Деньги, прибыль и ребенок без подгузника.

Как уже объяснялось в главе 3 «Почему родители выбирают Метод Естественной гигиены», производство одноразовых подгузников – прибыльная и огромная индустрия. По подсчетам Терезы Фарризи, каждый год пребывания ребенка в подгузнике обходится его родителям приблизительно в тысячу долларов. Если вы узнаете, сколько ребятишек живут в вашем округе, вы поймете, какую прибыль получают крупные транснациональные корпорации. Безусловно, они делают все для того, чтобы эти младенцы оставались в подгузниках как можно дольше.

На младенце, который живет без подгузника и кушает материнское молоко, совершенно невозможно заработать. Он весел и счастлив, и чувствует себя очень комфортно. Но такого ребенка никогда не покажут по телевизору – зачем? В этом нет никакого финансового интереса. Производителям выгодно показывать искусственный образ ребенка, который счастлив именно потому, что у него есть соска, погремушка и подгузник последнего поколения. Никого не волнует, что на самом деле нужна одна лишь только мама: ее молочко, ее тепло, ее доброе сердце, нежный взгляд и заботливые руки.

Лично мне ситуация с подгузниками напоминает тему кормления грудью. Сторонники искусственного вскармливания также утверждают, что освобождают маму от хлопот. На самом деле хлопот становится значительно больше. Если посмотреть с большой перспективы, видно, что детишки начинают чаще болеть, а сами мамы чувствуют себя растерянно и беспомощно. Они лишены возможности решить любую проблему магическим прикосновением ребенка к груди. У кормящей матери есть уникальный дар: это ее грудь. Молочко утешает малыша, подбодряет ее или его. Молоко решает все проблемы, улучшает детский иммунитет, и оно всегда готово и находится при правильной температуре. Мама может кормить маленького грудью в любой нужный момент, а если положить ребенка в лоскутный держатель - слинг, то кормление можно успешно совмещать с другими мамиными делами, и даже с прогулкой.

Всевозможные улучшения естественных, природных занятий часто оборачивается проблемами. Мамы в традиционных племенах, полагающиеся исключительно на свои инстинкты, теплое живое молочко и уверенные, сильные руки, растят детей без особенных сложностей. «Цивилизованные» мамы, окруженные многочисленными неживыми помощниками, все чаще признают себя растерянными и говорят, что не знают, что делать с малышом.

Проблемы матерей, как правило, не оказывают влияния на политику производящих компаний. Вот что пишет Габриель Палмер в своей книге «Политика грудного вскармливания» (The Politics of Breastfeeding): «Производители искусственного молока создают себе уютный, положительный имидж, но на самом деле они не являются благотворительными организациями. Это коммерческие фирмы, и они должны сражаться за свое выживание на рынке. В их интересах сделать так, чтобы матери терпели проблемы с естественным кормлением грудью».

[ПРИМЕЧАНИЕ ДЛЯ РЕДАКЦИИ. У Ингрид Бауэр этот отрывок был на стр. 43. Я перенесла его сюда, т.к. это – логичнее. – Лена Пластинина.]

Габриель Палмер понятно обосновывает, как кормление грудью влияет в целом на экономику, и как при искусственном вскармливании женщины чувствуют себя зависимыми и уязвимыми. Производителям детских товаров невыгодно, чтобы женщины кормили детей грудью и чувствовали свою материнскую силу и уверенность. Им хотелось бы, чтобы мамы бросали кормление грудью и перекладывали ответственность за ребенка на всевозможные побрякушки. Искусственное кормление влияет на детское здоровье, на здоровье будущей нации. Автор ясно и отчетливо объясняет взаимосвязь медицинских рекомендаций и рыночно –ориентированной тактикой крупных компаний – производителей.

«Медицинско – коммерческие взаимоотношения в США, - пишет Габриель Палмер, - стали моделью для подобных альянсов по всему миру. Они подрывают грудное вскармливание там, где оно (с трудом!) восстановлено и там, где у матерей никогда не было проблем. Компании – производители могут сдаться под напором общественного мнения, отказаться от рекламы смесей по телевидению, но они будут сражаться до последнего, когда речь заходит о контактах с их любимыми педиатрами и специалистами в области медицины».

