Первый месяц жизни ребенка
Новорожденный ребёнок
Какой же он крохотный, думаете вы, разглядывая своего новорождённого малыша. Давайте разглядим его поподробнее вместе.
Доношенные новорождённый ребёнок рождается с весом больше и равным 2,5 кг. Девочки весят примерно от 3200 до 3400 гр., мальчики весят около 3600 - 3700 гр. Рост новорожденного больше или равен 45 см., в среднем рост бывает около 52 см.
Новорожденный ребёнок физически беспомощен. Ножки согнуты в коленках, а ручки в локтях. Конечности ребёнка плотно прижаты к телу. Глаза малыша припухшие, изредка они широко раскрываются, взгляд блуждающий. Головка может быть немного вытянутая и неправильной формы. Иногда на голове ребёнка может быть родовая опухоль. Не волнуйтесь, этот отёк со временем пройдёт. Щёчки у малыша толстенькие. Там находятся жировые комочки. Они нужны для того, чтобы ребёнок мог сосать. На плечах и спине ребёнка есть нежный волосяной пушок.
Дыхание новорождённого частое и поверхностное. Пульс достигает до 140-160 ударов в минуту.
Осмотр новорожденного ребёнка
разу после рождения ребёнок будет под присмотром врачей. Малыша оценивают по шкале Апгар, осматривают, взвешивают и измеряют рост, окружность головы и груди. После родов с мамой побеседует детский педиатр (неонатолог). У малыша обязательно берут анализ крови (обычно берут из пуповины и пятки). Особого внимания заслуживают рефлексы новорожденных, т. к. они являются важным показателем здоровья малыша. Основные безусловные рефлексы:
•Поисковый рефлекс - прикасание к области рта новорожденного вызывает у него поворот головы в сторону раздражителя. Все детки очень хорошо стараются найти грудь мамы.
•Сосательный рефлекс - при прикосновении ко рту или при помещении в рот пальца у ребёнка появляются сосательные движения.
•Хватательный рефлекс - при раздражении ладони новорожденного происходит сгибание ручки и захватывание.
•Рефлекс Моро проявляется симметричным разведением рук в стороны и последующим их сведением. Может вызываться различными приёмами: похлопывания по бедру, ударе рукой по поверхности на расстоянии 15 см от головы ребенка и др.
•Рефлекс Бауэра (ползанья) - малыша укладывают на живот и надавливают на подошвы ног, при этом ребёнок начинает совершать движения ползанья.
•Рефлекс защиты - поднимание головы - ребёнок при укладывании на живот рефлекторно поднимает голову и поворачивает её.
•Рефлекс Бабинского - при раздражении наружного края подошвы происходит сгибательная реакция, которая характеризуется подошвенным сгибанием пальцев стопы, а также тыльное разгибание большого пальца стопы и веерообразное расхождение II-V пальцев.
•Рефлекс опоры и шага - если поставить малыша на опору поддерживая под мышки, то он будет стараться встать на полную стопу и делать шагообразные движения.
Переходные состояния у детей
Для новорожденных детей характерны переходные или физиологические состояния, которые часто пугают родителей.
Первое состояние - это потеря массы тела. На 3-4 день жизни ребёнка вес его тела может уменьшиться до 6% от первоначального веса. Это связано со стулом, дыханием, потом. Восстановление массы тела происходит к 6-7 дню.
На 2-3 день жизни ребёнка у него может появиться желтуха. Эта желтуха характерна для новорожденных детей. Желтуха реже встречается и менее выражена у тех детей, которых рано приложили к груди. Младенцы рождаются с большим количеством кровяных клеток. Избыточные клетки начинают разрушаться и выделяют билирубин. Организм новорожденного не может справиться с избытком билирубина, и он откладывается в коже. Это нормальное явление. Через 2-3 недели ваш малыш приобретёт нормальный цвет кожи.
