Информация для экзаменуемого
ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра « Гигиена – 1, физическая культура с валеологией»
Специальность: 051102 Общественное здравоохранение.
Дисциплина: Гигиена труда.
Курс:5.
Методические рекомендации
По аттестации объективного структурированного
Практического экзамена (ОСПЭ)
Шымкент 2014
«Методические рекомендации по аттестации объективного структурированного практического экзамена (ОСПЭ)» рассмотрены на заседании кафедры
протокол № ____ от ____ __________ 201 г.
«Методические рекомендации по аттестации объективного структурированного практического экзамена (ОСПЭ)» утверждены на заседании Методического Совета
протокол № ____ от ____ __________ 201 г.
ВВЕДЕНИЕ
Перечень заданий для оценки практических навыков включает 3 этапа по основным методам и приемам исследования качества окружающей среды. Каждое практическое задание сосредоточено на рабочем месте (станции), специально оснащенными приборами и ситуационными задачами для выполнения соответствующего задания. На прохождение каждой станции отводится 5 минут, все задания экзаменуемый должен выполнить за 15 мин.
Оценка результатов экзамена проводится по сумме баллов, полученных студентом на всех 3 этапах. По мере прохождения всех станций экзаменуемый должен набрать в итоге 20 баллов.
Студент
должен знать:
• законодательство об охране здоровья граждан, об охране труда, санитарное, природоохранное законодательство Республики Казахстан, правовые основы деятельности специалистов государственной санитарно- эпидемиологической службы; и нормативно-правовую документацию в области гигиены труда;
• документацию отдела гигиены труда;
• методику расчета и анализа показателей здоровья работающего населения;
• методику расчета профессионального риска на промышленных предприятиях,
• механизмы воздействия вредных и опасных факторов производственной среды на организм работающего населения, виды производственно обусловленных и профессиональных заболеваний и вопросы медико- социальной экспертизы;
• основные принципы организации национального здравоохранения, в том числе, организацию санитарно-эпидемиологической службы, место и роль специалиста по гигиене труда в системе организаций медицинского обеспечения работающего населения;
• правила организации и проведения предварительных и периодических медицинских осмотров;
• основы организации рационального режима труда и отдыха при различных видах трудовой деятельности;
• основные принципы организации и проведения гигиенических и оздоровительных мероприятий по выявлению и предупреждению неблагоприятного воздействия производственной среды на организм работающих;
• основы гигиенического нормирования вредных веществ, физических, химических и биологических факторов производственной среды;
должен уметь:
• использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность специалиста в области гигиены труда;
• принимать управленческие решения на разных уровнях государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области гигиены труда;
· вести деловую, учетно-отчетную, медицинскую документации по гигиене труда на государственном и русском языках;
• оценивать санитарно-гигиеническое состояние различных объектов при осложнении санитарно-эпидемиологической ситуации;
• оценивать степень профессионального риска на промышленных предприятиях в зависимости от тяжести, напряженности труда и других вредных производственных факторов;
• оценивать эффективность профилактических мероприятий по снижению влияния вредных и опасных производственных факторов;
• составлять санитарно-гигиеническую характеристику и проводить хронометражные исследования по отдельным процессам;
• давать гигиеническую Оценку условиям труда и на предприятии в целом;
• разбираться в принципе работы и методах исследования функционального состояния организма в процессе трудовой деятельности;
• осуществлять предупредительный и текущий санитарно-гигиенический надзор в области гигиены труда;
• проводить учет, расследование и анализ профессиональных отравлений, заболеваний и травм на производстве;
• работать с приборами, оценивать гигиеническую эффективность санитарно-
технического оборудования с учетом международных стандартов;
• использовать знания о закономерности взаимодействия организма и производственной среды в проведении пропаганды здорового образа жизни среди населения, пропаганды профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
Правовые компетенции.
• Освоить законодательство об охране здоровья граждан, об охране труда, санитарное, природоохранное законодательство Республики Казахстан, правовые основы деятельности специалистов государственной санитарно- эпидемиологической службы; и нормативно-правовую документацию в области гигиены труда;
•освоить основные принципы организации национального здравоохранения, в том числе, организацию санитарно-эпидемиологической службы, место и роль специалиста по гигиене труда в системе организаций медицинского обеспечения работающего населения;
Коммуникативные навыки.
• овладеть правилами организации и проведения предварительных и периодических медицинских осмотров;
• овладеть основами организации рационального режима труда и отдыха при различных видах трудовой деятельности;
• овладеть основными принципами организации и проведения гигиенических и оздоровительных мероприятий по выявлению и предупреждению неблагоприятного воздействия производственной среды на организм работающих;
• освоить методику гигиенического нормирования вредных веществ, физических, химических и биологических факторов производственной среды;
Организационно-подготовительные мероприятия для проведения ОСПЭ:
· определение количества студентов, допущенных к экзамену;
· определение независимых экзаменаторов для каждого этапа;
· подготовка аудитории, определение ответственного преподавателя и лаборанта за проведение аттестации практических навыков;
· организация рабочих мест, оснащение необходимой аппаратурой и приборами, часами для контроля времени выполнения каждого задания и др.;
· организация на кафедре информационного стенда по ОСПЭ;
· подготовка документации по ОСПЭ (приложения 1-3, анкеты, протоколы, экзаменационные листы, задания для студентов по каждому этапу, информационный лист для экзаменатора с критериями оценки каждого шага задания и их балльной оценкой, сводный аттестационный лист экзаменуемого, критерии оценки результатов ОСПЭ).
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЕМОГО
· на экзамене студент регистрируется у секретаря, получает у председателя задание, сводный аттестационный лист и приступает к выполнению заданий, согласно плану прохождения этапов;
· при выполнении заданий студент должен:
- соблюдать последовательность своих действий, обозначенных в критериях;
- четко и кратко комментировать свои действия по ходу выполнений заданий;
- следить за временем, отведенным на выполнение задания;
- соблюдать технику безопасности и правила работы в гигиенической лаборатории;
- соблюдать правила работы с приборами;
· при выполнении задания этапа, требующих времени более 5 мин, экзаменуемый имитирует выполнение последующих шагов, комментируя детали выполнения:
- при выполнении задания этапа 1 комментирует порядок работы того или иного прибора;
- при выполнении заданий этапа 2 комментирует о профилактических мероприятиях для улучшения качества окружающей среды в промышленности;
- при выполнении заданий этапа 3 комментирует теоретические знания по гигиене труда.