Трансперсональные образы 4 страница
Сквозь века и тысячелетия я смотрел на осознанно бредущего в окружении нескольких бритоголовых монахов величественного человека. Он отдалялся всё дальше, плавно поднимаясь в горы, и уходил за горизонт… И я вдруг понял, что уже не принадлежу себе, а беззаветно предан духовным идеям, которые давно ведут меня по жизни.
И в некотором отчаянии оттого, что должен быть обречён на одиночество, я отрешился от своей прежней жизни, не спеша и спокойно расстался со своим прошлым «Я» и пошёл вслед за Буддой. Туда, за безмолвный горизонт, в далёкую и непостижимую нирвану…
Я внимал наставлениям Будды практически, и мне стало приоткрываться сложнейшее, тончайшее, ювелирное искусство осознавания, а значит, тайны жизни. Однако поток городской, рабочей и повседневной суеты был настолько мощным и сильным, что надолго выбивал, вырывал меня из поля сознания Будды. Двигаться в познании ровно, постепенно, непрерывно – это удел и стиль сильных. Я был всё ещё очень слаб. Мне было свойственно продвигаться мелкими волевыми импульсами, двигаться рывками, делая длительную передышку. Однажды я глубоко осознал, насколько был несвободен. Мне часто снилось, как я путаюсь в длинных и крепких верёвках, они вонзались в моё тело, мешали идти. Это были мои привязанности: многочисленные желания, энергетические присоски, связи с другими людьми, местами проживания. Путы оказались реальными. А так хотелось с разбегу броситься в прозрачное солнечное море, окунуться в бесконечное пространство вечного наслаждения и провалиться в нирвану, застыв в удовлетворённой буддийской полуулыбке…
Широкополосные, полноводные, спокойные и прохлаждающие, духовные буддийские потоки. Они пропитывали меня своим высоким сознанием. Местами я чувствовал небывалую силу, покой и уверенность в себе. Глубокий покой - это невероятная сила! Иногда в моём сознании возникали световые вспышки. Они проявлялись как молниеносные ментальные озарения по поводу сложных духовных проблем. Это замыкались между собой в моём поле сознания световые волокна и участки приобретённых ранее разрозненных духовных знаний единой всеобъемлющей истины. Они замыкались, объединялись и вспыхивали ярким, ослепительным светом, рождая состояния счастья и восторга!
- Это путь к просветлению, - соглашаясь, медленно кивал мне великий Будда.
До встречи с Буддой всё окружающее казалось мне более или менее одинаковым, повторяемым, однообразным. Великий бодхисаттва подарил мне постижение того, что и мир вокруг, и я сам – не один и тот же. Я - разный, текучий, непрестанно и ежесекундно меняющийся, а мир всегда является свежим и неповторимым! И в силу этого я неизбежно и непрерывно обновляюсь в нём. Я сам – чудесная загадка. С осознанием этого моя жизнь приобрела необыкновенную, потрясающую глубину, насыщенную до предела новым качеством. Однако и другие неординарные и очень странные влияния оказывали на меня буддийские пути-дорожки.
Великой проницательной силой и даже мощью обладают отдельные духовные идеи. Так, я глубоко в себя принял идею реинкарнации - будущего перерождения. Всего лишь некая эфемерная, воздушная, «маленькая», невидимая идейка, мыслишка, а что она начала творить в моей душе! Она на моём поле сознания стала вспахивать и перепахивать различные слои энергий – мои прошлые представления о жизни, бросая в обновлённую, удобренную почву свои семена, посевы и ростки. Она стала формировать устойчивую установку, подкрепляемую движением конкретных эманаций. Идея глубоко внедрилась, обросла и вскоре превратилась в ёмкую структуру, в дерево сознания с множеством энергетических веток. Дерево росло и развивалось на моём поле… С неких пор я обрёл абсолютную уверенность в том, что после физической смерти снова появлюсь на земле, и это мне приносило… страдания… Я перестал бояться смерти, я стал бояться новой будущей жизни! Анализируя свою прошлую жизнь, я пришёл к выводу, что, будучи устойчивым материалистом, я мог им так и прожить всю свою скучную жизнь и не открыть для себя потрясающих тайн и возможностей сознания. Очень тяжёлый и плотный театральный занавес майи, великой иллюзии, так и держал бы меня в своём неизменном плену. А слащавый и обольстительный буддийский бог Мара, ухмыляясь, всё продолжал бы и продолжал бы развлекать и занимать меня игрой страстей и отвлекать от истины. И то, что я однажды приоткрыл завесу майи, могло быть чистой случайностью. Да и сколько нового, удивительного я уже обрёл в своём духовном поиске! В результате неясных мутаций энергий сознания я обрёл драгоценную жизнь на Земле в драгоценном физическом теле и воспользовался уникальным шансом, одним из миллионов возможностей человеческой жизни! Я обнаружил Учение! Я так болезненно-долго обретал и обрёл единственный и глубокий смысл! А теперь моя новая будущая реинкарнация всё сотрёт, уничтожит, и в моей новой жизни всё начнётся сначала! Снова беспощадно закрутится старое, ржавое буддийское колесо, перемалывая и тиская мою чувствительную душу. Невыносимо! Не хочу! Самые настоящие страдания начались во мне в связи с очередной будущей потерей! Проклятая и безжалостная карма! Тебя не умолить. Реинкарнация… Я долго – неделями, месяцами! – болезненно нёс тяжёлую ношу обречённости на повторные страдания в липкой паутине жизненной майи, пока она, эта проклятая тяжесть, наконец постепенно не ослабила своего давления. Страдания по будущему перевоплощению понемногу утихли, сгладились.
Буддийские потоки сознания… Насытившие и удовлетворившие мою духовную жажду и всё же не способные доставить мою неуёмную, любознательную натуру к желанному месту желаемого назначения.
Увы, и с Буддой мне пришлось недолго размеренно идти, или плыть вместе, - не до победного конца. Со временем я стал остывать к классическому буддизму.
Я ориентировался на прорыв, на скоропалительный пробой, поэтому, однажды, меня заинтриговал, привлёк, притянул, заворожил иной поток буддизма – «дзен».
Дзен имеет неповторимый привкус, оттенок и аромат буддизма. Я был духовно восхищён дзеном, ведь он обещал мне очень быстрое достижение и почти без усилий…
Немедленное, спонтанное просветление. Мгновенная вспышка. Прыжок и! - Чарующая пустота, океан счастья, сатори, море восторга, психоделическое переживание жизни, чистый смех существования! Дзен – это алогичные, необъяснимые парадоксы, абсурд, несовместимые противоречия, заставляющие пришпоривать ум и останавливать его как в игре «замри», внезапно отсекая мысль. В потоке дзена возможно пережить вневременные провалы, парения и зависания в неограниченной, внутренней тишине. Дзен - это убийца ума, это чистое, свежее, незамутнённое, детское восприятие. Весь мир становится парадоксальным, необъяснимым, загадочным, - и это приводит к прямому, впечатляющему переживанию…
В истории обнаружился очень странный факт: тот, кто понимает дзен, не понимает его, а тот, кто не понимает, наоборот, - понимает его!
Дзен-буддийские учителя стали наперебой осыпать мою бедную голову противоречивыми и непонятными вопросами – «коанами». В другом китайском варианте коан называется упражнением «Хуа Тоу», или пределами изречения. Существует в практике дзен и аспект «мондо», то есть неожиданные, парадоксальные ответы или странность поведения при диалоге, цель которых отбросить ум и погрузить собеседника в реальность.
- В чём смысл думанья одним животом? - кричал мне прямо в лицо Бодхидхарма.
- Где ты был до того, как тебя зачали твои родители? - пытливо выспрашивал меня патриарх Эно.
- Что такое Му? - смеялся надо мной мастер Риндзай.
- Как услышать звук хлопка одной ладонью? - дразнил меня достопочтимый Басе.
- Кто тащит это твоё тело? - настойчиво вторил всем Ле-цзы.
- Вы что обалдели?! - отбивался я. - От таких вопросов у меня голова идёт кругом - с ума сойти можно! Скажите лучше, как достичь?
В ответ Бодхидхарма повернулся ко мне спиной и ушёл. Эно замахнулся на меня своей палкой, а Басе оставался молчать и стоять на месте. В то время как Риндзай безудержно рассмеялся, а потом громко крикнул: - Смотри!..
Тогда я мгновенно всё понял, в смысле не понял ничего…
Но Ле-цзы сказал: - Брось это! Я ответил: - Луна на небе.
Где живут другие,
Я не живу.
