Родительские группы для развития имеющих детей с проблемами развития.
Включение родителей в состав группы возможно при условии эмоционального принятия ребенка. Если ребенок бессознательно, сознательно отвергается, то этот родитель будет вносить диссонанс в группу, необходима индивидуальная работа.
Цель родительской группы – улучшение детско-родительских отношений; в работе группы участвуют родители имеющие определенные проблемы в отношениях со своими детьми, родители не понимающие потребностей ребенка, возрастного развития ребенка, динамики отношений. Группы для родителей имеющих детей с аномальным развитием – эффективное средство против двух психологических нарушений – у этих детей и вообще в семьях.
Существуют несколько форм родительских групп.
1. консультирование по частным проблемам воспитания. Работа группы строится на обсуждении для членов группы конфликтных ситуаций и связанные с детьми. В ходе обсуждения вырабатывается некие поведенческие модели, родители обучаются как вести себя правильно в конфликтной ситуации, глубокий анализ причин конфликтных ситуаций.
2. родительский тренинг, способствует повышению сензитивности родителей к чувствам и переживаниям своих детей. Родители учатся понимать скрытый смысл поведения своих детей, удается выявить причины неадекватного отношения к детям. Причинами могут быть усвоенные стереотипы воспитания , субкультурные нормы, ошибочные нормы.
Общие принципы организации родительских групп: сформулированы Славсоном
Первичный кодекс группы:
1. предмет дискуссии это дети и способы их взаимодействия с родителями.
2. Все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии.
3. Ведущие не являются абсолютным авторитетом и единственным источником информации. Участники группы могут не соглашаться с мнением ведущего и высказывать противоположные точки зрения. По ходу работы фокус перемещается с перспектив ребенка, через проблемы родительско-детских отношений к проблемам самих родителей. Существует еще одна форма родительских групп.
3. Психотерапевтические группы для решения психологических проблем самих родителей.
В истории психотерапии примеры и модели родительских групп предложенны программой Дрейкуса, Томаса- Гордона – тренинги эффективного родителя. Работа группы основана на гуманистической психологии. В процессе работы родители усваивают три основных навыка: активно слушать и слышать ребенка, выражать собственные мысли и чувства доступно для понимания ребенка, исполнение принципа оба правы при решении конфликтных ситуаций.
Ждайнотт : считал, что в процессе родительского тренинга должны быть сформированы навыки эмпатического общения и коммуникации, основанной на трех принципах:
1. во всех ситуациях родитель должен стремиться поддержать в ребенке ростки позитивного.
2. не ронять его собственного достоинства, усиливать позитивный образ у ребенка. Обсуждаются только поступки, а не характер, не личность ребенка. Высказывания взрослого не должны нести диагноза и прогноза судьбы ребенка. Похвала и порицание в виде развернутого описания усилий, действий и результата. Представление ребенку возможности самому сделать заключение и выводы по- поводу ситуации.
3. Взрослый всегда является инициатором предложения кооперации. При выполнении всех условий родители постепенно научаются психотерапевтическому подходу к ребенку.
Работа группы родителей строится следующим образом: - опрос, что чувствует ребенок в какой-то конкретной ситуации и отразить собственные эмоциональные переживания по этому поводу. Хорошим способом является разыгрывание конкретной проблемной ситуации ( один из родителей выступает в роли ребенка) – становиться понятно, что не так. Работа с родителями ведется в рамках поведенческого подхода – учебно-теоретическая модель работы с родителями.
Цель: привить родителям, через них детям социальные навыки поведения. Социальные навыки рассматриваются как сформированное и закрепленное поведение, с помощью которого индивид может осуществлять целенаправленные действия в различных ситуациях, взаимодействия с социальной средой.
Задача группы родителей:
1. формирование навыка социального наблюдения, диагностика.
2. обучение теоретическим принципам и их практическому применению в воспитании детей, задача усвоения и применение теорий, обучение разработки, определенным оценочным программам для изменения поведения ребенка. В ходе работы группы ведущий вместе со всеми разрабатывает систему позитивного подкрепления и негативных санкций. Интегрирование техник разработанных в моделях, обучение родителей механизмам игровой терапии с детьми. (книги Крафт и Леонгард – родители как психотерапевты, основы консультирования и коррекции). Эффективный способ работы приводит к улучшению отношений матери и ребенка, приводит к редуцированию негативной симптоматики.
Темы сообщений.
1. Концепция А.Р.Лурия о 3 функциональных блоках мозга и ее значение для анализа задержек психического развития.
2. Трудности письма и их анализ с точки зрения принципа системности строения ВПФ.
3. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью.
4. Умственная отсталость и ее отграничение от сходных состояний.
5. Особенности синтаксической организации высказывания у детей с задержкой речевого развития.
6. Особенности словаря у детей с задержкой речевого развития.
7. Состояние ВПФ у детей с сенсорной депривацией.
8. Категории детей с отклонениями в развитии и отрасли специальной (коррекционной) педагогики.
9. Принцип системного строения психических функций и его значение для специальной психологии.
10. Системное строение функции письма.
11. Принцип динамической организации и локализации ВПФ и его значение для специальной психологии.
12. Изменение системного строения функции письма в ходе обучения: первоклассник и студент.
13. Классификация задержек психического развития в свете концепции А.Р.Лурия о 3 функциональных блоках мозга.
14. Олигофрения: причины и степени нарушений.
15. Вторичные нарушения ВПФ при сенсорной депривации.
16. Подход к диагностике аномалий психического развития Л.С.Выготского.
17. Задачи психолога в психолого-медико-педагогической службе.
18. Принципы коррекционно-развивающей работы с детьми.
19. Роль раннего вмешательства в коррекции отклоняющегося развития детей.
1. Рекомендуемая литература (основная)