Объем работы на профилактическом приеме детей 1 года жизни
Начиная прием, Вы должны четко представить себе о чем беседовать с родителями осматриваемого ребенка, какие задавать вопросы маме ребенка, учитывая его возраст.
Необходимо помнить, что мама на приеме немного волнуется, т.к. ей не безразлично, как ребенок прибыл в весе, на сколько вырос, не отстал ли в развитии от своих сверстников, нравится ли ее малыш участковому педиатру (фельдшеру).
Поэтому только доброжелательное, внимательное вежливое обращение могут способствовать быстрейшему контакту между медицинскими работниками и мамой, ее правдоподобному рассказу о развитии ребенка.
При проведении профилактического приёма необходимо грамотно провести опрос матери с целью выявления нарушений в уходе, воспитании, вскармливании и оценки нервно – психического развития ребёнка:
1). Есть ли какие-нибудь жалобы в поведении и состоянии здоровья малыша?
2). Соблюдается ли режим соответственно возрасту ребенка?
3). Гуляет ли ребенок на улице? Сколько времени?
4). Чем кормите ребенка? (выясните - на каком вскармливании и одной ли грудью кормит, докармливает ли, чем и в каком количестве, какие соки дает ребенку, сколько мл, дает ли блюда прикорма, переносимость продуктов и т. д.)
5). Даете ли витамин Д, рыбий жир с целью профилактики рахита? С какого времени начата профилактика рахита?
6). По ведущим показателям обследуйте нервную систему.
а). Аз – зрительно-ориентировочные реакции
Спрашивать: фиксирует ли взгляд на игрушках, следит ли взором
за движущейся, узнает ли близких, отличает ли чужих от близких.
б). Ас – слуховые ориентировочные реакции
Спрашивать: вздрагивает ли, прислушивается ли при резком звуке,
поворачивает ли голову на звук, различает ли тон, с которым к нему
обращаются.
в). Эмоции – Э
Спрашивать: улыбается ли, улыбается ли в ответ на речь взрослого, в ответ на обращение к нему проявляет оживленными движениями рук, ног, звуками (комплекс оживления).
г). До – движения общие
Спрашивать: держит ли головку, удерживает ли ее лежа на животе, упирается ли ножками, поворачивается ли со спины на живот, с живота на спину, ползает, самостоятельно сидит, встает сам у барьера, ходит при поддержке за руку, стоит самостоятельно.
д). Др – движение руки с предметами
Спрашивать: захватывает ли подвешенную игрушку, четко ли берет игрушку, которую держит взрослый под грудью ребенка, свободно берет игрушки из разных положений, перекладывает игрушки из одной руки в другую, постукивает ими, долго занимается игрушками, выполняет ли действие с предметами (вынимает, вкладывает, накладывает, открывает, закрывает и т.д.).
е). Ра – приготовительные этапы развития активной речи
Спрашивать: начинает ли гулить, подолгу гулит, произносит слоги,
повторяет слоги, лепечет, подражает слышимыми слогами, словом,
произносит первые слова, к году должны произноситься 8-10 слов.
ж). Рп – понимание речи
Спрашивать: понимает ли вопрос «где», например, находится знакомый предмет, знает название частей тела, знает свое имя, выполняет элементарные требования взрослых - «ладушки», «до свидания», , на вопрос «где находится предмет» находит и подает его.
з). Н – навыки и умения в процессах
Спрашивать: снимает ли пищу губками с ложечки при кормлении, пьет ли из чашечки, которую держит взрослый, сам держит сухарик, сам пьет из чашки, придерживая ее руками, сам берет чашку и пьет.
7). Делаете ли массаж и гимнастику своему ребенку, соответственно рекомендуемому комплексу?
Ребенка после осмотра мама одевает, Вы ей даете необходимые рекомендации, советы и говорите о следующей явке на прием.
В истории развития должны быть заполнены на приеме обязательно все графы первых 2 листов истории развития (учетная форма 112/у), т.е. таблицу наблюдения за ребенком на первом году жизни (поставить дату посещения ребенка в определенный месяц), таблиц вскармливания (отметить на каком вскармливании), таблицу развития ребенка (отметить, в каком возрасте начал сидеть, стоять, говорить и т.д.), таблицу антропометрических данных и т.д.
Если необходимо, то заполнить лист уточненных диагнозов, написать статистический талон (форма 25 - 2/у), выписать необходимые рецепты, направления на анализы, на консультацию, к специалистам, назначить по возрасту определенный режим, определить комплекс массажа и гимнастики, дать конкретные четкие советы, рекомендации по вскармливанию.
Оценка: 0 – 5 балов (1 балл за каждый вид внесённого материала)
2. Составить таблицу режимов дня для ребёнка 2, 5, 7, 10 месяцев (по выбору).
Оценка: Оценка: 0 – 3 балла (0 баллов – задание не выполнено, 1 балл – выполнено не полностью, 2 балла – выполнено с ошибками, 3 балла – выполнено полностью, без ошибок).
3. Составить рекомендации по проведению мероприятий закаливания, комплексам массажа и гимнастики для ребёнка 2, 5, 7 и 10 месяцев (по выбору).
Оценка: Оценка: 0 – 3 балла (0 баллов – задание не выполнено, 1 балл – выполнено не полностью, 2 балла – выполнено с ошибками, 3 балла – выполнено полностью, без ошибок).
Ориентировочное время для подготовки – 3 часа.
Рекомендуемая литература:
1. Т. Г. Леонтьева «Здоровый ребёнок» (методическое пособие)
2. Д. А. Крюкова, Л. А. Лысак, О. В. Фурса «Здоровый человек и его окружение», Ростов – на – Дону, «Феникс», 2010, стр. 83 – 91, стр. 173 – 181.