Беспокоиться стоит только лишь в том случае, если желтуха появилась уже в первые сутки. В этом случае врач будет следить за состоянием малыша. Ему будут делать анализы крови, чтобы следить за уровнем билирубина в крови. Если уровень окажется слишком большой, малышу назначат лечение. При соответствующем лечении такая желтуха не нанесёт вреда ребёнку.
Иногда вы можете заметить, что ваш ребёнок сильно покраснел, такое состояние может возникнуть после удаления первородной смазки. Покраснение держится 2-3 дня. Проходит самостоятельно и лечения не требует.
На 3-4 день у некоторых детей может повыситься температура тела. За такими детьми будет следить врач. В случае ухудшения состояния ребёнку окажут своевременную помощь.
Здорового новорождённого выпишут на 5-6 день. На 1-2 день после выписки к вам домой придёт медицинская сестра детской поликлиники.
Первый месяц жизни ребенка
Самая трудная для родителей - это первая неделя после рождения. В этот период ребенок называется новорожденным.
К концу первого месяца жизни малыш в среднем набирает 00-900 гр. Показатели недоношенных детей меньше. За тот же период здоровый ребенок в среднем вырастает на 3 см. Кроме этих показателей, педиатр в детской поликлинике на плановом осмотре в 1 месяц, измеряет окружность головы, грудной клетки и живота ребенка. Эти показатели очень важны, чтобы вовремя выявить и исправить возможные нарушения. Кроме, педиатра, в конце первого месяца жизни, надо посетить и невропатолога.
Заранее необходимо приготовить комнату, где будет кроватка малыша. Комната должна быть наиболее светлой и легко проветриваемой, без сквозняков. Сделайте генеральную уборку. Температура в помещение должна быть 22-25 градусов по Цельсию. Матрас для детской кроватке хорошо бы обшить непромокаемой тканью. А сверху надеть чехол, который легко снять и постирать. Простынь нужно хорошо подбить под матрас, чтобы она не сбивалась в складки,
причиняя неудобство малышу. Матрас нужно каждый день проветривать на свежем воздухе. Ребенку до 1,5 лет подушка не нужна, так как может искривить позвоночник. Одеяло выбирайте тонкое, но теплое, шерстяное, плотное. Ватные одеяла не плотно прилегают к телу ребенка и плохо греют. Пододеяльник меняют раз в 2-3 дня.
Детская одежда должна быть из натуральных тканей, просторная и удобная. Малышу понадобятся распашонки хлопчатобумажные и байковые ( примерно 15 штук), тонкие хлопчатобумажные и теплые фланелевые или байковые пеленки ( около 35 штук ), подгузники, чепчики тонкие и теплые. Ребенка нужно одевать многослойно. Сначала тонкую распашонку, которая застегивается на спинке, потом более толстую, которая застегивается на груди. Потом пеленаете: сначала кладете теплое одеяло, потом толстую пеленку, на нее тонкую. Облегчают жизнь родителей подгузники. Но однозначного мнения относительно безвредности одноразовых подгузников нет. Подгузники надо менять каждые 3-4 часа. Ночью подгузника надо несколько раз менять, а днем стараться держать голеньким. Можно начинать каждые 2 часа, желательно после кормления, держать несколько минут малыша над горшком, чтобы тот привык. Педиатры рекомендуют с первых месяцев жизни использовать широкое пеленание. Такое пеленание развивает тазобедренные суставы, являясь профилактикой врожденного вывиха бедра. С 4 недель малышу можно одевать ползунки, чтобы у него была свобода движения. Для прогулок прекрасно подойдет конверт.
Подготовьте коляску для прогулок. Она должна быть удобной, глубокой, мягкой внутри.
Особое внимание родители должны уделить своей гигиене и здоровью. Избегайте больших скоплений людей, проводите профилактику инфекционных заболеваний. Если появились признаки заболевания, полощите горло фурацелином или раствором марганцовки, носите марлевую повязку и часто проглаживайте ее горячим утюгом. Мойте руки с мылом. В квартире ежедневно проводите влажную уборку. Хорошо проветривайте помещение.
