Роль сохранной затылочной доли левого полушария
(вертебро-базиллярной системы кровообращения)
Чрезвычайно важную роль в компенсации нарушенных процессов играет кровообращение мозга (резервы коллатерального кровообращения). Как отмечают Е.В. Шмидт и соавторы (1976), «возможности сосудистой компенсации чрезвычайно велики». Об этом свидетельствуют клинические наблюдения за больными, у которых полное выключение из системы кровообращения мозга не только одной из магистральной артерии головы, но двух и даже трех из них приводило к незначительным нарушениям (до обследования больных-левшей), при которых сохранялась трудоспособность. Однако возможности приспособительных процессов в сосудистой системе мозга небезграничны. И тогда признаки их недостаточности клинически проявляются как начальные симптомы сосудистого заболевания мозга, хотя по существу они выражают «срывы системы компенсации, исчерпавшей свои резервы»(курсив мой. — М. Ш.-Т.).
Эти предваряющие симптомы сосудистого заболевания мозга особенно часто наблюдаются при последующем развитии инфаркта мозга в бассейне левой средней мозговой артерии. При компьютерной томографии выделяется незначительный очаг поражения одной из речевых зон, а при ультразвуковой доплерографии выявляется недостаточность или нарушение мозгового кровообращения не только бассейна левой средней мозговой артерии, но и других магистральных сосудов головного мозга.
Л.Г. Столярова (1969) отмечает, что восстановление речевых функций при геморрагическом инсульте (поражение глубинных структур) опережает восстановление двигательных функций, но если при ишемическом инсульте поражаются кора мозга и подкорковое белое вещество, часто синхронно возникают грубые моторноречевые и двигательные нарушения. По нашим данным, под влиянием логопедической и медикаментозной терапии тотальная афазия быстро переходит в тяжелую комплексную моторную афазию (через 2 недели после инсульта у 62,8%), а у 18,8% — в афферентную моторную или сенсорную афазию. Более того, больные-левши в течение 2—3 месяцев восстановительного обучения могут пройти путь от тотальной афазии до значительного восстановления речевых функций. Весьма существенно, что при раннем начале систематических занятий с логопедом (вначале 2—3 раза в день по 10—15 минут, а позже 1—2 раза в день по 30 минут) и длительности курса не менее 2—3 месяцев более половины больных достигают уровня общего улучшения и значительного восстановления речевых функций (М.К. Бурлакова, 1991, 19976).
При оценке восстановления нарушенных речевых функций особенно важно учитывать степень восстановления чтения вслух и письма под диктовку, степень свободного устного и письменного общения; возможность бесед и «лекций» на профессиональные темы, письменного изложения мысли не только по сериям сюжетных картинок, открыток и в виде писем близким, но и письменное изложение на профессиональные темы. С нашей точки зрения, такой подход к восстановлению речевых функций близок к социально-психологическому подходу к реабилитации больных с афазией, предложенному Ж.М. Глозман (2000).
Большой интерес представляет методика оценки речи при афазии, разработанная Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной и Н.И. Пылаевой (1981). Она позволяет детально рассмотреть и сопоставить не только уровень, но и динамику восстановления экспрессивной и импрессивной речи на разных этапах путем построения профилей восстановления речи каждого больного, поступившего для прохождения курса восстановительного обучения. К сожалению, это и другие пособия сотрудников факультета психологии и нейропсихологии МГУ не переиздаются и их приходится ксерокопировать.
Еще раз остановимся на вопросах становления ВПФ у ребенка и проблеме левшества.
