Материалы контроля для подготовительного этапа занятия.

УТВЕРЖДЕНО

На методическом совещании

«___»____________ 2007г.

Зав. кафедрой, д.м.н., профессор Козько В.Н.

М Е Т О Д И Ч Е С К А Я Р А З Р А Б О Т К А

практического занятия по инфекционным болезням для студентов

V курса медицинских факультетов (IХ – X семестр)

2 часа

Тема: ГЕРПЕСВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ

Составляли: асс. Винокурова О.Н., асс. Кацапов Д.В., асс. Мотлохова О.В.

Г.

1.Актуальность темы:

На протяжении продолжительного времени роль вирусов герпеса как возбудителей инфекции человека, явным образом недооценивалась. Много поколений врачей относились к герпесвирусным инфекциям как к легкому недомоганию, которое сопровождается кратковременным высыпанием на губах. Однако, по мере развития процессов урбанизации, роста психической нагрузки и стрессов в повседневной жизни, ухудшения экологической обстановки, расширения клинического применения иммунодепресантов и в результате распространения ВИЧ-инфекции роль вирусов герпеса в патологии человека была пересмотрена. Развитию наших представлений о герпесвирусных инфекциях во многом оказывало содействие появление современных методов диагностики вирусных заболеваний.

Герпесвирусные инфекции, вызванные вирусами из семейства Herpesviridae, содержащие ДНК, имеют широкое распространение в человеческой популяции, занимая по частоте 3-е место после сердечно-сосудистой и онкологической патологии, характеризуются длительной персистенцией в организме, разной локализацией процесса и разнообразной клиникой. По данным ВОЗ, заболевания, которые вызываются вирусами простого герпеса 1-го и 2-го типов, занимают 2-е место (15,8%) после гриппа (35,8%) как причина смерти от вирусных инфекций. Герпетическая и цитомегаловирусная инфекции относятся к TORCH-комплексу и вызывают внутриутробные болезни. Герпетическая инфекция (в ассоциации с папиломавирусами, цитомегаловирусами, хламидиями и микоплазмами) принимают участие в развитии неопластических процессов у человека, в частности рака шейки матки и опухолей предстательной железы. Также герпесвирусы принимают участие в инициации атеросклеротических процессов, развитии тяжелых поражений внутренних органов и возникновении у пациентов значительных психологических проблем. В 70% случаев инфицирование происходит от бессимптомных вирусоносителей.

Наиболее неблагоприятное течение герпесвирусной инфекции (генерализованные формы) наблюдается у детей раннего возраста и лиц с иммунодефицитами разного генеза. Рецидивирующее течение и генерализованные формы герпесвирусных инфекций являются СПИД-индикаторными состояниями, потому что при повреждении Т-хелперов и макрофагов ход заболевания приобретает выраженную клиническую картину. Например, герпетическая инфекция довольно часто встречается у больных СПИДом (у 17,1% больных, зарегистрированных в Украине).

Этиологическое значение в патологии человека имеют 8 типов, которые по биологическим свойствам и генетическому сходству распределены на 3 подсемейства:

α – Simplex virus (вирус простого герпеса 1-го и 2 типа – НSV-1 и НSV-2) и Poikilovirus (Herpes zoster, вирус ветряной оспы и опоясывающего лишая, герпесвирус 3-го типа– VZV или HHV-3), которые быстро распространяются, имеют наименее продолжительный цикл репликации, вызывают сильный цитопатогенный эффект в клеточных культурах и обладают тропностью к эпителию и клеткам центральной нервной системы;

β – Cytomegalovirus (цитомегаловирус, герпесвирус 5 типа, СМV или ННV-5) и герпесвирусы 6-го (ННV-6) и 7-го (HHV-7) типов, которые медленно размножаются, вызывают цитомегалию, обладают тропностью к лимфоидной ткани, эпителиальным клеткам слюнных желез, мочевых путей, шейки матки и почек; ННV-6 вызывает синдром внезапной экзантемы у детей, HHV-7 имеет патогенетическое значение в развитии синдрома длительной усталости;

γ – вирус Епштейна-Барра (герпесвирус 4-го типа, EBV, HНV-4) и герпесвирус 8-го типа (ННV-8), которые инфицируют лимфоидные клетки, обладают тропностью к Т- и В-лимфоцитам с длительной персистенцией в них, вызывают лимфопролиферативные болезни.

