О том, что беременная и кормящая могут прервать пост в случае необходимости.
От Анаса ибн Малика сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Великий и Всемогущий Аллах освободил путников от поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин освободил от поста».ат-Тирмизи 715, Абу Дауд 2408, ан-Насаи 2277. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам Ибн Хузайма и шейх аль-Альбани. Передал Имам ат-Тирмизи в «Ас-Сунан», 649, и сказал: «Хадис Анаса Ибн Малика аль-Ка’би – хороший хадис, и мы не знаем для этого Анаса Ибн Малика от Пророка какой то другой хадис кроме этого единственного хадиса. И работа у ученых – по этому хадису» Источник: «Сунан» Ат Тирмизи, 3/154
Беременная и кормящая грудью могут не соблюдать пост в том случае, если испытывают опасение за себя, за плод или пропажу молока, и в этом нет разногласий среди ученых. Однако, если они способны поститься, то им запрещено оставлять пост, ибо Всевышний Аллах говорит: «А поститься лучше для вас, если бы вы только знали!»(аль-Бакъара 2: 184).
Ибрахим ан-Наха’и рассказывал: “Однажды одна женщина пришла к ‘Алькъаме и сказала: “Я беременна, но я в состоянии соблюдать пост, однако мой муж запрещает мне это”. Тогда ‘Алькъама сказал ей: «Повинуйся Аллаху и не слушайся своего мужа!»” ‘Абдур-Раззакъ № 7566.
Имам Ибн ‘Акъиль сказал: “Если беременная и кормящая опасаются за плод и ребенка, то им не следует поститься, а если они не опасаются, то им запрещено не поститься!” См. “аль-Инсаф” 7/382.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Не дозволено беременной и кормящей не соблюдать пост, кроме как при необходимости!” См. “Фатауа ас-сыям” 161.
Шейх Ибн ‘Усаймин (да помилует его Аллах) сказал:
«В случае с беременной женщиной может быть два варианта:
1) Она сильна и активна, и пост не принесет ей затруднений и не повлияет на ребенка. Такая женщина обязана поститься, потому что у нее нет оснований не поститься.
2) Женщина не способна держать пост, потому что беременность для нее тяжела, или она физически слаба, или по каким-то другим причинам. В данном случае она должна прервать пост, особенно если это может навредить ее ребенку – в этом случае она обязана не поститься».
Источник: Фатауа аль-Шейх Ибн ‘Усаймин, 1/487
Шейх Ибн Баз (да помилует его Аллах) сказал: «Беременная и кормящая женщина попадают под то же самое шариатское постановление, что и больные. Если пост для них труден, то им предписано прервать пост, и они должны восполнить пропущенные дни, когда будут способны это сделать, точно также как и тот, кто болен. Некоторые ученые придерживались мнения, что им достаточно накормить одного бедняка за каждый пропущенный день, но это слабое (да’иф) мнение. Правильным мнением будет то, что они должны восполнить пропущенные дни, как и в случае с больными или путешественниками, потому что Аллах говорит (перевод смысла): «А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время». Коран 2:184.
На это также указывает хадис от Анаса ибн Малик аль-Ка’би, согласно которому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поистине Всевышний Аллах снял с путника пост и сократил молитву, также Он снял обязательство поста с беременных и кормящих женщин". Приводят: Ахмад, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Абу-Давуд, Ибн Маджа». Конец цитаты.
Тухфат аль-Ихуан би Аджуиба Мухимма тата’аллякъ би Аркан аль-Ислам, стр. 171
Таким образом, беременная и кормящая могут не соблюдать пост лишь в случае опасения, а не просто по причине кормления или беременности, как это полагают многие.
Примечание:Если у беременной женщины происходит выкидыш плода в стадии формирования различных частей тела, таких как голова или рука, то подобный случай рассматривается как послеродовое кровотечение (ан-нифас), и женщина не постится. Если выкидыш произошел на ранних стадиях беременности (до восьмидесяти дней), то женщина считается в положении истихада (болезненное кровотечение), и она не должна оставлять свой пост.
Источник: “Фатауа аль-Ляджна ад-даима” 10/224.
В «Фетвах Постоянного Комитета» сказано: «Если дело обстоит так, как это упомянуто в вопросе, что у нее случился выкидыш на третьем месяце беременности, то кровь, выходящая из неё, не считается послеродовым кровотечением. Эта кровь считается кровью по болезни (истихада), так как плод еще не имел человеческой формы. Поэтому, она обязана совершать молитву, соблюдать пост, несмотря на выход крови. Однако ей следует совершать омовение для каждой молитвы. Она обязана возместить те дни поста, которые разговлялась в Рамадан. А также возместить молитвы, что пропустила после выкидыша». Источник: Фатауа-ль-ляджнати-д-даима. Т. 10. С. 218.
Вопрос: 451. Каждые ли роды или выкидыш несут за собой послеродовые кровотечения (нифас). Слушать:https://youtu.be/DOOygrvjSko
Возмещаются ли пропущенные дни поста по причине беременности и кормления грудью?
Относительно данного вопроса среди ученых существует пять распространенных мнений, правильным из которых является только одно, поскольку истина одна, а разногласия не имеют к ней никакого отношения.
Имам Малик говорил: “Клянусь Аллахом истина лишь одно и два противоречащих друг другу мнения, одновременно правильными быть не могут!” См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 2/82.
Аль-Джассас передал в Ахкам аль-Коран, что ученые разошлись во мнениях относительно этой проблемы. Он сказал: “Салафы отличались во мнениях относительно этого вопроса, и было три точки зрения. ‘Али сказал: они должны восполнить пост, если они не постятся, но они не должны заплатить фидья. Ибн ‘Аббас сказал: Они должны заплатить фидья, но не должны восполнять пост. Ибн ‘Умар сказал: Они должны заплатить фидья и восполнить посты”.
Рассмотрим подробно мнения всех сторон: