Методика отбора детей дошкольной возрастной группы (4-6 лет) на начальном этапе занятий спортивной гимнастикой

1. Отбор новичков (детей определенного возраста(4-6 лет)) по внешним физическим данным, желающих заниматься спортивной гимнастикой.

2. Исследование функции равновесия и координации движений каждого «избранца» с помощью компьютерного стабилоанализатора «Стабилан-01».

Для оценки уровня развития координационных способностей юных спортсменов планируется применять пробу стабилографического теста Ромберга. Обычно такой тест выполняется (ноги в одну линию, пятка-носок), для гимнастов я предлагаю проводить данный тест в позе «ласточка», т.к. такое упражнение включено в список базовых элементов юных гимнастов.

Тест Ромберга является основным из стабилографических проб, включающим пробы с открытыми и закрытыми глазами, с использованием в первом случае визуальной стимуляции в виде чередующихся цветных кругов на экране, а во втором случае – звуковой стимуляции в виде тональных сигналов. На основании сравнения полученных показателей стабилограмм можно определять степень визуальной стабильности стояния, т. е. степень обратной связи, обеспечиваемой оптической чувствительностью – так называемый коэффициент Ромберга.

На следующих этапах методика осуществляется по принципу рейтинговой оценки.

3. Сравнение показателей с нормами и зачисление по одному баллу за показатель, не выходящий за рамки нормы, в индивидуальный рейтинг спортсмена.

4. Вывод суммирующей рейтинговой оценки (в баллах) гимнаста по результатам проведенных проб.

5. Распределение юных спортсменов по группам по результатам набранных баллов в рейтинге (например, «группа будущих олимпийцев» для перспективных детей с высоким рейтингом, и «группа здоровья» для более слабых).

6. Для статистической оценки адекватности прогноза успешности отбора юных спортсменов в группу профессиональных спортсменов и анализа динамики развития функциональных возможностей гимнастов предусмотрено сохранение результатов и их анализа в базу данных.

Таким образом, методика стабилографии, выступая в качестве инструмента селекции гимнастов имеет перспективу применения в спортивной гимнастике для повышения эффективности спортивного отбора, а использование в компьютерной стабилографии метода БОС позволит повысить не только профессионализм и результативность гимнастов на начальном этапе спортивной подготовки, но и максимальную вовлеченность детей в этот вид спорта.

ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА КАК ОСНОВА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Бекмансуров Р.Х., старший преподаватель кафедры физической культуры,

Елабужский институт Казанского (Приволжского) Федерального Университета, РФ, РТ, г. Елабуга

В современной жизни существуют различные способы и применяются различные методы для укрепления здоровья. В большей степени этому способствует на данный момент, как и окружающая нас среда, так и все то, с помощью чего мы живем и получаем те средства, которые обеспечивают нам дальнейшее осуществление своих целей.

Хотелось бы отметить, что не все, то, что применяется по сей день, является эффективным, потому что многие средства, с помощью которых мы осуществляем свою деятельность на самом деле приносят ущерб здоровью и способствуют его ухудшению.

Отсюда следует, что к своему здоровью нужен индивидуальный подход, который обеспечит правильное и рациональное использование всех источников, которые получает человек в процессе своей жизнедеятельности.

Лёгкая атлетика – наиболее массовый вид спорта, способствующий всестороннему физическому развитию, так как объединяет распространённые и жизненно важные движения (ходьба, прыжки, бег, метания). Систематические занятия легкоатлетическими упражнениями развивают силу, быстроту, выносливость и другие качества, необходимые человеку в повседневной жизни.

В системе физического воспитания лёгкая атлетика занимает главенствующее место благодаря разнообразию, доступности, дозируемости, а так же её прикладному значению. Различные виды бега, прыжков и метания входят составной частью в каждый урок физической культуры образовательных учреждений всех ступеней и тренировочный процесс многих других видов спорта.

В то же время лёгкая атлетика является научно-педагогической дисциплиной, и, следовательно, имеет свои методы и приёмы обучения. Она наряду с другими базовыми физкультурно-спортивными дисциплинами обеспечивает профессиональную подготовку на факультетах физической культуры в вузах.

