Каково постановление уразы беременной, а также кормящей женщины.

https://youtu.be/fmr096VY-ng


Вопрос: беременная женщина, а также кормящая женщина. Каково их положение? Обязаны они держать уразу или могут разговеться, и если разговляться, чем они обязаны эту уразу возместить или этот день уразы возместить.

Ответ:

Беременная эта та, которая носит ребенка, а кормящая эта та, которая уже родила и кормит ребенка грудью.

В этом вопросе несколько мнений.

Первое мнение.Беременная и кормящая прекращают свою уразу и вместо этого дня уразы кормят одного бедняка за один день и этот день уразы не обязаны возмещать. И это мнение Икримы, Саида ибн Джубайра, Касима ибн Мухаммада, Исхака ибн Рахавайха, и это мнение является достоверным от Ибн Аббаса как это пришло в тафсире ат-Табари с достоверным иснадом от него и это мнение ибн Умара как это установлено в Муснаде Аш Шафии с достоверным иснадом от него. И в довод привели слова Аллаха: «А те которые способны держать уразу (в своей основе) но ее не держат они должны накормить вместо этого дня бедняка», а ибн Аббас прочитал: «те которые способны держать пост с трудом, должны накормить одного бедняка за этот день». И этот аят и его смысл мы разъясняли во время разбора вопроса о «пожилом человеке» и пришли к такому выводу, что этот аят аннулирован и не годится в этих вопросах.

[Примечание редактора стенограммы]:

Этот вопрос о аяте разбирался в вопросе № 1877, и в примечании к вопросу было доказано что мнение ибн Аббаса правильнее чем автора книги, кому нужно пусть вернется и прочитает.

[Конец примечания].

Второе мнение, беременная и кормящая разговляются во время Рамадана, т.е. имеют право, если чувствуют тяжесть от уразы, разговляться во время Рамадана, а затем после Рамадана, когда женщина родит и прекратит быть кормящей, она возмещает пост, за каждый день пропущенной уразы держит один день уразы и никого не обязана кормить. Это мнение Хасана Басри, Ибрахима Ан Нахаи, Ата ибн Раббаха, Аз Зухри, Дахака, Аузаи, Рабиа (шейх Имама Малика), Суфьяна ас Саури, Абу Ханифы и ханафитов, Лейса ибн Саада, имам Ат-Табари, Абу Саура, Абу Убайда Касима ибн Салама. И это мнение Имама Малика относительно кормящей женщины, т.е. говорит, что кормящая женщина так делает, а беременная нет, и это одно из 2-х мнений Имама Шафии относительно беременной женщины.

И в довод привели хадис Анаса ибн Малика аль-Каби, который приводит в различных Суннанах, о том что Пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах (Субхьана ва Та`аля) сложил с путника обязанность держать уразы, а также совершение половины намаза, (т.е. дома он совершает 4 ракъаата, а в пути только 2), а также сложил обязанность держать уразу с беременной и кормящей женщины, (т.е. позволил ей разговляться от уразы)». Этот хадис приходит у Абу Дауда, Насаи, ибн Маджа, Ат Тирмизи, и назвал его хорошим шейх Мукбиль в своей книге «Аль Джами ас сахих мин манн лайса аль сахихейн».

Таким образом, этот хадис указывает на то, что кормящая и беременная женщина разговляется в месяц Рамадан, а потом возмещает пропущенные дни. В этом хадисе объединены путник, и эти 2 категории женщин. Т.е. приводится аналогия того, что беременная и кормящая женщина приравнивается к путнику. Аллах Всевышний сложил с путника уразу, что значит сложил уразу, т.е. он может разговляться в месяц Рамадан, а потом возместить пропущенные дни, тоже самое касается и этих 2-х категорий женщин.

