Пять овец на одном берегу иордана и пять овец на другом берегу

Владелец стада овец обязан ежегодно отделять каждое десятое животное и приносить его в жертву в Храме. По выражению мудрецов, это приношение называется «десятиной скота». Вот что говорит о ней Тора: «И всякую десятину из крупного и мелкого скота, все, что проходит под посохом десятым, следует посвящать Господу» (Левит 27,32). Итак, из каждых десяти овец следует отделить одну в качестве десятины.

Мудрецы установили, что десять овец, из которых пересчетом выбирается жертвенное животное, должны принадлежать одному человеку и находиться в одном месте, точнее, на одном выпасе, с тем чтобы пастух мог их сосчитать. Именно, их должно разделять не более 16 километров. Таким образом, если у некоего человека есть пять овец в Тель-Авиве и пять овец в Хайфе, он не должен отделять одну из них в качестве «десятины скота» с тем, чтобы принести ее в жертву.

Мудрецы подробно обсуждали «геометрию» десятины, то есть вопрос о том, как должны быть расположены овцы и какие рассто­яния и препятствия могут их разделять, с тем чтобы от образуемого ими стада следовало отделять десятину.

Например, мудрецы спросили: каким образом было установлено, что максимальное расстояние между овцами, объединяемых в стадо в целях отделения десятины, — 16 километров?

Им ответили: это число выведено из слов пророка Иеремии (Йирмии): «Еще будут проходить стада под рукой считающего» (Йирмия 33,13). Пересчет овец пастухом, по словам мудрецов, возможен лишь когда они находятся на расстоянии не более 16 километров от него.

Мудрецы установили, что если две группы по пять овец в каждой находятся на расстоянии, превышающем 16 километров, а посере­дине между группами находится еще одна овца, одиннадцать овец вместе образуют подлежащее отделению десятины стадо (то есть «промежуточная» овца соединяет стадо воедино).

Мудрец по имени рав Аши спросил: что если между двумя уда­ленными группами овец находится не овца, а пастушеская овчарка?

В чем тут сомнение? С одной стороны, такая собака выдрессиро­вана и возвращается к пастуху по его приказу — в отличие от овцы, к которой пастух должен подойти сам, если она ему нужна; стало быть, овчарка не может соединить два удаленных стада овец. С дру­гой стороны, бывают и непослушные собаки, к которым пастух дол­жен подходить сам.

Мудрецы подняли следующий вопрос: что если пять овец нахо­дятся на западном берегу реки Иордан, а пять других овец — на вос­точном берегу?

Мудрец по имени рабби Меир полагал, что этих овец нельзя счи­тать одним стадом, даже если они находятся на небольшом рассто­янии, видят друг друга, и пастух может без труда их пересчитать. Почему? Потому что в Библии сказано: «Иордан же ограничивает ее [территорию] с восточной стороны» (Йеошуа 18,20). Стало быть, Иордан — граница, а стада, находящиеся по разные стороны границы, не могут быть объединены.

Мудрецы возразили: если любая линия, названная Библией гра­ницей, разделяет стадо пополам так, что оно не может рассматри­ваться как единое целое в том, что касается отделения десятины, то это правило относится и к внутренним границам, разделяющие раз­личные части Страны Израиля, в том числе к границам между наде­лами разных колен — они тоже должны разделять стада. В Библии сказано, например: «Оттуда шла граница к Лузу... И начертана была граница... Идет граница к морю и доходит до источника Мей Нефтоах. Оттуда нисходит граница...» (Йеошуа 18,13-16).

Мудрецам ответили: поскольку Библия объединила все части Страны Израиля в единый территориальный блок, имеющий общую внешнюю границу, внутренние границы не имеют разграничиваю­щей стада силы. В самом деле, в Торе сказано: «Это будет ваша земля в границах ее со всех сторон» (Числа 34,12).

Мудрецы спросили: если внутренние границы не имеют разгра­ничивающей стада силы, то почему имеет ее Иордан, также явля­ющийся внутренней границей? Ведь он протекает внутри Страны Израиля!

Им ответили: сухопутная внутренняя граница не имеет разграни­чивающей силы, однако такая река, как Иордан, ее имеет!

Мудрецы спросили, действительно ли Иордан течет внутри Страны Израиля? Быть может, он течет вне нее?

Мнения мудрецов по этому вопросу разошлись.

Мудрец по имени рабби Йехуда бен Бетейра считал, что Иордан протекает вне Страны Израиля, в соответствии со сказанным в Торе: «Когда перейдете через Иордан в страну Ханаан» (Числа 33,51). Из этих слов следует, что Иордан находится вне пределов Ханаана.

Другой мудрец, рабби Шимон бен Йохай, считал, что Иордан — часть Страны Израиля, как сказано в Торе в другом месте: «Эти два колена и половина колена получили надел свой за Иорданом, против Иерихона, к востоку» (Числа 34,15). В данном случае Библия свя­зала Иордан с городом Иерихоном; Иерихон является неоспоримой частью Страны Израиля, стало быть, река Иордан также является ее частью.

Вавилонский Талмуд,

трактат Бехорот 54б-55а


Наши рекомендации