть истол­кован иначе. Они читают его так: «Мужчина, не ложись способами, как ложатся с женщиной». Другими словами, мужеложством для андрогина считается лишь половой акт с мужчиной, совершенный им самим как мужчиной, при посредстве его мужских качеств, то есть мужского полового органа; половой акт, совершенный посредством женского полового органа, мужеложством не считается.

Вавилонский Талмуд,

трактат Евамот 81а—84а


Наши рекомендации