Трансперсональные образы 3 страница
К тому же, я приблизился к необходимости основательно поработать со своим физическим телом. В нём было слишком много энергетических пробок, блоков, зажимов. Именно потому, возможно, я чувствовал распирающее голову давление.
Шри Чинмой подёрнулся водной рябью, стал менять свои очертания и вскоре преобразовался в открытое и честное лицо Свами Шивананды. Шивананда приглашал меня в хатху-йогу со всеми её «асанами», «бандхами», «мудрами», то есть специальными мышечными «замками» и позами, чистками, «пранаямой» или контролем дыхания, и здоровым, рациональным питанием. Свами Шивананда обещал мне быстрое оздоровление и очищение организма, получение особой силы и «сиддх» - необычных способностей.
Постепенно я втянулся в регулярную практику хатха-йоги, продолжая периодически медитировать. И снова меня поджидали новые, приводящие в восторг открытия.
Я с изумлением обнаружил, насколько сильно, тесно, плотно сознание связано, склеено с физическим телом. Словно под напряжением от раздувающихся щёк Бога душа вдута, с силой втиснута в грубую плоть. Моё сознание было зажато, сплющено и не развито именно потому, что было зажато и окостенело моё физическое тело! Моя физическая активность была скована всего лишь несколькими примитивными позами и монотипными двигательными реакциями! Такой бедной была и вся моя жизнь (сознания)…
Я стал растягивать свои сухожилия, суставчики, косточки. Я стал строить и составлять причудливые фигуры из своих конечностей, создавать всё новые и новые энергетические каркасы, паттерны и, о, чудо! - задвигались, зашевелились, запульсировали ручейки и потоки разнообразных энергий в моём ожившем теле! Оказывается, до сих пор я использовал едва лишь сотую, тысячную! часть своих двигательных возможностей. Жизнь - это движение… Да, я просто не жил ранее! С чем бы сравнить глубину этого моего нового открытия в самопознании?.. Представьте себе, что вам подарили суперсовременный компьютер со всем прилагающимся к нему оборудованием: монитор, сканер, модем, принтер… А вы пользуетесь им только затем, чтобы резать колбасу или колоть орехи на поверхности одного из блоков… (Ко всему прочему глупость такого обладания заключается в том, что человек радуется этому обладанию.)
Любой человек, даже самый несчастный, нет-нет, но иногда периодически радуется, что живёт на земле. Всего лишь думает, что живёт…
Мои первые опыты в хатха-йоге - это сбрасывание физических оков, тесного панциря, цепей, вонзённых в тело верёвок. Это - чувство неописуемой раскрепощённости, лёгкости и радости - радости в физическом теле! И параллельно это - свобода сознания!
А каким непередаваемым удовольствием сопровождаются физические потягивания, растяжки ранее скованных и зажатых физических членов и суставов!.. И как необъяснимо стало расширяться моё сознание через физическую активность! Я был маленьким, мелким, ничтожным, незаметным, а теперь становлюсь большим, сильным, осязаемым, объёмным, плотным, - я стал чувствовать себя; я стал жить…
Спасибо, индийские Учителя! Вы великолепны! Да, чего там, заходите в гости сразу все! И я стал впускать в себя все индийские учения, опробуя их в своём живом опыте и организуя в свою интегрированную систему развития.
Индийские гуру толпились вокруг меня. Дверь в моё сознание была открыта, и все они, многие из них, по очереди, гуськом, а реже целой толпой, врывались в мою голову и учили, шумели, наставляли…
Перед моим восхищённым взором явились: Рамакришна, Вивекананда, Рамачарака, великий и непостижимый Бабаджи, Парамахамса Йогананда… Список можно было продолжить. Особняком стоял Шри Романа Махариш. Последний в 16 лет через потрясение от ужаса переживания собственной смерти вошёл в состояние глубокого «самадхи». Его, пребывающего в глубоком экстазе, случайно нашли прохожие. Он был грязен с длинными нестриженными волосами и ногтями, его кожа была изранена в кровь от укусов впившихся в тело насекомых. Но он, погружённый в необъятное, беспредельное духовное наслаждение в Боге, ничего этого не замечал и был полностью «вне» этого мира…
Я не только жадно и страстно перечитывал указанных учителей, но и избранно следовал их указаниям практически.
