Основы микробиологии и иммунологии
МЦК
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Рабочая тетрадь (часть 2)
для самостоятельной работы студентов
ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ
По специальности «Лечебное дело»
студента ___________группы _________бригады
_______________________________________________
Разработана преподавателем
микробиологии Н.В. Олейник
Рассмотрено и утверждено
На заседании ЦМК
протокол № __ от «__» __201__ г.
председатель ЦМК _____________
Севастополь
Г.
Разработчик: Олейник Наталья Васильевна, преподаватель первой квалификационной категории
Рецензенты:
Внешний: __________________________________________________
Ф.И.О. , место работы, должность
Внутренний: ________________________________________________
Ф.И.О., должность
УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ!
Предлагаемая вашему вниманию рабочая тетрадь – дидактическая часть учебного комплекса по изучаемой дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии». Она предназначена для самостоятельной работы студентов и содержит различные вопросы и задания (в виде таблиц, схем, рисунков и т.п.), в том числе тестовые. Они помогут усвоить представленные в лекции и учебнике материалы, а также закрепить, систематизировать и проконтролировать свои знания.
Материал в рабочей тетради располагается в хронологической последовательности, предусмотренной тематическим планом учебного цикла. Сначала следует внимательно прочитать изучаемый параграф учебника, рассмотреть иллюстрации и подписи к ним, ответить на поставленные вопросы, а затем выполнить задания, предложенные в рабочей тетради. При затруднении в выполнении какого-либо задания следует вернуться к соответствующей тематике конспекта лекции или учебника и с их помощью выполнить предложенное задание.
Задания повышенной трудности, в том числе требующие для их выполнения использования дополнительных источников, обозначены звездочкой*.
Самостоятельная работа №1.
Гонококки. Микробиологическая характеристика. Профилактика распространения инфекций.
Задание 1. Зарисуйте возбудителя гонореи.
Задание2.Дайте микробиологическую характеристику возбудителя гонореи.
Возбудитель гонореи | |
Семейство | |
Род | |
вид | |
форма | |
споры | |
пили | |
жгутики | |
капсула | |
Грам | |
Среда | |
Дыхание | |
Температура | |
Антигены | |
Факторы патогенности |
Задание 3.Решите тесты. Правильные ответы обведите кружочком.
1. Укажите 2 морфологических признака характерных для гонококков:
1. имеют овоидную форму
2. бобовидной формы
3. располагаются под углом
4. располагаются попарно
2. Назовите 4 основные культуральные свойства гонококков:
1. границы роста 1-5 градуса
2. аэробы
3. растут в МПА
4. биохимически неактивны
5. растут на средах с сывороткой
6. факультативные анаэробы
3. Какие 2 антигенных комплекса содержат гонококки и какой из них специфичен:
1. полисахаридный (специфический)
2. белковый- общий с менингококками и с St pneumoniae
3. липидный (специфический)
4. Возбудителем каких 2 заболеваний являются N.gonorrhoeae:
1. гонореи
2. миалгии
3. блефарит
4. бленнореи
5. Слизистая оболочка каких 2 органов является основными входными воротами гонококковой инфекции:
1. кожа
2. глаз
3. половых органов
4. слизистая ротовой полости
6. Назовите 3 метода лабораторной диагностики гонококковой инфекции:
1. аллергический
2. бактериологический
3. биохимический
4. серологический
5. биологичесикй
6. бактериоскопический
7. Назовите 3 метода бактериоскопического исследования при гонореи:
1. в темном поле
2. прямой имуннофлюресценции
3. микроскопия методом висячей капли
4. непрямой иммунофлюресценции
5. мкроскопия мазков окрашенных по Нейссеру
6. микроскопия мазков окрашенных по Граму
8**. Назовите 2 препарата, применяемые для профилактики бленнореи у новорожденных:
1. 3% масляный раствор пенициллина
2. 75% раствор перекси водорода
3. 75% раствор пермонганата калия
4. 2% раствор нитрата серебра
9. **Несмотря на сложную антигенную структуру N. gonorrhoeae, защитный иммунитет против гонореи не формируется. Назовите одну из причин этого явления. ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.Перечислите методы профилактики гонореи и бленнореи.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа №2.
Условно-патогенные микроорганизмы
(клебсиеллы, протеи, псевдомонас).
Задание 3. Изучите схему профилактики ВБИ. Составьте сообщение по теме «Профилактика ВБИ». Вложите в тетрадь.
Самостоятельная работа №3.
Самостоятельная работа №4.
Самостоятельная работа №5.
Неклостридиальные анаэробные палочки патогенные для человека. Микробиологическая характеристика.
Самостоятельная работа №6.
Возбудитель возвратного тифа и возбудитель лептоспироза.
Самостоятельная работа №7.
