К злоупотребляющему спиртным

«Дорогой С.! Привет тебе!

Как ты живешь? Как здоровье твое? Очень бы мне хотелось повидать тебя и побеседовать. Я слышу, что ты продолжаешь изрядно выпивать в крайний вред себе. Что ожидает человека на этом пути? Я тебе сейчас напишу.

Если ты не будешь бороться с этим недугом, то попадешь под полную власть бесов. Они будут возбуждать тебя пить все больше и больше и через это расстраивать нервную систему. Ты сделаешься раздражительным, гневливым. Легкие сначала ссоры будут все грубее, длительнее. Денег не будет хватать, сгонят со службы — надо будет продавать вещи, выпрашивать в долг унизительным образом, может быть, даже воровать. Гнев усилится до бесовской злобы, до желания убить.

Бесы, действовавшие втайне, станут являться в виде разбойников, диких зверей, змей и проч. Потом могут явиться и в своем безобразном, гнусном виде. Если и тут ты не образумишься, то заставят тебя совершить какое-либо тяжкое преступление, например поджог, убийство, а затем приведут в полное отчаяние и заставят покончить с собой. Если бы со смертью человек совсем исчез, так можно было бы порадоваться, что кончились мучения, но ведь нет уничтожения. Пьяница, самоубийца из малых и временных страданий перейдут окончательно и навеки во власть бесов в ужаснейшую муку, которой не будет конца.

Как люди духовные, борющиеся со грехом и побеждающие грехи, делаются постепенно способными чувствовать сначала духовный мир, а затем видеть Ангелов, точно так же преданные грубым страстям, особенно пьянству и разврату, если не покаются, то будут видеть бесов и сделаются их рабами.

Уже внешний вид человека духовного и раба дьявола говорит ясно, к чему ведет тот и другой путь. «По плодам их узнаете их»,— говорит Господь.

Дорогой, милый, добрый, умный С.! Опомнись: куда ты идешь? Если тебе здесь еще тяжело, то каково будет после смерти? Страсти в тысячи раз более сильные, чем на земле, будут, как огнем, палить тебя без какой-либо возможности утолить их. За потерянную жизнь, за совершенные преступления совесть, как червь неусыпающий, станет грызть твое сердце. А сознание, что сам себя лишил вечного блаженства в обществе святых людей и Ангелов, будет вовеки терзать тебя.

С., если не можешь бросить пить, хоть так сознай, что ты делаешь нехорошо, что губишь себя, обижаешь близких тебе, оскорбляешь Господа. Сознай это и припади к Господу хоть один раз в день и скажи Ему: «Господи, я погибаю, спаси меня, не допусти до окончательной гибели. Господи, будь милостив ко мне, грешному». Если будешь так говорить ежедневно от всего сердца, то Господь простит тебе все грехи твои и спасет от гибели.

Первым вошел в рай разбойник. Это устроил Господь для поощрения и утешения нас, грешных. Все прощает милостивый Господь искренне кающемуся. Не должно отчаиваться никакому грешнику. Не говори, что ты уже погиб, это бесовская мысль. «Радость бывает на небе об одном грешнике кающемся»,— говорит Господь. Он, Спаситель наш, пришел на землю, чтобы «взыскати и спасти погибшего». Не бойся бесов. Если они будут являться в каком-либо виде — то призывай имя Господа Иисуса Христа и крестись сам. Не ножами или иным вещественным оружием обороняйся. Они не боятся этого, а борись именем Божиим. «Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им»,— вот как оборонялись от бесов истинные христиане и нас научают этому.

С., я тебя всегда поминал на молитве. Даю тебе обещание за каждой Литургией вынимать за тебя частицу и просить Господа, чтоб он вразумил тебя и помог избавиться от беды. Только ты сам хоть немного борись, не давай руки бесам. Сам проси, повторяю, хоть один раз в день с земным поклоном Господа, чтобы Он не оставил тебя на погибель, а спас от вечной муки. Пожалей себя, пожалей… Ведь ты когда-то любил ее. Может быть, и теперь любишь. Неужели тебе не жаль ее терзать? Проси у нее прощения, если обидишь когда, чтобы и Господь тебя простил. Если ты сам не будешь в мире с близкими твоими, то как примиришься с Господом?

Не отчаивайся, что бы ты ни наделал. В светлую минуту помолись Господу, и Он поможет тебе и простит. С., опомнись, пожалей себя! Приезжай к нам. Здесь можно исповедаться, причаститься. Походишь в церковь. Почитаешь книг духовных. Возьми отпуск и приезжай, хоть один, хоть с…, как тебе удобней.