Известно, что устная речь у ребенка развивается на основе слухового восприятия речи окружающих, подражания слуховому восприятию и постепенно формируется звукопроизношение и грамматический строй речи. Однако формирование высших психических функций у слепоглухонемых с опорой на сохранные и постепенно развивающиеся кинестетические ощущения достигает значительных уровней развития (О.И. Скороходова, 1972; И.А. Соколянский, 1947, 1959; А.И. Мещеряков, 1974). Аграмматизм у детей раннего возраста наблюдается довольно редко и в основном к 4 годам полностью сходит на нет. Кроме того, элементарным счетом в пределах пяти и нередко десяти ребенок овладевает до 5 лет, но обязательно до поступления в школу. По многочисленным наблюдениям, нормально развивающийся ребенок уже в 3—4 года знает, как правило, несколько очень значимых для него букв, из которых он составляет самые главные слова его жизни — «мама», «папа», свое имя, имя мамы или папы, очень близких людей. Известно (об этом много говорил и писал Р. Якобсон), что дети начинают читать по вывескам на магазинах, прежде всего слова «булочная», «хлеб», «мясо», «молоко»; они узнают эти слова, как говорится, в лоб, без звукового анализа состава слова, только с опорой на зрительную память, сохраняя порядок начертания.
Однако в последние десять лет нейропсихологи МГУ под руководством Т.В. Ахутиной и Л.С. Цветковой начали активное исследование особенностей нарушения ВПФ у детей дошкольного и школьного возраста. В последние годы на эту тему вышло множество работ Т.В. Ахутиной (1997, 1998, 2000, 2001), О.Б. Иншаковой (1998, 1999), А.А. Цыганок (1997, 1999), занимающихся исследованием ВПФ у детей разных групп, об особенностях восстановления интеллектуальной деятельности у даунов, у детей с задержкой психического развития, нарушений письма и письменной речи.
А.В. Семенович (2000) в методическом пособии «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» обращает внимание на то, что в настоящее время однозначно признается функциональный приоритет правого полушария головного мозга, его контролирующая роль за протеканием невербальных форм психической деятельности человека, и на то, что дисфункция правого полушария приводит к появлению значительных дефектов вне зависимости от очага поражения для всего головного мозга в целом. Недоразвитие правополу-шарных функций сказывается не только на снижении функции левого полушария, но и снижает продуктивность пространственных координат в виде задержки общего психологического развития ребенка, пространственных и квазипространственных координат речевого мышления. При этом страдают внеречевое наглядное пространственное мышление, зрительная и акустическая память, приводящие к конфабуля-циям, нарушениям и утрате замысла решаемых задач и другим вторичным нарушениям речемыслительной деятельности.
В настоящее время достоверно известно, что все доли правого полушария выполняют не только свои первичные гностические (неречевые) функции, но и несут в себе сугубо пространственные задачи ориентации в окружающем нас мире. Несвоевременное формирование этих функций у ребенка первых лет жизни приводит к сложности его адаптации в пред-школьном и школьном возрасте.
Наши наблюдения за речевыми расстройствами у детей убедили нас, что дислалии, задержки речевого развития, алалия, заикание возникают лишь при наличии генетически обусловленного левшества. Нередки случаи, когда следы дислалии сохраняются до преклонного возраста. Нам довелось «ставить» всю группу свистящих, шипящих, «л» и «р» доктору медицинских наук, пришедшей на службу в 1962 году в НИИ неврологии приблизительно в 53-летнем возрасте. Речь профессора на ученом совете была настолько искажена артикуляторными погрешностями, что понять ее выступление было невозможно. По моей просьбе Э.С. Бейн предложила взрослому логопату исправить произношение. Борьба с «косноязычием» длилась шесть месяцев! Речь всеми уважаемого человека стала внятной, чистой и не отвлекала внимание слушателей от ее содержания.
В процессе занятий выяснилось, что не только наш уважаемый патоморфолог, но и Э.С. Бейн левши. Причем со слов Э.С. Бейн, у нее в детстве наблюдалось заикание в музыке, когда она «застревала» на одной из клавиш фортепьяно, из-за чего были оставлены занятия музыкой.
