О человеке, растениях и немного истории.

Введение

Фитотерапия относится к древнейшим и основным методам лечения. Тысячи лет назад люди уже знали о целебных свойствах растений и использовали растения для лечения, гигиены, оздоровления: тела, жилищ, посевов, домашних животных. Проходили годы, века, тысячелетия, менялись люди, их мировоззрение, знания, уклады жизни, но Царство растений неизменно продолжало служить человечеству.

Фитотерапия прошла главную проверку на земле - проверку временем, и доказала свою эффективность, доступность, простоту и естественность.

Со временем человек все больше и больше дистанцировался от Природы, отдалялся от нее. С возникновением фармакологии, примерно 300 лет тому назад, медицина в нарастающей степени стала предпочитать использование фармакологических препаратов.

В настоящее время человечество практически "варится в фармакологическом котле" и становится все более и более зависимым от фармакологических лекарственных препаратов. Ежедневно появляются десятки новых различных синтетических и искусственных средств. Однако, это не приводит к выздоровлению, продолжается рост болезней, в первую очередь, хронических, которые попросту не лечатся, а если тот или иной препарат и воздействует эффективно на симптом заболевания, то, как правило, оказывает (раньше или позже) побочное действие, приводящее к осложнениям или развитию других болезней. Большей частью лечебный процесс сводится к восстановлению биохимических реакций, изменяющихся во время болезни. Вмешиваясь в биохимические реакции, фармакологические препараты изменяют не только "химию" физического тела, но и тонкие структуры человека. А эти изменения вовсе не учитываются современной медициной. И это вполне естественно, т.к. концепции современной медицины не рассматривают человека в его связи с миром, а именно: Земля - Природа - Человек - Космос. Воспринимая Человека в этом единстве, восточные концепции медицины издавна применяют понятия энергий, дисбаланс и дисгармония которых, в частности, в физическом теле человека и приводят к болезни и недомоганиям. Таким образом, болезнь, по их представлениям - это всегда избыток или недостаток каких-либо энергий. Соответственно, и лечебный процесс был направлен на восстановление гармонии и устранение дисбаланса путем усиления недостающих энергий и подавления избыточных. Понятно, что лечению предшествовала диагностика, методы которой оттачивались тысячелетиями. Информативно они доступны любому западному врачу, однако, их применение не может получить широкого распространения и остается недоступным. Для того, чтобы их применять необходим другой менталитет, жизнь в другом культурном слое.

Отдельные врачи могут освоить методы диагностики и, достигнув определенного уровня, использовать их в своей практике, примимая концепции Восточной медицины и изменив мировоззрение. Мы же говорим о более или менее широком применении на Западе концепций Восточной медицины, и для этого необходимо если не изменить, то хотя бы только расширить свое мировоззрение, взгляды на природу человека, его место в системе Земля - Человек - Космос. По нашему убеждению уже вновь становится недостаточным относится к человеку, как к системе, существование которой ограничено только физико-химическими процессами в органах, тканях и теле. Такой механо-биохимический подход если и не исчерпал себя полностью, то близок к этому. Только из-за того, что мы не владеем методами восточной диагностики на необходимом уровне, было бы обидно игнорировать и тысячелетние концепции медицины. Предлагаемый нами новый метод подхода к лечению растениями основывается на том, что в гороскопе каждого человека уже заложена информация о потенции заболеваний. Эти потенции определяются взаимодействием звездно-планетарных логосов, каждый из которых имеет свою энергетическую характеристику. В соответствии с этим возникает возможность оценивать заболевание, как дисбаланс конкретных энергий. В следствии этого дисбаланса наступает или недостаток, или избыток той или иной энергии. Наш метод создает условия индивидуального подбора растений с теми или иными энергетическими характеристиками для восстановления возникшего устойчивого дисбаланса (болезни) и выздоровления.

Таким образом, предлагаемый нами подход к использованию фитотерапии позволяет основываться на концепции восточной медицины и при этом освобождает от необходимости владеть специфическими диагностическими приемами (в части, касающейся определения избытка или недостатка энергии) восточных целителей.

Пользуясь возможностью, выражаем сердечную признательность нашему неизменному помощнику и первому придирчивому читателю Ивановой О.М.

ЧАСТЬ.