С., я человек грешный, а жалею тебя от всего сердца.

Господь же в тысячи раз больше жалеет каждого грешника и ждет только обращения его, чтобы простить все его грехи и мерзости и спасти. Обратись к Господу с молитвой, покайся в своих грехах, отойди от дурных людей и от твоей проклятой службы, и спасет тебя Господь. Лучше нигде не работай, но не пей и не губи себя. Пока… тебя прокормит, а когда несколько укрепишься и овладеешь собой, то Господь устроит тебе невредную работу. Приобретешь ты мир душевный, спокойствие, радость. А теперь ты только страдаешь, и губишь себя, и заставляешь страдать твоих родных.

Если не обратишься с покаянием и смирением ко Господу, то еще здесь ожидает тебя великое страдание, а после смерти — плач, скрежет зубов, мрак, тартар, червь неумирающий и огнь неугасимый, вечная, ужасная, непостижимая и никогда не оканчивающаяся мука.

Как бы тяжело здесь ни было, но всему земному настанет конец. А после смерти вечность без конца, вечность или в неизреченном блаженстве, или в ужасной муке. Выбор в наших руках. Господь хочет всем радости вечной, но насильно никого не влечет к Себе. Не хочешь быть с Господом во свете и блаженстве, пойдешь к дьяволу в вечную тьму и муку.

Все, что здесь написано, — несомненная истина. Пожалей себя, С., будь милостив к себе… Аминь.

Искренне любящий тебя и желающий тебе добра, твой друг и отец о. Никон».

Письмо матери

«…Сын пил, порой пил подряд по нескольку дней, потом делал паузу, чтобы прийти в себя, потом опять все повторялось снова. Четыре раза у него случались приступы с полной потерей сознания, с прикусом языка.

Врачи не доискивались до причин всего этого. В отчаянии я искала способы лечить сына и лечила его в обществе «Оптималист», которое так себя рекламирует, потом у нарколога на дому, дважды в клинике Бехтерева. Слава Богу, мы не ходили к экстрасенсам и не кодировались, не подшивались. Дело дошло до того, что в своем отчаянии что-либо исправить я полностью теряла самообладание и контроль над собой.

У нас стали возникать ссоры и скандалы. Я была очень жестокосердной и не понимала, что болезнь его — духовная. Но Господь не оставил нас, хотя тогда мы не были еще верующими людьми по-настоящему.

С 1991 года я стала ходить в Церковь, носить крест, хотя была я крещена во младенчестве и росла в очень религиозной семье, но действительность того времени, поголовное безбожие сделали свое дело. И опять Господь не оставил нас, а направлял все время и вразумлял. Постепенно, очень медленно я избавлялась от угара прошлого и обращалась к Богу...

Вскоре я и сына своего привела в Храм. И опять Господь и Его Пречистая Матерь не оставили нас. Началось постепенное исцеление нас обоих, потому что мы оба были духовно больны. Сын на исповедях со слезами и раскаянием приносил покаяние.

Мы оба поняли, в каком грехе (и грехах) мы находимся. Постепенно с Божией помощью многое менялось в нас. Сын почти не пьет. Батюшка наш в курсе всех дел и сына, и моих, так как мы постоянно бываем в Храме, исповедуемся и причащаемся.

Батюшка сказал сыну: «Окружай себя святынями, как заслоном от бесов». В комнате сына кроме множества икон всегда стоит Святая вода, просфора, антидор, елей (мы соборовались в Великий Пост), Евангелие, молитвослов. Батюшка еще посоветовал ежедневно заходить в Храм и прикладываться к Кресту, чтобы оградить себя от нечистой силы. Квартиру свою мы освятили. Понимаю, что болезнь сына еще не ушла совсем и понадобится еще много времени и усилий с нашей стороны, но с Божией помощью мы одолеем наши хвори. Самое главное — мы на верном пути».

Исцелила Пресвятая Богородица

(из книги «Икона Божией Матери
«Неупиваемая Чаша»)

«У меня была большая скорбь. Сын мой после Афганской войны пил 14 лет и не был крещен. Я молилась за него, когда поняла, что так только можно его спасти. Но какая я молитвенница!

