Шестнадцатый Гьялва Кармапа (1924–1981)
«Ничего не происходит». Таков был ответ Шестнадцатого Кармапы Рангджунга Ригпе Дордже, когда его спросили, что происходит во время умирания.
В день летнего солнцестояния в 1980 году в Колорадо (США), прощаясь со мной и Ханной, Кармапа сказал: «Приезжайте в Румтек снова в первый день одиннадцатого месяца следующего года». И подтвердил, что имел в виду западный, а не тибетский календарь. Мы были ошеломлены, но позже поняли, почему во время болезни он держал нас вдали от себя. Для новых буддистов на Западе мы являлись, конечно, его главными учениками, и, будучи основным учителем в своих центрах, я умел представлять его только таким, каким мы его знали до тех пор – мощным и сияющим героем.
Шестнадцатый Гьялва Кармапа
«Можете взять с собой друзей», – добавил он. Вот как вышло, что мы с Ханной и более чем сотней буддистов поехали в Гималаи, в то время как в американской больнице под Чикаго происходили события, описываемые в этом разделе {47} . Не удивительно, что Кармапа, царь йогинов Тибета, своей смертью поразил воображение и учеников, и представителей западной науки. Еще при жизни Шестнадцатый Кармапа Рангджунг Ригпе Дордже, так же как и его прежние реинкарнации, воплощал энергию всех Будд.
Рожденный в 1924 году в Восточном Тибете, он спас наиболее ценные реликвии и передачу своей линии преемственности от китайских захватчиков, в 1959 году организовав впечатляющую эвакуацию из страны. Нуждаясь в базе для сохранения поучений тибетских Старых школ, между 1961 и 1965 годами он построил Румтек – большой центр в Сиккиме. Затем несколько раз, начиная с 1973 года и до своей смерти в 1981-м, вместе с учениками он приезжал в Северную Америку и Европу, где его открытость мирскому буддизму окончательно окрепла. Однако большую часть времени он находился в Сиккиме. Часто проводя лекции, церемонии Короны и посвящения, Его Святейшество смог спасти передачу традиции Кагью. Наверняка с целью еще раз благословить Запад, где он предвидел серьезное развитие своего учения, и чтобы показать миру результаты практики Алмазного пути, в середине октября 1981 года, уже очень больной, он принял приглашение посетить Гонконг и Соединенные Штаты. Там, около Чикаго, пятого ноября он умер от полудюжины смертельных болезней. Кармапа попросил нас с Ханной быть в Румтеке ровно первого ноября, а всего несколько дней спустя его тело доставили туда вертолетом. Оно было сожжено 20 декабря 1981 года – о сопровождавших кремацию чудесах можно прочитать в книге «Верхом на тигре».
Последние 18 дней своей жизни Кармапа пожертвовал науке, позволяя врачам лечить его сильнейшими медикаментами. Поначалу доктор Леви – не буддист – поражался, что его пациент никогда не жаловался на боль и, невзирая на тяжелое состояние здоровья, всегда думал о счастье других.
...
Кармапа непрерывно излучал мощную и глубокую любовь, заботился о благополучии докторов и сестер, шутил.
Чем дольше они за ним ухаживали, тем более сильное впечатление он на них производил, и чем ближе подступала смерть, тем критичнее они относились к своему медицинскому мировоззрению. Для всех участников это было непрерывное поучение о возможностях сконцентрированного и мощного ума. У доктора Леви, например, было ощущение, что Кармапа нарочно оттягивает смерть, чтобы врач мог с ней познакомиться, наблюдать ее и чему-то научиться. Кармапа явно воспринимал свое тело как инструмент и хотел оставить своим ученикам и миру какое-то важное послание. Поэтому до последнего момента он думал об окружающих. Этому особенно удивлялись врачи и сиделки, потому что вместо бедного, слабого, замкнутого на своих потребностях пациента они видели Кармапу, чье внимание было всегда с любовью направлено на других. Его сияние и тепло оставались неизменными и ошеломляли всех посетителей и персонал больницы, даже когда его тело уже ослабело и он начал наконец умирать. Обычно сотрудники отделов интенсивной терапии избегают близких личных отношений с пациентами, чтобы работать более профессионально. Но в случае Кармапы получилось по-другому: все прониклись особыми чувствами к нему. Его состояние ума оставалось невероятно сильным и непоколебимым, излучалось ко всем, и никто не мог этого объяснить. Не нашлось ни одного человека, которого бы не тронуло присутствие Кармапы. И они совершенно не понимали, почему, невзирая на боль, Кармапа вел себя совсем иначе, нежели обычные умирающие.
