Правильное положение ребенка в инкубаторе
Большую роль в формировании правильного скелета и развития мышечного каркаса играют медицинские сестры. Именно от них зависит, насколько правильно будет придано положение новорожденному в кроватке (инкубаторе, на столике). Своевременная смена и выбор правильного положения недоношенного младенца позволит предотвратить нарушения развития конечностей, деформаций черепа и тяжелых двигательных нарушений в будущем. Мышечный тонус у недоношенных новорожденных, в особенности у детей с экстремально низкой массой тела, снижен, и ребенок не может самостоятельно занять более комфортное для него положение или характерную для его гестационного возраста "позу эмбриона" (рис.11).
…
а) б)
в)
v Рис.11. Правильная укладка недоношенного ребенка
(масса при рождении менее 1500г)
а) в положении на спине, б) в положении на боку, в) в положении на животе.
Создание специальных "гнездышек" позволит придать конечностям физиологическое положение. Ребенок сможет "ощущать" свои ручки и ножки, "чувствовать" себя всего, прилагать меньше усилий для движений, затратит меньше энергии (Рис. 11, 12, 13, 14, 15). Реабилитационный период у таких новорожденных будет занимать меньше времени. Кроме того, определенный мышечный тонус позволит поддерживать более стабильное артериальное давление в сосудах.
v Рис. 12. Положение на животе с использованием специального приспособления для создания "гнездышка" новорожденному.
В положении "на животе" важно поддерживать конечности в согнутом состоянии, более приближенном к физиологическому.
v Рис 13. Положение на животе. Следующим туром укрывают ребенка так, чтобы ему было более комфортно.
v Рис 14. Положение "на боку " недоношенного ребенка.
В положении "на боку " приподнимают ногу и руку для того, чтобы они не свисали, а находились в более удобном положении. Голова при этом находится на небольшой подушечке и шейный отдел позвоночника не искривляется.
v Рис 15. Формирование "гнездышка" при положении ребенка "на спине".
Недоношенный младенец должен чувствовать себя более комфортно, когда его руки и ноги находятся в согнутом и прижатом к телу положении.
Медсестре отделения выхаживания недоношенных новорожденных необходимо:
· Изменять положение детей каждые 2-3 часа;
· Уложить ребенка комфортно, уютно, с помощью валика из пеленки;
· Положить валик из пеленки под бедра, когда ребенок лежит на животе, для препятствия отведения ног;
· Поддерживать валиками подошвы ног, чтобы предупредить растяжение голеностопного сустава;
· Использовать водяную или воздушную подушку пол голову для предупреждения пролежней и изменения формы черепа;
· Недоношенные дети с гестационным возрастом менее 30 недель обязательно должны иметь шапочку и носочки (рис.14);
· Привлекать родителей к уходу за ребенком (кормить, пеленать).
Участие матери в уходе
Важно совместное пребывание недоношенного ребенка с матерью в стационаре для оптимизации грудного вскармливания и реабилитации. Эмоциональная поддержка родителей - один из наиболее важных аспектов в проблеме выхаживания новорожденных детей. Необходимо создать все условия, чтобы родители могли, по возможности больше находится со своими детьми. Даже недоношенным детям, находящимся в тяжелом состоянии в условиях инкубатора, необходим тактильный и психоэмоциональный контакт с матерью, в последующем - мягкая тактильная стимуляция, контакт "кожа к коже" и мягкая слуховая стимуляция (колыбельные песни, напевная речь).
Пребывание матери в стационаре и ее активное участие не только в уходе за ребенком и проведении кормлений, но и в выполнении некоторых медицинских манипуляций (в присутствии медперсонала), методик физической и психолого-педагогической реабилитации в условиях тесного эмоционального контакта обеспечивает психосенсорную стимуляцию ребенка, создает благоприятные условия для лечения.
Совместное пребывание родителей и младенцев потребуют определенной культуры общения со стороны медицинского персонала, повысит его ответственность и сыграет важную роль в снижении заболеваемости и смертности недоношенных новорожденных.
v Рис.16. Недоношенный новорожденный.