Вопрос 5 Объясните механизмы физического утомления в скелетных мышцах у ребенка и взрослого человека.
Утомление — это временное функциональное состояние, наступающее вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы, проявляющееся в снижении работоспособности. Биологическая роль утомления состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряженной мышечной работе. Физиологические сдвиги при резко выраженном утомлении носят черты стрессовой реакции, сопровождающейся нарушением постоянства внутренней среды организма. В то же время повторное утомление, не доводимое до чрезмерного, является средством повышения функциональных возможностей организма. Острое утомление наступает при относительно кратковременной работе, если ее интенсивность не соответствует уровню физической подготовленности субъекта. Оно проявляется в резком падении сердечной производительности (сердечная недостаточность), расстройстве регуляторных влияний со стороны ЦНС и эндокринной системы, в увеличении потоотделения, нарушении водно-солевого баланса. Утомление у детей школьного возраста развивается быстрее, чем у взрослых людей, вследствие ряда особенностей деятельности ЦНС. У детей быстрее нарушаются процессы внутреннего торможения, в особенности дифференцировочного и запаздывающего. При этом ухудшается внимание, появляется двигательное беспокойство, сменяющееся резким спадом активности в результате развития охранительного торможения и понижения возбудимости корковых клеток. Дети отказываются от работы задолго до развития критического состояния, связанного с накоплением продуктов межуточного распада и тем более с истощением энергетических источников. В занятия с детьми не следует включать однообразную, монотонную работу. Необходимо чередовать различные виды работы, облегчающие восстановление по механизму активного отдыха. Учитывая, что работоспособность у детей падает от первого урока к последнему, от понедельника к субботе, в режиме дня следует предусмотреть соответствующее содержание физических и умственных нагрузок, а также средства и методы их активизации.
Вопр. 6.Первичные и вторичные половые признаки начинают развиваться еще до структурно – функционального созревания половых желез. Более того, встречаются случаи патологически раннего полового созревания у детей. При этом опять-таки половые железы функционально еще незрелые. В чем же тогда состоит причина указанных явлений?
Ответ. Если какое-либо явление наблюдается даже при отсутствии главного элемента системы, вызывающего это явление, значит имеется еще какой-то известный или неизвестный нам элемент, действующий в том же направлении. В данном случае – это кора надпочечников, которая также вырабатывает половые гормоны – андрогены и эстрогены. У взрослых роль надпочечников в этом отношении незначительна, потому что уже функционируют половые железы и половая система полностью сформирована. Но в детском возрасте гормоны надпочечников могут способствовать развитию половых органов. Преждевременное, патологически раннее половое развитие связано ^гиперфункцией коры надпочечников, вызванной чаще всего возникновением в ней опухоли.
Вопрос 7 Маувли вырос рреди зверей. При этом он был мыслящим существом:руководил животн., говор на их языках и обладал всеми елогвеческими кач-ми. Оценить реальность описаного Киплингом с позиции науки. Привести примеры подтверждающюю ващу точку зрения.
Маугли попал к волкам в возрасте 2 лет. Но сказка о Маугли – это лишь сказка, в реальности же воспитанного животными ребёнка абсолютно невозможно социально адаптировать и вернуть в человеческое общество. Удивительно и то, что дикие дети, воспитанные разными животными отличаются друг от друга. Например, ребёнка, которого воспитали обезьяны, легче «приручить», чем ребёнка-воспитанника стаи волков. человек – существо исключительно социальное, и вне социума человеческий ребёнок не может стать человеком, развиться психически, умственно и социально. Эти исследования говорят о том, что факторы психического развития ребёнка заключаются во влиянии внешней среды (конечно же, при условии нормальной роботы головного мозга). Ребёнок рождается с заданными свойствами, но эти свойства похожи на семена – они нуждаются в определенных условиях для развитияи, иначе семена не прорастут. Маленький человек психически формируется под влиянием среды обитания – он обучаем с самого рождения. Исследования детей с синдромом Маугли доказали: если условия психического развития ребёнка не соответствуют его потребностям, то восполнить пробелы во взрослой жизни он не сможет. Ваня Юдин. Один из
недавних случаев дикого ребенка стал Ваня Юдин. Информационные агентства прозвали его "Русский мальчик-птица". Когда социальные работники Волгограда нашли его в 2008 году, ему было 6 лет, и говорить он не мог. Мать ребенка забросила его. Мальчик практически ничего делать не мог, он просто щебетал и складывал руки, как крылья. Этому он научился у своих друзей-попугаев. Хотя физически Ваня никак и не пострадал, на человеческий контакт он оказался не способен. Его манеры поведения стали похожи на птичьи, эмоции он выражал, махая руками. Ваня находился долгое время в двухкомнатной квартире, в которой в клетках содержались десятки птиц его матери. Один из социальных работников, обнаруживших Ваню, Галина Вольская рассказала, что мальчик жил с мамой, но та никогда не говорила с ним, обращаясь, как с очередным пернатым питомцем. Когда люди попытались поговорить с Ваней, тот только щебетал в ответ. Сейчас мальчик переведен в центр психологической помощи, где с помощью специалистов пытаются вернуть его к нормальной жизни. Нехватка человеческих взаимоотношений привела ребенка в иной мир.