Куда идут другие,
Я не иду.
Это не значит отвергать
Общение с другими:
Я только хочу сделать
Чёрное отличным от белого.
(Пай-юань, мастер Дзен династии Сунн)
- Им, мастерам, хорошо нести подобную околесицу, смеяться и дурковать, - думал я. - Они достигли. А что делать мне? В общем, большое вам спасибо, мастера дзен. Работа с коанами и освоение ещё одного аспекта медитации, а именно: овладение навыком длительного пребывания в состоянии тонкого сомнения (Хуа Тоу), мне явно пошло на пользу и весомо добавило энергии осознанности. Дзен помог мне собрать мгновения, драгоценные крупицы существования. Но чтобы двигаться дальше, мне следовало переплыть или перепрыгнуть в очередной раз и этот поток.
А расстаться с Буддой и его дзен-буддийскими мастерами мне пришлось совсем непочтительно и в соответствии с их же наставлениями: - Если увидишь Будду - убей его!
Эта истина призывает искать сокровенное в себе самом, но не у них. Я отвернулся от буддийских источников и перестал читать их многочисленные, подробные наставления, комментарии.
Я выставил всех этих буддистов-учителей, включая самого великого Будду, в один длинный ряд, достал автомат Калашникова и начал поливать по ним длинной пулемётной очередью!..
Истекающий кровью, умирающий и уже падающий на землю Бодхидхарма успел мне крикнуть вдогонку:
- Ты, парень, сделал всё правильно!
Ошо
Однако…
Однако, всё! Хватит! - говорил я себе. - Пора работать углубленно в потоке одного сознания. Нельзя так долго разбрасываться, ведь жизнь как ручеёк утекает, проходит. На всех учителей меня не хватит.
Однако стало уже очевидным, что я никак не могу остановиться в выборе СВОЕГО духовного учения. Я пребывал в состоянии неудовлетворённости и жажды, меня неизбежно тянуло ко всему новому. Пёстрый и разнообразный мир эзотерики привлекал меня весь, целиком, а один духовный путь неизменно исключал теорию и практику других путей, а значит их специфические тайны, переживания, состояния и возможности. Впрочем, я создавал собственные интегральные схемы…
Тем не менее, я не мог остановиться, меня несло и качало на волнах различных потоков сознания. Я жаждал всего сразу…
В этот период в меня выстрелил Ошо - универсальный, индийский мудрец, современный духовный Учитель. Он выстрелил почти не целясь, наугад, но его пуля попала в самое яблочко: сначала она прострелила мне грудь, потом вышла в голову и поразила своей проникновенной мудростью мой мозг. И пока стрелявший, сидя в золочёном роскошном халате, изящно сдувал голубой дымок с дула своего револьвера, - я был уже весь во власти его харизмы, под влиянием его обаяния…
Я провалился, попал в чудесный мир, вошёл в необъятное поле сознания благословенного Бхавагана Раджниша: всеохватность, глубина познания, сласть пассивной безучастности, абсолютная самодостаточность…
Сначала были длительные чтения. Я упивался его книгами, я пил Ошо. Состояние глубокой умиротворённости и недеяния вливались в меня. Я смаковал на кончике языка вкусные, сладкие идеи Бхавагана. Я курил наркотик встречи с ним, курил и кайфовал. Голубой, наркотический дымок вился, извивался, обворачивался вокруг моей головы. Я пьянел влёгкую. Я праздновал своё существование под названием «жизнь». Мои параллельные практические медитации сопровождались благословленной ленью и сладостным расслаблением. Я отпустил всё и вся в себе. Я таял-растворялся в утончённом блаженстве. И летал, в который раз аннулируя планетарную гравитацию…
Потом были групповые динамические медитации – выборочные, яростные - в которых я выбрасывал из себя кровожадного, агрессивного зверя, - подавленные тяжёлые эмоции, Дьявола. Вокруг меня, в спортивном зале, бесновались десятки таких же, как я. Они рычали, хрипели, визжали, выли, дёргались и бились о пол. Дрожал и содрогался в намеренной хаотической вибрации и я.
После таких трансовых сумасшествий - вновь уединённые медитации. В них я падал в блаженное расслабление ещё дальше и глубже:
А-а-а-а-а-а-а-а… !!! В колодце, в который я падал, отсутствовало дно. Эхо звучало непрерывно. Эхо музыки космических сфер...