Преимущества грудного вскармливания очевидны, но о них будут молчать, если это противоречит интересам производителей смесей. В доказательство своей правоты Палмер цитирует фразу из рекламного буклета компании Mead Johnson, производителя молочных смесей, распространяемых исключительно через врачей. «Наш интерес –в развитии отрасли медицинской экономики; не в альтруизме, филантропии и патриотизме, а в просвещении и взаимном тесном сотрудничестве с докторами».

Я не утверждаю, что каждый участковый врач сознательно причиняет ущерб. Дело в том, что врачи – тоже люди, они смотрят рекламу по телевизору, получают рекламные брошюрки и посещают курсы повышения квалификации. С самыми лучшими намерениями они читают книги, написанные производителями детских товаров, а потом распространяют знания пациентам.

В семидесятые годы американский журнал «Pediatrics» выпустил сборник официальных рекомендаций по приучению детей к туалету. Сборник делился на три части: для родителей, для педиатров и для служащих в детских садах. Эти официально принятые, утвержденные и рекомендованные инструкции заявляли: «НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ начинать обучение высаживанию до двух лет (24 месяца)», причем прилагался список определенных признаков «готовности» ребенка обучаться. Только тот ребенок, который демонстрировал все или большинство указанных признаков, мог начать свое обучение.

Что это за список? Что за эксперты его написали? Этим занимался «Родительский Институт Педиатрии Pampers», финансируемый компанией «Proctor&Gamble». (Компания –крупнейший в мире производитель подгузников под названием Pampers, а также средств женской гигиены, стиральных порошков и множества чистящих средств, порошков и гелей). Скромно подписавшись одной строчкой в самом конце рекомендаций, не поставив свое имя даже на первую страницу, «Институт Педиатрии Pampers» составил огромный список рекомендаций и советов, направленных на педиатров – на тех, кто призван следить за здоровьем и воспитанием детишек. Фактически, весь этот номер официального издания «Pediatrics» был профинансирован компанией «Proctor&Gamble», а рекомендации занимали треть толстого номера.

Совершенно неудивительно, что доктор Т. Берри Бразелтон, сотрудничающий с корпорацией, оказался в первых рядах «Родительского Института Педиатрии Pampers». Интересно, что его статья о мере готовности ребенка появилась в том самом году, когда корпорация «Proctor&Gamble» выпустила на рынок самые первые в мире подгузники Pampers, после шестилетних испытаний.

Список доктора Бразелтона.

1. Ребенок начинает расставлять вещи по своим местам.

2. Ребенок становится социальным, хочет порадовать родителей.

3. Ребенок проявляет свою независимость при помощи слова «нет».

4. Загрязненные подгузники вызывают дискомфорт, и ребенок требует их сменить.

5. Ребенок проявляет интерес к обучению туалетным навыкам (например, идет за Вами в туалетную комнату).

6. Ребенок способен почувствовать необходимость сходить на горшок и выразить это желание каким-либо образом.

7. Ребенок достаточно уверенно ходит, может садиться, нагибаться, поднимать небольшие предметы.

8. Ребенок умеет снимать и одевать штанишки.

9. Ребенок способен оставаться сухим в течение не менее двух часов или просыпается сухим после дневного сна.

10. Время испражнений стало более регулярным.

11. Ребенок понимает обращенную к нему речь, может выразить простейшие желания, произносит первые слова.

Список неоднозначный и явно притянутый за уши. Например, первый пункт гласит: «Ребенок начинает расставлять вещи по своим местам» - намекая на то, что малыш уже понимает местонахождение горшка и может его найти. Новорожденный не может знать, где находится «туалетное место», но он точно знает, что должен спросить об этом маму. Именно поэтому ребенок «сигналит» - потому, что мама знает, где находится «правильное место», и потому, что в первые 6 месяцев это место может постоянно меняться, когда мама путешествует с ребенком на руках. Пункты второй и третий явно противоречат друг другу. Интересно, как должен вести себя ребенок, который является социальным и хочет порадовать своих родителей, но уже умеет сказать «нет»? Здесь заранее заложен конфликт интересов; дождавшись до этого возраста, родители часто обнаруживают ребенка, который всерьез сопротивляется попыткам приучения к горшку. Все детишки социальны с рождения, с самых первых дней им понятно, довольны ли ими родители. Желание сделать маме приятное близко и понятно новорожденному.

