Что нужно знать родителям о развитии речи дошкольника
• Вашему малышу доступны различные формы общения: диалогическая и монологическая речь, контекстная и ситуативная.
• Общайтесь с малышом ежедневно, обсуждайте его жизнь дома и в детском саду.
• Разучивайте с крохой небольшие стихотворения, читайте сказки и короткие рассказы, обсуждайте прочитанное.
• К шести годам процесс фонемообразования у ребенка заканчивается, и он правильно произносит все звуки родного языка.
Года
К четырем годамв словаре у вашего ребенка должно быть около двух тысяч слов, гораздо меньше грамматических ошибок, но еще возможно нарушение произношения звуков [ш], [ж], [щ], [ц], [ч], [р], [р'], [л], [л'],а вот звуки [с], [з], [с'], [з']ребенок уже произносит правильно и чисто говорит: «сок», «носок», «зубы», «коза», «осень», «зима» и т. п. Малышу доступны различные формы общения (диалогическая и монологическая, ситуативная и контекстная речь). Он отвечает на ваши вопросы о том, что видел на прогулке, чем занимался в детском саду, легко запоминает и рассказывает короткие стишки, а рассматривая знакомые книжки, пересказывает сказки, которые вы ему неоднократно читали. Вы, конечно же, продолжаете много общаться с ребенком, играете с ним, смотрите и обсуждаете мультфильмы, ходите в театр на детские спектакли. Если у ребенка появилось желание познакомиться с буквами, начинайте работу по подготовке малыша к обучению грамоте. Только не спешите, выберите методику, которой будете пользоваться, хорошо изучите ее и лишь тогда начинайте занятия с малышом. Для занятий вам потребуются карточки и кубики с буквами, азбука или букварь для дошкольников, яркие предметные картинки, палочки и шнурочки для выкладывания и пластилин для лепки букв. Хорошо приобрести магнитную доску с набором букв. Автор может порекомендовать вам свой комплект для обучения дошкольников грамоте, которым уже на протяжении десяти лет пользуются специалисты, работающие с дошкольниками. Это книги «Мой букварь»[1], «Играйка-грамотейка»[2]— пособия, в которых подробно изложена методика обучению грамоте детей дошкольного возраста, а также рабочие тетради и прописи для дошкольников[3].
Вы учите своего ребенка быть вежливым, здороваться и прощаться с окружающими, говорить «волшебные» слова «спасибо» и «пожалуйста». Вы следите за своей речью и не допускаете использования близкими в присутствии ребенка бранных и сорных слов. Помните: речь вашего ребенка будет отражением вашей речи.
Лет
К пяти годамуже и звуки [ш], [ж], [щ]произносятся правильно. Ваш сын или ваша дочь уже абсолютно чисто произносят слова «шуба», «мышка», «жук», «кожа», «щетка» и т. п., не путают звуки [с] — [ш]и [з] — [ж]в речи. Например, пятилетний ребенок легко повторит вслед за вами следующие пары слов:
• миска — Мишка;
• маска — Машка;
• каска — кашка;
• соска — шашка;
• пасу — пишу;
• коза — кожа;
• роза — рожа;
• лизать — лежать.
Развивающийся навык слухового восприятия помогает ребенку контролировать собственное произношение и даже слышать ошибки в речи окружающих. В этот период формируется языковое чутье, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях практически всех грамматических категорий. Ребенок не путает падежи имен существительных и не говорит: «Я рисую карандашом и ручком». Он скажет верно: «Я рисую карандашом и ручкой». Он не скажет: «Пять карандашов», а употребит верную форму: «Пять карандашей». Он уже умеет правильно использовать предлоги и не говорит: «Чашка упала от стола», а правильно скажет: «Чашка упала со стола». Ребенок этого возраста легко составит рассказ по серии картинок.
Находка
Наступила зима. Выпало много снега. Дети тепло оделись и пошли гулять. Девочка катала на санках мишку. Мальчик катался с горки на лыжах.