Два года тому назад прочла в православном календаре, что в Вашем монастыре имеется чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». У меня появилась надежда, и я собралась и поехала в Ваш монастырь. Там я подала сорокоуст и поминание на год. Купила икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и акафист, взяла святой воды. Великий пост по благословению нашего батюшки читала акафист каждый день. По молитвам Божией Матери Бог управил. Сын принял крещение и излечился от недуга — пьянства.

Отслужите благодарственный молебен Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Н. (Эстония)».

«Пить стал часто после службы в армии, пытался пить умеренно, совсем бросить, но ничего не получалось. Когда не пил, то злился на всех и терпел «трезвые» дни, а потом опять напивался «до отключки». А в 1995 году лечился у нарколога г. Чехова методом «торпедо». Год ходил под страхом и считал деньки до окончания действия препарата. Потом, естественно, гигантский запой, опять лечение и «торпедо» на год.

Летом 1996 года посетил Высоцкий монастырь по советам знакомых. Потом подготовился к исповеди и причастился там. Перед этим я полгода ходил с матушкой в городской храм. Потом купил икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и акафист об исцелении от пьянства. На год заказал молебен в обители. Брал и пил святую воду.

Осенью 1996 года я молился дома на кухне поздно вечером перед образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша», читая акафист и вставляя свои слова, просил исцеления от недуга себе и всем страдающим алкоголизмом. Незаметно вообще исчезла тяга к спиртному, как к отраве, погубляющей тело и душу. До настоящего времени вообще не выпил ни грамма спиртного и благодарю Господа, Божию Матерь и всех святых за исцеление от алкоголизма, табакокурения.

В. (Московская обл.)».

Молитва Пресвятой Богородице
и Приснодеве Марии пред Ея иконою
«Неупиваемая чаша»

О, Премилосердая Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостивно услыши нас: жен, детей, матерей и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матере своея — Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев и сестер, и сродник наших исцели.

О, Милостивая Мати Божия, коснися сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их.

Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии.

Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблудшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко Престолу Всевышняго.

Покрый и соблюди нас от лукавого ловления и всех козней вражиих, в страшный час исхода нашего помоги пройти непреткновенно воздушныя мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покрыет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.

Семь нечистых духов

Слово Божие бесконечно велико. И человеческое вглядывание в него, даже не выходящее за пределы разумения Святой Православной Церкви, постоянно обретает и новые оттенки постижения и нераскрытые прежде всего значения вечного и постоянного смысла.

Хорошо известна и обширно применяется притча Спасителя о нечистом духе, вышедшем из человека. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя. И не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, пришедши, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого (Мф. 12, 43—45). Добавление слов Господа Иисуса Христа: «Так будет и с этим злым родом» ясно показывает, что содержание притчи раскрывает прежде всего социально-историческую судьбу рода лукавого и прелюбодейного, который ищет знамения, ибо притча рассказывается Спасителем с намеком на этот «род».

Но мысль подвижников благочестия обычно останавливается на аскетической экзегетике притчи, и это очень понятно, так как она поучительна, серьезна и душеспасительна. Но исчерпана ли?

Нечистые духи в аскетическом понимании соединяются нередко с различными родами страстей. Таким образом, вышедший из человека нечистый дух — есть вместе с тем некая побежденная страсть. Дальнейший смысл, кажется, в основном понятен. Когда душа, по изгнании страсти, не умеет наполнить себя святым, положительным содержанием, — нечистые духи помогают внедрить в нее гораздо более обильную, насыщенную и интенсивно работающую страстность — семь злейших нечистых духов.

Но почему семь? Случайно ли? А если нет? А если нет, — то есть если число «семь» имеет не просто символический смысл, означающий полноту, но и вполне реалистическое содержание, из него следует, что семь страстей, которые нечистые духи вызывают к действию в душе человека, всегда постоянны, одни и те же (конечно, речь идет только о тех случаях, когда греховные страстные движения, — вполне конкретные, как например, пьянство и блуд, — из души изгоняются, а начать доброе делание она не озабочивается).

Наблюдение за подобными ситуациями (а у человека внимательного они всегда найдутся под рукой), а также логика духовно-нравственной жизни человека доказывают одинаковость действия греха в подобных случаях.

Что бы нужно было сделать человеку, сумевшему победить греховную привычку? Для начала поставить ум свой на страже сердца, чтобы он рассматривал по крайней мере самые грубые греховные помыслы и, как сторож, даже не очень хороший, старался бы не пропускать самые несомненно враждебные.

