Может ли священник жениться на малолетней; определение распутной женщины
Древние мудрецы (мудрецы Мишны) установили, что священнику-когену запрещено брать в жены айелонит — женщину, обреченную на бесплодие и обладающую определенными мужскими признаками.
[Термин айелонит происходит от слова айяль — баран, ибо это животное считается в еврейской традиции символом мужественности. Предполагается, что у айелонит есть мужские признаки; у нее нет обычных женских грудей и ее вагина отличается от обычной женской, так что половые отношения для нее затруднительны; у нее мужской голос — так определяет айелонит Талмуд (трактат Евамот 80б). Это определение не имеет ясного медицинского смысла, поэтому следует считать айелонит талмудической выдумкой.]
Отчего когену запрещено брать в жены айелонит? Один из мудрецов объяснил этот запрет тем, что айелонит — распутная женщина, а священнику запрещается брать в жены распутницу, как сказано в Торе: «Распутную женщину и оскверненную нельзя им [священникам] брать [в жены]» (Левит 21,7)[17]. Откуда этот мудрец взял, что айелонит — распутная женщина? из слов пророка «Будут распутствовать, но не размножаться» (Гошеа 4,10). То есть: секс, не направленный на рождение детей, — распутство. Поскольку айелонит не может рожать детей, она по определению распутница.
Один из древних мудрецов, рабби Элиэзер, установил, что, исходя из этого определения, когену запрещено брать в жены малолетнюю девочку. Некий ученик объяснил запрет рабби Элиэзера следующим образом: про несовершеннолетнюю девочку невозможно определенно утверждать, что она не станет айелонит (согласно Талмуду, статус айелонит устанавливается в возрасте двадцати лет, когда окончательно определится, выросли ли у женщины груди и волосы в определенных местах), поэтому есть опасение, что со временем она будет определена как таковая и соответственно как распутная женщина; между тем священникам запрещено брать в жены распутниц. Другие ученики отвергли это объяснение запрета рабби Элиэзера: ведь он, в отличие от других мудрецов, не считал айелонит распутницей!
Это утверждение учеников апеллирует к дискуссии, в которой мудрецы пытались установить, кого именно Тора считает распутной женщиной. Рабби Акива полагал, что распутная женщина — это женщина, которая спит со многими мужчинами. Другой мудрец полагал, что распутная женщина — эта женщина, переспавшая с мужчиной, брак с которым запрещен ей законом. Рабби Элиэзер, со своей стороны, полагал, что любой сексуальный акт, совершенный вне брака и не ради его заключения[18], превращает женщину в распутницу. Он сформулировал свою точку зрения следующим образом: «Свободный мужчина, переспав со свободной женщиной, превращает ее в распутницу». Следовательно, рабби Элиэзер не считал айелонит как таковую (то есть — айелонит, не переспавшую с мужчиной) распутной женщиной!
Один из мудрецов объяснил, что имел в виду рабби Элиэзер, запрещая когену брать в жену малолетнюю девочку, следующим образом. По его мнению, рабби Элиэзер говорил не о простом священнике, а о первосвященнике (коген гадоль). Дело в том, что брак, заключенный с малолетней девочкой, вступает в силу (как имущественная сделка) лишь когда та достигнет совершеннолетия; к этому моменту она, разумеется, уже не будет девственницей — однако, согласно Торе, первосвященник может жениться лишь на девственнице!
Мудрец по имени Рава ответил, что это объяснение — законченная глупость. Ведь первосвященник вполне может жениться на малолетней девочке, заключив брачную сделку не с ней, а с ее отцом, — в таком случае брак вступает в силу немедленно.
Было предложено другое объяснение запрета рабби Элиэзера: коген не может взять в жены малолетнюю девочку потому, что она не является ментально сформировавшимся человеком, так что существует вероятность, что она изменит мужу, вступив в связь с другим мужчиной. Ученики возразили: в таком случае не только коген, но и простой еврей не должен жениться на малолетней девочке из опасения, что она ему изменит! Им ответили: измена малолетней не считается сознательной, но рассматривается как изнасилование. В случае со когеном это послабление не помогает, ибо он обязан развестись и с изнасилованной женой, но простой еврей может продолжать жить с изнасилованной женой! Поэтому он может жениться на несовершеннолетней, а коген — нет.
Мудрец по имени рав Папа полагал, что запрет рабби Элиэзера действительно относится лишь к первосвященнику и базируется на следующем стихе Торы: «Ибо девственницу из народа своего возьмет он в жены» (Левит 21,14). Избыточное выражение «в жены» (буквально — «в женщины») указывает, что жена первосвященника должна быть взрослой женщиной, а не малолетней девочкой.
Вавилонский Талмуд,
трактат Евамот 61а—61б