Вопр.8 Человек у кот. полностью поражен спинной мозг, парализовано туловище и конечности, продолжает жить и заниматься умственным трудом.Почемму сохраняется сознание, мышление и другие психические процессы?
У человека важнейшим отделом нервной системы является головной мозг покрытый корой больших полушарий. Она является материальной основой психической деятельности человека. Работа внутренних органов зависит от деятельности вегетативной нервной системы(блуждающий нерв). Головной мозг может работать автономно-независимо от других отделов нервной системы.
Вопр.9. При опухолевых заболеваниях у чел-ка нарушается проведение возбудимости из спинного мозга в головной; в обратном направлении возбуждение распространяется нормально. Сохраняется ли в этом случае коленный рефлекс?
Коленный рефлекс и укол кожи не почувствуешь.. блокирована передача от рецепторов в головной мозг... произвольные движения возможны-команда из головного мозга идет нормально, из коры гол. мозга... ничего этого происходить не будет, если есть нарушение передачи от головного к спинному мозгу... Коленный рефлекс должен сохраниться. Укол кожи вероятно не почувствуется, т. к. нарушена проводящая функция к головному мозгу. Но раз возбуждение от головного мозга сможет проходить, то человек будет шевелить ногами.
Вопр.10 При инсульте (кровоизлияние в определ. Область коры больших полушарий) чел-к потерял способность говорить, хотя понимал все сказанное и мог писать. В какую область коры у него было кровоизлияние? Какой вывод можно сделать из этого факта?
Поражена область Вернике. Зона Вернике отвечает за понимание информации. Основная его функция - преобразование звуков речи в нейронные коды слов, которые активируют соответствующие образы или понятия. Повреждения этой области влияют на способность человека воспринимать звуки речи как лингвистически значимые. Здесь находится «анализатор слов», содержащий звуковые схемы, необходимые для превращения звуков речи в отдельные слова. При повреждении этой области обработка нарушается, и звуки не воспринимаются как связная речь. Вопр.15. Всё дело в химическом составе кости . В её состав входят органические вещества (Белки, жиры, углеводы) , придающие кости эластичность и упругость и неорганические вещества (соли кальция и фосфора ) , придающие кости твёрдость. Сочетание этих веществ образует высокую ПРОЧНОСТЬ
Вопр.11 В Тбилисском институте наблюдали девочку лет 7-8/, кот. Не говорила и не понимала речь, свои чувства она выражала нечленоразд. Звуками. Она не узнавала ухаживающих за ней людей, не умела раздеваться и одеваться, не могла есть при помощи вилки, но чувствовала боль , тепло, холод. Какой механизм в орг-ме её нарушен?
