Преодоление динамической афазии

Наиболее подробно тактика преодоления динамической афазии разработана Л.С. Цветковой (1972, 1985 и др.), Т.В. Ахутиной и отчасти нами.

Динамическая афазия — одна из самых сложных и с трудом поддающихся восстановлению форм афазии. Она возникает при обширном порождении третичных полей лобной доли, имеющих самое большое число нисходящих и восходящих «проводников» с передними отделами первого функциональ­ного блока, активирующими лобную долю.

В клинике сосудистых заболеваний головного мозга дина­мическая афазия наблюдается довольно редко. Как правило, она встречается в комплексе с эфферентной моторной афазией и оказывается ее конечным этапом восстановления, то есть первоначально преодолеваются явления эфферентной мотор­ной афазии, восстанавливаются элементарная устная речь, чтение и письмо, а затем, на поздних этапах, преодолеваются компоненты динамической афазии.

Для динамической афазии характерно нарушение самой начальной стадии речевого общения: речевая инициатива, ее пусковой момент и постоянная активация канвы речи, состоя­щей из плана или программы высказывания.

Больной с динамической афазией прекрасно повторяет слова и короткие предложения, односложно отвечает, заим­ствуя слова из вопроса. Весьма свободно читает и пишет под диктовку несложные предложения, но не может пересказать прочитанное, а нередко не может и понять смысл прочитанно­го, так как чтение больного не аналитическое, он не улавлива­ет план текста и его замысел. Больной не может решить про­стейшую арифметическую задачу, так как не может составить план действия. При этом остается относительно сохранным практический интеллект больного, ведение домашнего хозяй­ства и т.д. Нередко в речи больного наблюдаются не только по­вторы слов, входящих в вопрос, но и повторы движений (эхолалия и эхопраксия). Речь больного очень замедленна, с пау­зами.

Как помочь больному? За счет чего идет восстановление? Прежде всего надо помнить, что бытовые навыки у больных остаются сохранными. С них и надо начинать. Задания боль­ному начинаются с просьб что-либо сделать и оречевить свои действия. Таким образом, сначала больной слышит то, что ему надо сделать, например, отнести посуду на кухню, сходить к окулисту, раздать больным лекарства, а затем он должен отве­тить на вопрос, что им было сделано, как он это сделал, какие у него были трудности при выполнении задания (уронил вил­ку, поднял ее и т.д.). Все действия больного оречевляются, об­суждаются, причем необходимо отмечать успехи больного и не замечать неудачи. В нашем «Пособии» даются задания на об­суждение плана приготовления пищи, уборки и т.п., затем на смену этим занятиям приходят инсценировки на различ­ные бытовые темы, восстановление предложения из заданных слов, составление вариантов предложений, заканчивание при­даточных предложений и придумывание главного предло­жения.

Больному предлагается составить вопросы к сюжетным картинам, использовать обращение к членам семьи или знако­мым по имени и отчеству, задать вопросы на темы дня.

Для восстановления плана высказывания надо помочь больному составить вопросы к каждому предложению читае­мого текста. Опираясь на эти вопросы, ему легче пересказать текст. Восстановлению планирования высказывания содейст­вует использование серий сюжетных картинок из жизни детей, к которым больной сначала составляет вместе с родственника­ми вопросы, а затем уже и рассказ, также решаются простые арифметические примеры. Больные с динамической афазией аспонтанны, благодушны, поэтому нуждаются в постоянной стимуляции к занятиям. Одним из условий успешного восста­новления речи является заинтересованность больного в работе с логопедом: обсуждение спортивных передач и т.п.

Приведем несколько примеров заданий больному.

Задание № 1. Помогите больному ответить на вопросы, ис­пользуя падежные окончания местоимений «вы» и «мы», «я», «мои».

Куда вы идете? Кто ваши (твои) друзья? Кому вы пишете (ты пишешь) письмо? Откуда вернулся ваш сын? Сколько у вас детей? Когда вы поедете в санаторий? Долго ли будет длиться дождливая погода?