Итак, дислалия и заикание. Чаще всего эти виды речевой патологии существуют независимо друг от друга, но нередко и «соседствуют». Механизмы возникновения дислалии и заикания до настоящего времени нейропсихологически не объяснены. С нашей точки зрения, эти речевые расстройства у детей обусловлены «рукостью». Известно, что тесты «поза Наполеона» и «пальцы в замке» не всегда выступают в единой паре, весьма часто при парциальном левшестве наличествует лишь один из этих тестов. Довольно часто нам доводилось наблюдать, как у больных-левшей с афферентной моторной афазией на стадии значительного восстановления речи непреодолимыми оставались звуки «л» и «р», и в то же время мы наблюдали два случая с «легкой» эфферентной моторной афазией, когда на поздних стадиях восстановления возникали заикание и «спотыкание» в речи на фоне полного восстановления всех речевых расстройств (устной и письменной речи): больная Т.М. Микешина — адвокат и больной Птицин — главный инженер завода (оба наблюдения 1958—1966 гг.), оба больные 55—60-летнего возраста, поэтому мы позволяем себе назвать их фамилии.
Существенно и то, что Т.М. Микешина, вернувшаяся к работе в адвокатуре, вследствие очень длительных (в течение года) амбулаторных логопедических занятий ставшая моим другом, однажды призналась, что она заикается при наших встречах (Татьяна Матвеевна была очень одиноким человеком, и мы нередко вместе ходили на эстрадные концерты). После этого признания я решила постепенно «отойти» от нее, так как знала, что нередко преодолевший свой недуг заикающийся начинает заикаться в присутствии логопеда, как бы напоминающего ему прошлые речевые трудности.
Многократные наблюдения за дислаликами и заикающимися детьми позволяют нам высказать следующее предположение. И те, и другие чаще всего парциальные или выраженные левши, но если дислалия наблюдается при дисфункции теменной доли, то заикание возникает также при переучивании ребенка с левой руки на правую при дисфункции вторичных полей третьего функционального блока, вследствие чего возникают персеверации, паузы, длинноты в речи заикающегося ребенка. Это подтверждается нашими наблюдениями за признаками левшества у больных с афферентной и эфферентной моторными афазиями. Для больных с эфферентной моторной афазией у левши наблюдается тест «позы Наполеона», при «проводниковой» афазии — поза переплетенных пальцев «в замке».
Несомненно, эти наши наблюдения требуют дальнейшего изучения.
Решение проблемы левшества очень важна в самых различных аспектах. Левши, как правило, очень талантливы. Это наблюдает в своих исследованиях Е.Д. Хомская. Левши постоянно смотрят на нас с экрана телевизора; это выдающиеся актеры, режиссеры, музыканты, художники, общественные и государственные деятели. «Наметанный» глаз нейропсихолога определяет левшу по стороне волосяного пробора в прическе, особенно по ведущему глазу (неожиданно, актер «стрельнет» на вас левым глазом), по активной левой руке, «укладывающейся» в «позу Наполеона», по «гениальным» пальцам рук народных умельцев, чьи «поделки» демонстрируются на телевидении, истинных Левшей, подковывающих блоху (по Лескову). Все это мы наблюдаем на экране телевизора, причем большинтво из них не считают себя левшами только на том основании, что они пишут правой рукой.
На Западе давным-давно левшей перестали переучивать с левой руки на правую: католики и крестятся левой рукой, и «кладут крест» слева направо. И множество наших священнослужителей являются левшами. Велик был А.В. Суворов, обучавший походному строю неграмотных русских солдат, заменив им приказ: «левой... левой... левой», на «сено—солома».
Левшами были не только Леонардо да Винчи, Микеланджело, Чарли Чаплин, но и А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, всеми любимые Ф. Раневская, И. Андроников, А. Райкин, А. Миронов и бесконечно большое число талантливейших людей. Россия богата левшами. По нашим многолетним наблюдениям за студентами логопедического факультета МПГУ, 80—85% из них левши (свое левшество они с удовольствием демонстрировали на занятиях). Себя я считаю «скрытой» левшой, мои деды, отец и мама (логопед) были явными левшами, брат и сестры также были явными левшами. Возможно, поэтому я люблю тему левшества.
Но... но вернемся к дислалии и заиканию. Уже много лет в печати нами ведется работа по предупреждению у детей дислалии и заикания. В результате множества наших статей в популярных газетах и журналах (с 1990) нами написана небольшая брошюра «Советы логопеда» (2001). Однако нейропсихологам и логопедам предстоит разобраться в причине возникновения алалии, что, по нашему мнению, является следствием запоздалого созревания первичных, а затем и вторичных полей теменной и лобных долей.