Медитируя в различных потоках сознания, я убедился, что одна и та же медитация, а именно работа с мыслительным центром, является не одной и той же…
После Шри Ауробиндо с тех пор, как я поменял стиль йоговской практики, изменился характер и моей медитации. Сидя в йогических позах, на этот раз я ощущал энергетическое движение не сверху, а снизу. Это было некое горячее дрожание, иногда я даже слышал, как оно сопровождалось «белым» шумом, беззвучным (слышным только мне) шорохом. Иногда это было похоже на змеиное шипение. «Нижние» вибрации периодически усиливались, при этом тело содрогалось или неуправляемо раскачивалось. Я знал, что это! Это Божественная Мать «Кундалини»! Она дарует высшую богореализацию, высшее духовное наслаждение, высшее познание истины! Кундалини наделяет своих избранников удивительными, волшебными способностями.
Я стал спонтанно, мимолётно видеть внутренним взором энергетические тела других людей наяву. Все они были маленькими, капризными, неуравновешенными, эмоциональными детьми! Иногда по наитию я необъяснимо знал наперёд, что произойдёт в ближайшем будущем, например: появление неожиданного гостя, исход отношений с другими людьми. Вновь активизировались, стали яркими и сочными мои сновидения. И в их простой ночной символике я прозревал своё будущее на месяца и даже годы вперёд. В просоночных состояниях я наблюдал яркие видения, ощущал острые запахи, отчётливо слышал голоса, чувствовал вкус. Все эти события были вещими и впечатляли своей остротой, силой и фатальностью. Всё чаще мне поступала информация не только о себе, но и об окружающих меня людях. Кундалини реально открывала мне чакру «третий глаз»!
Змеиная духовная Сила действовала скрытно, неожиданно, спонтанно. Нередко мощные вибрации застигали меня врасплох. Они заставляли «гудеть» как провода на ветру, дрожать, закипать как чайник, чаще всего, в состояниях просоночных, в положении лёжа при засыпании, когда сон ещё не пришёл, но дневное мышление отброшено.
Однажды действие Кундалини меня повергло в почти шоковое и восторженное изумление. Я работал за компьютером днём. Задумавшись, я неожиданно в очень короткий момент немыслия ощутил сильный толчок в бок. По ощущениям это был упругий энергетический кулачок, похожий на маленькую плотно сжатую концентрацию воздуха. Сам толчок оказался явным, сильным. Я даже подпрыгнул от неожиданности. Каково же было моё удивление, когда я почти тотчас «распечатал», «раскрыл» этот энергетический сигнал или намеренный посыл. Сам не знаю, как такое случается, но подобная расшифровка происходит молниеносно и самым естественным образом. Меня ударила чужая мысль… Я увидел, почувствовал, воспринял мысль! Невероятно!
Один мой знакомый всего лишь вспомнил обо мне и решил мне позвонить. Я же в свою очередь «поймал» эту его мысль обо мне на расстоянии и, охраняя своё личное пространство от всех посторонних влияний, воспринял её как грубое вторжение. «Мысль» действительно была тяжеловесна, груба, с достаточно низкой вибрацией. Одновременно я мысленно увидел образ подумавшего обо мне. Через несколько секунд раздался телефонный звонок. Я поднял трубку с уверенным знанием того, кто со мной будет говорить и о чём. Всё так и произошло… Внимательно отслеживая свои мысли, зарождение, возникновение и растворение их, я вдруг обнаружил, что некоторые мысли не принадлежат мне, не являются моими собственными…
Одна часть внедрена, индуцирована, вложена внутрь моего поля сознания другими людьми; другая часть падает в мой головной центр откуда-то сверху, а ещё одна наводится со стороны моих знакомых и близких мыслями обо мне. Всё же остальное мышление, слава богу, - «моё собственное». Однако мною в опыте открыта ещё одна закономерность. Многие или некоторые мысли механически и в разных формах без конца прокручиваются, повторяются в голове человека. Исчезая, они никуда не уходят, а оседают в поле сознания и при удобном случае вновь проявляют свою энергетику.