А когда этого нет?.. Посмотрим, что может получиться...

Итак, грех побежден! Ура! Склонность, положим, к пьянству изгнана из моего сердца. И я торжествую. Увы, недолго. Я не успел дать место Духу Святому в моем вычищенном сердце. И это так понятно! Я так старался сам, так сильно и умиленно просил помощи Божией; так сердечно и долго пытались помочь мне мои близкие — всячески, и прежде всего — соединенной своей молитвой. И теперь я спокойно и безмятежно отдыхаю. Но тут-то нечистый дух пьянства, поскитавшись по безводным местам, ища покоя и не обретя, тихонечко возвращается и, видя горницу души пустой, идет за известной ему семеркой товарищей, которые помогут ему — по опыту знает — вновь вселиться в эту чистенькую и такую лакомую, такую желанную душу. Дело облегчается тем, что, как он видит, сторожа нет.

Первым в дело идет нечистый дух гордости, который в зависимости от характера и настроения чистенького «пациента» раскрывается одним из трех лиц: самодовольство («какой я все же молодец, что сумел сам победить свой грех»), самонадеянность («оказывается, это не так уж трудно; и у меня вполне достаточно сил, чтобы справиться с этим»), самоуверенность («да и вообще эта мерзость не посмеет больше ко мне приблизиться, зная, что я опытный борец с нею и победитель»). И при моей «опытности» в духовно-нравственной жизни он, соблазняя меня тремя своими лицами в любом сочетании и последовательности, проникает и прочно обосновывается в бедной моей душе.

И не просто обосновывается — он дает проход своему товарищу, другому нечистому духу, духу лености. И действительно — что такое? — все прекрасно и навсегда: дух пьянства не возвращается, другие безобразные духи тоже недвижны по отношению ко мне (а дух самодовольства, самоуверенности, самонадеянности проник ласково и незаметно) — можно и отдохнуть. Прежде в моей жизни было много греха, но много и напряженной борьбы. Я устал от этой напряженности; и совесть спокойна; да и что теперь, собственно, нужно делать? — труд духовный, кажется? — ничего, можно и немного погодя. А пока — отдохнем, отдохнем, …отдохнем… Я вполне заслужил отдых своей прежней напряженной работой. И дух лености распространяется неторопливо, но властно.

И вот я, нравственный богатырь, свален и опутан сладкой паутиной духа лености, нежелания напряженности. А сей властитель уступает местечко и следующему своему товарищу, закрепляющему успех. Совесть, порою попискивая, подает сигналы, что все же что-то пора начать и делать. Но леность не дает прохода единственно нужному доброму духу внутреннего делания, зато легко пропускает хитрого и нечистого духа делания внешнего. Всякое внешнее делание имеет обычно то свойство, что им, как правило, душа удовлетворяется. Это опасно и всегда, но особенно опасно тогда, когда внешний, безжизненный характер (или наоборот — слишком чувственный, душевный) приобретает делание по самому существу своему; наиболее внутреннее — молитва. Ехидно вползший дух нечистый или совсем аннулирует молитву, или делает ее бессильной. Я лишаюсь одного из главных оружий.

Чувство удовлетворенности, так присущее внешнему деланию, гонит прочь остатки покаяния (если только они еще сохранились в моей душе), но зато пропускает торжественно и пышно появляющегося четвертого нечистого духа — нераскаянности, нежелания каяться. Он бесстрашно проходит в сопровождении хороших помощников: самооправдания и невнимательности к себе. Многочисленные вседневные погрешности, видя свободу проникновения, беспрепятственно проникали в душу и, оставаясь нераскаянными, производили свое разъедающее действие. Для более крупных погрешностей тут же находились извинительные причины. Шло обширное «непщевание вины о гресех». Даже бывая в церкви на исповеди (в основном на «общей»), я, по существу, оставался нераскаянным. Так я лишился и другого главного оружия.

Нераскаянность уже и сама по себе может привлечь из безводных мест любых нечистых духов; но они — многоопытные — знают, как действовать, где удобнее всего нанести самый больной удар. Его наносит следующий нечистый дух — дух неблагодарности; ему к тому же естественно занять свое срединное место там, где уже обжились самодовольство, лень, безмолитвенность, нераскаянность. Дух сей — очень коварный, лживый и злобный. Тот, кем он овладеет, становится в большей степени чужд действию Святого Духа и не слышит Его внушений. Дух нечистый вселяется в меня, и я качусь в пропасть. Я, неблагодарный, ничего доброго не способен видеть ни в действиях Божиих, ни в действиях людей, жалостливо спешащих мне на помощь, а все приписываю себе.