Характер течения инфекционного процесса, вероятность развития манифестной или латентной форм заболевания, последующая возможность и частота его рецидивов определяются состоянием неспецифических механизмов защиты и иммунореактивности макроорганизма, в основном – факторами клеточного иммунитета, а также антигенным типом вируса.

2.Учебные цели занятия (с указанием уровня усвоения, которое планируется):

2.1. Студент должен иметь представления (ознакомиться): а-1

§ иметь представления: о месте герпетической инфекции, ветряной оспы и опоясывающего герпеса в структуре инфекционных болезней, истории изучения, научном вкладе отечественных ученых, в том числе сотрудников кафедры инфекционных болезней ХНМУ, в историю научных исследований в этой области.

§ ознакомиться: с современными статистическими данными относительно распространенности герпетической инфекции, ветряной оспы и опоясывающего герпеса, летальности, частоты осложнений в Украине и в мире.

2.2. Студент должен знать: а-2

§ этиологию герпетической инфекции, ветряной оспы и опоясывающего герпеса, факторы патогенности возбудителей;

§ эпидемиологию герпетической инфекции, ветряной оспы и опоясывающего герпеса;

§ патогенез герпетической инфекции, ветряной оспы и опоясывающего герпеса;

§ клинические проявления герпетической инфекции, ветряной оспы и опоясывающего герпеса в зависимости от возбудителя и формы;

§ клинико-эпидемиологические особенности герпетической инфекции, ветряной оспы и опоясывающего герпеса;

§ патогенез, сроки возникновения и клинические проявления осложнений герпетической инфекции, ветряной оспы и опоясывающего герпеса;

§ лабораторную диагностику герпетической инфекции, ветряной оспы и опоясывающего герпеса;

§ принципы лечения герпетической инфекции, ветряной оспы и опоясывающего герпеса;

§ принципы профилактики герпетической инфекции, ветряной оспы и опоясывающего герпеса;

§ показания к госпитализации при герпетической инфекции, ветряной оспе и опоясывающем герпесе;

§ тактику ведения больных в случае возникновения неотложных состояний;

§ прогноз заболевания в зависимости от тяжести и формы герпетической инфекции, ветряной оспы и опоясывающего герпеса;

§ правила выписки реконвалесцентов из стационара;

§ правила диспансеризации реконвалесцентов.

2.3. Студент должен уметь: а-3

§ придерживаться основных правил работы возле кровати больного герпетической инфекцией, ветряной оспой и опоясывающим герпесом;

§ собрать анамнез болезни с оценкой эпидемиологических данных;

§ обследовать больного и выявить основные симптомы и синдромы герпетической инфекции, ветряной оспы и опоясывающего герпеса, обосновать клинический диагноз для своевременного направления больного в стационар;

§ провести дифференциальную диагностику герпетической инфекции, ветряной оспы и опоясывающего герпеса;

§ на основании клинического обследования своевременно распознать возможные осложнения герпетической инфекции, ветряной оспы и опоясывающего герпеса, неотложные состояния;

§ оформить медицинскую документацию по факту установления предварительного диагноза «Герпетическая инфекция», «Ветряная оспа» и «Опоясывающий герпес» (экстренное сообщение в районное эпидемиологическое отделение);

§ составить план лабораторно-инструментального обследования больного;

§ интерпретировать результаты лабораторно-инструментального обследования;

§ анализировать результаты специфических методов диагностики в зависимости от материала и срока болезни;

§ составить индивидуальный план лечения с учетом эпидемиологических данных, клинической формы, стадии болезни, наличия осложнений, тяжести состояния, аллергологического анамнеза, сопутствующей патологии; предоставить неотложную помощь на догоспитальном этапе;

§ составить план противоэпидемических и профилактических мероприятий в очаге инфекции;

§ дать рекомендации относительно режима, диеты, обследования, диспансерного наблюдения в периоде реконвалесценции.