Все мысли - материальны! Они реальные, живые. Они несут собой направленный энергетический заряд определённой силы, определённого качества и количества сознания. Неразвитое индивидуальное сознание обычного человека не способно воспринимать духовные, разнообразно действующие реалии вневременных пространств, в которых проживают свои скучные, неинтересные жизни люди. Люди, которые проходят мимо удивительного, невероятного, волшебного внутри себя. Люди, которые не смеют заглянуть в настоящее чудо и сказку, имя которым - великолепное разнообразие Жизни Сознания…
В дальнейшем восприятие тонкой субстанции «Мысль», оставаясь случайным или намеренным, стало для меня, более или менее, привычным. Но описанный выше пример живого «толчка»-приёма мысли был самым первым и потому наиболее впечатляющим…
И ещё один сокровенный, мистический опыт подарила мне Кундалини. Она показала, что такое чакры. Однажды ночью, на момент засыпания, моя энергетическая, не телесная суть пришла в некое возбуждение, и я почувствовал в себе особые, горячие, локальные вихри, которые располагались крестообразно по всему телу. Это были двигающиеся, турбулентные, энергетические «завихрения», по форме и объёму напоминающие конуса. Зная о большинстве из них теоретически, я с удивлением наблюдал их динамику на практике. Неожиданностью для меня стали энергетические конуса меньшего объёма в области ключицы, рук и ног, которым в теории уделяется очень мало внимания, акцентируя читателя-эзотерика на семи основных чакрах, расположенных в теле по вертикальной оси.
Хатха-йога не терпит выборки, половинчатости. Она включает в себя широкий комплекс неотъемлемых и обязательных мер, в которые входят разнообразные физиологические чистки тела. Человек - единство плоти и сознания. К таким чисткам, например, относятся: клизмы, очищение по утрам языка серебряной ложечкой, промывание подсолённой водой носовой полости (из чайничка), очистительная рвота («вамана дхоути»), более сложная процедура промывания большим количеством воды всего желудочно-кишечного тракта в дополнении со специальными упражнениями или «шанк пракшалана», а также дозированное голодание…
Выполняя указанные процедуры в течение нескольких лет, я окончательно разочаровался в них. Они не давали того оздоровительного эффекта, который рекламируется и обещается. К тому же я понял, что делать слишком большой акцент на плоти неправильно в принципе. Первично - сознание!
И уж слишком утомительными, тягостными и изматывающими оказались для меня многие из этих хатха-йоговских очистительных процедур!
Постепенно я устал от хатха-йоги морально и физически. Она меня измотала. Система стала напоминать самоистязания, или некий духовно-физиологический мазохизм. Настал тупиковый период моих духовных изысканий. Но ненадолго. Требовался новый прорыв в сознании. И уже за следующим жизненным поворотом меня поджидал…
Гурджиев
Росла моя духовная алчность. После неизбежных периодов неудач и разочарований в своей духовной практике, после очередного застоя, меня неизбежно настигала следующая волна, а впереди рисовался новый поток сознания. И он, как и все остальные, обещал мне новые открытия. Свежей духовной пищи требовал и мой ненасытный интеллект. Мне было нужно получить ещё очень много объяснений, ответов и понимания. Остановиться было невозможно! Ведь везде, сплошь и рядом мне мерещились и подмигивали своими зелёными и красными огоньками секреты, тайны…
И однажды меня всецело захватили идеи Георгия Гурджиева.
Лукавый, хитрый и непредсказуемый суфий, бритоголовый кавказец с громадными, как у таракана, усищами, прищёлкивал пальцами, смачно причмокивал губами… Гурджиев очень быстро приворожил меня глубиной своего учения и стилем познания.
А моя духовная жадность в контексте его мистических знаний имела самый естественный и положительный аспект и называлась формированием «магнитного центра» - то есть, отметая всё наносное, ненужное, сосредотачиваться на главном.
Я стал двигаться по следам ученика таинственного кавказца - Петра Успенского. У чистого сознания нет временных связей, а потому переживания Успенского в далёком прошлом стали моими собственными переживаниями в моём настоящем. Как всякое сформированное эзотерическое учение, система Гурджиева-Успенского дала мне в разное время очень много оригинальных идей и толчков к дальнейшему духовному развитию. Но особенно сильно меня поразила такая очевидная и для большинства так трудно понимаемая центральная идея учения - САМОВОСПОМИНАНИЕ. Человек не помнит себя, не осознаёт, не вспоминает о себе…
Ну и что же, чего тут такого умного? Мы все, люди, живём в такой ситуации и это привычно-нормально.