Тогда-то, вслед за неблагодарностью, скачет шестой нечистый дух. Он приносит с собой равнодушие ко всем людям. Он приносит с собой замкнутость на себе. И мне все люди небезразличны уже лишь по тому, какие они со всех сторон несут мне обиды (обиды, конечно, мнимые, но для меня-то они действительны). Растет озлобленность и недовольство. Между тем сам я в своей ослепленности и равнодушии раздаю обиды направо и налево, но, не видя людей, не вижу и наносимые им обиды. В моей окрестности, по естественному порядку вещей, смыкается круг одиночества. Наиболее разрушительно мое отношение к тем, кто стремится меня спасти...

Сей нечистый дух хорошо поработал. Вкруг меня одни обломки: обломки моей души, обломки прежних добрых отношений. Еще я по укоренившейся привычке во всех моих бедах вижу вину тех, кто суть и были окрест меня, в себе же наблюдаю одно добросердечие, но уже все более и более неладно становится на душе, и от этой неладности возрастает смутность, и самое главное — невесть как освободиться. И тогда-то вползает и распространяется, как кисель, по всему пространству души седьмой страшнейший дух нечистый — дух уныния. О его действии можно написать диссертацию, но — печальную. Посему лучше здесь поставить точку.

Тем более — самая пора запить. Семь нечистых духов сделали все для того, чтобы духу — простенькому, очевидному духу, например, пьянства — вольготно жилось в опустошенной, разрушенной храмине души.

Конечно, это — схема, и схема в реальности, по милости Божией, далеко не всегда доходящая до полного разрушительного предела. И вообще, представляет такие варианты развития бесспорнейших, кажется, схем, что только ахнешь, и ахать часто приходится. К тому же за пределами рассмотрения схемы остается аскетический вопрос — как противостать нечистым духам? Вместе с тем нравственно-психологический опыт рассмотрения такого механизма страстей может оказаться небесполезным для тех, кто порою в недоумении, ничего не понимая, останавливается перед фактами развития страстной природы души человека, незанятой, выметенной и убранной.

Дай нам всем, Господь, духа осторожности, внимательности и разумения.

«Настольная книга для монашествующих и мирян», 1998.

О наркомании

Беда эта страшная и распространяется в России она очень стремительно. Вот лишь некоторые цифры, свидетельствующие о масштабах и глубине поражения наркотиками нашего общества: 2 % населения страны имеют стойкую наркотическую зависимость; за последние 10 лет наркомания среди детей и подростков возросла в 10 раз и сегодня насчитывается более полумиллиона детей-наркоманов.

Добавлю к этому, что один наркоман «заражает» (привлекает к наркотикам) до 60-человек. Связано это с распространением и перепродажей наркотиков. Делает это наркоман в основном для того, чтобы самому стабильно иметь деньги на ежедневные порции зелья.

Скажу также, что нигде в мире наркоманию лечить практически не умеют (процент излечиваемости 2—3 %). Дело в том, что болезнь эта больше не телесная, но духовная. А процесс лечения скорее являет собой не столько употребление медикаментов, сколько перевоспитание, самопреодоление, длительную и кропотливую реабилитацию.

Определение

По определению Всемирной организации здравоохранения, «наркомания является состоянием периодической или хронической интоксикации, вредной для человека и общества, вызванной употреблением наркотика (естественного или синтетического происхождения)». Условия, при которых человека следует считать наркоманом, таковы:

• непреодолимое влечение к наркотику;

• нарастающая толерантность (увеличение дозы);

• психическая и физическая зависимость от наркотиков.

Проблема наркомании многоаспектна. Она и нравственная, и медицинская, и социальная, и юридическая.

Зависимость

Пристрастие к наркотикам уже через 2—3 месяца употребления можно считать состоявшимся. Нередко человек становится рабом наркотиков после первой же инъекции коварного дурмана. Укажу и на то, что в среднем от начала употребления наркотических средств, таких к примеру, как героин, наркоман живет 7—8 лет, иногда 10—12, а затем умирает, но это скорее не жизнь, а бесконечная мука.

