Для депрессивной фазы характерны
бредовые идеи самообвинения,
самоуничижения,
греховности,
содержание которых может определяться сверхценным отношением к незначительным проступкам в прошлом. Больные нередко совершают попытки самоубийства, которые для окружающих тем более неожиданны, чем менее выражено клинически депрессивное состояние больного и чем более тщательно диссимулируются суицидальные мысли и намерения. Психомоторная заторможенность может неожиданно прерываться меланхолическим неистовством, которое проявляется в резком возбуждении со стремлением нанести себе повреждения: больные пытаются выброситься из окна, бьются головой о стену, царапают и кусают себя.
Для всех стадий течения депрессивной фазы характерны суточные колебания, с улучшением настроения и общего самочувствия в вечерние часы.
У больных исчезает аппетит, пища кажется безвкусной («как трава»), больные теряют в весе, иногда значительно (до 15 кг). У женщин на период депрессии исчезают менструации (аменорея).
При неглубокой депрессии отмечаются характерные для БАР суточные колебания настроения: самочувствие хуже с утра (просыпаются рано с чувством тоски и тревоги, бездеятельны, безразличны), к вечеру несколько повышается настроение, активность.
С возрастом в клинической картине депрессии все большее место занимает тревога (немотивированное беспокойство, предчувствие, что «что-то должно случиться», «внутреннее волнение»).
Приступы заболевания обычно разделены периодами полного психического здоровья (интермиссии). Женщины составляют 70% всех больных БАР.
Установлена большая, можно сказать, решающая роль генетических факторов в происхождении маниакально-депрессивного психоза. Часто заболевание передается из поколения в поколение, причем обычно по материнской линии (так называемый доминантный тип передачи наследственного предрасположения).
Кроме лиц, страдающих маниакально-депрессивным психозом, среди родственников больных встречаются так называемые циклоидные личности – люди, у которых в течение жизни отмечается склонность к немотивированным колебаниям настроения, нередко сезонным. В состояниях подъема настроения они отличаются повышенной творческой активностью, продуктивностью в работе, совершают множество дел. В периоды спада настроения творческая активность и продуктивность снижаются. Часто у этих лиц отмечается склонность к полноте. Считается, что указанные особенности отражают не полностью проявившиеся наследственные задатки заболевания.
Маниакально-депрессивный психоз проявляется в типичных случаях периодически возникающими маниакальными и депрессивными фазами. Периодичность фаз очень разнообразна, что затрудняет предсказание дальнейшего течения заболевания.
В период обострения заболевания с развитием психотического приступа (как депрессивного, так и маниакального) теряется способность адекватно оценивать свое психическое состояние и сложившуюся ситуацию, критически осмысливать суть и последствия своих действий, руководить своим поведением в целом. Длительность приступов колеблется от нескольких месяцев (один-два) до года и более. Прогноз отдельного приступа благоприятен. Приступ заканчивается выздоровлением без какого-либо психического дефекта. Приступы заболевания обычно разделены периодами полного психического здоровья (интермиссии). В ряде работ выявлена общая тенденция БАР к удлинению приступов и сокращению межприступных интервалов по мере течении заболевания.
Ряд параметров в определенной мере характеризует течение в каждом конкретном случае, Это возраст, и котором дебютировал психоз (раннее – позднее начало), регулярность – нерегулярность приступов. Один аз вариантов регулярного течения – сезонность, так как депрессивные состояния, так же, как и маниакальные, чаще возникают весной, а затем осенью.