Возбудители оппортунистических микозов:
кандида, аспергилл, мукор.
Самостоятельная работа №8.
Возбудитель бешенства.
Задание 1. Зарисуйте строение вириона вируса бешенства. Укажите основные его части.
1. _____________________________
2. _____________________________
3. _____________________________
4. _____________________________
5. _____________________________
Задание 2. Заполните таблицу, изучив материалы учебника.
Бешенство | |
Семейство | |
Род | |
Нуклеиновая кислота | |
Суперкапсид | |
Культивирование | |
Цитопатический эффект | |
Биологическая модель | |
Антигены | |
Устойчивы | |
Погибают | |
Механизм заражения | |
Путь передачи | |
Источник | |
Входные ворота | |
Поражает | |
Инкубационный период | |
Иммунитет | |
ИМ | |
Серологические | |
Вирусологический | |
Лечение | |
Профилактика |
Задание 3.Решите тесты. Правильные ответы обведите кружочком.
1. В диагностике вирусных инфекций применяют методы: а) вирусологический; б) микроскопический; в) серологический; г) аллергический; д) бактериологический. Выберите единственную комбинацию, в которой учтены все правильные ответы:
1) в, г, д;
2) а, б, в;
3) а, г, д;
4) б, в, г;
5) б, г, д.
2. Характерными свойствами вирусов являются: а) наличие одного типа нуклеиновой кислоты; б) способность синтезировать экзотоксины; в) абсолютный паразитизм; г) отсутствие собственного белоксинтезирующего аппарата; д) дизъюнктивный способ репродукции. Выберите единственную комбинацию, в которой учтены все правильные ответы:
1) а, б, д;
2) а, в, г, д;
3) б, в, г, д;
4) б, в, д;
5) б, г, д.
3. К сложным вирусам относятся: а) вирус полиомиелита; б) вирус кори; в) вирус гриппа; г) вирус гепатита А; д) вирус гепатита В. Выберите единственную комбинацию, в которой учтены все правильные ответы:
1) а, б, в;
2) б, в, д;
3) а, г, д;
4) б, г, д;
5) в, г, д.
4. ДНК-геномными вирусами являются следующие группы: а) герпесвирусы, б) паповавирусы, в) ортомиксовирусы, г) парамиксовирусы, д) ретровирусы. Выберите единственную комбинацию, в которой учтены все правильные ответы:
1) а,б,д
2) а,б,
3) а,б,в,г,д
4) а,б,в,г
5) в,г,д
5. Структура вируса полиомиелита: а) липидная оболочка, б) белковый капсид, в) однонитевая +РНК, г) однонитевая –РНК, д) двунитевая ДНК.
Выберите единственную комбинацию, в которой учтены все правильные ответы:
1) а,б,в
2) а,б,г
3) а,б,д
4) б,в
5) б,г
6. Структура вириона вируса гриппа: а) суперкапсидная оболочка, б) белковый капсид, в) однонитевая +РНК, фрагментированная, г) однонитевая –РНК, фрагментированная, д) однонитевая РНК, кольцевая.
Выберите единственную комбинацию, в которой учтены все правильные ответы:
1) а,б,в
2) а,б,г
3) а,б,д
4) б,д
5) б,в
7. Структура вириона вируса гепатита В: а) суперкапсидная оболочка, б) белковый капсид, в) двухцепочечная ДНК, г) одноцепочечная РНК, д) ДНК-полимераза.
Выберите единственную комбинацию, в которой учтены все правильные ответы:
1) а,б,в
2) а,б,в,д
3) а,б,г
4) б,г
5) б,в,д
8. Структура вириона вируса гепатита А: а) липидная оболочка, б) белковый капсид, в) однонитевая +РНК, г) однонитевая –РНК, д) двунитевая ДНК.
Выберите единственную комбинацию, в которой учтены все правильные ответы:
1) а,б,в
2) в,б,г
3) а,б,д
4) б,в
5) б,г
9. Структура вириона вируса СПИДа: а) диплоидный РНК-геном, б) ДНК-геном, в) суперкапсид, г) капсид, д) структурные и активаторные гены.
Выберите единственную комбинацию, в которой учтены все правильные ответы:
1) а,в,г,д
2) б,в,г,д
3) б,г,д
4) а,,г,д
5) б,в,г
10. Структура вириона вируса бешенства: а) диплоидный РНК-геном, б) –РНК геном, в) +РНК геном, г) суперкапсидная оболочка, д) капсид.
Выберите единственную комбинацию, в которой учтены все правильные ответы:
1) а,г,д
2) б,г,д
3) в,г,д
4) а,д
5) а,г,д
Самостоятельная работа №9.
МЦК
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Рабочая тетрадь (часть 2)
для самостоятельной работы студентов
ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