К наркотикам развивается физическая и психическая зависимость. Первая определяется тем, что наркояд вкрадывается в глубинные механизмы обмена веществ и биохимические процессы, протекающие в организме, которые требуют регулярной порции наркотика. Каждые 10—12 часов наркоман испытывает непреодолимое желание употребить свою дозу, которая до определенного момента все повышается и повышается.

Если наркотик по каким-то причинам не употребляется, то наркоман тяжко страдает и мучается. У него выступает холодный пот, появляются тошнота и рвота, ломота в суставах, слабость, боли в животе, дрожь во всем теле. Депрессия, внутреннее напряжение, тревога — обычные спутники абстиненции.

Психическая зависимость — еще более тяжелое проявление наркомании. Наркоман, как образно описывают это состояние наркологи, испытывает к наркотикам чувство «любви»: он так же, как и влюбленный, все время думает о предмете своих желаний, постоянно ожидает встречи с ним и стремится к нему, радуется, если эта встреча вот-вот состоится, тоскует и нервничает, если она откладывается; готов на все, чтобы все время быть рядом с наркотиками (С. Белогуров, 1998 г.). Личность человека-наркомана претерпевает тотальные изменения.

Кратко замечу, что употребление наркотиков наносит сильнейший, нередко непоправимый ущерб здоровью человека. Тяжело страдает головной мозг и вся нервная система, снижается иммунитет, разрушается печень, слабеет сердце. Нет такого органа или системы в организме наркомана, которые бы оставались без повреждения. Около 80% наркоманов заражены вирусами гепатита В. Среди наркозависимых примерно с той же частотой встречается ВИЧ-инфекция.

Куда же уходят корни наркомании?

В чем главная причина употребления наркотических средств? Причина эта в бездуховности. Употребление наркотиков — это сознательный грех, который со временем «обрастает» многими другими грехами. «Наслаждение» наркотиками — это иллюзия, обман, внушенный человеку-жертве бесом. Сластолюбие и чревоугодие, любление телесных наслаждений и безволие, помноженные на безверие и маловерие, на непонимание того, для чего и зачем живет человек на Земле, — вот духовные корни наркомании.

Во многом виноваты родители, которые не научили своих детей вере Христовой (так как и сами зачастую находились в безверии), не привили послушания, не следили за тем, как и с кем сын или дочь проводят время. И результат не заставил себя долго ждать.

Приходится с ужасом констатировать, что в молодежной среде наркотики сегодня становятся чем-то вроде «хорошего тона». Принимать их — значит быть взрослым, независимым, современным. Так думают, к сожалению, не единицы. Многие средние и высшие учебные заведения надо бы закрыть на карантин, а при входе повесить объявление «ОСТОРОЖНО, НАРКОМАНИЯ!».

Порой во время врачебного приема хочется крикнуть: «Люди! Опомнитесь!» Вот лишь один пример. На прием пришли мама и дочка 15 лет. В ходе беседы выяснилось, что курит девочка с 11 лет, чуть позже начала блудить, а с 13 лет употребляет героин. Кровь стынет в жилах, когда слушаешь подобные рассказы. Не хочется верить своим ушам, но, увы, это горькая реальность.

Каждый день одни гибнут от наркотиков, а другие делают первую в своей жизни инъекцию смертоносного дурмана.

Итак, будем помнить, что глубинная основа наркомании — грехи и страсти. А рядом с ними и бесы, призывающие взяться за иглу или выпить пригоршню психотропных таблеток. «Безмерна ненависть диавола к роду человеческому,— пишет епископ Варнава (Беляев), — который он ввергает, вместо обещанного рая, в ад еще здесь, на земле, и велики заблуждения и неразумие людей, платящих за этот обман собственными невыразимыми мучениями и добровольным отказом от вечного и истинного блаженства!..»

Приведу другой пример. На приеме женщина средних лет с 19-летним сыном. Состояние ее подавленное, речь перебивается слезами. В семье горе. Сын — наркоман. Стаж употребления наркотиков 2 года. Алексей, так звали этого парня, сообщил, что вначале, «как и все» (!) в его окружении, покуривал анашу, дальше — больше. Как-то после концерта рок-музыкантов знакомые предложили уколоться. Потом втянулся. Вскоре без героина уже не обходился, к игле «привязался» накрепко…

Дальше рассказ Алексея и добавления его мамы почти точь-в-точь повторяли рассказы многих наркоманов, которым за годы работы приходилось оказывать психотерапевтическую помощь. Некоторые детали этого рассказа таковы: бесконечные обманы родителей; тайные телефонные разговоры с последующим исчезновением из дома; продажа личных вещей, а затем и воровство у родителей некоторых ценных предметов, денег; озлобленность; немотивированные депрессии или состояния возбуждения; сужение интересов до минимума; исхудание; приступы слабости; бессонница; невозможность в настоящий момент по своему самочувствию и психическому состоянию где-либо учиться или работать.

