Ресурсы, обеспечивающие реализацию выбранной модели СЗ

Средствами реализации главной функции системы здравоохранения – сохранения и восстановления здоровья населения – являются разнообразные ресурсы. Все ресурсы требуют детального исследования применительно к качественному обслуживанию населения. Системная классификация ресурсов приведена на рис.2.2. Такое большое их разнообразие в условиях ограничений, необходимость эффективного распределения и использования в новых условиях экономических отношений между субъектами СЗ требует разработки новых эффективных механизмов управления ресурсами.

Ниже приведена структура каждого составляющего ресурсов.

Финансовые ресурсы включают в себя:

- средства бюджета,

- средства фонда обязательного медицинского страхования,

- средства фонда добровольного медицинского страхования,

- личные средства граждан,

- нераспределенную прибыль предприятий.

Ресурсы системы здравоохранения
Финансо-вые ресурсы
Сырье и материалы
Оборудо-вание
Энергети-ческие ресурсы
Трудовые ресурсы
Информа- ционные ресурсы

Рисунок 2.2 - Структура ресурсов СЗ

Сырье и материалы - это:

- лекарства,

- расходные материалы,

- продукты питания.

Трудовые ресурсы включают:

- врачей,

- средний медперсонал, малый медперсонал,

- управленческие кадры.

Оборудование включает в себя:

- основные фонды,

- медицинское оборудование,

- инвентарь,

- средства вычислительной техники.

Энергетические ресурсы - это:

- стационарные источники питания,

- собственные источники питания больниц и поликлиник.

Информационные ресурсы включают в себя:

- медицинские технологии,

- управленческие технологии,

- компьютерные технологии.

Финансово-экономической проблемой любой региональной СЗ являются источники финансирования.

Ресурсы, обеспечивающие реализацию выбранной модели СЗ - student2.ru

Рисунок 2.3 – Перечень бесплатно предоставляемых медицинских услуг

Выделяют три разных по хозяйственно-правовой природе типа средств. Это налоги и связанное с ними бюджетное финансирование; сборы в форме обязательных и добровольных взносов на социальное медицинское страхование; собственные средства юридических и физических лиц.

Система ДМС является одной из наиболее эффективных источников дополнительного финансирования СЗ, которая дополняет систему ОМС. Через ДМС обеспечиваются дополнительные (сверх установленных Территориальной программой) клинико-диагностические обследования и лечебные мероприятия. Социально-экономическая сущность ДМС сводится к формированию страхового фонда из взносов страхователей и его использованию для оплаты медицинских услуг сверх предоставляемых системой ОМС тем страхователям ДМС, у которых возникнет в них потребность.

Например, в 2004г. в Республике Башкортостан Российской Федерации 56% составили средства РФОМС; поступления из федерального и республиканского бюджетов составили около 30%; доля платных медицинских услуг составила около 5%; доля фондов ДМС около 10%. Из приведенных цифр видно, что функционирует бюджетно-страховая модель СЗ. Платежи за работающее население перечисляются в специализированные финансово-кредитные учреждения - Федеральные и Территориальные ФОМСы в размере 2,8% по отношению к фонду оплаты труда (против 3,6% до недавнего времени), причем 2% аккумулируются на территориях, а 0,8% - перечисляется в Федеральный ФОМС.

Для неработающего населения государство в лице региональных органов исполнительной власти перечисляет страховые платежи в территориальные ФОМС по нормативу, индивидуально на каждой территории в зависимости от потребности.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ, ОБЛАСТИ, ГОРОДА Валовый национальный доход
МИНЗДРАВ ТЕРРИТОРИИ Бюджетные средства
ФОМС Внебюджет-ные средства
НАСЕЛЕНИЕЛичные сред-ства на плат-ные медицин-ские услуги
ИНЫЕ ИС-ТОЧНИКИ ФИНАНСИ-РОВАНИЯ Средства предприятий
ЛПУ Финансовые средства
СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ Фонды ДМС

Рисунок 2.4 - Источники финансирования и схема финансовых потоков территориального органа РФ

Еще одна модель финансового обеспечения здраво­охранения показана на рис. 2.5. Она так же включает бюджетные ресурсы, ресурсы фондов обяза­тельного медицинского страхования (ОМС), фондов медицин­ских страховых организаций и другие источники.

Контроль предоставляемого медицинского обслуживания осуществляется в рамках Программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью.

Достаточно ли финансируется здравоохранение России?

В относительных показателях (доле ВВП), финансирование государственной системы здравоохранения в 1,8 раз меньше, чем в странах ОЭСР.

Ресурсы, обеспечивающие реализацию выбранной модели СЗ - student2.ru

Рисунок 2.5 – Источники формирования и использования финансовых ресурсов, направляемых в здравоохранение

Страны ОЭСР - это организация стран экономического сотрудничества и развития. Сейчас в организацию входят 34 государства, в том числе большинство государств — членов ЕС. В целом общие расходы: и государственные, и частные в России составляют 5,5% ВВП. В странах Евросоюза — 9%.

Под словом «государственный» будем понимать общественные или солидарные источники финансирования, это средства обязательного медицинского страхования и средства бюджетов всех уровней. Вот - из государственных источников, в относительных показателях, мы финансируем здравоохранение на уровне 3,7% ВВП. А вот страны ОЭСР, так называемые страны, в которых развитой капитализм, они оказывается более социально ориентированы, и, соответственно, из государственных источников финансируют здравоохранение в размере в среднем 6,6% ВВП.

Ресурсы, обеспечивающие реализацию выбранной модели СЗ - student2.ru

Рисунок 2.6 - Финансирование в относительных показателях

Каковы абсолютные цифры финансирования здравоохранения на душу населения в год по паритету покупательной способности (ППС), то есть в сопоставимых величинах, которые можно сравнивать? Так вот, в России из государственных источников финансируется здравоохранение в год на душу населения 577 долларов ППС. В среднем, страны ОЭСР из государственных источников — в 3,8 раза больше, чем 2200 долларов на душу населения.

Исследования экономистов здравоохранения и медиков показывают прямо пропорциональную зависимость показателей здоровья населения от уровня государственного финансирования здравоохранения. Интересно, что существует прямо пропорциональная зависимость ожидаемой продолжительности жизни от государственных расходов на здравоохранение в зоне от 0 до 1500 долларов. А дальше увеличение государственного финансирования уже не влияет на показатели здоровья. И вот, для того, чтобы иметь ожидаемую продолжительность жизни 73-75 лет, это та продолжительность жизни, которую сегодня имеют новые страны ЕС, бывшие страны соцлагеря, Венгрия, Польша, Чехия, нам надо финансировать в России здравоохранение в два раза выше, или на уровне 1200 $ППС на душу населения в год.

Наши рекомендации