Достижение терапевтических целей во время сессии и в ходе терапевтического процесса в целом

Выявление общих терапевтических целей и задач каждой сессии

1. Помог ли я пациенту установить правильные цели в отношении терапии и данной сессии (если ему не удалось определить их самостоятельно. Принял ли он эти цели (то есть готов ли учиться применять бланк РДМ
внести определенные изменения в свой образ жизни и использовать ряд других техник когнитивной терапии)?

2. Разбил ли я эти общие цели терапии на промежуточные, согласно той фазе терапии, в которой мы находимся?

3. Использую ли я эти цели, чтобы определять повестку дня?

4. Использую ли я темы повестки дня, предложенные пациентом, чтобы достичь своих целей, когда это возможно?

5. На данной сессии помог ли я пациенту выявить важную проблему, которой следует сосредоточиться?

6. Соответствует ли заявленная проблема индивидуальным особенностям пациента и стадии терапии, на которой он находится? Например, не связана ли она с укоренившимся глубинным убеждением (что делает невозможным улучшение состояния пациента на данной сессии)?

7. Выделили ли мы время как для решения проблем, так и для когнитивной реструктуризации?

8. Предполагает ли домашнее задание осуществление как когнитивных так и поведенческих изменений?

366 Глава 17

Поддержание постоянного фокуса внимания

1. Помогаю ли я пациенту выявить значимые для него убеждения?

2. Могу ли я определить, какие из убеждений пациента являются ключевыми, а какие - вторичными? Согласен ли с этим пациент?

3. Выявляю ли я постоянно взаимосвязь новых проблем и ключевых убеждений, или мы переходим от рассмотрения одной проблемы к другой или от одного дисфункционального убеждения к другому без осознания
их в контексте общей концептуализации?

4. Проводим ли мы на каждой сессии последовательную работу над глу­бинными убеждениями пациента, а не только осуществляем кризисное вмешательство?

5. Во время обсуждения событий детства помогаю ли я пациенту перевести его интерпретации в убеждения?

6. Помогаю ли я пациенту понять, каким образом эти глубинные убежде­ния связаны с его текущими проблемами?

Вмешательство

1. Основан ли мой выбор терапевтического вмешательства на моих це­лях в отношении данной сессии и на повестке дня, предложенной па­циентом?

2. Могу ли я четко сформулировать как дисфункциональное убеждение пациента, так и альтернативную идею, к которой я намерен подвести его?

3. Оцениваю ли я состояние пациента до и после вмешательства? Опре­деляю ли, насколько он убежден в правдивости своих автоматических мыслей или убеждений (чтобы оценить эффективность проведенного вмешательства)?

4. Если вмешательство оказалось неэффективным, меняю ли я тактику и пробую ли иной подход?

5. Осознаю ли я, почему вмешательство оказалось относительно неэффек­тивным? Было ли это обусловлено в большей степени выбором или при­менением техник либо глубиной искажений в мышлении пациента?

Трудности терапии 367

Понимание пациентом содержания терапевтической сессии

Внимательное отношение к пациенту

1. Провожу ли я краткое подведение итогов (или побуждаю к этому паци­ента) несколько раз в течение каждой сессии?

2. Спрашиваю ли я пациента, понятно ли ему содержание сессии и/или прошу его выразить основные выводы своими словами?

3. Внимателен ли я к невербальным сигналам пациента, свидетельствующим о его замешательстве или несогласии со мной?

Концептуализация проблем, касающихся понимания пациентом терапии

1. Представил ли я пациенту свою гипотезу?

2. Если у него возникли трудности с пониманием того, что я пытался вы­разить, было ли это обусловлено допущенной мною ошибкой?

3. Вызваны ли трудности с пониманием уровнем сложности обсуждаемой темы, или недостаточной конкретностью моих высказываний, или моей лексикой, или объемом материала, который я подаю в течение одной сессии?

4. Обусловлены ли трудности с пониманием уровнем эмоционального дистресса пациента во время терапевтической сессии; его рассеянностью; его автоматическими мыслями, возникающими по ходу сессии?

Обучение

1. Что я сделал для того, чтобы убедиться, что пациент будет помнить клю­чевые моменты сессии в течение всей недели и даже после окончания курса терапии?

2. Побуждаю ли я пациента записывать ключевые моменты терапевтиче­ской сессии на бумаге или на аудиокассету?

ТУПИКОВЫЕ СИТУАЦИИ

Иногда пациент достигает улучшения в ходе отдельных сессий, но "стоит на месте" в течение более длительного промежутка времени. В таком случае опыт­ный терапевт вместо обдумывания ответов на приведенные выше вопросы под­тверждает или исключает наличие пяти ключевых проблем. Убедившись, что диагноз и концептуализация верны, а лечение выбрано согласно расстройству пациента (и правильно применены техники), терапевт, самостоятельно или при помощи консультанта, оценивает следующее.

368 Глава 17

1. Существует ли у меня устойчивый терапевтический альянс с пациентом?

2. Имеем ли мы оба четкое представление о целях пациента отно­сительно терапии?

3. Действительно ли пациент принял когнитивную модель - верит в то, что его мышление влияет на его настроение и поведение, что иногда оно бывает дисфункциональным и что оценка дисфункционального мышления и ответ на него может улучшить как самочувствие, так и поведение?

4. Социализирован ли пациент в когнитивной терапии - участвует ли он в определении повестки дня, в процессе решения проблем, предоставляет ли терапевту обратную связь?

5. Не препятствуют ли терапевтической работе какие-либо биологи­ческие факторы (например, заболевание, побочные эффекты прини­маемых пациентом медикаментов, недостаточные дозы медикамен­тов и т.д.) или какие-либо внешние факторы (например, насилие со стороны партнера, крайне тяжелые условия работы и т.д.)?

Наши рекомендации