О человеке, растениях и немного истории.

Фитотерапия - это не только веками проверенный, древнейший метод целительства, но и очень мягкий, деликатный способ лечения, как острых, так и хронических заболеваний. Говоря о последних, важно отметить, что лечение травами может проводиться годами, не имеет побочных эффектов, сочетается с любым другим способом лечения. Правда, и этому замечательному методу в последние годы не сладко: приходится конкурировать с "всемогущими натуральными биодобавками"; с экзотическими заграничными, дорогими "фиточаями"; с биостимуляторами, а ведь во всех этих средствах, как правило, уже нет живой души растения, а есть технически переработанное растительное сырье. Официальные (фармацевтически подобранные) сборы и травы: подорожник - от желудка, мать-мачеха от кашля - также не всегда помогают, так как не учитывают индивидуальности, специфики заболевания конкретного человека.

Распространенно среди населения мнение о существовании универсальных травок "от 100 болезней". Травы эти порой не просто не помогают, а наносят вред больному. Так как то, что для одного мед, для другого - яд.

Еще задолго до того, как люди научились классифицировать растения по видам, родам, семействам уже существовала наука о целебных силах растений, связях частей тела, органов человека с определенными лекарственными растениями. Искусство целительства и заключается в том, чтобы найти и правильно использовать эти связи.

Удивительно, что даже животные умеют правильно употреблять лечебные свойства растений. Они прекрасно чувствуют, какая трава может им помочь. Никто их этому не обучал, но когда они заболевают, в них срабатывают особые инстинкты, которые подсказывают, чего именно им не хватает. Животное на пастбище никогда не тронет ядовитый цветок, который может причинить вред. У человека нет такого чутья, но зато за многие тысячелетия он накопил знания, мудрость, передаваемые из поколения в поколение, и создал на их основе науку о целебных силах растений - фитотерапию (траволечение). Насколько древняя эта наука, можно судить по названиям трав, связанным с органами, болезнями: легочница, печеночница, сердечник, очанка и т.д.

Растения, сопровождая всю историю развития человечества, стали составной частью культово-обрядовых действий в различных культурах. В мифах и легендах сила воздействия растений на человека такова, что позволяет наделить их магической силой и свойствами.

Древние римляне были знатоками волшебных растений. Демокрит использовал в своей практике Индийскую траву, выпив настойку которой преступники так переживали содеянные злодейства, что тут же готовы были во всем признаться. Железница, вербена и аконит якобы защищают от укусов скорпионов; Ятрышник приводит в сильное половое возбуждение, а кувшинка и чеснок, наоборот, отводят любовные чары.

Жители западной Африки жевали листья Ибога, которые вызывали бодрость, отсутствие сна в течение нескольких дней, а также сильное половое влечение. Корень этого растения вручали посвященным как средство, помогающее сохранить тайну.

Индейцы Мексики использовали Пийоту как лечебное средство от различных болезней, а также для достижения состояния высокого сознания, находясь в котором можно было предсказывать будущие события. Индейцы Венесуэлы использовали целый ряд растений, способствующих ясновидению, раскрытию возможности пророчествовать.

В Германии многие растения использовались для колдовства. Белена защищала воина и поднимала его боевой дух, помогала общаться с душами предков, вызывая видения. Полынь, висящая над входом в дом, отгоняла зло, а если пояс, сплетенный из ее корней, бросали в огонь, то пламя уничтожало все болезни этого человека. Валериана приносила уверенность в себе, счастье и удачу. Вербену в народе называли стальной травой, т.к. считалось, что если обработать железо ее соком, то оно превратиться в сталь. Ястребинка, которую по поверию клевали ястребы, существенно улучшала зрение у человека. Плющ надевали в виде венков на головки малышей как амулет защиты. Для взрослых для таких целей использовали ветви ивы, будру.

Мухомор - вводил человека в экстаз. "Лицо ведьмы" - часть гриба Веселки, повергал в любовные чары.

