Ресурсы, обеспечивающие реализацию выбранной модели СЗ
Средствами реализации главной функции системы здравоохранения – сохранения и восстановления здоровья населения – являются разнообразные ресурсы. Все ресурсы требуют детального исследования применительно к качественному обслуживанию населения. Системная классификация ресурсов приведена на рис.2.2. Такое большое их разнообразие в условиях ограничений, необходимость эффективного распределения и использования в новых условиях экономических отношений между субъектами СЗ требует разработки новых эффективных механизмов управления ресурсами.
Ниже приведена структура каждого составляющего ресурсов.
Финансовые ресурсы включают в себя:
- средства бюджета,
- средства фонда обязательного медицинского страхования,
- средства фонда добровольного медицинского страхования,
- личные средства граждан,
- нераспределенную прибыль предприятий.
Ресурсы системы здравоохранения |
Финансо-вые ресурсы |
Сырье и материалы |
Оборудо-вание |
Энергети-ческие ресурсы |
Трудовые ресурсы |
Информа- ционные ресурсы |
Рисунок 2.2 - Структура ресурсов СЗ
Сырье и материалы - это:
- лекарства,
- расходные материалы,
- продукты питания.
Трудовые ресурсы включают:
- врачей,
- средний медперсонал, малый медперсонал,
- управленческие кадры.
Оборудование включает в себя:
- основные фонды,
- медицинское оборудование,
- инвентарь,
- средства вычислительной техники.
Энергетические ресурсы - это:
- стационарные источники питания,
- собственные источники питания больниц и поликлиник.
Информационные ресурсы включают в себя:
- медицинские технологии,
- управленческие технологии,
- компьютерные технологии.
Финансово-экономической проблемой любой региональной СЗ являются источники финансирования.
Рисунок 2.3 – Перечень бесплатно предоставляемых медицинских услуг
Выделяют три разных по хозяйственно-правовой природе типа средств. Это налоги и связанное с ними бюджетное финансирование; сборы в форме обязательных и добровольных взносов на социальное медицинское страхование; собственные средства юридических и физических лиц.
Система ДМС является одной из наиболее эффективных источников дополнительного финансирования СЗ, которая дополняет систему ОМС. Через ДМС обеспечиваются дополнительные (сверх установленных Территориальной программой) клинико-диагностические обследования и лечебные мероприятия. Социально-экономическая сущность ДМС сводится к формированию страхового фонда из взносов страхователей и его использованию для оплаты медицинских услуг сверх предоставляемых системой ОМС тем страхователям ДМС, у которых возникнет в них потребность.
Например, в 2004г. в Республике Башкортостан Российской Федерации 56% составили средства РФОМС; поступления из федерального и республиканского бюджетов составили около 30%; доля платных медицинских услуг составила около 5%; доля фондов ДМС около 10%. Из приведенных цифр видно, что функционирует бюджетно-страховая модель СЗ. Платежи за работающее население перечисляются в специализированные финансово-кредитные учреждения - Федеральные и Территориальные ФОМСы в размере 2,8% по отношению к фонду оплаты труда (против 3,6% до недавнего времени), причем 2% аккумулируются на территориях, а 0,8% - перечисляется в Федеральный ФОМС.
Для неработающего населения государство в лице региональных органов исполнительной власти перечисляет страховые платежи в территориальные ФОМС по нормативу, индивидуально на каждой территории в зависимости от потребности.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ, ОБЛАСТИ, ГОРОДА Валовый национальный доход |
МИНЗДРАВ ТЕРРИТОРИИ Бюджетные средства |
ФОМС Внебюджет-ные средства |
НАСЕЛЕНИЕЛичные сред-ства на плат-ные медицин-ские услуги |
ИНЫЕ ИС-ТОЧНИКИ ФИНАНСИ-РОВАНИЯ Средства предприятий |
ЛПУ Финансовые средства |
СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ Фонды ДМС |
Рисунок 2.4 - Источники финансирования и схема финансовых потоков территориального органа РФ
Еще одна модель финансового обеспечения здравоохранения показана на рис. 2.5. Она так же включает бюджетные ресурсы, ресурсы фондов обязательного медицинского страхования (ОМС), фондов медицинских страховых организаций и другие источники.
Контроль предоставляемого медицинского обслуживания осуществляется в рамках Программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью.
Достаточно ли финансируется здравоохранение России?
В относительных показателях (доле ВВП), финансирование государственной системы здравоохранения в 1,8 раз меньше, чем в странах ОЭСР.
Рисунок 2.5 – Источники формирования и использования финансовых ресурсов, направляемых в здравоохранение
Страны ОЭСР - это организация стран экономического сотрудничества и развития. Сейчас в организацию входят 34 государства, в том числе большинство государств — членов ЕС. В целом общие расходы: и государственные, и частные в России составляют 5,5% ВВП. В странах Евросоюза — 9%.
Под словом «государственный» будем понимать общественные или солидарные источники финансирования, это средства обязательного медицинского страхования и средства бюджетов всех уровней. Вот - из государственных источников, в относительных показателях, мы финансируем здравоохранение на уровне 3,7% ВВП. А вот страны ОЭСР, так называемые страны, в которых развитой капитализм, они оказывается более социально ориентированы, и, соответственно, из государственных источников финансируют здравоохранение в размере в среднем 6,6% ВВП.
Рисунок 2.6 - Финансирование в относительных показателях
Каковы абсолютные цифры финансирования здравоохранения на душу населения в год по паритету покупательной способности (ППС), то есть в сопоставимых величинах, которые можно сравнивать? Так вот, в России из государственных источников финансируется здравоохранение в год на душу населения 577 долларов ППС. В среднем, страны ОЭСР из государственных источников — в 3,8 раза больше, чем 2200 долларов на душу населения.
Исследования экономистов здравоохранения и медиков показывают прямо пропорциональную зависимость показателей здоровья населения от уровня государственного финансирования здравоохранения. Интересно, что существует прямо пропорциональная зависимость ожидаемой продолжительности жизни от государственных расходов на здравоохранение в зоне от 0 до 1500 долларов. А дальше увеличение государственного финансирования уже не влияет на показатели здоровья. И вот, для того, чтобы иметь ожидаемую продолжительность жизни 73-75 лет, это та продолжительность жизни, которую сегодня имеют новые страны ЕС, бывшие страны соцлагеря, Венгрия, Польша, Чехия, нам надо финансировать в России здравоохранение в два раза выше, или на уровне 1200 $ППС на душу населения в год.