- Конечно же, у всех у нас есть самосознание, ведь каждый человек - разумная социальная личность, и она существует… - произнесёт обычный человек.
Но ситуация не нормальна!!! И вслед за Успенским, который когда-то очень поразился тому, что у человека отсутствует осознание, и который разгуливал по улицам старого Петербурга, пытаясь сохранить это осознание, - я с этой же целью отправился бродить по переулкам своего родного, подмосковного города Подольска.
Некоторое время мне удавалось помнить о себе, и этот период казался длительным. Но уже спустя несколько минут! я начинал думать совершенно о других вещах. Через пятнадцать минут, поймав себя на мысли-констатации отсутствия осознания, я взял ситуацию под волевой контроль. Однако и он непрестанно нарушался всяческими бестолковыми и глупыми мыслями. Я попытался отогнать их, но, тем не менее, минут через двадцать я самым естественным образом отвлёкся на проходящую симпатичную девушку. Затем я неожиданно поймал себя на воображаемом разговоре со своим другом и на отсутствии самовоспоминания уже почти целый час! Да что же это такое???
Всё! Буду осознавать себя ещё жёстче. Моя основная задача, цель, смысл моей жизни - самовоспоминание. Я зашёл в магазин, осознавая себя и мысленно повторяя: - Я в магазине… Я осознанно внимал своему телу, своей походке, другим покупателям, осознавал пространство магазина. Я также осознанно вышел из магазина. - Очень странное ощущение! Кардинально меняется всё качество жизни! Существование непостижимым образом преображается. Оно приобретает невыразимую глубину!.. Но приблизительно через полчаса я в очередной раз с досадой обнаружил, что вовсе не осознаю себя, а размышляю о самовоспоминании и темой с ним связанной. В это время я вошёл во двор своего дома. Как я попал сюда? И где я был всё это время после того, как вышел из магазина???
Разве это нормально, если человек вспоминает о себе всего несколько секунд за сутки! Или в действительности даже и не секунд, а их десятые доли! Никто себя не осознаёт и не помнит! И даже при намеренной волевой попытке осознания - это практически почти невозможно!
Я загорелся своим новым духовным открытием. Несколько недель я пытался работать с самовоспоминанием практически. Увы! Я и представить себе не мог, насколько это было трудным делом и какой бесконтрольной была моя мыслительная деятельность, направленная на непрерывное пережёвывание бесполезной, бестолковой умственной жвачки и бесплодной информации. Человеческому разуму свойственно работать и тратить ментальную энергию вхолостую!
Некогда мне попались дневники Льва Толстого, в которых отразились его мысли, философские размышления, настроения… На одной из дневниковых страниц я наткнулся на описание про то, как Толстой делал влажную уборку в своём кабинете. Он протирал мебель и вещи влажной тряпкой по кругу. В какой-то момент он останавливается и не может вспомнить, убирал ли он уже ранее в этом месте или нет? Далее он размышляет: - Если я об этом не помню, то в независимости от того, протирал ли я или нет на самом деле, этот факт отсутствует в моей памяти, то есть в моём сознании. А если это отсутствует в моём сознании, то, следовательно, для меня - этого не было! Этого не было…
Озадаченный фактически гурджиевской идеей самовоспоминания, Лев Николаевич записывает свои размышления в дневник. Но дальше и глубже в своём познании литературный и философский гений не идёт. Вообще, многие гениальные и признанные историей люди подходят очень близко к сокровенным открытиям, но собственный же интеллект обычно их и путает, ведёт в интеллектуальный тупик. В дневнике Толстого приблизительно следующее: - О чём я сейчас думаю? - Я думаю о том, что я сейчас думаю. А вот сейчас какие мысли занимают мою голову? Я думаю о том, что подумалось о том, о чём я сейчас думаю. Далее… Нет, это невозможно, так можно сойти с ума! - заключает писатель.
С тех пор, как я начал увлекательное путешествие внутрь себя, многие признанные гении, такие как Толстой, Кант, Вернадский, Менделеев, Фрейд, Леонардо да Винчи или Н. Бердяев, перестали быть для меня гениальными людьми. Они стали обыкновенными и даже остались робкими, несмышлёными детьми, - все они умерли как самые обычные люди, так и не реализовав свою удивительную, неповторимую и уникальную возможность подлинной духовной трансформации. Духовное самопознание поднимает сознание человека на немыслимые высоты…
- Человек не помнит себя! - посмеивается бритоголовый Гурджиев, хитро покручивая свои гигантские, длинные усищи. Но что этот очевидный факт означает?!