Основной целью курса лёгкой атлетики является освоение технологии профессиональной деятельности педагога физической культуры на основе специфики этого вида спорта. Как учебная дисциплина она включает:

– формирование комплекса знаний, умений и навыков в области лёгкой атлетики;

– освоение профессиональных умений педагога физической культуры в процессе обучения лёгкоатлетическим двигательным навыкам;

– приобретение умений и навыков научно-методической деятельности;

– формирование комплексов двигательных навыков и физических качеств, необходимых в профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорт.

Множество людей занимаются лёгкой атлетикой, которая проникла в самые отдалённые уголки земного шара, став одним из популярнейших видов спорта в мире. Почти все виды спорта, так или иначе, используют упражнения из лёгкой атлетики для подготовки спортсменов. Во время тренировок и соревнований проводятся научные исследования, которые в дальнейшем помогают развиваться таким наукам, как физиология, биомеханика, спортивная медицина, теория физической культуры и спорта.

Начиная с раннего возраста легкоатлетические упражнения, используются в детских дошкольных учреждениях, школах, средних и высших учебных заведениях. Лёгкоатлетические упражнения повышают деятельность всех систем организма, способствуют закаливанию, являются одним из действенных факторов профилактики различных заболеваний.

Лёгкую атлетику можно характеризовать как:

– вид спорта, где спортсмены показывают результаты на грани человеческих возможностей;

– средство восстановления реабилитации организма;

– средство воспитания и развития подрастающего поколения;

– учебную дисциплину, способствующую становлению специалиста в области физической культуры и спорта.

Соревнования по лёгкой атлетике проводятся на открытом воздухе (стадион, шоссе, лесной массив) и в закрытых помещениях (спортивные манежи, залы). В программу соревнований на стадионе могут входить все виды лёгкой атлетики; на шоссе обычно проводятся соревнования на длинные, сверхдлинные и ультра длинные дистанции. В закрытых помещениях проводятся соревнования по тем видам лёгкой атлетики, проведение которых возможно только в условиях помещения.

Соревнования по лёгкой атлетике проводятся по возрастным группам, в группе взрослых без ограничения возраста. Причём юноши младшего возраста могут участвовать в соревнованиях последующей возрастной группы, а юноши старшего возраста в младшей возрастной группе участвовать не могут. Соревнования у мужчин и женщин проводятся отдельно, смешанные по половому признаку старты не проводятся. К соревнованиям допускаются только участники, имеющие медицинское разрешение.

К бегу на длинные дистанции относят бег – от 3000 до 10 000 метров, которые проводятся на стадионе или на кроссовых дистанциях.

Условно процесс бега можно разделить на старт и стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование. Основы техники бега являются наиболее консервативными, и они существенно не изменялись на протяжении веков. Проводимые исследования в индивидуальной технике среди ведущих спортсменов вносили лишь небольшие изменения. В основном определялось влияние различных факторов на технику бега, работа определённых мышц в процессе создания скорости бега, определялись биомеханические параметры основных характеристик техники бега.

Большое влияние на пропаганду бега и вовлечение в этот вид спорта юное поколение в Росси оказали такие выдающиеся спортсмены прошлого столетия, как братья Знаменские, В. Куц, П. Болотников, Л. Брагина, Т. Казанкина.

В основе современной техники бега лежит стремление добиться:

– высокой скорости передвижения;

– сохранение этой скорости на протяжении всей дистанции бега при минимуме затрат энергии;

– свободы и естественности в каждом движении.

В каждом виде бега необходимо говорить об оптимальной длине шага; в беге на средние дистанции она меньше, чем в беге на короткие дистанции, и больше, чем на длинные и сверхдлинные дистанции.

Одним из главных показателей техники бега являются мощность усилий и экономичность движений. Они связаны, с одной стороны, со скоростно-силовой подготовленностью бегуна, а с другой – с экономичностью расхода энергетических ресурсов. С увеличением дистанции значение фактора экономичности достижений преобладает над значением фактора мощности работы, так как происходит уменьшение длины и частоты шагов.

Таким образом, бег – это основа укрепления здоровья, но только тогда, когда занятия не приводят к переутомлению. Также бег – это самый популярный, простой и доступный способ укрепления организма и здоровья в любом возрасте.

Наши рекомендации