Митахара, асана и шакти-чаляна
5. Из этих двух: Прана и Васаны ученик Йоги должен контролировать Прану с помощью умеренного питания (Митахара), Асан или йогических поз и с помощью Шакти-Чаляны.
6. О, Гаутама! Я объясню природу этих трёх дисциплин. Слушай внимательно.
7. Йог должен принимать приятную и питательную пищу. Он должен заполнять желудок наполовину – пищей, на одну четверть – водой, а четвёртую четверть желудка он должен оставлять незаполненной, чтобы умилостивить Господа Шиву, покровителя йогов. Это является умеренным питанием.
Падмасана и Ваджрасана
8. Поместите правую стопу на левое бедро, а левую стопу – на правое бедро. Это Падмасана. Эта поза разрушает все виды грехов.
9. Поместите пятку одной ноги под Мулядхарой, а другую – над ней и сядьте так, чтобы туловище, шея и голова составляли прямую линию. Это твёрдая поза или Ваджрасана. Муляканда является корнем Канды, полового органа.
Подъём Кундалини
10. Мудрый йог должен вести Кундалини от Мулядхары к Сахасраре или тысяче лепестковому Лотосу, расположенному на макушке головы. Этот процесс называется Шакти-Чаляна.
11. Кундалини должна пройти сквозь Свадхистхана Чакру, Манипура Чакру в области пупка, Анахата Чакру – в области сердца, Вишуддха Чакру – в горле и Аджна Чакру – между бровями или Трикута.
12. Для практики Шакти-Чаляны необходимы 2 вещи: Сарасвати Чаляна и удержание Праны или дыхания.
Сарасвати Чаляна
13. Сарасвати Чаляна заключается в активизации Сарасвати Нади, расположенной к западу от пупка среди 14 Нади. Сарасвати называется Арундхати, что в буквальном смысле слова означает «то, что помогает совершать хорошие поступки».
14. С помощью практики Сарасвати Чаляны и сдерживания Праны спиралевидная Кундалини выпрямляется.
15. Кундалини поднимается только благодаря активизации Сарасвати.
16. Когда Прана или дыхание проходит через Иду или левую ноздрю, человек должен твёрдо сидеть в Падмасане и на 4 пальца удлинить внутреннюю Акашу, состоящую из 12 поперечных размеров пальцев. На выдохе Прана выходит на 16 пальцев, а на вдохе входит лишь на 12 пальцев, теряя, таким образом, 4 пальца. Но если вдыхать на 16 пальцев, тогда поднимется Кундалини.
17. Мудрый йог должен принести Сарасвати Нади с помощью такого удлинённого дыхания и, крепко удерживая указательным и большим пальцами обеих рук рёбра с обеих сторон рядом с пупком, должен изо всех сил шевелить Кундалини справа налево вновь и вновь. Это будоражащее воздействие может продолжаться в течение 48 минут.
18. Затем, он должен немного вытянуться, когда Кундалини найдёт свой вход в Сушумну. Это способ, с помощью которого Кундалини входит в рот Сушумны.
19. Вместе с Кундалини в Сушумну входит также и сама Прана.
20. Ученик Йоги должен также выпятить пупок, сокращая шею. После этого, сотрясая Сарасвати, Прана посылается вверх к грудной клетке. С помощью сжатия шеи Прана поднимается ещё выше грудной клетки.
21. В своём чреве Сарасвати издаёт звук. Требуется ежедневно вызывать её вибрацию или трясти её.
22. Просто сотрясая Сарасвати, человек излечивается от водянки или Джалёдары, Гульмы (болезнь желудка), Плихи (заболевание селезёнки) и других болезней внутри живота.
Разновидности Пранаямы
23. Теперь я кратко опишу вам Пранаяму. Прана – это Ваю, который движется в теле. Удержание Праны внутри называется Кумбхакой.
24. Кумбхака бывает 2-х видов: Сахита и Кеваля.
25. Ученик Йоги должен практиковать Сахиту до тех пор, пока не достигнет Кевали.
26. Существует четыре разновидности или Бхеды: Сурья, Уджайи, Ситали и Бхастрика. Сахита Кумбхака связана с этими четырьмя.
Сурьябхеда Кумбхака
27. Выберите чистое и красивое место, свободное от камней, колючек и т.д. Оно должно быть на расстоянии полёта стрелы от холода, огня и воды. Соорудите здесь чистое, приятное место для сидения: ни слишком высокое, ни слишком низкое. Сядьте в Падмасану. Вертите Сарасвати или трясите её для создания вибрации. Медленно, как можно дольше вдыхайте через правую ноздрю, но так, чтобы было удобно, и выдохните через левую ноздрю. Очистив череп с помощью задержки дыхания после вдоха, выдохните. Это уничтожает 4 вида болезней, вызванных Ваю, а также кишечных глистов. Этот тип дыхания называется Сурьябхеда. Его следует часто повторять.