Единственный оперативный инструмент, которым располагает каждый человек, - это его внимание. Оно может быть спонтанным, случайным, преходящим, а может быть волевым, намеренным, осознанным. Но что представляет собою внимание человека? Оно, безусловно, связано с сознанием. Внимание - единственный критерий человеческого существования. Если я обращаю внимание на что-то, то это «что-то», будь то предмет, идея, событие или объект, обретает в моих глазах реальность, достоверность, подлинность, обусловленную очевидность. Если же нечто не попадает в поле моего зрения, то это «нечто» полностью - отсутствует. Толстовское: «этого не было»…
Значит, если я, погруженный в суету быта и в свои повседневные мысли, не обращаю внимания на окружающий меня мир, то этого мира как бы и нет. А если… - в своё время эта идея меня просто ошпарила, взметнулась в голове яркой молнией озаряющего понимания, - если я не обращаю внимание на себя, на свою жизнь, то этот «Я» и эта моя жизнь – ОТ-СУТ-СТ-ВУ-ЮТ! Я, как и все другие, в действительности не живу, не существую!!! И бродят живые галлюцинации и сонные сомнамбулы по земле…
Самовоспоминание вырывает практикующего из иллюзий ума и возвращает его к реальности, к действительности, к переживанию жизни во всей её полноте, к настоящему всегда свежему мгновению.
Самовоспоминание дарует человеку - целую жизнь. Вдумайтесь! Не некое дополнительное ощущение или переживание, а натурально - ЖИЗНЬ в своей фактической данности - как она есть! Но оно, осознание, наделяет ещё чем-то ценным, сущим, непостижимым и волшебным…
После длительных опытов по самовоспоминанию под руководством Гурджиева я понял, что данная практика гораздо и гораздо сложнее, чем казалась мне на первый взгляд. Дело в том, что изначально духовное состояние человека намного безысходнее и трагичнее, чем представлялось ранее. Человек пребывает в глубокой духовной пропасти, в непреодолимой и бессознательной яме, дыре! Но не понимает этого и кичится тем, что будто бы он какой-то там царь зверей, повелитель природы, существо разумное…
На длительное, по возможности, непрерывное практическое осознание по системе Успенского-Гурджиева у меня не хватало ни сил, ни воли, ни терпения, ни энергии, ни искусства и умения духовной практики. Гурджиев оказался бесполезен. Я расстался с ним и кинулся к мудрым буддийским источникам. В этих писаниях сложнейшее искусство осознавания изложено наиболее детально и хорошо.
Морально устав от духовной практики самовоспоминания, я временно отпустил тормоза и погрузился в хлопотную суету своей обычной повседневной жизни и в бытовые проблемы. Через некоторое время самовоспоминание обнаружилось «само»…
Как-то вечером на кухне я пил чай с бутербродом, пребывая, конечно же, в самом обычном человеческом состоянии, то есть - в бессознательном. Фактически ничего не было: ни кухни, ни чая, ни бутерброда, ни меня самого… Как, вдруг!
Ох, это «вдруг»! Читатель ожидает, по меньшей мере, какое-либо неожиданное событие: рухнул потолок, грянул гром с молнией и градом за окном, автора хватил удар…
Но случилось нечто более значительное, произошло чудо. И оно сопровождалось и ударом, и громом, и молнией. - Самовоспоминание само нахлынуло на меня. Оно САМО стало проявляться, показывать себя без моего волевого контроля и намеренного участия! Я вдруг увидел-прозрел-ощутил-почувствовал, что НАХОЖУСЬ НА КУХНЕ И ЕМ колбасу с хлебом. Вы можете не поверить, но я ощутил неповторимый вкус пищевого продукта!
Самовоспоминание «двинулось», накрыло меня и… Мгновенно высветился, обозначился, появился и мир вокруг меня, и «Я» сам, - всё вместе стало необыкновенно живым, реальным, достоверным! Это было похоже на то, как если б ты умер, а потом вдруг ожил! Ожил к новой и такой простой и в тоже время удивительной жизни! Уж если поражает сам «простой» и будничный факт своего пребывания на кухне, то какой же неописуемой и поразительной глубиной должно быть переживание познания Божественного, высоких энергий, самого Бога?!