Ошо очень долго удерживал меня подле себя. Он попал в самую точку, в самую сердцевину моего ненасытного, алчного Эго. Ошо был всеохватен. Он трактовал буквально все известные эзотерические и религиозные учения. В одном лице он воплощал собою сразу всех мастеров, всех духовных Учителей мира. Практиковать Ошо - значило практиковать всё! Ошо продолжал извергать из себя и предлагать мне всё новые и новые практики. Мне это нравилось. Это позволяло расширять сознание по бесконечным направлениям… Книги Ошо - это торжество познавшего, это праздник интеллекта. Никто из моих прежних учителей не дал и не мог дать мне столько понимания и такого разнообразия практических духовных упражнений, сколько дал благословенный Бхаваган…
Однако… Однажды и эта встреча самым естественным образом подошла к концу. Я почувствовал насыщение. Я напился, накурился, наелся, пресытился Ошо. Всё, достаточно, хватит! Работа со многими техниками только дезорганизует сознание, выбивает из равновесия. Я не в состоянии упорядочить периодический хаос в своём сознании – привести этот хаос к стабильному равновесию и гармонии. Была необходима углубленная практика только с одним духовным методом (на это же указывает и сам индийский мудрец). Ошо в меня больше не лез, не вмещался, не принимался. Проще говоря, надоел: во всех книгах про одно и то же. Даже самый великий ум и высокое сознание в своём выражении и форме неизменно ограничено, повторяемо, однотипно. Спасибо, Ошо, я уже всё понял.
И, тем не менее, я подумывал, а не сделать ли всё же стиль духовной практики и познания Ошо основным, единственным… Как вдруг мне попались книги Мантака Цзя, и в голову пришла новая оригинальная идея: а не стать ли мне лучше даосом!?
Чжао Би-чень
(как я стал даосом)
Каждый человек в большом эзотерическом саду ищет только свой аленький цветок. Пальцы многочисленных учителей и наставников задевают и заставляют звучать какие-то сокровенные струны искателя, присущие только ему…
Я никогда по-настоящему не был здоров. Родился хилым и болезненным мальчиком. Естественно, что в детстве переболел всеми «положенными» детскими заболеваниями. В юности было тяжёлое двустороннее воспаление лёгких, от которого чуть не умер. Всю жизнь меня мучили гланды, полипы, простуды… «Дыхалка», то есть «дыхательная система - основа строительства здорового организма, так и не получила своего развития. Я всегда, пробежав самую малость, начинал задыхаться. А неразвитая дыхательная система никак не могла дать силы и здоровье молодому, развивающемуся организму.
Ко всему прочему я всегда психологически и духовно-энергетически чувствовал себя каким-то слабым, безжизненным растением - подует покрепче ветер, пойдёт сильный дождь с градом - и я погибну. У меня очень слабые корни…
Когда я родился, в отношениях моей матери и отца были большие проблемы. Отец не хотел моего появления на свет, а позже о моём рождении сожалела и моя родная мать. С духовно-энергетической точки зрения это стало, по сути, очень мощным родовым проклятием, которое замкнулось на мне уже в самом начале моего появления на свет. Уже в самые первые годы жизни меня спихивали каким-то чужим тёткам, увозили надолго к бабушкам и дедушкам, и я был лишён самых насущно-потребностных, широкополосных энергопотоков, призванных в меня вливаться со стороны моих родителей и одаривать любовью, вниманием и будущим здоровьем. Неустойчивость, слабость, отсутствие самой простой, земной укоренённости и равновесия, обделённость эфирной энергией всегда давали о себе знать. Такая энергетическая основа, а точнее, её отсутствие, проявлялось в моём сознании на психологическом, эмоциональном и духовном уровне самым негативным образом: я постоянно чувствовал себя несчастным, ненужным, бесполезным и беспомощным, словом, - ошибка природы. Я будто бы не имел право на существование. Я чувствовал себя черновиком, испачканной напрасно бумагой, но не исполненной грамотой. Тем не менее, мои дела, побуждения, мысли и поступки записывались в некой тайной книге. А судьба продолжала рисовать свой неповторимый, замысловатый узор, вытягивая его в общую линию моей жизни…
