Преодоление динамической афазии
Наиболее подробно тактика преодоления динамической афазии разработана Л.С. Цветковой (1972, 1985 и др.), Т.В. Ахутиной и отчасти нами.
Динамическая афазия — одна из самых сложных и с трудом поддающихся восстановлению форм афазии. Она возникает при обширном порождении третичных полей лобной доли, имеющих самое большое число нисходящих и восходящих «проводников» с передними отделами первого функционального блока, активирующими лобную долю.
В клинике сосудистых заболеваний головного мозга динамическая афазия наблюдается довольно редко. Как правило, она встречается в комплексе с эфферентной моторной афазией и оказывается ее конечным этапом восстановления, то есть первоначально преодолеваются явления эфферентной моторной афазии, восстанавливаются элементарная устная речь, чтение и письмо, а затем, на поздних этапах, преодолеваются компоненты динамической афазии.
Для динамической афазии характерно нарушение самой начальной стадии речевого общения: речевая инициатива, ее пусковой момент и постоянная активация канвы речи, состоящей из плана или программы высказывания.
Больной с динамической афазией прекрасно повторяет слова и короткие предложения, односложно отвечает, заимствуя слова из вопроса. Весьма свободно читает и пишет под диктовку несложные предложения, но не может пересказать прочитанное, а нередко не может и понять смысл прочитанного, так как чтение больного не аналитическое, он не улавливает план текста и его замысел. Больной не может решить простейшую арифметическую задачу, так как не может составить план действия. При этом остается относительно сохранным практический интеллект больного, ведение домашнего хозяйства и т.д. Нередко в речи больного наблюдаются не только повторы слов, входящих в вопрос, но и повторы движений (эхолалия и эхопраксия). Речь больного очень замедленна, с паузами.
Как помочь больному? За счет чего идет восстановление? Прежде всего надо помнить, что бытовые навыки у больных остаются сохранными. С них и надо начинать. Задания больному начинаются с просьб что-либо сделать и оречевить свои действия. Таким образом, сначала больной слышит то, что ему надо сделать, например, отнести посуду на кухню, сходить к окулисту, раздать больным лекарства, а затем он должен ответить на вопрос, что им было сделано, как он это сделал, какие у него были трудности при выполнении задания (уронил вилку, поднял ее и т.д.). Все действия больного оречевляются, обсуждаются, причем необходимо отмечать успехи больного и не замечать неудачи. В нашем «Пособии» даются задания на обсуждение плана приготовления пищи, уборки и т.п., затем на смену этим занятиям приходят инсценировки на различные бытовые темы, восстановление предложения из заданных слов, составление вариантов предложений, заканчивание придаточных предложений и придумывание главного предложения.
Больному предлагается составить вопросы к сюжетным картинам, использовать обращение к членам семьи или знакомым по имени и отчеству, задать вопросы на темы дня.
Для восстановления плана высказывания надо помочь больному составить вопросы к каждому предложению читаемого текста. Опираясь на эти вопросы, ему легче пересказать текст. Восстановлению планирования высказывания содействует использование серий сюжетных картинок из жизни детей, к которым больной сначала составляет вместе с родственниками вопросы, а затем уже и рассказ, также решаются простые арифметические примеры. Больные с динамической афазией аспонтанны, благодушны, поэтому нуждаются в постоянной стимуляции к занятиям. Одним из условий успешного восстановления речи является заинтересованность больного в работе с логопедом: обсуждение спортивных передач и т.п.
Приведем несколько примеров заданий больному.
Задание № 1. Помогите больному ответить на вопросы, используя падежные окончания местоимений «вы» и «мы», «я», «мои».
Куда вы идете? Кто ваши (твои) друзья? Кому вы пишете (ты пишешь) письмо? Откуда вернулся ваш сын? Сколько у вас детей? Когда вы поедете в санаторий? Долго ли будет длиться дождливая погода?