Вот мальчик съехал с горки и увидел на снегу мишку. А девочка везла пустые санки.
Мальчик догнал девочку и протянул ей мишку. Девочка обрадовалась и сказала: «Спасибо!»
Так же легко он перескажет содержание просмотренного мультфильма или спектакля, прочитанного воспитателем в детском саду рассказа. Онуже знает и помнит много стихов, умеет отгадывать загадки и, главное, объясняет, что помогло ему отгадать загадку. Например, ребенок легко отгадает загадку:
Пробежала кочка
Около пенечка.
А у кочки черный нос
И в колючках спинка.
На колючках листьев воз
С дуба и осинки.
Малыш, конечно же, скажет, что это еж, и легко объяснит, что ежик действительно похож на кочку, у него спинка в колючках и он таскает на колючках листья.
Если у ребенка возникают сложности при отгадывании загадок, сначала используйте загадки — упражнения типа «Подскажи словечко»:
Полосатой рыжей спинкой,
Ластясь, трется о ботинки,
Машет кончиком хвоста.
Говорю я про... (кота).
Пятачок и хвост крючком.
Ты, конечно, с ним знаком.
Он — большой свиньи ребенок,
А зовется — ... (поросенок).
Резво скачет по лужайке.
Кто он? Быстро угадай-ка.
Ножки тонкие, и грива
Развивается игриво.
На конюшне без пеленок
Вырос рыжий... (жеребенок).
На мостке, упершись лбами,
Час стоят, на горе маме.
Вот упрямые ребята!
Как же их зовут?
(Козлята.)
Учите ребенка объяснять, как он отгадал загадку, что помогло ему найти отгадку. Это развивает не только речь, но и мышление ребенка.
Лет
К шести годампроцесс фонемообразования у нормального развивающегося ребенка заканчивается, он правильно произносит в свободной речи абсолютно все звуки родного языка, не путает их между собой в речевом потоке. Но в любом случае накануне поступления в школу ребенка необходимо показать логопеду. История типа «Сам себе логопед» сродни истории «Сам себе хирург». К сожалению, родители не всегда слышат дефектное произношение у своего ребенка. Проверьте себя и состояние звукопроизношения ребенка самостоятельно, предложите повторить вслед за вами следующие цепочки слов и предложения.
• Сова, коса, пес. На суку сова. Под скамейкой собака.
• Сено, осень, лось. Осенью краснеют листья.
• Зонт, коза, заноза. У Зои новый зонт.
• Зима, корзина, резина. У Зины в корзине земляника.
• Цепи, овца, палец. У цапли куцый хвост.
• Шапка, кошка, малыш. Шапка да шубка — вот и весь Мишутка.
• Жук, ножи. Жук жужжит. Жаба в луже.
• Щенок, вещи, лещ. Щенок тащит щетку.
• Чай, бочка, ночь. Бочка у печки. Печка из кирпича.
• Яма, майка, лай. У Майки новая лейка.
• Лапа, колобок, пол. На полу лужа. У Володи лопата.
• Лес, поляна, соль. В лесу лиса. Лена ела малину.
• Рыба, марка, забор. Рома красит забор. У забора помидоры.
• Река, моряк, букварь. У Ирины мандарины. Гриша соберет под березой грибы.
Даже если вам кажется, что ваш ребенок говорит абсолютно чисто, обратитесь к логопеду и проверьте, так ли это на самом деле. Скоро ваш ребенок отправится в школу, и нарушение произношения звуков может стать препятствием для овладения ребенком чтением и грамотным письмом.
К шести годам ребенок должен овладеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Он легко пересказывает прочитанные ему рассказы и сказки, составляет рассказы не только по серии картинок, но и по сюжетной картинке. Например, он легко составит рассказ по картине, особенно если вы предварительно зададите ему вопросы:
• Кого ты видишь на картине?
• Куда вышли дети с воспитателем?
• Кого они увидели на рябине?
• Какими были снегири?
• Как смотрели на них дети?