Через несколько дней состояние Кармапы резко ухудшилось. Ему стало трудно дышать, он кашлял кровью, артериальное давление стремительно падало. С медицинской точки зрения налицо были все симптомы скорой смерти. По этой причине доктор Леви попросил присутствующих держателей линии посетить Кармапу в последний раз. Однако через 45 минут они вернулись из его комнаты совершенно расслабленные и сообщили, что Кармапа посмеялся над их «прощальным визитом» и весело объяснил, что не намеревался умирать. Когда доктор Леви вошел в палату, Кармапа сидел, выпрямившись на кровати, с широко открытыми глазами и спросил врача, как у него дела. Оказывается, за последние полчаса у него прекратилось кровотечение и все жизненные показатели снова вернулись на нормальный уровень.
...
Очевидно, сила воли Кармапы была так развита, что он мог сам определять, когда оставить тело. И этот момент пока не наступил.
Спустя еще десять дней у него вновь резко понизилось кровяное давление, и медикаментами выровнять его не удалось. И хотя вновь все говорило о смерти в ближайшие минуты, Кармапа дружелюбно улыбнулся и через два часа с нормальным давлением сидел в постели и беседовал с врачами.
Никто в больнице не сталкивался раньше с чем-либо подобным: пациенты в последней стадии рака и с обширным воспалением легких не поправляются, не говоря уже о том, чтобы, выздоровев, садиться и выглядеть счастливо и приветливо.
На следующий день Кармапа на прощание опять удивил врачей – теперь уже своей смертью. Когда рано утром его сердце перестало биться, они немедленно начали реанимацию и смогли стабилизировать его состояние на полчаса. Однако затем кровяное давление опять упало, и сердце остановилось. Врачи снова воскресили Кармапу на 45 минут, но на мониторе было видно, что сердце отказывает все чаще и перестает реагировать на прямые инъекции. Наконец врачи сдались, засвидетельствовали смерть и вышли из палаты. Затем, уже клинически мертвый, Кармапа просто включил подсоединенные к нему приборы.
Когда спустя четверть часа медсестры хотели вытащить питающую трубку из его пищевода, они заметили на мониторе, что давление у Кармапы снова было 140 на 80, а пульс ровный. Вернувшийся доктор Леви был близок к обмороку – ситуация выходила далеко за область его обычного опыта. Один из старших Ринпоче ободряюще похлопал его по спине, заметив: «Это невозможно, но так бывает».
Складывалось впечатление, что через полчаса после окончательной остановки сердца и 15 минут после того, как врачи отказались от попыток реанимации, Кармапа вернулся снова – проверить, не может ли его тело по-прежнему быть сосудом для его ума. Но и этого было мало: после смерти Кармапа продолжал удивлять западных врачей. Спустя 48 часов область его сердца оставалась теплой, а кожа гладкой. Поскольку руководство больницы в виде исключения разрешило оставить тело Кармапы неприкосновенным в палате, он провел в этом состоянии глубокого погружения два дня, пока его не отправили самолетом в Сикким. На пересадке в Лондоне ученики украсили цинковый гроб цветами.
Царь йогинов, Шестнадцатый Кармапа, Рангджунг Ригпе Дордже, или Алмаз Самовозникшей Окончательной Истины, и в предыдущих перерождениях, умирая, сыпал чудесами из рукава. Продолжая эту традицию, Кармапа, безмерно потрясший врачей в США своими играми с законами природы, на четвертый день клинической смерти, обогнув полмира в гробу, играл сверхъественными явлениями. В течение 40 дней, до 20 декабря 1981 года, совершенно не разлагаясь при теплой погоде и в окружении множества масляных лампад, он уменьшил свое тело до двух футов. Голова его была величиной в одну треть тела, и когда я взглянул на него перед кремацией, он был темно-серого цвета, но совершенно не поврежденный и легко узнаваемый.