В церемониальной магии, также как и в религиозно-культовых обрядах, с древних времен широко применялись окуривания. Смола и части растений при прокаливании постепенно высвобождают активные вещества, которые вдыхаются участниками церемонии. Эти вещества возбуждают центральную нервную систему, стимулируют кровообращение. Для окуриваний уже тысячелетия используются: мускатный орех (плод мускатного дерева), ладан (смола нескольких растений), камфара (продукт древесины камфарного дерева), листья плюща, тополя, алоэ, арники, корни фиалки, древесина сандалового дерева, плоды рябины, бузины, лавандовое масло (из листьев лаванды), мирра (настой из листьев вечнозеленого кустарника). Список растений, используемых с древних времен в магических целях, можно было бы продолжать долго. Растения, которые не относятся к категории магических, в действительности, обладают не меньшей силой при их правильном применении, вере в целительную силу и позитивной программе. Принципиально важен всегда вопрос: Кто собирает? Как собирает? Для кого собирает? Для чего собирает?

Уместно вспомнить двух античных героинь, которые в Средневековье имели репутацию знаменитых колдуний, использующих силу растений и трав. Первая - Медея, дочь колхидского царя Аэта и Гекаты, властительницы преисподней. В своем саду Медея выращивала различные волшебные и лекарственные растения. Она омолаживала окружающих, добавляя специальные растения в котел для купания, помогала предводителю аргонавтов Ясону с помощью колдовства похитить "золотое руно", а затем сбежала с ним и вышла за него замуж. Однако, после десятилетней супружеской жизни она надоела Ясону до того, что он изгнал ее. Как только Медея узнала о возможности заключения нового брака Ясона с Глауке, она послала будущей невесте окропленное соками растений свадебное платье и заколдованную диадему. Как только счастливая невеста надела вещи, они воспламенились и Глауке превратилась в пепел.

Вторая известная колдунья античной мифологии была дочерью Гелиоса и Персеи - Цирцея. Когда на остров Аэа, на котором она жила прибыл Одиссей, она с помощью особых трав превратила Одиссея и его спутников в свиней. Скорее всего, это были растения из группы галюциногенов. Они вызывают видения, поэтому аргонавты могли видеть и ощущать себя свиньями. Гермес же, пожалев Одиссея, дал ему противоядие - тоже растительного происхождения - для снятия колдовских чар, скорее всего, это был чеснок. Именно чеснок древние римляне и греки использовали, не только как защиту от различных болезней, но и как амулет от злых духов, дурного глаза и колдовских чар. Чеснок относится к растениям Овна, управитель Плутон, основные его свойства - защита, борьба. С волшебными растениями работали многие боги древности и герои мифов и легенд.

На ряду со злыми колдуньями древние римляне и греки знали жриц, ясновидящих женщин, которые почитались, уважались согражданами и назывались "умными женщинами". Часть их традиций, знаний, перешло к женщинам Средних веков. Если кто-то заболевал, попадал в трудную ситуацию, то прибегали к их помощи, мастерству, знаниям, при этом их продолжали называть "умными", "хорошими", "прекрасными" женщинами. Они знали лечебные травы и их действия, знали также, что ядовитые растения в малых дозах действуют, как лекарства, и что из наркотических природных средств можно приготовить болеутоляющие мази. Если помощь такой женщины была не эффективна, то ее ругали и обзывали ведьмой (хотя само слово ведьма означает "ведать", т.е. знать). Католическая церковь, в стадии усиления своей власти и господства усматривала в "умных" женщинах серьезных конкурентов, т.к. они могли приносить реальную, практическую пользу там, где порой представители духовенства были бессильны: лечение больных, помощь роженице и ребенку и т.д. Кроме того, католическая церковь совместно с государством (нуждающимся в большом количестве рабочей силы) выступали противниками: любого вмешательства ведуний в вопросы зачатия, абортов, обезболивания родов и секса. "Прекрасные женщины" владели знаниями о строении и функциях женского тела, о противозачаточных и абортивных средствах, о способах обезболивания родов, в связи с чем вступали в конфликт с католической церковью. Они действовали наперекор библии: "... и будешь ты в муках рожать детей своих". Известно непримиримое жесткое отношение католической церкви к сексу, в то время как "умные" женщины относились к нему не только лояльно, но и осмеливались готовить из трав любовные напитки. При некоторых приступах сильных судорог они рекомендовали половое самоудовлетворение для успокоения и ликвидации судорог, З. Фрейд это бы понял. Одним из абсурдных обвинений, предъявляемых ведуньям католической церковью, было обвинение в использовании ими крови и тел новорожденных для изготовления своих средств. Мракобесие, невежество, систематическое, методичное уничтожение "умных" женщин и повивальных бабок привело к утрате рецептов лечения многих заболеваний, приготовления противозачаточных и абортивных средств, способов обезболивания родов с помощью растительных препаратов. К концу средневековья (К началу Нового времени) были введены специальные запреты на изучение медицины женщинами в университетах, хотя еще в самом начале средневековья (до развертывания борьбы с ведьмами) "прекрасные" женщины обучались лекарскому искусству в высших заведениях Европы.