В общем, на горизонте замаячил Чжао Би-чень. Он был даосом. Даосская йога - это практика отменного здоровья и глубинного познания своего организма в его самом телесном, приземлённом аспекте. Как раз то, что мне нужно, что мне не хватает... И Чжао, который жил в конце девятнадцатого и начале двадцатого века, полностью воплощал собой совершенного, реализованного даосского мастера. К слову сказать, что известный Мантак Дзя - всего лишь его бледная, современная копия. Мастера было узнать не трудно: среднего роста, в холщовой рубахе, предельно короткая стрижка ёжиком. От него источалась, лучилась живая, кипучая и в то же время спокойная, уравновешенная энергия. В каждом своём грациозном и расслабленном движении он был непередаваемо пластичен, мягок, как кошка, неуязвим и одновременно до странности устойчив. Десяток человек не смогли бы сдвинуть Би-ченя с места. Особенным светом горели его глаза. Яркие белые белки, нежная, гладкая розовая кожа и детский румянец на щеках указывали на отменное здоровье. Мастер никогда практически не уставал. Добавьте сюда доброжелательную улыбку, открытый и невинный взгляд, - и вы получите полный портрет даосского мастера. Чжао на момент нашей встречи было уже за семьдесят, но он вполне мог поместиться в неопределённую возрастную категорию от тридцати до сорока пяти лет. Мастер наслаждался каждым мгновением жизни. Дао вошло в его тело, а мастер влился своими природными энергиями в непостижимое Дао[3].
- Дао, выраженное словами, не есть Дао.
- Мягкое побеждает твёрдое… - какое неповторимое очарование, мягкость, красота, гармония и совершенное равновесие заложены в принципах даосской йоги! Вот настоящая йога – нашёл!
Я пытаюсь понять и рассмотреть поближе Би-ченя. Вот я направляю на него свой любопытный взгляд, но он в тот же момент растворяется в воздухе моей комнате.
- Где же ты, достопочтимый Чжао? – хочу задать ему вопрос.
- То, что можно понять, ухватить умом и всё, что можно описать словами, - неизбежно будет ошибочным, - слышу уже за своей спиной проникновенный голос Мастера. Я быстро оборачиваюсь и на какое-то мгновение улавливаю образ Чжао, но и он плавно исчезает, оставляя свой тихий смех: - Ты пытаешься поймать неуловимое, как нельзя захватить и сделать своей собственностью луч солнца…
Би-чень свободно владел техникой телепортации - вневременным перемещением своего физического тела в любую точку земли. Это высшая реализация всех мастеров-нидзя. Этого уровня достигают, когда открываются тайны великой Пустоты, тайны пространства.
И ещё я услышал:
- Практикуй! И успех придёт к тебе тогда, когда с неба начнут сыпаться цветы…
Я стал работать с базовым энергетическим центром, с «Харой», или с животом. Развитая Хара – это основа физиологического здоровья организма.
Даосская йога при всей своей приземлённости оперирует высокими идеалами. В ней также присутствует идея чудесного, возможность преодоления смерти и даже достижение бессмертия не только сознания, но и физического тела… Когда-то в прошлом на нашей земле, в рамках отдельной цивилизации, это было возможно, и первые даосы наслаждались в здоровых телах жизнью продолжительностью в умопомрачительные сроки: в десять - двадцать тысяч лет!!! Эх! Надоело мне влачить своё жалкое, преболезненное, истощённое существование! Хочу получать удовольствие и радость от жизни через здоровое тело и его пробуждённые живые энергии и силу!
Стремление к красоте, гармонии и равновесию является естественным для человека. Очень быстро я убедился в том, насколько даосская йога мудрее, мягче, естественней и гармоничней йоги индийской. В индийской схеме энергию Кундалини выводят по позвоночнику вверх, в чакру Сахасрару, где она призвана соединиться с Абсолютом, богом Шивой. Подобная реализация считается духовным идеалом и возводится в ранг полной освобождённости. На практике же такая карта пути крайне опасна, так как связана со значительным риском, исходящим от самой Кундалини, неуправляемой и коварной; «индийская схема пути» даёт нередко непредсказуемые результаты и зачастую приводит к неуравновешенным состояниям вплоть до умопомешательства.
В основе же даосской карты лежит идеал энергетической орбиты: энергия при этом движется вокруг туловища по кругу, что соответствует энергии человеческого зародыша во внутриутробном состоянии. Иначе говоря, возвращение к пренатальному, «прежденебесному» положению, или к тому естественному состоянию, в котором человек уже некогда пребывал, и означает ту самую природную гармонию и естество.