Использованная Кармапой медитация свидетельствует о том, насколько его ум владел окончательной реальностью. Мастера такого уровня могут выбирать одну из трех практик для слияния с Состоянием истины. Когда применяется тудам ( ту означает сердце, дам связь, и это значит, что ум остается в сердце), как это сделал Кармапа, даже сторонний наблюдатель может заметить, что с телом происходят необычные явления, а это, конечно, очень убеждает в силе ума {48} . В этой медитации процесс умирания позволяет уму йогина бросить якорь в Состоянии истины и покоиться в голом осознавании. Оно пребывает в сердце и одновременно становится совершенно ясным и безграничным. С этого момента пространство внутри и снаружи едино, и возможно переживание колоссальной мощи и бесконечного, вневременного простора. Настоящее, прошлое и будущее легко сливаются во вневременное прозрение. С этого уровня мы можем перерождаться для блага всех существ в любом месте, в бесчисленных телах и помогать всем, у кого есть с нами связь.
Семнадцатый Гьялва Кармапа Тринле Тхае Дордже
Когда тело Кармапы кремировали на крыше главного здания Румтека, с панорамным видом на долину Гангтока и восьмитысячники Восточных Гималаев, вокруг солнца появились две кольцевые радуги. Сердце Кармапы выкатилось из печи к Лопёну Цечу Ринпоче, стоявшему напротив нас за горящей ступой.
...
Жизнь и смерть Шестнадцатого Кармапы были высшим доказательством богатства и возможностей ума, неотъемлемо присущих каждому.
Его пример до сих пор служит двигателем для моих учеников на Западе и для меня самого, а пожелания, которые мы делали при его кремации, непрерывно исполняются. В период его отсутствия Алмазный путь вырос и созрел во всем мире. Сегодня Семнадцатый Гьялва Кармапа Тринле Тхае Дордже (его религиозная реинкарнация) в прекрасном стиле несет эту передачу дальше.
Медитации
Медитация знакома всем. Те мгновения жизни, когда получаешь подарки, когда радость возникает сама по себе и все наполнено смыслом, – это опыт медитации.
...
Незаметно для нас самих океан ума успокаивается, и наше видение проясняется; пыль опадает с внутреннего зеркала, и приходит понимание.
Такие ощущения полноты и совершенства дает нам, ничего нового при этом не добавляя, наш собственный ум – осознавание данного мгновения. И это состояние можно намеренно продлить.
Переместить информацию, почерпнутую из этой книги, из головы в сердце, помогают следующие пять практик, которые допускается выполнять без руководства учителя. Те, кому нравится медитировать с другими людьми, могут обучиться этим практикам в 600 с лишним центрах Карма Кагью Алмазного пути по всему миру.
Как правило, во время медитации мы сидим прямо – будь то на стуле или со скрещенными ногами на полу – в приятной, тихой комнате. Спина прямая, но не напряженная. Ладони или сложены одна на другой ниже пупка, или лежат на коленях. Мы выполняем медитацию по тексту. Если время от времени возникают посторонние мысли, мы не обращаем на них внимания. Они растворятся так же, как и появились.
Приводимые здесь медитации соответствуют различным уровням развития на буддийском пути, но использовать их может каждый. Легкие в применении, они, однако, содержат важные аспекты всех путей, указанных Буддой.
Такая работа с умом в принципе улучшает характер. В медитациях и на Любящие Глаза, и на Кармапу заметно огромное разнообразие Алмазного пути: мы или осознанно настраиваемся на такие просветленные качества, как любовь и сочувствие (в медитации на Любящие Глаза), или концентрируемся на Будде в форме Шестнадцатого Кармапы, чтобы действовать с растущей силой для блага всех. Вместо Кармапы можно представлять и просто золотистого Будду. И, наконец, желающие пройти курс практики осознанного умирания (пхова), упомянутой в этой книге, могут подготовиться к нему с помощью еще одной медитации Алмазного пути – на Будду Безграничного Света.
Начинающим лучше медитировать с ведущим вместе с группой, чтобы как следует познакомиться с практикой и прояснить различные моменты. Тому, кто хочет идти буддийским путем, необходимы объяснения и передача медитаций от учителя. В каждом центре Алмазного пути проводятся публичные медитации, вводные лекции и вечера для новичков.
Практикуйте непринужденно и наслаждайтесь!