ІІІ. Базовий уровень подготовки
№п/п | Названия предыдущих дисциплин | Полученные навыки |
1. | Нормальная анатомия | Знать строение гемопоэтических органов (печень, селезенка, костный мозг), их кровоснабжение, иннервацию и топографию. |
2. | Гистология | Иметь представление о клеточном строении органов гемопоэза – печени, селезеньи, костного мозга; морфологические характеристики клеток эритрона разных классов и зрелых эритроцитов, в норме и при разных видах анемии. |
3. | Биохимия человека | Иметь представление об обмене железа, витаминов В12 и В9, их роль в гемопоэзе, негемопоэтические функции; знать етапы синтеза гемоглобина, а также этапы его деградации и метаболизм билирубина. |
4. | Нормальная физиология | Знать нейроэндокринные механизмы регуляции гемопоэза. |
5. | Патологическая физиология | Иметь представление об анемие; знать этиопатогенетическую классификацию анемий, а также класификацию по морфологическим характеристикам эритроцитов и по регенераторной способности костного мозга; основные лабораторные характеристики разных видов анемий. |
6. | Фармакология | Знать механизм действия, показания и противопоказания основних лекарственных средств, которые используются в лечении разных видов анемий и уметь их выписывать в форме рецептов. |
8. | Пропедевтическая терапия | Демонстрировать навыки и умения обследования пациэнтов с анемией (сбор жалоб, анамнеза заболевания и жизни, объективное исследование кожи, лимфатических улов, дихательной, сердечно – сосудистой, мочевыделительной систем, желудочно – кишечного тракта) уметь анализировать данные дополнительных методов обследования. |
IV. Задание для самостоятельной работы во время подготовки к занятию.
4.1. Список основних терминов, параметров и характеристик, которые должен усвоить студент во время подготовки к занятию:
Термин | Определение |
Сидеропенический синдром | Синдром, связаный с дефицитом тканевого железа. |
Синдром Пламера - Винсона | Симптом сидеропенического синдрома, заключающийся в дисфагии за счета сухости слизистых; |
Гунтеровский язык | Малиновый, гладкий, с атрофичными сосочками, возможно географический, язик с субъективным ощущением жжения, боли, онемения. Характерный как для железодефицитной анемии, так и для В12 – дефицитной. |
Ангулярний стоматит | Воспаления в уголках рта. |
Фуникулярний миелоз | Дистрофия, дегенерация нейронов, демиелинизация нервных волокон бокових и задних спинно – мозгових столбов, возникающие на фоне дефицита витамина В12. |
Сидероахрестическая анемия | Анемия, характеризующаяся высоким содержанием железа в крови с одновременным нарушением его использования клетками эритрона вследствие нарушения синтеза гема ( хроническая или острая интоксикация свинцом или бензином, порфирии). |
Апластическая анемия | Анемия, характеризующаяся значительным сужением все ростков кроветворения в костном мозге (панмиелофтиз) и панцитопенией периферической крови. |
Гипопластическая анемия | Анемия, вызываемая теми же причинными факторами что и апластическая, но имеющая среднюю или легкую степень тяжести. |
Метапластическая анемия | Анемия, обуссловленая вытесненияем костного мозга любым пролиферативным процессом (метастаз рака, лимфогранулематоз, лейкоз, лимфогранулематоз, гранулема при аутоимунных заболеваниях, мицелий грибов, туберкулез, саркоидоз). |
4.2. Теоретические вопросы к занятию:
- Какие классификации анемий вы знаете?
- Какие существуют этиопатогенетические формы анемий?
- Какие основные причины железодефицитной анемии?
- Какие основные симптомы сидеропенического синдрома?
- Дайте характеристику анемического синдрома.
- Перечислите изменения в общем анализе крови и в результатах биохимического исследования крови у больных с железодефицитной анемией.
- Обрисуйте эволюцию клинических и лабораторных изменений при железодефицитной анемии?
- С какими анемиями необходимо дифференциировать железодефицитную анемию?
- Какими показателями не обходимо руководствоваться во время лечения железодефицитной анемии?
- Какие основне причины дефицита витамина В12?
- Дайте клинико – лабораторную характеристику витамин В12 – дефицитной анемии.
- Схема лечения В12 – дефицитной анемии?
13.Проведите дифферинциальную диагностику витамин В12 – дефицитной
и В9 – дефицитной анемии.
14.Перечислите основные этиопатогенетические виды гемолитических анемий.
15.Дайте общую клинико – лабораторную характеристику гемолитической анемии, виделите отличия клинической картины у больных с внутрисосудистым и внутриклетичным видами гемолиза.
16.Назовите лаборотарные особенности болезни Миньковского – Шоффара, дефицита глюкозо – 6 – дегидрогеназы, серповидно – клеточной анемии, аутоимунной анемии.
17.Сущность прямой и непрямой проб Кумбса.
18.Перечислите основные причины апластической анемии.
19.Дайте клиническую и лабораторную характеристику апластической анемии с указанием особенностей наследственых форм.
20.Проведите дифференциальную диагностику апластической анемии с острым лейкозом, витамин В12 – дефициной анемией, синдромом.
21.Основные подходы к лечению апластической анемии и лекорственные препараты.
4.3. Практические работы (задания), которые выполняются на занятии:
1. Обследование больных тематического профиля с выявлением вероятных симптомов анемического, сидеропенического, желтушного синдромов, а также признаков поражения ЖКТ, неврологических проявлений при помощи сбора жалоб, анамнеза, объективного обследования (закрепление уже приобретенных навыков).
- Провести дифферинциальную диагностику анемий разных генезов.
- Интерпретировать полученные данные ОАК, ОАМ, биохимических исследований крови (в том числе показателей обмена железа, билирубинового обмена), ЕКГ.
- Обобщить все получнные данные объективного и дополнительного обследований больного, назначить адекватную терапию с учетом вида анемии, степени тяжести, осложнений и сопутствующих состояний.