Большинство духовно-религиозных путей идут «сверху», спуская из покровов высоких энергий индивидуальное сознание практикующего вниз. Даосская йога, напротив, идёт «снизу» по условному направлению вверх, поднимая сознание и прорабатывая в самую первую очередь низшие энергии.
- Низкое - основа высокого.
И хотя человек - не тело, я сравнительно быстро убедился в собственном опыте в мудрости призёмлённых, жизненных ориентиров даосов. Начинать необходимо с физического тела и более плотных эфирных энергий.
А однажды в процессе практики «думания» животом, то есть разнообразной работы с Харой, мне приоткрылся самый первый даосский секрет и моя настоящая энергетическая ситуация. Понимая, что в городе практически невозможно накопить живую энергетическую субстанцию, так как она почти полностью отсутствует в городском воздухе и воде, я старался выполнять свои упражнения на природе и, в частности, в пригородном сосновом лесу. Как-то раз, центрируясь на Харе, я приступил к даосскому упражнению, сопровождая процесс специальным «вентилирующим» дыханием. Как вдруг!
Невидимая рука мастера Чжао Би-ченя, простираемая ко мне из даосского потока сознания, провернула какую-то тайную створку в моём животе, и на меня энергия просто хлынула лавиной, как из обрушенной плотины! Вся моя ёмкая энергосеть, та самая акупунктура!, схемы которой я ранее отвлечённо просматривал в различных китайских лечебных книгах, пришла в движение! Все каналы в моём теле мгновенно ожили, начали течь, пульсировать, перетекать. Как же далека теория от практики! И как далеки обычные люди от познания своего организма! А ведь в нём запрятаны такие волшебные резервы и непредсказуемые силы!
Особенно удивили тонкие энергетические ручейки, текущие, пульсирующие по каждой стороне каждого пальчика рук. Энергия как некой прохладной, освежающей жидкостью заливала шею, руки, грудь. Под грудью словно открылся наиболее значительный резервуар - солнечное сплетение. Из него эта необыкновенная «жидкость» стала расширяться и растекаться в разные стороны. Я перестал быть телом, я стал текучей энергией! Меня как дерево наполняли целительные соки! Далее эта энергия стремилась залить мою поясницу, но ей что-то мешало. Она не смогла войти и в низ живота, а в моих ногах, несмотря на распирающую силу, энергия отсутствовала полностью! Практически я висел в воздухе! С жизненно необходимой, насущной энергией земли у меня связи не было! Так вот отчего мои ослабленные, нездоровые и психологически неустойчивые состояния. Я был уподоблен дереву, лишённому своих корней…
Такой прорыв в моём сознании и понимание своего положения, который мне подарил Чжао Би-чень, укрепил меня в даосской практике. Я стал алхимиком. Специальными приёмами я выплавлял, выпаривал в своих «котлах», манипулируя природными принципами огня, воды и воздуха, - свой эликсир бессмертия, «пилюлю здоровья». Сокровенная пилюля была реальностью. Во мне значительно прибавилось силы и жизненной энергии. Так я стал даосом…
Чжао наставлял меня: - Главным котлом, дань-тянем, или киноварным полем, в котором вывариваются нужные энергии, остаётся Хара, но для этого необходимо сначала закрыть ворота жизни и смерти «Хуэй-Инь», или центр промежности.
Закрыть ворота оказалось делом трудным. По общей слабости и болезненности организма со мной регулярно случались ночные поллюции. Жизненная энергия зачастую покидала меня по три, а то и по пять раз за ночь! Тем не менее, кое-что получалось, и мне открылась суть упражнений с интимными мышцами.
С удивлением я всё более убеждался в том, что «обыкновенное» физическое тело человека хранит в себе необыкновенные, потрясающие возможности. В этот период практики я старался побольше находиться среди природы, уходил надолго и подальше в лес.
Мне удавалось разогревать свой живот до состояния раскалённого утюга! Широкополосные энергоканалы в моём теле детализировались в мелкие протоки. Считая ранее себя относительно здоровым - ничего особенно не болело - я очень быстро осознал, насколько много в моём организме, как и у большинства людей, всевозможных микровоспалений, болезненных распираний, а также больших и малых энергетических блоков.