Перерождение в различных сферах существования
Эти шесть сфер сознания, в которых можно переродиться, часто описывают в буддийской терминологии словом «миры», потому что попадающим туда они кажутся чрезвычайно реальными, подобно раю и аду в христианском понимании. Поскольку, согласно буддизму, не существует ничего отдельного от воспринимающего, эти сферы тоже суть состояния обусловленного сознания. Они не созданы какой-то внешней силой или высшей инстанцией, они являются результатом настроя и поступков существ в их прошлых жизнях. Поэтому можно переродиться богом, полубогом, человеком, животным, голодным духом или в состоянии паранойи.
Хотя классические описания шести сфер иногда звучат довольно странно, далее в этой главе я использую эти средневековые образы и термины в том виде, в каком мы с моей женой Ханной получили их от нашего учителя Калу Ринпоче в Восточных Гималаях зимой 1970–71 годов. С одной стороны, они передают картину той культуры; с другой – сохраняют живым стиль передачи. При чтении хорошо помнить о том, что речь идет не о деяниях какого-то неприятного бога-судьи, но о созданных самим умершим образах и ментальном эхе, похожих на нескончаемую игру ума во сне или на видения, вызванные интоксикацией.
Спектр непросветленных переживаний, испытываемых нами в человеческом теле, Будда описывает как страдание, вызванное рождением, болезнью, старостью и смертью. Неизбывное стремление к счастью, желание избежать боли, тяготение к приятному и необходимость терпеть неизбежное – все это загружает ум работой. Примеры этого мы видим на каждом шагу: проходя мимо роскошных домов; в сплетнях бульварной прессы; в историях рьяных граждан, не способных взять курс на постоянные ценности; среди собратьев-людей, ищущих в жизни только самых примитивных радостей; в бесконечных судебных разбирательствах, мотивированных жадностью; а также в людях, умеющих во всем видеть угрозу.
Разнообразие явлений, создаваемых умом, наиболее очевидно при посещении психиатрической лечебницы. В самом маленьком пространстве можно встретить черты всех шести миров. В соответствии с типом впечатлений, эти состояния включают в себя весь перечень эмоций, – от блаженства до запутанности и страдания. А в основании карусели – хорошо известные мешающие чувства: гордость и всезнайство («я знаю лучше всех»), ревность и отвращение, желание и привязанность, запутанность и апатия, скупость и жадность, а также вся область неприязни, гнева и ненависти. Каждый миг эти негативные эмоции не только оказывают влияние на данную жизнь, но и засевают семена жизней будущих.
С такой позиции реинкарнация тоже не кажется чем-то таинственным.
...
Ум – словно зеркало – продолжает вести себя так же, как и при жизни: если человек сам унылый, ему попадаются только унылые люди; если счастливый – встречает счастливых.
Этот универсальный секрет актуален и после смерти: тенденции сохраняются и являются причинами будущих переживаний.
Перечисленные шесть миров называются сансара (с санскрита, где это значит «приход и уход») или корва («колесо» по-тибетски), и на изображениях они красочно и аккуратно уложены в колесо с шестью секторами.
Перерождение в трех сферах страдания
Если в уме превалируют такие чувства и действия, как ненависть, зависть и жадность, человек перерождается в трех низших сферах. Хуже всего результаты гнева – самой трудной из эмоций.
Колесо жизни
1. Адские миры: сфера ненависти
Уже во время смерти (и это усиливается в бардо становления) те, кто был очень сердитым при жизни, подчеркивал ошибки других и желал им вреда, переживает эти чувства снова, но в усиленной форме. Все, что Брейгель, Босх и Данте рисовали и описывали в своих образах ада, созревает в этом состоянии, которое, к счастью, обусловлено и непостоянно, как и все прочие непросветленные переживания. Тибетцы, не защищенные государством с идеологией всеобщего благоденствия, для устрашения «плохих парней» в ужасающих подробностях рассказывают о 18 таких состояниях страдания. Говорят про восемь горячих и восемь холодных адов, а также соседний и случайный ады – один неприятнее другого.
В состоянии ада ум чувствует невероятную жару и прячется в какое-то прохладное место, где застревает надолго. Если же эмоции у человека вспыхивали быстро, в аду ему все кажется страшно холодным и он сбегает куда-то, где тепло. Но там за ним вдруг тоже захлопывается дверь, и выхода больше нет. Умерший начинает чувствовать, что его тяжелые настроения окрашивают весь мир. И это переживание очень болезненно.
