Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках.
Врачебный контроль и самоконтроль.
Значение и содержание врачебного контроля при занятиях спортом
Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятие о "спортивной форме", утомлении, перетренировке. Дневник самоконтроля.
5.3. Общая физическая подготовка
Основная задача ОФП – развитие и совершенствование физических, моральных и волевых качеств туристов.
Всесторонняя физическая подготовка – основа для достижения безаварийного и стабильного прохождения маршрутов туристских походов.
Требования к физической подготовке, её место и значение в повышении функциональных возможностей организма, в разностороннем физическом развитии спортсменов, в успешном овладении техникой и тактикой.
Характеристика средств физической подготовки, применяемых на различных этапах обучения.
Ежедневные индивидуальные занятия членов группы.
Практические занятия:
Упражнения для рук и плечевого пояса.
Упражнения для мышц шеи.
Упражнения для туловища, для ног.
Упражнения с сопротивлением.
Упражнения со скакалкой, гантелями.
Элементы акробатики.
Подвижные и эстафеты.
Легкая атлетика. Лыжный спорт.
Гимнастические упражнения.
Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол.
Плавание – освоение одного из способов.
5.4. Специальная физическая подготовка
Роль и значение специальной физической подготовки для роста мастерства туристов.
Основная цель тренировочных походов – приспособление организма к походным условиям. Привыкание к нагрузке (выносливость): постепенность, систематичность, использование разнообразных средств для этого. Зависимость вида тренировок от характера предстоящего похода.
Практические занятия:
Упражнения на развитие выносливости.
Упражнения на развитие быстроты.
Упражнения на развитие силы.
Упражнения для развития гибкости, на растягивание и расслабление мышц.
Туристское многоборье
Единая всероссийская спортивная классификация
Задачи ЕВСК.
Туристское многоборье как вид спортивного туризма.
Спортивные звания и разряды по спортивному туризму: возрастные требования, статус соревнований, условия и порядок присвоения.
Классификация дистанций соревнований по туристскому многоборью
Правила соревнований по туристскому многоборью пешеходного и лыжного видов туризма.
Перечень этапов дистанций 1 класса по пешеходному и лыжному туристскому многоборью, их сходство и отличие.
Основы скалолазания.
Индивидуальное и парное лазанье по скальным стенкам
Ориентирование во время лазанья по стенкам (поиск полок, зацепов, трещин, опор и т. д.).
Зацепы и их использование
Прижимы.
Карнизы и их преодоление.
Щели. Подъем в распор.
Практические занятия в помещении.
Упражнения на стенках по развитию координации движений, увеличению подвижности суставов (приседание на широко расставленных ногах) растягиванию шага, формированию выносливости.
Акробатические и гимнастические упражнения на стенках, полках.
Передвижение по предметам с ограниченной площадью - по бревну и буму, перилам, параллельным брусьям, залезание на шест; ходьба по наклонным лестницам без рук.
Сжимание теннисного мяча или резинового кольца.
Отжимание на полу из упора лежа на пальцах.
Подтягивание на перекладине и переход в упор.
Лазанье по вертикальному и горизонтальному канату.
Техника пешего туристского многоборья.
Понятия «дистанция», «технический этап», «прохождение этапа», «время работы на этапе», «контрольное время работы на этапе», «рабочая зона этапа» и др.
Технические этапы дистанций.
Оборудование дистанции.
Разметка дистанции, этапов.
Границы этапов, контрольные линии.
Практические занятия в помещении.
Личное прохождение этапов, прохождение в связке и в команде.
Отработка умений и навыков работы (преодоления, прохождения) этапов, дистанций.
Учебно-тренировочные соревнования, старты, сборы, тренировки для отработки отдельных умений и навыков.
Учебно-тематический план.
Второй год обучения
№ п\п | Наименование | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Введение | - | |||
Наш край (край, где мы живем) | ||||
2.1 | Местоположение на карте России | |||
2.2 | Ландшафт, рельеф. | |||
2.3 | Животный и растительный мир. Климат. Полезные ископаемые. | |||
2.4 | Места памятных событий в нашей области, районе, поселке. | |||
2.5 | Современная жизнь области, района. | |||
2.6 | Памятники культуры и истории, достопримечательности района | |||
Подготовка, проведение и подведение итогов походов и экскурсий | ||||
3.1 | Формирование туристической группы, распределение туристических и краеведческих должностей среди участников туристической группы. | |||
3.2 | Подготовка туристического группового и личного снаряжения. Составление меню на поход и расчет необходимых продуктов. | - | ||
3.3 | Подготовка карт, схем, компаса и т.д. | - | ||
3.4 | Подведение итогов: обработка и оформление собранных краеведческих материалов, обработка фотоматериалов. | - | ||
3.5 | Изготовление экспозиции, отчета о проделанной работе. | - | ||
3.6 | Туристический вечер с рассказом о проведенных походах, экскурсиях | - | ||
Топография и ориентирование | ||||
4.1 | Для чего топография и ориентирование | - | ||
4.2 | Определение понятия «ориентирование на местности» | - | ||
4.3 | Карта и схема, их виды. | - | ||
4.4 | Определение понятия «азимут». Компас, его предназначение. | - | ||
4.5 | Нанесение на карту пути маршрута | - | ||
Краеведческая и другая общественно полезная работа. Выполнение экспедиционных заданий. | ||||
5.1 | Содержание и методика выполнения заданий. | - | ||
5.2 | Охрана и помощь в содержании памятников культуры и истории. | - | ||
Особенности сбор и обработки материалов походов и экскурсий. | ||||
6.1 | Форма, содержание и способ ведения походного дневника. | - | ||
6.2 | Сбор образцов для коллекций растений, горных пород, находок и т.д. | - | ||
6.3 | Зарисовка, фотографирование, записи рассказов ветеранов и т.д. | - | ||
6.4 | Изготовление экспонатов, экспозиций. | - | ||
Первая доврачебная медицинская помощь. Обеспечение безопасности в походе и на экскурсии. | ||||
7.1 | Предупреждение несчастных случаев | - | ||
7.2 | Первая доврачебная помощь. | |||
7.3 | Простейшие приемы страховки и самостраховки. | - | ||
Особенности туристических походов | - | |||
8.1 | Формы и виды туристических походов. | - | ||
8.2 | Велосипедный поход. | - | - | |
8.3 | Пеший поход. | - | ||
Экскурсии (2 экскурсии) | - | |||
Двухдневный туристический поход (2 похода). | - | |||
Многодневный туристический поход. | - | |||
итого |
Содержание программы
2 год обучения.
Введение.
Что такое туризм. План работы объединения. Значение туризма и
краеведения для всестороннего развития обучающихся: образование, воспитание, оздоровление. Туристические и краеведческие навыки, которые может получить юный турист на занятиях объединения и в походных условиях. План работы объединения: экскурсии, походы (показ слайдов, фотографий, отчетов предыдущих групп.)