Они сказали, а также беременной и кормящей разрешено разговляться по причине неожиданной, т.е. не причина какая-то постоянная, которая не позволяет держать уразу, а случилось так, что женщина родила, или же она кормящая, т.е. не постоянная ситуация, а какой-то определенный момент в жизни женщины. Поэтому она не обязана соблюдать каких-то искупительных действий подобно больному; больной что делает, разговляется в месяц Рамадан, а потом возмещает пропущенные дни, значит, годится аналогия беременной и кормящей женщины как на путника, так и на больного. И это мнение является более правильным в этом вопросе и это мнение выбрал шейх Мукбиль, Ибн Баз, Ибн Усеймин.

Третье мнение, если эти 2 женщины боятся за себя, или боятся за свой плод, или же ребенка, что держание уразы может нанести им вред, то разговляются в месяц Рамадан, а потом возмещают пропущенные дни и никого не кормят.

Это мнение отличается от 2-го мнения, т.е. по 2-му мнению женщине разрешается разговляться в месяц Рамадан, даже если она не боится какого-то вреда, а просто не может держать уразу из-за беременности или из-за кормления, и она может разговеться. Приверженцы 3-го мнения говорят, что просто из-за тяжести, женщина не должна разговляться, а только по причине явной угрозы, т.е. она боится за свой плод, который у неё в чреве или боится, что если она будет держать уразу, ребенок, которого она кормит не получит достаточного количества питания; и боится за себя саму, что если она будет держать уразу во время беременности, или же в период кормления это принесет вред ее здоровью, то только тогда она может разговеться в Рамадан, возместить этот день, и не должна никого кормить.

А если они боятся не только за своего ребенка, но не боятся за саму себя, тогда они должны не только разговляться в Рамадан и возмещать пропущенные дни, но и накормить бедняка и это мнение имама Шафии и Ахмада, и передается как мнение Муджахида ибн Джабара.

Четвертое мнение, это то, что беременная женщина разговляется и возмещает пропущенные дни, и не должна никого кормить.

А кормящая женщина может разговеться, затем возместить эти дни после Рамадана, и накормить одного бедняка. Это мнение имама Малика, Лейса ибн Саада и его выбрал ибн Абдуль Барр.

Пятое мнение, они могут разговеться, а после не должны ничего возмещать и никого кормит. Это мнение Ибн Хазма. И в довод он привел хадис Анаса ибн Малика, что Пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) сказал: «Всевышний Аллах сложил обязанность уразы с путника, беременной и кормящей»,это значит, что они не обязаны уразу держать, ничего не должны возмещать и никого кормить.

Мы говорим, что это понимание хадиса является неправильным, потому что под сложением обязанностей понимается их сложение в день уразы, но не имеется в виду сложение этих обязанностей её возмещение после месяца Рамадан. В довод этого приводится путник, о котором говорится в Коране, что с путника складываются обязанности держать уразу во время Рамадана, но после Рамадана он обязан возместить, то же касается беременных и кормящих. Путник должен возместить это день в следующий, после Рамадана, как сказал Всевышний: «Если кто-то из вас является больным или является путником, то он должен возместить эти дни в другие дни», не в дни Рамадана.

Поэтому правильное мнение в этом вопросе является второе мнение, а это то что женщина кормящая или беременная если считает нужным разговеться в месяц Рамадан, то может это сделать, но после месяца Рамадан должна возмести этот день, когда ее положение станет нормальным, т.е. когда родит или перестанет кормить.

Что касается женщин, которые рожают круглый год, например в течение трех или четырех и даже пяти лет находятся в состоянии беременности или кормления ребенка, и бывает так, что одна женщина накапливает уже сотни дней уразы. То некоторые обладатели знаний говорят, о том, что в таком случае позволительно вместо того чтобы держать эти дни уразы и возмещать их, так как это тяжело человеку, позволительно ей накормить бедняка за каждый день уразы. Основываясь на фатвы ибн Аббаса и ибн Умара которые говорили, что женщины могут поступить таким образом. Потому что шариат не накладывает тяжести на человека такую, которую ему невозможно или слишком тяжело вынести.

[Примечание редактора стенограммы]:

Наши рекомендации