ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ. Введение. Болезни женских половых органов делятся на дисгормональные, воспалительные и опухолевые

БОЛЕЗНИ ЖЕНСКИХ ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ, ПАТОЛОГИЯ БЕРЕМЕННОСТИ

Введение. Болезни женских половых органов делятся на дисгормональные, воспалительные и опухолевые. Среди дисгормональных болезней часты железистая гиперплазия слизистой оболочки матки и псевдоэрозия матки. Эти заболевания являются предраковыми. Воспалитель­ные процессы в женских половых органах чаще являются проявлением основного заболевания (сепсис, туберкулез, сифилис, гонорея). Наиболее часто встречается эндо­метрит, который может быть острым и хроническим. Сре­ди опухолевых заболеваний женских половых органов большое клиническое значение имеют рак шейки матки и тела матки, а также хорионэпителиома.

К патологии беременности относят эклампсию, внема­точную беременность, самопроизвольный аборт, преж­девременные роды, пузырный занос. После родов или аборта может развиваться родовая инфекция матки, хо­рионэпителиома.

Мотивационная характеристика темы. Знание темы необходимо для изучения на клинических кафедрах болезней женских половых органов и патологии беременности, в практической деятельности врача для сопоставления клинических данных с данными биопсий и патологоанатомических вскрытий.

Общая цель занятия. Научиться определять причины и механизмы развития, знать морфологию дисгормональных, воспалительных и опухолевых заболеваний женских половых органов и болезней, связанных с патологией беременности, а также различать эти заболевания по макро- и микроскопической картине.

Конкретные цели занятия. Уметь: 1) давать общую характеристику дисгормональных болезней женских по­ловых органов, объяснить этиологию, патогенез, морфологию и исход железистой гиперплазии слизистой оболочки матки и псевдоэрозии шейки матки; 2) давать общую характеристику воспалительных заболеваний женских половых органов, объяснять этиологию, патогенез, морфологию, осложнения острого и хронического эндометрита; 3) давать общую характеристику патологии беременности, определять виды, объяснять морфологию, осложнения, исходы внематочной беременности; 4) объяснять гистогенез, особенности морфологии и метастазирования злокачественных опухолей женских половых органов.

Основные вопросы темы.1. Классификация болезней женских половых органов.

2. Этиология, патогенез, морфология, осложнения, исходы дисгормональных болезней женских половых органов. 3. Этиология, патогенез, морфология, осложнения, ис­ходы воспалительных болезней женских половых орга­нов. 4. Этиология, патогенез, морфология, осложнения, исходы болезней, связанных с патологией беременности. 5. Гистогенез, морфология, осложнения опухолевых заболеваний женских половых органов.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Макропрепараты: железистая гиперплазия слизистой оболочки матки, септический эндометрит, трубная беременность, метастазы хорионэпителиомы в легкие.

Микропрепараты: железистая гиперплазия слизистой оболочки матки, псевдоэрозия шейки матки, аденокарцинома матки в соскобе, трубная беременность, хорионэпителиома (все препараты окрашены гематоксилином и эозином).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

Требования к исходному уровню знаний: студент должен вспомнить анатомическое и гистологическое строение женских половых органов, развитие зародыша человека, а из курса общей патологической анатомии - морфологическую характеристику гиперплазии, воспаления, опухолей из эпителия. На основании восстановленных знаний, изучения материалов лекции и учебника («Учебник», с. 416-425) подготовиться по следующим вопросам.

1. Этиология, патогенез, морфологическая характе­ристика дисгормональных болезней женских половых органов (железистая гиперплазия слизистой оболочки матки, псевдоэрозия шейки матки). 2. Этиология, патогенез, морфологическая характеристика острого и хронического эндометрита. 3. Классификация и морфологическая характеристика рака матки. 4. Этиология, патогенез, морфологическая характеристика внематочной беременности, ее осложнения, причины смерти.

5. Разновидности и морфологическая характеристика патологии трофобласта (пузырный занос), хорионэпителиома.

Проверка исходного уровня знаний проводитсяпотестам, аналогичным приведенным ниже. Задание выполняется в течение 5 мин (25 операций).

Наши рекомендации