2.4. Творческий уровень (для наиболее способных студентов): а-4

§ развивать творческие способности студентов в процессе проведения клинических исследований, анализа научных источников;

§ привлекать студентов к работе в студенческом научном кружке кафедры;

§ предложить темы для УДРС и НДРС по наиболее актуальным вопросам, например: «Лечение тяжелых форм герпесвирусных инфекций», «Проблемы профилактики рецидивов герпетической инфекции» и т.п.

3. Воспитательные цели (цели развития личности):

§ Развить деонтологические представления в процессе изучения темы; уметь придерживаться правил поведения возле кровати больного, принципов врачебной деонтологии; овладеть умением устанавливать психологический контакт с больным и его семьей.

§ Развить представление о влиянии социально-гигиенических факторов на распространенность герпетической инфекции, ветряной оспы и опоясывающего герпеса.

§ На материале темы развить чувство ответственности за своевременность и правильность профессиональных действий.

4. Межпредметное интегрирование:

Дисциплина   Знать   Уметь  
Предыдущие дисциплины
Микробиология Свойства Herpes simplex 1-го и 2-го типов, herpes zoster; методы специфической диагностики герпетической инфекции, ветряной оспы и опоясывающего герпеса Интерпретировать результаты специфических методов диагностики герпетической инфекции, ветряной оспы и опоясывающего герпеса.
Физиология Параметры физиологической нормы органов и систем человека; показатели лабораторного обследования в норме (общий анализ крови, мочи, ликвора, биохимия крови, ликвора, параметры КОС, электролитов и т.п.). Оценить данные лабораторного обследования.  
Патофизиология Механизм нарушения функций органов и систем при патологических состояниях разного генеза. Интерпретировать патологические изменения по результатам лабораторного обследования при нарушениях функций органов и систем разного генеза.  
Иммунология и аллергология Основные понятия предмета, роль системы иммунитета в инфекционном процессе, влияние на срок элиминации возбудителя из организма человека. Иммунологические аспекты рецидивирующего течения герпетической инфекции. Оценить данные иммунологических исследований.  
Эпидемиология Эпидемиологический процесс (источник, механизм заражения, пути передачи) при герпетической инфекции, ветряной оспе и опоясывающем герпесе; распространенность патологии в Украине и в мире. Собрать эпидемиологический анамнез, провести противоэпидемические и профилактические мероприятия в очаге инфекции.  
Дерматология Патогенез, клиническая характеристика экзантем и энантем. Распознать сыпь у больного герпетической инфекцией, ветряной оспой и опоясывающим герпесом.  
Неврология Патогенез, клинические признаки менингита, менингоэнцефалита и отека-набухания головного мозга Провести клиническое обследование больного с поражением нервной системы.  
Офтальмология Патогенез, клинические признаки кератита, коньюнктивита, иридоциклита, хориоретинита, увеита, неврита зрительного нерва Провести клиническое обследование больного с поражением зрительного аппарата.  
Пропедевтика внутренних болезней Методы и основные этапы клинического обследования больного. Собрать анамнез, провести клиническое обследование больного, выявить патологические симптомы и синдромы. Анализировать полученные результаты.  
Клиническая фармакология Фармакокинетику и фармакодинамику, побочные эффекты противовирусных препаратов, средств патогенетической терапии. Назначить лечение в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей больного, выбрать оптимальный режим приема и дозу препарата, выписать рецепты.  
Реанимация и интенсивная терапия Неотложные состояния: отек-набухание головного мозга Своевременно диагностировать и предоставить неотложную помощь при неотложных состояниях: отек- набухание головного мозга  
Следующие дисциплины  
Семейная медицина Патогенез, эпидемиологию, динамику клинических проявлений, возможные осложнения герпетической инфекции, ветряной оспы и опоясывающего герпеса. Особенности клинического течения герпетической инфекции, ветряной оспы и опоясывающего герпеса. Принципы профилактики и лечения. Проводить дифференциальную диагностику болезней различного генеза с герпетической инфекцией, ветряной оспой и опоясывающим герпесом. Распознать герпетическую инфекцию, ветряную оспу и опоясывающий герпес, их осложнения; интерпретировать данные лабораторного обследования. Своевременно госпитализировать больного в инфекционный стационар. Заполнить экстренное сообщение. Оказать неотложную помощь в случае необходимости.  
Внутрипредметная интеграция  
Инфекционные болезни Особенности инфекционных болезней. Принципы диагностики, лечения и профилактики инфекционных болезней. Патогенез, эпидемиологию, динамику клинических проявлений, лабораторную диагностику, возможные осложнения герпетической инфекции, ветряной оспы и опоясывающего герпеса. Особенности клинического течения герпетической инфекции, ветряной оспы и опоясывающего герпеса. Принципы профилактики и лечения. Проводить дифференциальную диагностику герпетической инфекции, ветряной оспы и опоясывающего герпеса с другими инфекционными болезнями. Распознавать герпетическую инфекцию, ветряную оспу и опоясывающий герпес, их осложнения; интерпретировать данные лабораторного обследования. Назначить лечение. Предоставить неотложную помощь на догоспитальном этапе.  
           