Пункт четвертый «загрязненные подгузники вызывают дискомфорт» однозначно является жестоким. Он предполагает, что ребенок до полутора - двух лет не способен чувствовать дискомфорт в мокрых или грязных подгузниках, но это совершенно не так. Дети чувствуют дискомфорт намного раньше (а особенно «хорошо» его чувствуют дети с раздражениями или воспалениями кожи), и они способны это объяснить. Просто западный взрослый, изначально отдалившийся от ребенка и поместивший его в детскую кроватку, понимает детские сигналы только тогда, когда ребенок начинает разговаривать и «проявляет свою независимость при помощи слова «нет». В ряде случаев ребенка можно приучить к тому, что он или она не будут «замечать» грязного или мокрого подгузника – но попробуйте представить, как «легко» потом пойдет переобучение.

Пункты пятый и шестой относятся к этой же теме: дети изначально, с рождения «проявляют интерес к обучению «туалетным навыкам». Они способны объяснить свою потребность и отчаянно пытаются это сделать – просто их не понимают «необученные» старшие. Западный взрослый, занавесивший ребенка мобилем, заткнувший ему или ей рот соской и вручивший в руки погремушку, гасит природную способность ребенка объясняться и распознавать сигналы своего тела. Взрослый ждет, пока малыш сможет «понимать обращенную к нему речь, сможет выразить простейшие желания, произнесет первые слова». (См. пункт 11) Непонятно только, почему это должно случиться после «полутора –двух лет»? Мамы в менее цивилизованных странах понимают детишек с рождения. Происходит это по всему миру.

Способность снять и одеть штанишки не относится к готовности к обучению. Здесь гораздо более важна природная способность управлять мышцами сфинктера, координируя «важные дела». Вопросами одежды в первое время занимаются мамы. Став постарше, малышок берет ответственность за «дело» на себя, но еще довольно долго (лет до двух) зовет маму на помощь, чтобы снять или одеть штаники. Кстати, в Китае и Японии дети довольно долго носят специальные штаны с прорезями, позволяющие свободно «ходить» без раздевания.

Способность ходить, садиться и нагибаться здесь также ни при чем. В странах Африки новорожденных высаживают в позе «полулежа на маминых руках». Малыша чуть постарше можно высаживать над умывальником или горшком в позе «сидя на руках». Здесь на самом деле масса позиций и возможностей. Важно другое – то, что ребенок может управлять мышцами сфинктера еще до того, как начинает переворачиваться или сидеть.

Остались еще 2 пункта: 9 и 10. «Время испражнений» у обученных детишек становится довольно – таки предсказуемым уже после 3-6 месяцев. Во всяком случае, мама может его предсказать. В этом же возрасте уже обученные малыши могут «придерживать» «дело» в случае необходимости, и они всегда просыпаются сухими – днем или ночью.

Дети готовы с рождения!

Сравнительная таблица характеристик Метода Естественной Гигиены и «цивилизованного» обучения детей постарше.

Метод Естественной Гигиены. Малыши готовы с рождения, потому что они… Современные педиатры считают, что детишки готовы тогда, когда они…
Могут заранее попроситься «по делу» - так, что одежда не пачкается. Могут объяснить, что пописали или покакали в подгузник.
Понимают ваши приглашения (позы для высаживания, а также «намекающие звуки») Понимают простые фразы типа «Давай пойдем на горшок».
Получают помощь взрослых с одеванием и раздеванием до тех пор, пока не обучаются управляться с одеждой сами. Умеют снять и одеть штанишки.
Могут объясняться жестами, мимикой, взглядом, движениями тела. Начинают разговаривать простыми предложениями.
От природы знают, как надо писать или какать. Создают свои собственные привычки, иногда имитируют других. Могут имитировать «туалетные дела» взрослых.
Могут предупредить, что им надо по-большому и при случае могут подождать. Могут рассказать, что они сейчас какают.
Дружелюбно сотрудничают со старшими, постепенно приходя к самостоятельности. Демонстрируют свою самостоятельность, говоря слово «нет».
Просят, чтобы их высадили в комфортной позе – до тех пор, пока сами не начинают ходить, приседать и садиться. Уже умеют ходить, вставать, приседать и садиться.
Имеют внутреннюю потребность быть сухими и чистыми. Получают и дарят удовольствие, сознательно сотрудничая со взрослыми. Хотят порадовать родителей, сознательно сделать им приятное.

Наши рекомендации