Впрочем, увидеть людей, находящихся в состояниях полной паранойи и разочарования, снова и снова напивающихся, переживающих невероятную боль или просто отчаянно несчастных, можно и в жизни. Хотя сегодня в западных странах о страдающих заботятся врачи и усмиряют их лекарствами, есть параноики, которые постоянно прячутся, наносят себе повреждения и совершенно уверены, что в каждом стакане воды содержится яд.
...
Гнев – безусловно, самая разрушительная эмоция из тех, которые могут портить красивый сад нашего ума.
...
Шарипутра
Монахи, которые часто жили в монастырях с самого раннего детства и черпали знания о чудесах женственности лишь из воспоминаний о своих матерях, рассказывали очень трогательные истории. Так, повествование высокого учителя Шарипутры описывает, как он с помощью методов Будды освободил свою мать, обладавшую трудным характером. С этой дамой было непросто сладить, она ссорилась со всеми женщинами по соседству. И Шарипутра не мог ее от этого отучить. В конце концов ему пришло в голову одно средство. Он повесил колокольчик над дверью дома и попросил мать ударять в колокол и говорить ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ по пути с одного спора с соседкой на другой.
Когда она умерла и, в соответствии с гневным содержанием своего ума, оказалась в большом котле расплавленного металла в компании себе подобных клиентов, работник ада подошел помешать варево. Услышав бряканье половника о стенку, она вспомнила звук колокольчика над своей дверью и повторила мантру. Силой этого освобождающего действия ее восприятие моментально изменилось, и все, кто находился в котле, очутились в мире богов.
2. Голодные духи: мир жадности
Если в потоке сознания накоплено много проявлений скупости и жадности, значит, прожитая жизнь и так была изрядно подпорчена разочарованием и узостью. Обладания властвовали над таким человеком, а не давали ему свободу, и его мучили тяжелые сны и настроения, никак не дающие покоя.
Это болезненное состояние приводит ум в сферу так называемых голодных духов, поскольку все разнообразные формы привязанности в конце концов концентрируются в базовые нужды – голод и жажду. Теперь, что бы мы ни делали, чувство насыщения не приходит. В текстах внешние препятствия описываются следующим образом: вся еда превращается в огонь, стоит только поднести ее ко рту, или великаны выхватывают у нас пищу. В своем внутреннем переживании мы наделены крошечным, словно игольное ушко, ртом, в то время как живот принимает размеры целого города. Сколько ни глотай, живот не наполняется. Удовлетворение недостижимо.
Встречаются люди, богатые настолько, что им приходится тратить много времени, присматривая, как бы чего не пропало из их имущества, вместо того чтобы осмысленно использовать свой достаток, наслаждаться им и делиться. Конечно, нет ничего плохого в наличии у человека вещей, которые могут понадобиться в ближайшем будущем или стать полезными позже. Но если вы чувствуете, что в вашей жизни возникает слишком много скупости, жадности и эгоистической привязанности, хорошо при случае раздать часть своих богатств.
Признаки того, что в промежуточном состоянии человека уносит по направлению к этому миру, – усиливающиеся голод и жажда.
3. Мир животных: сфера запутанности
Запутанность приносит мало радости после смерти. Тот, кто осознанно лгал в прошлой жизни с целью навредить другим, всегда был расчетлив в своих суждениях, повиновался стадному инстинкту или стремился к самым глупым и грубым радостям, не используя возможности ума, после смерти не сможет справиться с безграничностью пространства и впечатлениями, возникающими в нем в виде образов.
Признак того, что человека подстерегает рождение в теле животного, – это притупление восприятия. Сознание так затуманено, что умерший просто не может вынести его проекций, и запутанность продолжает расти. Он постарается спрятаться среди скал или в кустах и, если поблизости окажутся спаривающиеся животные, совершит большую ошибку – войдет между ними. Таким образом, его реинкарнация, вероятно, будет бегать на четырех ногах круглый год в симпатичной шубке.
Без долгих размышлений понятно, сколь многочисленны страдания животных. Достаточно сходить на скотобойню, чтобы понять – животным приходится несладко. В свою очередь, домашние питомцы расплачиваются за еду своей свободой. Если заглянуть туда, где живет большинство животных: под землю или в водные глубины, – мы увидим, – в основном они только и делают, что едят друг друга. Допустим, некоторые из них живут довольно хорошо, например собаки в цивилизованных, богатых домах. Но даже в золотой тюрьме роскоши у животных остается проблема: они не могут открыть себе банку паштета.