Долгое время Алексею удавалось скрывать от родителей свое пагубное пристрастие. О том, что сын наркоман, родители узнали, обнаружив его в комнате в шоковом состоянии, которое явилось следствием передозировки героина. Он был весь желтый, почти не дышал. Если бы не подоспела реанимация, то шансов остаться в живых практически не оставалось. Алексея спасли, вернее сказать, предотвратили смерть.

Попытки вытащить сына из этого омута, к счастью, дали некоторые положительные результаты. Алексей решил порвать с наркотиками, прекрасно осознавая боль, мучения и трудности, с которыми придется встретиться на пути к выздоровлению. Привычные каналы распространения отравы и «друзей-распространителей» победить было нелегко. К примеру, те люди, у которых он еще вчера покупал наркотик, сегодня предлагали его практически даром. «Бери, не робей, — говорили они, — потом рассчитаешься». Эти люди не давали покоя даже в больнице. Родители Алексея были ошеломлены бесцеремонностью и наглостью наркодельцов. Лишь со временем, когда Алешу увезли на квартиру к родственникам в другой конец города, их напор ослаб.

Лечение в наркодиспансере принесло, со слов Алексея, только незначительное улучшение общего самочувствия. Ломку переживал тяжело. Делали капельницы, давали витамины, успокоительные средства. Но тяга к наркотику оставалась непреодолимой, на душе было отвратительно, весь мир казался серым, безликим, ужасным. Через неделю после выписки из стационара он не выдержал и сделал инъекцию героина. Это был тупик.

По объявлению в газете родственники нашли частный наркологический центр. Стоимость недельного пребывания составила более пятисот долларов. Упор в лечении был сделан на использование каких-то «дорогостоящих и очень эффективных лекарств»… После лечения в этом центре без наркотиков он выдержал около трех недель. И опять сорвался. Все были в отчаянии.

И только по прошествии еще некоторого времени и Алексей, и его родители вспомнили о Боге, о том, что они крещены в Православии. Надеяться осталось только на милость Божию. Эти мысли и привели их в Храм. В то же время они обратились к православным специалистам: врачам и психологам.

Я верю в то, что если желание расстаться с наркотиками у Алексея будет твердым, а покаяние — искренним, глубоким, то Господь, конечно же, явит к нему Свою милость. Убежденность моя подкреплена многими случаями исцелений, когда люди, имевшие даже длительный стаж употребления наркотиков, расставались с ними. Спасало их только одно — вера в Бога. А за этим следовала и борьба со грехом, и работа над собой, и молитва, и покаяние, и стремление к благочестию. Необходимо поскорбеть, потерпеть, потрудиться. Это, если хотите, малая жертва Богу за грехи. И Господь эту жертву примет и подаст Свою благодать, которая уврачует всякую страсть и немощь.

Трудно переоценить и участие родных, близких в избавлении страждущего от наркомании. Это и молитва за него, моральная поддержка, любовь и милосердие к нему. Надо найти в душе человека хорошее, доброе и развивать это. Важно, чтобы исцеляющийся не замыкался в себе, чтобы он чувствовал душевное тепло, заботу, участие и заинтересованность в его судьбе со стороны близких и друзей.

Вот еще один совет. Если вы узнали, что ваш ребенок начал употреблять наркотики, — не проявляйте агрессии, дайте понять ему, что он для вас дорог и вы хотите ему помочь.

Во время врачебного приема…

Вопрос:Мой сын наркоман. Есть клиники, в которых за несколько дней снимают с помощью разных лекарств кризисные явления, нормализуют самочувствие. А что делать дальше?

Самое главное — искреннее, глубокое, твердое стремление вашего сына расстаться с наркотиками. Наркомания — это болезнь, в основе которой сознательный грех употребления наркотических веществ. А грехи искренне кающимся прощает Господь.

Врачуются грехи в духовной лечебнице — в Церкви Христовой, в святом Таинстве Исповеди, когда душа обличает себя перед Крестом и Евангелием. Другого пути исцеления нет. В молитве, которую священник произносит перед каждой исповедью, мы слышим, что пришли в лечебницу и неисцеленными не отойдем.