Задание № 2. Ответьте на вопросы, заканчивая предложе­ние.

Где ты вчера был вечером? Я вчера был ………… Куда ты се­
годня пойдешь? Я пойду….. ............ Где лежат очки? Они лежат……..

Куда вы поставили палку? Она стоит………. Где сейчас врач? Он сейчас Где сейчас можно найти врача?

можно курить? У нас не курят. Но все же, где можно здесь ку-­
рить? Курить можно только….. Куда можно выкинуть мусор? Его можно выкинуть..................................

Задание № 7. Расскажите, как квасят капусту. Во что уложили капусту? Что положили на крышку кадки? Зачем? Куда потом поставили кадку с капустой? Когда капуста будет готова? Как вы помогали квасить капусту? Как вы думае­те, какая будет капуста?

Слова для справок: кадка, нашинковать, нарезать, нару­бить, нож, сечка, посолить, погреб, чтобы, не, прохладное место, испортиться, вкусная, просолилась.

Задание № 8. По аналогии с предыдущим заданием расска­жите, как варят щи.

Задание № 9. Расспросите о поездке в санаторий. Задайте логопеду вопросы со словами:

Когда? Через несколько дней? На сколько дней? Когда вер­нетесь? Когда уезжаете? Куда поедете? Что будете делать в са­натории? Что будете читать? Кому напишете письма? О чем напишете логопеду?

Постепенно инициатива беседы должна перейти к боль­ному.

Рекомендуем широко использовать рисунки X. Бидстру­па. (Рисунки из книг X. Бидструпа ксерокопируются и наклеи­ваются для длительного пользования на листы тонкого кар­тона.)

Задание № 20. Рисунок X. Бидструпа «Пора спать!». Зада­ние стимулирует ответы больного на вопросы логопеда.

Любят ли дети укладываться спать? Что они предпочитают делать? Мама говорит своему сыну: «Уже восемь часов!» А ему, конечно, совершенно безразлично, восемь или сто часов. Счастливые часов не наблюдают! Но что делает решительная мама? И какие звуки произносит малыш? Что взяла мама, что­бы успокоить сынишку? А он опять не спит. Что еще сделала мама? Куда она улеглась? И что с мамой стало? Она, наверное, очень устала? А малыш! Как здорово, что мама спит! Чем он опять занялся?

Задание № 21. Прочтите и перескажите.

Ох уж эти взрослые! Совсем не понимают детей! Что реши­ла купить своему внуку бабушка? Долго ли она выбирала для внука книгу? Кажется, нашла! Как бабушка шла домой? Она от радости, кажется, не шла, а бежала! И как встретил ее внук? Бабушка читала ему книгу и громко смеялась! А внук? Что ста­ло с внуком? Ай да бабушка! Ай да интересная книжка!

А теперь сами составьте рассказ по этим рисункам. Приду­майте название рассказа.

Задание № 22. А это довольно грустная история. Рассмот­рите рисунки и ответьте на вопросы. Придумайте название рассказа.

Зачем пришел немолодой мужчина в магазин? О чем он мечтал и что он купил? Были ли доволен он своей покупкой? Что случилось на улице? Куда ветер унес новую, красивую шляпу? Чем достал мужчина шляпу из лужи? В каком виде ока­залась шляпа? Что он решил с ней сделать? Куда он ее поло­жил и зачем? Кто подошел и сел на скамейку? На что плюхну­лась полная дама? Чем она возмутилась? Что стало с ее пальто? А что стало с его шляпой? Каково состояние нашего неудач­ника? И что все же он с ней, с этой жуткой шляпой, сделал? И вдруг, о, чудо! На огороде стояло чучело в шляпе. И т.д.

Мы привели задания, которые больной выполняет в про­цессе чтения, однако при обширных поражениях лобной доли вследствие опухолевого процесса, обширной травмы лобной доли и глубоких отделов мозга перспектива восстановления активности может затянуться на годы. (См. труды НИИ ней­рохирургии им. Бурденко под ред. Т.А. Доброхотовой и др., 1991.)

Наши рекомендации