Трудно выразить словами явленный мне процесс настоящего самовоспоминания. Ведь оно, увы, случается, то есть не намеренно происходит. Я не видел никаких ослепительных вспышек света, и в то же самое время всё вокруг меня будто преобразилось, высветилось моим внутренним духовным светом, всё стало ясным, видимым, отчётливым, контрастным, живым. Быть может, произошедшее со мной событие - неведомое, незнакомое прежде прозрение, лучше будет сравнить с работой телевизора. Представьте себе экран с множеством помех: изображение в тумане, расплывчато, постоянно рябит. Таково обычное и привычное восприятие человека. И вдруг вы крутите ручку теленастройки, и изображение резко и чётко восстанавливается, и вы - ВИДИТЕ ВСЁ!
Это самое первое духовное переживание самовоспоминания запомнилось мне ещё и тем, что я уловил эту самую настройку в своём сознании. Она ощущалась очень отчётливо, как ДВИЖЕНИЕ… Это двигалась та самая точка сборки!, согласно учению магов-толтеков, та самая точка локализованного света моего индивидуального сознания, которую я обнаружу нескольким позже. Обнаружу, выявлю и даже научусь её «сдвигать». Сознание - реальный, живой, локализованный свет!
Как радостно рождаться и появляться в этом обновлённом, свежем мире! И как печально пропадать, исчезать в нём…
Отныне после встречи с великим Гурджиевым, я буду непредсказуемо влезать, вторгаться в этот зачарованный и таинственный мир и также загадочно и бесследно в нём растворяться. Ну, что за чудесные и неожиданные метаморфозы?!
Будда и дзен-буддизм
Я уже читал всю «эзотерику» подряд. В разные периоды этой своей новой жизни и путешествия по лесу, густым зарослям и джунглям эзотерических идей, я хотел в духовной области познания то одно, то другое: то покой и равновесие, то сильные и острые переживания, то силу и энергию, то необыкновенные способности…
Очевидно, что я пробирался и осваивал духовную науку на ощупь, наугад, не обладая знанием того, что мне в действительности нужно и что я по-настоящему хочу. Но «кто» или «что» во мне должно об этом знать???
…Слышу негромкий скрип древней, ржавой оси громадного буддийского колеса Дхармы - закона, кармы, учения. Это колесо в бесчисленных мелких зазубринах. И каждая из них - мой очередной приход на землю, моё беспамятное воплощение. Миллионы лет бессмысленно проворачивается космическая ось, миллионы лет я оставляю бледно-голубую, едва заметную цепочку из вспышек-следов во вселенной. И в очередной раз вновь гаснет эта ничтожная, маленькая точка, искорка моего сознания.
И слышится проникновенный голос в тиши:
- Но, что же такое, о монахи, благородная истина о страдании? Рождение есть страдание, старость есть страдание, смерть есть страдание; заботы, горести, боль, печаль, отчаяние - всё это страдание; соединение с нелюбимым есть страдание; несоединение с любимым есть страдание; недостижение желаемого есть страдание; короче говоря, пять групп привязанностей - суть страдание...
Всматриваюсь в лицо и фигуру говорящего – внутренняя проникновенная и спокойная сила, достоинство царя, абсолютная отрешённость, вдумчивость и совершенное равновесие. Ба! Так это же сам Будда! Да и в самом деле, что есть жизнь человека, как нескончаемое и разнообразное по своим признакам мученичество? Жить – означает страдать. И, зачастую, страдать остро, болезненно, длительно. Я это стал осознавать всё больше и больше… Но существует, оказывается, путь освобождения от страданий…
- …Усилие на пути внимательности, о монахи, необходимо, но что такое правильное усилие? Правильное усилие, о монахи, - это шагающий слон или черепаха. Слон или черепаха двигаются вперёд уверенно, безостановочно, с большим достоинством. Они не подвержены возбуждению. Они обладают всесторонним обзором пути, по которому идут. И хотя вследствие своей способности обозревать путь они серьёзны и медлительны, в их движении налицо чувство весёлости и разумности. Вот что такое, о монахи, правильное усилие…