Глубокое раскаяние в содеянных грехах, мольба ко Всемилостивому Врачу душ и телес наших и Пречистой Его Матери, святым угодникам Божиим — первый шаг к исцелению. Это в том случае, если ваш сын крещен и если в его сердце есть искра веры Христовой, упование на милость Господню. А если этого нет, то это цель, к которой с Божией помощью надо стремиться.

Опытные врачи или психологи, лекарственные препараты и психотерапевтические методики (нравственно приемлемые) — все это лишь подспорье, часто необходимое и эффективное. Но не более.

Часто рецидив наркозависимости провоцируют «друзья-товарищи» по шприцу. С этим окружением лучше бы немедля расстаться. Знаю, что это бывает сделать нелегко, но необходимо. Особенно в первое время вы должны почаще бывать вместе с сыном, буквально охранять его.

Огради вас Господи от обращения за «помощью» к оккультным целителям и всевозможным кодировщикам.

Не раз мне приходилось слышать на приеме примерно следующее: «Ну, я лишь изредка покуриваю «травку» (марихуану. — Прим. авт.). Я героин не употребляю и употреблять не буду. Да и наркоманом я себя не считаю. Это другие…» Подобные умозаключения греховны и ошибочны. Душа такого человека в том же плену страстей, только плен этот пока самому человеку, увы, незаметен. Хотя психика и здоровье тяжко страдают, но, может быть, не так, как при героиновой зависимости. Скажу также, что употребляющие марихуану, экстази и другие, как они ошибочно полагают, «легкие» наркотики, образно говоря, встают в очередь за героином. Дело только во времени.

На приеме семья…

Приведу один из примеров внутрисемейных отношений, который нередко встречается на практике. На приеме семья: мать, отец и их сын 22 лет, который употребляет наркотики. Стаж наркозависимости около 2 лет. Во время приема говорила в основном мама. Она рассказывала очень эмоционально, напористо, с дрожью в голосе. При этом она не стеснялась в выражениях, характеризуя своего сына (в его присутствии). Попытки сына вклиниться в беседу жестко пресекались с ее стороны. «Сиди и молчи. Что ты еще можешь сказать?!» — примерно так она обращалась к нему.

Отец сидел в кресле безучастный, периодически поглядывал на часы и всем своим видом показывал, что ему по большому счету все равно. Конечно, хорошо бы было обходиться сыну без наркотиков, но изменить что-нибудь в себе для этого он явно не намеревался. Духовные вопросы также не очень интересовали его. Сказали прийти на прием всей семьей — значит, надо прийти, но не более того.

Я осознанно на некоторое время выпустил инициативу из своих рук. Важно было посмотреть на семью со стороны, дать всем проявить себя.

Упущу ряд обстоятельств нашей встречи, но остановлюсь на одном важном моменте. Когда мы остались с парнем вдвоем, он сказал прямо: «Уколешься и никого не слышишь … И мама «не достает».

В данном случае властное, подавляющее поведение матери, при всем ее желании помочь своему сыну, на деле лишь усугубляло его бедственное положение. А отец практически самоустранился.

Типичные грехи, ошибки и заблуждения,

возникающие в ходе реабилитации

1. Отсутствие реальной борьбы со грехом по лености, нерадению, беспечности и др. Нежелание меняться в лучшую сторону.

2. Самонадеянность. «Я сам», «Я справлюсь без всякой помощи» и тому подобное.

3. Общение с наркозависимыми друзьями, частое пребывание в их среде.

4. Желание мгновенных результатов (духовных, клинических и иных) и разочарование, если они не приходят сразу.

5. Лживость. Попытки казаться лучше, чем есть на самом деле. Сокрытие фактов употребления наркотиков.

6. Упор на медицинские методы лечения, тогда как медицинская помощь в удельном весе реабилитационных мероприятий незначительна и ограничивается лишь купированием явлений абстиненции.

7. «Цель оправдывает средства», или лечение любой ценой. Под этим девизом страждущие наркоманией становятся добычей разных оккультистов, сектантов или попросту меняют одну страсть на другую (блудную, стяжательство, азарт и т. д).

Из переписки с читателями

«Уважаемый Дмитрий Александрович!

Прочитала Вашу книгу «Из дневника православного психиатра». Глава ее «О наркомании и наркоманах» вселила надежду и уверенность в правильности того пути, на который мы встали, спасая жизнь

Наши рекомендации