Её воспитали животные. человек – существо исключительно социальное, и вне социума человеческий ребёнок не может стать человеком, развиться психически, умственно и социально.У ребёнка страдает зоны головного мозга отвечающие за речь и мышление. Среди общих признаков "синдрома маугли" выделяют нарушения речи или неумение говорить, неспособность к прямохождению, десоциализацию, отсутствие навыков пользования столовыми приборами, боязнь людей. При этом, у них часто отменное здоровье и гораздо более устойчивый иммунитет, чем у людей, живущих в обществе. Часто психологи отмечали и то, что человек, который провел среди животных достаточно долгое время, начинает себя идентифицировать с "собратьями". Человек овладевает основным объёмом устной речи в течение первого десятилетия своей жизни. В дальнейшем, конечно, идет совершенствование речи за счёт расширения словарного запаса, обогащения интонационной окраски, повышения управляемости речи и прочих элементов. Но главное освоение происходит именно в первые годы жизни. Причем если самый решающий период (до 3 лет) для становления речи пропущен, то впоследствии овладеть речью человек уже не в состоянии. Во всех известных подобных случаях общим являлось то, что дети так и не смогли говорить на человеческом языке и, что еще трагичнее, довольно быстро погибали, несмотря на хорошие к ним отношение и уход.
Вопр.12 В зоопарке на ветврача напал тур. Врач подбежал к забору подтянулся и перепрыгнул ч/з него несмотря на свои внушительные объемы. Когда друзья попросили повторить он не смог даже подтянуться. Объяснить миеханизм действия адреналина на организм человека.
Адреналин — так называемый «гормон стресса». Он подготавливает организм к противостоянию шоковым и стрессовым ситуациям. Повышение его концентрации в крови заставляет человека действовать более активно, быть бодрым и эмоциональным. Увеличивается двигательная активность мышц скелета. О пользе этого гормона можно говорить только в тех случаях, когда выброс больших порций происходит достаточно редко. В целом, гормон способствует:
Улучшению реакции. Человек быстрее реагирует на внешние раздражители, активизируется периферическое зрение.
Увеличению тонуса мышц. Это происходит из-за сужения сосудов и перенаправления крови к главным группам мускулов, сердцу, легким. В таком состоянии человеку по силам поднять большой вес, преодолеть дистанцию, увеличить скорость бега.
Улучшению умственных способностей. Под воздействием адреналина быстро принимаются решения, молниеносно работает логика, активизируется память.
Расширению дыхательных путей. Концентрация гормона в крови помогает кислороду поступать активней в легкие. Это помогает с легкостью переносить большие физические нагрузки, а также успокоиться при стрессовой ситуации. При этом снижается нагрузка на сердце.
Существенному увеличению болевого порога. Адреналин поможет пережить болевой шок, даже со значительными физическими травмами человек под влиянием гормона сможет продолжать некоторое время осуществлять ту или иную деятельность. Такой эффект также снижает нагрузку на сердце и ЦНС.
13. Почему человек может жить без желчного пузыря, с одним легким, с одной почкой, половиной печени, но умрет если удалить маленькую железу гипофиз, кот. весит всего лишь 0,5 г.
Гипофиз – это (железа) небольшое образование овальной формы, расположенное в полости черепа под промежуточным мозгом. Гипофиз, в свою очередь, путем секреции гормонов прямо или косвенно влияет на другие железы внутренней секреции. Деятельность всех желёз внутренней секреции контролируется двумя взаимосвязанными структурами головного мозга: гипоталамусом и гипофизом. Таким образом, нервная система оказывает непосредственное влияние на выработку гормонов железами внутренней секреции. Эта взаимосвязь двух важнейших систем регуляции состояния нашего организма особенно ярко проявляется при стрессе. Синтезирует несколько гормонов:
гормон роста. При его недостатке развивается карликовость. При избытке – гигантизм;
гормон, стимулирующий работу щитовидной железы;
гормон, который обеспечивает проявление реакций проявления родительских инстинктов;
гормон, стимулирующий образование пигмента меланина;
гормон (окситоцин), регулирующий у женщин маточную активность и образование молока.
Вопрос 14 При пересадке почки, например на шею животного, она продолжает нормально функционировать т.е. для почки главную роль играет гуморальная, а не нервная регуляция. Деятельность гипофиза также регулируется гуморальным путем, но при пересадке на шею он перестает выделять ряд гармонов. Почему?
Вещества, влияющие на работу почки (например, АДГ) поступают в нее «издалека». Эти сосудистые связи сохраняются и после пересадки. В гипофизе же выделение тропных гормонов регулируется либеринами и статинами, которые образуются в нейросекреторных клетках гипоталамуса и затем «стекают» в гипофиз через его портальную систему. При пересадке гипофиза эта его структурная связь с гипоталамусом нарушается и ничем компенсирована быть не может.