Речевые расстройства у детей следует предупреждать! Но это уже дело специалистов XXI века.
Несомненно, вопросы левшества являются предметом изучения не только дефектологии в целом, но и нейропсихологии и, что очень важно, нейрогенетики.
В процессе предстоящего изложения методик мы хотим обратить особое внимание на сохранность у больных лобной доли. Лучше всего, легче всего, пускай длительно, не сразу, в течение от 1 до 3 лет, преодолеваются акустико-гностическая сенсорная афазия и афферентная кинестетическая моторная афазия сосудистого генеза. Эти две формы афазии, если они «чистые», то есть не отягощенные другими формами афазии, восстанавливаются прежде всего вследствие того, что при них сохранны лобные доли. Контроль за выполнением заданий, контроль за своей речью — функция лобных долей, и если на начальных стадиях болезни контроль еще неполноценный, то позже больной учится слышать себя, контролировать свою речь и искать нужную правильную артикуляцию или правильное написание слова, что помогает восстановлению всех ВПФ.
Приведенные в монографиях А.Р. Лурия «Высшие корковые функции» и СБ. Дзугаевой проводниковые связи различных долей мозга показали, что «проводящие» пути наиболее обильны между лобной и затылочной долями.
Следует напомнить, что степень восстановления речевых функций определяется не только началом логопедических занятий на этапе раннего и резидуального периода восстановления функций. Ранний этап — это первые 2—3 месяца после инсульта, резидуальный этап длится, как правило, при систематических логопедических занятиях 2—3, а иногда и 4 года, во взаимной установке логопеда и больного восстановить ВПФ настолько, чтобы пациент («ученик») мог вернуться к своей работе. Кроме степени восстановления устной речи и понимания ее, о степени восстановления ВПФ должен говорить уровень восстановления письменной речи и счета. Одно дело, когда больной пишет отдельные короткие слова, списывает их, а другое дело, когда больной уже начинает писать под диктовку, поскольку у него постепенно расширяется слухоречевая память на словосочетания. Но это еще только первая стадия резидуального этапа. Вторая стадия резидуального этапа, когда больной может самостоятельно написать фразу по картинке. Причем следует помнить, что слухоречевая память первично или вторично нарушена при всех формах афазии. Больной с АМА на этой стадии не в состоянии удержать в памяти фразу даже из 3—4 слов, не то что из 5—7—8 слов и т.д. Следующий, третий этап, или степень восстановительного обучения — это тот этап, когда больной уже пишет самостоятельно тексты к сериям картинок, может пересказать устно и письменно текст небольшого рассказа. Степень восстановления письма — это «лакмусовая бумажка» для определения уровня восстановления речи больного. Сюда включается, конечно, не только преодоление аграмматизма или восстановления «чувства языка», преодоление обыкновенной элементарной дисграфии, но и объем словаря больного. Надо сказать, что проведено еще мало исследований по определению уровня значительного восстановления письменной речи.
Когда мы проводили эксперимент по определению объема словаря здоровых лиц, получивших лишь неполное среднее образование, но успешно работающих медсестрами, лаборантами, выяснилось, что в норме их объем словаря очень невелик, даже при тестировании текстов по рисункам X. Бидструпа, репродукциям картин. Поэтому у больных со всеми формами афазии необходимо работать над расширением объема словаря в течение 3—4 лет. Логопед должен быть высокограмотным, начитанным, эрудированным человеком, умеющим установить контакт не только с малограмотным человеком, но и с людьми с высшим образованием, наивысшим образованием, писателями, академиками, актерами и проч. При восстановлении ВПФ необходимо учитывать состояние глубинных отделов мозга.
Итак, логопед при определении стратегии и тактики восстановительного обучения, путей преодоления афазии у конкретного больного должен учитывать место и объем очага поражения головного мозга при той или иной форме афазии, ее варианте, роль сохранных или нарушенных функций лобной доли и роли глубинных отделов мозга, а также функций сохранного правого полушария, мозолистого тела, иными словами, производить «плазную разметку» перестройки нарушенных ВПФ у больного.