5.Содержание темы занятия*

Герпетическая инфекция  
Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru

             
 
этиология
 
Herpes simplex (HSV-1, HSV-2).
 
 
   
Источник – больной (инфицированный) человек. Пути передачи: капельный, контактный, половой, трансплантационый, внутриутробный, перинатальный. Восприимчивость высокая.
 
эпидемиология
 
 
    Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru
 
патогенез
 

       
  Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru   Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru
 

Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru

                     
    Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru   Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru
 
    Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru
 
 
клиническая классификация
   
врожденная герпетическая инфекция
 
   
приобретенная герпетическая инфекция
 

                                   
   
локализованная форма
 
 
поражения кожи
   
герпетический дерматит
 
   
герпетиформная экзема Капоши
 
   
язвенно-некротический дерматит
 
 
поражения слизистых оболочек ротовой полости
 
гингивостоматит (афтозный, язвенный, язвенно-некротический)
 
 
поражения слизистых оболочек верхних дыхательных путей
 
назофарингит
 
   
ларингит
 
 
   
кератит
 
поражения глаз
 
   
коньюнктивит
 
   
иридоциклит
 
   
хориоретинит
 
   
увеит
 
   
неврит зрительного нерва
 
 
поражения половых органов
 
уретрит
 
   
баланопостит
 
 
   
вульвовагинит
 
   
цервицит
 
   
диссеминированная (генерализованная) форма
 
 
поражения нервной системы
   
энцефалит
 
   
менингоэнцефалит  
 
 
   
неврит
 
 
поражения других внутренних органов и систем
   
гепатит
 
   
пневмония
 
   
эзофагит
 
   
энтероколит
 
   
нефрит
 
   
смешанная форма
 
   
наружные покровы и внутренние органы

       
   
латентная форма
 
 
без клинически выраженных очагов поражения

           
 
клиника
  Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru
 
    Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru
 

                       
    Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru
    Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru
  Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru
 
 
    Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru
  Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru   Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru
 
 
 
    Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru
 
  Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru   Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru
 

                                                   
    Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru
 
    Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru
      Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru
 
 
    Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru
    Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru
 
      Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru
 
 
  Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru   Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru
     
генерализованная герпетическая инфекция – геморрагический синдром, острая надпочечниковая недостаточность, острый панкреатит, гломерулонефрит, моноартикулярный артрит
 
 
 
   
ветряная оспа
  Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru  
опоясывающий лишай
   
дифференциаль-ный диагноз (с такими заболеваниями)
 
      Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru
       
кератоконьюнктивиты другой этиологии  
 
 
     
пиодермия
 

                               
   
лабораторная диагностика
  Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru
 
 
   
реакция иммунофлюоресценции и прямая электронная микроскопия: обнаружение вирусного антигена (вируса) при морфологическом исследовании
 
   
методы цитологические и цитохимические: выявление внутриядерных включений в гигантских многоядерных клетках измененного эпителия
 
    Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru
 
 
лечение
 
этиотропная терапия
 
противовирусные препараты: ацикловир, валацикловир, фамцикловир, ганцикловир
 
   
специфическая иммуноглобулинотерапия
 
   
интерфероны: лаферон, виаферон, роферон, интрон-А
 
   
индукторы интерферонов: амиксин, неовир, инозит (гропринозин), циклоферон
 
   
патогенетическая терапия
     
дезинтоксикация
 
 
   
антибиотики
 
   
при первичной герпетической инфекции не разработана
   
профилактика
 

рецидивирующая герпетическая инфекция
инактивированная герпетическая вакцина
ацикловир, амиксин
Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru

VZV-инфекция  
Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru

       
 
этиология
 
Varicella (herpes) zoster (VZV)
 
 
   
Источник – человек, больной ветряной оспой или опоясывающим герпесом. Пути передачи: капельный, контактный, перинатальный. Восприимчивость высокая.
 
эпидемиология
 

                       
    Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru   Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru   Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru
          Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru
 
патогенез
            Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru
 
 
 

Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru

Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru

                         
    Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru
 
   
ганглиокожная форма  
 
   
глазная форма  
 
   
синдром Ханта
 
   
гангренозная (некротическая) форма
 
   
менингоэнцефалитическая форма
 
   
ВЕТРЯНАЯ ОСПА
 
 
клиника
    Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru   Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru
 
 
 
    Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru

                                                                   
   
опОЯСЫВАЮЩИЙ герпес  
 
   
ганглиокожная форма: острое начало, лихорадка, озноб, слабость, боль головы, мышц, резкие боли в месте последующих высыпаний→сыпь - по ходу чувсвительных нервов: гиперемия кожи→папула→везикула→корочка  
 
   
глазная форма: очень тяжелое течение, поражение тройничного (гасерова) узла; сыпь – по ходу веток тройничного нерва (на слизистых оболочках глаза, носа, на коже лица, часто с вовлечением глазного яблока); специфический вирусный кератит, реже – ирит, глаукома    
 
    Материалы контроля для подготовительного этапа занятия. - student2.ru
 
   
менингоэнцефалитическая форма (редко): тяжелое течение, высокая летальность (более 60%); ганглиокожные проявления→симптомы менингоэнцефалита (атаксия, галлюцинации, гемиплегия, менингеальные знаки)  
 
   
осложнения
 
постгерпетическая невралгия
 
пневмония
 
гепатит
 
     
покрытие язвами роговицы
       
миокардит
 
   
сегментарный миелит
 
 
 
   
дифференциальный диагноз (с такими заболеваниями)
 
герпетическая инфекция
 
рожа
 
экзема
 
пиодермия  
 
     
импетиго
 
лекарственный дерматит
 
контактный дерматит
 
вторичный сифилис
 
 
   
лабораторная диагностика
 
выявление вириона, определение генома вируса и его антигенов в содержимом везикул, мазках-отпечатках со слизистых оболочек, соскобах с пораженных слизистых оболочек и биоптатах органов
 
выявление вируса классическим вирусологическим методом из содержимого элементов сыпи на культуре эмбриональных клеток
 
 
     
обнаружение многоядерных гигантских клеток в соскобах с основы элементов сыпи в мазках, окрашенных по Тцанку
 
   
Обнаружение телец Арагао в клетках везикулярной жидкости в мазках, окрашенных серебрением
 
   
выявление антител к антигенам вируса (РСК, ИФА, тест флюоресценции антител к мембранным антигенам)
 
 
лечение
 
этиотропная терапия
 
противовирусные препараты: ацикловир, валацикловир, фамцикловир, ганцикловир
 
   
специфическая иммуноглобулинотерапия
 
   
интерфероны: лаферон, виаферон, роферон, интрон-А
 
   
индукторы интерферонов: амиксин, неовир, инозит (гроприназин), циклоферон

             
   
патогенетическая и симптоматическая терапия
 
дезинтоксикация
 
     
антибиотики
 
     
местное лечение
 
 
профилактика
 
иммуноглобулин (для людей с иммунодефицитом)
 
 

Показания к госпитализации:

  • эпидемиологические – проживание в организованных коллективах (общежития, казармы);
  • клинические – тяжесть заболевания (осложнения).