Уджайи Кумбхака
28. Закройте рот. Медленно вдохните через обе ноздри. Задержите дыхание в пространстве между сердцем и шеей. Затем, выдохните через левую ноздрю.
29. Это устраняет жар, образовавшийся в голове, и флегму – в горле. Ликвидирует все болезни, очищает тело и усиливает желудочный огонь. Устраняет все проблемы в Нади; лечит Джалёдару или водянку в животе и Дхатус. Эта Кумбхака называется Уджайи. Её можно практиковать даже во время ходьбы или стоя.
Ситали Кумбхака
30. Вдохните, используя язык с шипящим звуком «Са». Задержите дыхание. Затем, медленно выдохните через обе ноздри. Это называется Ситали Кумбхака.
31. Ситали Кумбхака охлаждает тело, разрушает Гульму или хроническую диспепсию, Плиху (болезнь селезёнки), туберкулёз, яды; ликвидирует лихорадку, жажду, нарушения желчеотделения.
32. Сядьте в Падмасану, туловище и шею держите прямо. Закройте рот и выдохните через нос. Затем, немного вдохните, чтобы дыхание дошло до горла и с шумом заполнило пространство между черепом и шеей. Потом так же выдыхайте и вдыхайте всё чаще и чаще, подобно работе кузнечных мехов. Когда устанете, вдохните через правую ноздрю. Если живот будет наполнен Ваю, зажмите ноздри пальцами, только не указательными. Выполните Кумбхаку и выдохните через левую ноздрю.
33. Это устраняет воспаление горла. Усиливает пищеварительный желудочный огонь. Даёт возможность человеку познать Кундалини. Это создаёт чистоту, устраняет грехи, даёт наслаждение и счастье, разрушает слизь, которая закрывает или запечатывает дверь для входа в Брахманади или Сушумну.
34. Это пронизывает три Грантхи или узла, порождённые тремя качествами Природы или Гунами. Эти три Грантхи или узла следующие: Вишну Грантхи, Брахма Грантхи и Рудра Грантхи. Эта Кумбхака называется Бхастрикой. Её специально должны практиковать ученики Хатха Йоги.
Три Бандхи
35. Теперь ученик Йоги должен практиковать три Бандхи: Муля Бандху, Уддияна Бандху и Джаляндхара Бандху.
36. Муля Бандха: Апана (дыхание), которая имеет тенденцию двигаться вниз, направляется вверх с помощью сжатия мышц ануса. Этот процесс называется Муля Бандха.
37. Когда Апана поднялась и достигла сферы Агни (огонь), тогда пламя Агни возрастает, раздуваемое Ваю.
38. Будучи в разогретом состоянии, Агни и Апана смешиваются с Праной. Этот Агни очень горяч. Благодаря этому в теле возникает огонь, который своим теплом пробуждает спящую Кундалини.
39. Тогда Кундалини издаёт шипящий звук. Она поднимается, подобно змее растравленной палкой, и входит в отверстие Брахманади или Сушумны. Следовательно, йоги должны ежедневно практиковать Мулябандху.
40. Уддияна Бандха: в конце Кумбхаки и в начале выдоха должна совершаться Уддияна Бандха. Благодаря тому, что Прана Уддиятэ или Прана движется вверх по Сушумне, эту Бандху йоги называют Уддияной.
41. Сядьте в Ваджрасану. Крепко ухватитесь руками за носки ног. Прижмите Канду той частью ног, которая находится рядом с лодыжками. Затем, осторожно развяжите Тану или нить, или Нади, которая первая располагается с западной стороны от Удары или верхней части живота над пупком. Потом переходите к сердцу и далее – к шее. Когда Прана достигнет Сандхи или пупочного соединения, она постепенно очистит пупок от загрязнении и болезней. Поэтому данную процедуру следует практиковать часто.
42. Джаляндхара Бандха: её следует практиковать в конце Пураки (после вдоха). Это своеобразное сжатие шеи (при наклоне головы вперёд), благодаря чему создаётся препятствие для движения Ваю (вверх).
43. Прана проходит через Брахманади по западной Танэ в центр, когда шея наклонена вперёд так, чтобы подбородок касался груди. Приняв выше указанное положение, йог должен будоражить Сарасвати и контролировать Прану.