О розенкрейцерах.

Средневековая Европа. Новые открытия (например, Америки) расширили сферу человеческого познания и пробудили надежду на то, что все искусства и науки смогут подняться на неслыханные высоты. Человек, в конце концов, познает всю меру своего благородства, раскроет максимально все свои способности и таланты, постигнет единство микрокосма и макрокосма. Согласие между учеными и честными людьми поможет открыть величайшие тайны природы.

Немецкий шестнадцатилетний юноша из бедной дворянской семьи по имени Христиан Розенкрейц совершает паломничество в Святую Землю, затем путешествие в Турцию, по странам Аравийского полуострова, где приобщается к священной, тайной мудрости. Полученные знания он излагает на латыни в книге "М". После чего, выполняя наставления восточных мудрецов, он отправляется в Марокко, все маги, с которыми он общался, передавали ему свои знания. Овладев открытой мудростью, Розенкрейц понимает главную идею: человек должен находиться в гармонии с Творцом, Небом и Землей. Жизнь, действия, слова человека, политика, религия, здоровье должны пребывать в согласии с Вездесущим. Все болезни - от лукавого. Он возвращается в Европу, встречается с лучшими западными учеными, которые смеются над ним и отвергают его "величайшие дары".

Однако, мир к тому моменту уже сам ждал перемен, реформ, многих ученых не удовлетворяли жесткие парадигмы Галена, Порфирия, Аристотеля. Среди них был Парацельс, который в последствии не вступил ни в одно Братство, но, прочитав книгу "М", убедился в правильности своих предположений и открытии. Розенкрейц возвращается в Германию, понимая, что научный мир заполнен болтливыми философами, лекаришками, ненавидящими оккультные знания, магию, астрологию, что время для реформ еще не пришло и уединяется в своем домике, предаваясь ученым занятиям. В последствии все свои знания он передал трем ученикам. Те записали Учение, которое позже послужило основой для создания Братства. Название Братства происходит из фамилии основателя, немецкая фамилия Розенкрейц означает розовый крест, а точнее крест роз. Таким образом, Братство (Розы и Креста) было основано всего четырьмя людьми, позднее их число увеличилось до восьми. Их программа предполагала уход от мирских дел, ношение монашеской одежды, бесплатное целительство, тайну братства на сто лет. Розенкрейцеры использовали подпись в виде печати R.C. Сам Христиан Розенкрейц умер в возрасте ста шести лет, тело его было предано тайному погребению. Для посвящения в Орден новых членов был написан первый Манифест, который имел мощный резонанс. Творческие люди восхищались красотой и мастерством подачи материала; ученые умы пытались уловить обрывки древней мудрости; мистиков и магов привлекали благородные цели; политики уловили возможности постичь тонкое искусство восстановления мира, порядка и равновесия; стяжатели увидели за ним возможность обогащения; больные - надежду на исцеление. Эмблемой ордена были черный крест - символ физического тела, обвитый семью красными розами - символом растительнообразной, очищенной крови.

Розенкрейцеровская медицина основывалась на двенадцати магических растениях (заметьте: двенадцать, как двенадцать знаков Зодиака, двенадцать домов гороскопа, двенадцать часов до полудня и двенадцать часов после полудня):

Арника

Борец синий

Белокопытник

Валериана

Вербена

Гелиотроп

Горечавка

Зверобой

Мандрагора

Роза

Сушеница альпийская

Фуксия

Различные комбинации из перечисленных растений создавали формулу успеха не только в виде исцеления, но и увеличения продолжительности жизни.

О тибетской фитотерапии.