*Дополнительно к структурно-логической схеме в разделе 5 «Содержание темы» могут быть использованы, по усмотрению кафедр, таблицы диф. диагностики, тезисы (в зависимости от сложности темы, ее новизны, присутствия или отсутствия лекций и т.п.), перечень нормативных документов МОЗ, которые регламентируют порядок обследования, профилактических мер, лечения тех или других инфекционных болезней, которые вошли в тему занятия.

6. План и организационная структура занятия:

Основные этапы занятия, их функции и содержание Учебные цели в уровнях усвоения Методы контроля и обучения Материалы методического обеспечения контроля, инструкции Время (мин)
1. Подготовительный этап: 1. Организация занятия 2. Постановка учебных целей и мотивация 3. Контроль исходного уровня знаний   Содержание - См. п. 2.1; п. 2.2 ”Учебные цели”     II         Собеседование. Индивидуальный опрос.     Тестовый контроль.   См. п.1 ”Актуальность темы”; См. п.2 ”Учебные цели” Вопросы для индивидуального опроса.   Тесты 2-го уровня.   15 мин.  
2. Основной этап Формирование системы профессионального умения и навыка. Содержание - См. п.2.2; п.2.3 ”Учебные цели”     III Практический профессиональный тренинг в решении разнообразных (типичных и нетипичных) клинических заданий Курация тематических больных. Истории болезни. Выписки из историй болезни. Архивные истории болезни. Ситуационные задачи 2,3-го уровня.   60 мин.
3. Заключительный этап 1. Контроль и коррекция уровня профессиональных навыков и умений. 2. Подведение итогов занятия 3. Домашнее задание с перечнем тематической учебной литературы (основной, дополнительной)   III Индивидуальный контроль практических навыков и профессиональных действий студентов. Анализ типичных ошибок. Тестовый контроль. Тесты 3-го уровня Ситуационные задачи 3-го уровня.   15 мин.

7.Материалы методического обеспечения занятия:

Материалы контроля для подготовительного этапа занятия.

7.1.1.Контрольные вопросы для индивидуального опроса: a=2

1. К какой группе инфекционных болезней в зависимости от источника инфекции принадлежит герпетическая инфекция, ветряная оспа и опоясывающий герпес?

2. Пути передачи герпетической инфекции, ветряной оспы и опоясывающего герпеса.

3. Стадии патогенеза герпетической инфекции, ветряной оспы и опоясывающего герпеса.

4. Клиническая классификация герпетической инфекции, ветряной оспы и опоясывающего герпеса.

5. Основные симптомы герпетической инфекции, ветряной оспы и опоясывающего герпеса в зависимости от формы.

6. Особенности течения герпетической инфекции у больных СПИДом.

7. Осложнения герпетической инфекции, ветряной оспы и опоясывающего герпеса.

8. Основные причины летальности при герпетической инфекции, ветряной оспе и опоясывающем герпесе.

9. План обследования больного герпетической инфекцией, ветряной оспой и опоясывающим герпесом.

10. Состав ликвора при поражении нервной системы, вызванном герпетической инфекцией, ветряной оспой и опоясывающим герпесом.

11. Методы специфической диагностики герпетической инфекции, ветряной оспы и опоясывающего герпеса. Интерпретация результатов в зависимости от срока болезни и материла исследования.

12. Этиотропная терапия герпетической инфекции, ветряной оспы и опоясывающего герпеса: дозы, путь введения, длительность лечения.

13. Принципы патогенетической терапии герпетической инфекции, ветряной оспы и опоясывающего герпеса.

14. Правила выписки реконвалесцентов из стационара.