Задание № 2. Ответьте на вопросы, заканчивая предложение.
Где ты вчера был вечером? Я вчера был ………… Куда ты се
годня пойдешь? Я пойду….. ............ Где лежат очки? Они лежат……..
Куда вы поставили палку? Она стоит………. Где сейчас врач? Он сейчас Где сейчас можно найти врача?
можно курить? У нас не курят. Но все же, где можно здесь ку-
рить? Курить можно только….. Куда можно выкинуть мусор? Его можно выкинуть..................................
Задание № 7. Расскажите, как квасят капусту. Во что уложили капусту? Что положили на крышку кадки? Зачем? Куда потом поставили кадку с капустой? Когда капуста будет готова? Как вы помогали квасить капусту? Как вы думаете, какая будет капуста?
Слова для справок: кадка, нашинковать, нарезать, нарубить, нож, сечка, посолить, погреб, чтобы, не, прохладное место, испортиться, вкусная, просолилась.
Задание № 8. По аналогии с предыдущим заданием расскажите, как варят щи.
Задание № 9. Расспросите о поездке в санаторий. Задайте логопеду вопросы со словами:
Когда? Через несколько дней? На сколько дней? Когда вернетесь? Когда уезжаете? Куда поедете? Что будете делать в санатории? Что будете читать? Кому напишете письма? О чем напишете логопеду?
Постепенно инициатива беседы должна перейти к больному.
Рекомендуем широко использовать рисунки X. Бидструпа. (Рисунки из книг X. Бидструпа ксерокопируются и наклеиваются для длительного пользования на листы тонкого картона.)
Задание № 20. Рисунок X. Бидструпа «Пора спать!». Задание стимулирует ответы больного на вопросы логопеда.
Любят ли дети укладываться спать? Что они предпочитают делать? Мама говорит своему сыну: «Уже восемь часов!» А ему, конечно, совершенно безразлично, восемь или сто часов. Счастливые часов не наблюдают! Но что делает решительная мама? И какие звуки произносит малыш? Что взяла мама, чтобы успокоить сынишку? А он опять не спит. Что еще сделала мама? Куда она улеглась? И что с мамой стало? Она, наверное, очень устала? А малыш! Как здорово, что мама спит! Чем он опять занялся?
Задание № 21. Прочтите и перескажите.
Ох уж эти взрослые! Совсем не понимают детей! Что решила купить своему внуку бабушка? Долго ли она выбирала для внука книгу? Кажется, нашла! Как бабушка шла домой? Она от радости, кажется, не шла, а бежала! И как встретил ее внук? Бабушка читала ему книгу и громко смеялась! А внук? Что стало с внуком? Ай да бабушка! Ай да интересная книжка!
А теперь сами составьте рассказ по этим рисункам. Придумайте название рассказа.
Задание № 22. А это довольно грустная история. Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы. Придумайте название рассказа.
Зачем пришел немолодой мужчина в магазин? О чем он мечтал и что он купил? Были ли доволен он своей покупкой? Что случилось на улице? Куда ветер унес новую, красивую шляпу? Чем достал мужчина шляпу из лужи? В каком виде оказалась шляпа? Что он решил с ней сделать? Куда он ее положил и зачем? Кто подошел и сел на скамейку? На что плюхнулась полная дама? Чем она возмутилась? Что стало с ее пальто? А что стало с его шляпой? Каково состояние нашего неудачника? И что все же он с ней, с этой жуткой шляпой, сделал? И вдруг, о, чудо! На огороде стояло чучело в шляпе. И т.д.
Мы привели задания, которые больной выполняет в процессе чтения, однако при обширных поражениях лобной доли вследствие опухолевого процесса, обширной травмы лобной доли и глубоких отделов мозга перспектива восстановления активности может затянуться на годы. (См. труды НИИ нейрохирургии им. Бурденко под ред. Т.А. Доброхотовой и др., 1991.)