Несколько слов о лечении травами на Востоке, в частности, о Тибетской фитотерапии. Тибетская фитотерапия является неотъемлемой частью всей тибетской медицины. Тибетская врачебная наука представляет уникальную систему методов диагностики и терапии. Она берет свои методы из древней медицинской традиции Индии и тесно связана с Буддизмом. Основы медицинских знаний проповедовал сам Будда в своей манифестации Будды Медицины (снкр. Бхайшаджья Гуру, тиб. Сангс - ргйас с Ман - бла). Трактат написан в форме диалога между двумя Риши и состоит из четырех частей, в основе его буддистские идеи о непостоянстве и изменчивости мира, о единстве ума и тела, духовной и физической природе человека, это и есть фундамент тибетской медицины, которая всегда рассматривает целостную картину состояния больного в ее динамике и предполагает комплексный подход к здоровью человека. В России тибетская медицина развивалась среди бурят и калмыков, исповедующих Буддизм. Начиная с 80-х годов XIX века ее с успехом практиковал в Санкт-Петербурге знаменитый врач Петр Бадмаев. Теперь интерес к тибетской медицине снова возрос.

Один из основных источников по тибетской медицине - трактат Чжуд - ши - "Сущность целебного, трактат, содержащий сокровенные наставления о восьми разделах медицины". Санскритский оригинал был написан в IV в.н.э. Авторы тибетского перевода - Вайрочана и Чандранада преподнесли свой труд тибетскому царю Тисонг Дэцэну и придворному медику Ютог Ёнтэн Гонно Старшему.

Медицинские трактаты написаны главным образом на санскрите и дают общие представления по различным вопросам медицины, они не предназначены для непосредственного руководства практикующего ламы - лекаря. Для этого существовали специальные рецептурные справочники. При всем своем разнообразии растительный мир Земли имеет универсальные виды, которые распространены повсеместно. Многие из этих универсальных растений использует и тибетская медицина: аир, алтей, лопух, полынь, сельдерей, спаржа, толокнянка, овес, барбарис, астрагал, конопля, горчица, пастушья сумка, подорожник, лебеда, свекла, перец, ромашка, жасмин, шиповник, пырей и т.д.

Определенный интерес представляют особенности способов составления многокомпонентных препаратов. Один из них предполагает суммирование или усиление позитивных свойств используемых компонентов, другой направлен на ослабление отрицательного действия, третий способ является эмпирическим и интуитивным. Наибольшее распространение получила теория комбинированных препаратов - одновременно используются растения из трех основных групп: направленные на устранение (ослабление) причины заболевания, уменьшение клинических проявлений и повышение защитных сил организма. Таким образом, еще тибетские целители для лечения заболевания устанавливали его причину (этиологию - по определению современной медицины), осуществляли лечение его проявлений, т.е. симптомов (симптоматическое лечение) и оказывали также общее воздействие на организм (то, что в современной медицине называется общеукрепляющим лечением, направленным на укрепление защитных сил организма). Матрицей для составления сбора служила информация, полученная врачом в результате проведения диагностики, у конкретного пациента. При этом вначале определялся характер заболевания "горячий" или "холодный", затем исследовалось состояние регулирующих систем организма и, наконец, орган - мишень болезни. Именно поэтому пропись всегда состояла из трех частей и трех видов сырья. Диагностические исследования тибетского врача давали ему возможность определить не только болезнь, но и последовательность развития и клинических проявлений заболевания (т.е. патогенез по современной терминологии). Одновременно врач уточнял функциональные возможности сопряженных органов и систем, и в пропись включал ингредиенты, влияющие на них. Часто вместо одного наименования вводился целый комплекс трав, поэтому сбор состоял в среднем из 3-25 растений.

Особо остановимся на том, что с тибетской медициной связана древнейшая часть астрологии - Ведическая. Современные буддистские монахи активно практикуют астрологию, прибегая к ее методам, в том числе в вопросах предсказания событий, болезней, места и времени рождения Далай-ламы и т.д. В Буддизме нет конфликта между астрологией и религией, наука о звездах стоит на страже интересов и запросов Учения. Ведь звезды нам даны не только для того, чтобы светить нам или любоваться ими! Также как и физическое тело нам дано не только как подставка для головы.

Наши рекомендации