7.1.2. Тесты 2-го уровня: выбрать правильные ответы α=2

ВАРИАНТ 1

1. Вирусы простого герпеса 1 и 2 типов относятся к подсемейству:

А. Alphaherpesviruses

Б. Betaherpesviruses

В. Gammaherpesviruses

Г. 1 и 2 тип относятся к разным подсемействам

2. Возбудитель ветряной оспы:

А. Цитомегаловирус

Б. Вирус Эпштейн-Барр

В. Вирус герпеса 1 типа

Г. Вирус герпеса 2 типа

Д. Herpes zoster

3. Специфические методы диагностики герпесвирусных инфекций:

А. Реакция Видаля в парных сыворотках крови

Б. ИФА (иммуноферментный анализ)

В. Гемокультура

Г. РФА (реакция флюоресцирующих антител)

Д. Копроуринокультура

4. Источник инфекции при заболеваниях, вызываемых herpes zoster:

А. Больные инфекционным мононуклеозом

Б. Больные вирусом герпеса 6-го типа

В. Больные ветряной оспой

Г. Больные опоясывающим лишаем

Д. Больные вирусом герпеса 8-го типа

5. Вирус герпеса 1 типа поражает:

А. Лицо

Б. Кожу выше талии

В. Слизистую оболочку полости рта и губ

Г. Половые органы

Д. Кожу ниже талии

6. Для клиники ветряной оспы у взрослых характерно:

А. Высыпания симметричные

Б. Полиморфизм сыпи

В. Отсутствие этапности высыпаний

Г. Элементы сыпи на волосистой части головы

Д. Элементы сыпи преимущественно на ладонях и подошвах

7. Сыпь при ветряной оспе включает элементы:

А. Везикулы

Б. Розеолы

В. Папулы

Г. Пустулы

Д. Корочки

8. Препараты для лечения генитального герпеса:

А. Амоксиклав

Б. Фамцикловир

В. Фенасал

Г. Ацикловир

Д. Валацикловир

9. Неблагоприятный прогноз при ветряной оспе наблюдается при:

А. Коньюнктивите

Б. Злокачественных формах ветряной оспы

В. Кератите

Г. Тяжелом энцефалите

Д. Стертом (рудиментарном) течении болезни

10 Правила выписки больного ветряной оспой из стационара:

А. После трижды отрицательного результата копроуринокультуры

Б. После отрицательного результата реакции Видаля

В. После клинического выздоровления

Г. Не раньше 21 дня после нормализации температуры

Д. После отрицательного результата гемокультуры

ЭТАЛОНЫ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

1. А 6. Б В Г

2. Д 7. А В Г Д

3. Б Г 8. Б Г Д

4. В Г 9. Б Г

5. А Б В 10. В

ВАРИАНТ 2

1. Возбудитель опоясывающего лишая:

А. Вирус герпеса 1 типа

Б. Herpes zoster

В. Вирус герпеса 2 типа

Г. Цитомегаловирус

Д. Вирус Эпштейн-Барр

2. К группе антропонозов относят:

А. Ветряную оспу

Б. Болезнь Лайма

В. Орнитоз

Г. Кампилобактериоз

Д. Желтую лихорадку

3. Инкубационный период при ветряной оспе длится:

А. 1-3 дня

Б. 3-7 дней

В. 5-21 день

Г. 21-25 дней

Д. Более 25 дней

4. Вирус простого герпеса сначала реплицируется в:

А. Спинальных нервных ганглиях

Б. Корешках чувствительных нервов

В. Рогах спинного мозга

Г. Эпителиоцитах

Д. Кровеносном русле

5. Типичные клинические проявления ветряной оспы:

А. Подсыпания не характерны

Б. Лихорадка длится 2-7 дней

В. Увеличиваются лимфатические узлы

Г. Высыпания на коже сопровождаются сильным зудом

Д. Сыпь сначала появляется на коже туловища, конечностей, затем на лице, волосистой части головы.

6. Для общего клинического анализа крови при заболеваниях, вызванных herpes zoster, характерно:

А. Лейкоцитоз, повышенная СОЭ

Б. Лейкопения, повышение эозинофилов

В. Показатели в пределах нормы

Г. Лимфоцитоз, увеличенное количество атипичных мононуклеаров

Д. Лейкопения, лимфомоноцитоз, СОЭ в пределах нормы

7. Для высыпаний при опоясывающем герпесе характерно:

А. Геморрагические элементы звездчатой формы

Б. Пузырьки располагаются на коже группами вдоль нервных стволов

В. Поэтапное появление пятнисто-папулезной сыпи

Г. Появление розеол на бледной коже

Д. Обильная мелкоточечная сыпь на гиперемированном фоне

8. При часто рецидивирующем, распространенном течении герпетической инфекции больного надо обследовать на:

А. Энтеровирусные заболевания

Б. Грипп

В. СПИД

Г. Менингококковую инфекцию

Д. Корь, краснуху

9. При заболеваниях, вызываемых Herpes zoster, при наличии менингеального синдрома спинномозговая жидкость обычно:

А. В норме

Б. Серозная

В. Гнойная

Г. С умеренным повышением содержания белка

Д. С умеренным снижением содержания белка

10. Иммуноглобулин человеческий против вируса простого герпеса 1 типа вводят:

А. Вводят 1 раз в дозе 4,5 мл внутримышечно

Б. Вводят 3 раза через 24 часа в дозе 8,0 мл внутримышечно

В. Вводят 5 раз через 24 часа в дозе 8,0 мл внутримышечно

Г. Вводят 5 раз через 48 часов в дозе 4,5 мл внутримышечно

Д Вводят 3 раза через 48 часов в дозе 4,5 мл внутримышечно

ЭТАЛОНЫ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

1. Б 6. Д

2. А 7. Б

3. В 8. В

4. Г 9. Б Г

5. Б В Г Д 10. Г

ВАРИАНТ 3

1. Источник инфекции при герпесвирусных инфекциях, вызванных вирусом простого герпеса:

А. Домашняя птица

Б. Больные с различными формами заболевания

В. Грызуны

Г. Дикие животные

Д. Вирусоносители

2. Материал для лабораторных исследований при заболеваниях, вызванных Herpes zoster:

А. Пунктат лимфатических узлов

Б. Кровь

В. Спинномозговая жидкость

Г. Элементы сыпи

Д. Отделяемое из носоглотки

3. Сыпь при опоясывающем герпесе появляется:

А. на 1-2 день

Б. на 3-5 день

В. на 8-10 день

Г. на 12-17 день

Д. на 17-20 день

4. При опоясывающем лишае высыпания наиболее часто локализуются на:

А. Коже головы и лица

Б. Коже верхних конечностей

В. Коже грудной клетки

Г. Коже поясницы и крестца

Д. Коже нижних конечностей

5. Наиболее тяжело клинически протекает:

А. Первичный герпес

Б. Рецидивирующий герпес

В. Герпес половых органов

Г. Герпетический менингоэнцефалит

Д. Врожденная слизисто-кожная форма

6. Герпесвирусы активируются на фоне заболеваний, которые сопровождаются:

А. Высоким подъемом температуры

Б. Желтухой

В. Увеличением паренхиматозных органов

Г. Изменениями в ротоглотке

Д. Иммунодефицитом

7. Для пневмонии, обусловленной Herpes zoster, характерно:

А. Кашель с мокротой, в которой имеются прожилки крови

Б. Кашель со скудной слизистой мокротой

В. Грубый «лающий» кашель

Г. Отсутствие кашля

Д. Сухой болезненный кашель с астматическим компонентом

8. При ветряной оспе обработку мазков из содержимого везикул производят специальной сывороткой, меченной изотиоционатом, в реакции:

А. РСК (реакция связывания комплемента)

Б. РНГА (реакция непрямой гемагглютинации)

В. РФА (реакция флюоресцирующих антител)

Г. РИА (радиоиммунный анализ)

Д. ИФА (иммуноферментный анализ)

9. Детей в возрасте до 7 лет, бывших в общении с больными ветряной оспой и не болевших ранее, разобщают на:

А. 3 дня

Б. 5 дней

В. 7 дней

Г. 15 дней

Д. 21 день

10. Какие препараты этиотропной терапии применяют для лечения ветряной оспы:

А. Ятрен

Б. Ацикловир

В. Эметина гидрохлорид

Г. Алпизарин

Д. Метронидазол

ЭТАЛОНЫ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

1. Б Д 6. Д

2. Б В Г Д 7. Д

3. Б 8. В

4. В 9. Д

5. Г 10. Б Г

7.2 Материалы методического обеспечения основного этапа занятия**

Наши рекомендации