В этом возрасте ребенок очень восприимчив к инфекционным заболеваниям, поэтому держите его изолированно от родственников и друзей. Кожа ребенка очень тонкая и нежная. Каждое утро надо умывать лицо ребенка теплой кипяченной водой. Ушки и носик нужно чистить ватными жгутиками. Кожу за ушками можно смазывать детским кремом, так как она подвержена сухости. Необходимо подмывать ребенка каждый раз после дефекации. В первый месяц рекомендуется купать ребенка в кипяченной воде. Температура воды 37 градусов по Цельсию. Мылом ребенка моют 1-2 раза в неделю. После купания малыша надо завернуть в пеленку и полотенце. Каждый раз обрабатывают пупочную ранку зеленкой.
Новорожденный ребенок почти все время спит. Режим сна и бодрствования ребенка надо формировать от режима кормления. При правильном подходе, к концу первого месяца у ребенка вырабатывается режим дня. Новорожденный спит 20-22 часа в сутки. Просыпается он от чувства голода. Тогда надо его покормить. Частота кормления составляет 2-3 часа. Сегодня рекомендуют кормить ребенка по первому требованию. Постиранные пеленки надо обдать кипятком или прокипятить. В первый год детское белье стирается отдельно от взрослого со специальным детским мылом, позже с детским порошком. Детское белье нужно обязательно гладить.
Гулять с ребенком нужно каждый день, при температуре не ниже -10 градусов. Начинать гулять надо с 5-10 минут, понемногу увеличивая время. Летом поите малыша водой и чаще гуляйте. Зимой не рекомендуется гулять более 2 часов.
Второй месяц жизни ребенка
На втором месяце ребенок уже имеет свой темперамент. Родители уже привыкли к его режиму, понимают желания и потребности, знают привычки. Можно уже определить характер маленького человечка.
К концу второго месяца ребенок набирает от 600 до 1000 г. Вырасти он может примерно на 3 см.
С самого рождения нервная система ребенка продолжает формироваться и совершенствоваться. Угасают врожденные рефлексы. Ребенок постоянно тренирует свои движения, вырабатывает координацию, приобретает условные рефлексы. Приобретенные рефлексы могут привести к падению ребенка, даже если он не двигается активно. Поэтому не оставляйте его одного в опасных местах, где он может упасть. Действия малыша более целенаправленные, чем раньше. Малышу доставляет огромное удовольствие изучать свои движения. Проведя большую часть жизни в животе у мамы в согнутом положении, ребенок чаще держит ручки и ножки согнутыми, а кулачки сжатыми. Периодически он разжимает кисти и распрямляет ножки и ручки, вытягиваясь. К концу второго месяца тонус кистей и пальчиков должен уйти. То есть кисть должна быть расслабленной и раскрытой. Шейные мышцы развиваются, чтобы им помочь чаще выкладывайте ребенка на животик. К концу второго месяца малыш может удерживать свою тяжелую голову в течении 15 секунд.
В этот период здоровый малыш спит ночью около 6 часов. Во избежание путаницы у ребенка дня и ночи не позволяйте ему очень долго спать днем, будите его. Через несколько дней все встанет на свои места: продолжительный сон ночью и недолгий дневной отдых. Чтобы не развилась кривошея и деформация головы ребенка, периодически меняйте местоположение кровати. Перекладывайте малыша с бока на бок. Это нужно, чтобы он смотрел во все стороны одинаково часто во избежание неравномерного развития мышц.
К концу второго месяца жизни ребенок начинает следить за движущимися предметами в поле его зрения. Например, интересуется мобилем, подвешенным над кроваткой. Он может видеть дальше, чем раньше ( предметы на расстоянии более 50 см). Ребенок с интересом рассматривает мамино лицо. Из за того, что мышцы лице еще недостаточно развиты, малыш может косить глазками. Не пугайтесь, со временем это скорее всего пройдет. Малыш не различает цветов, кроме черного и белого. Поэтому чаще всего обращает свое внимание на контрастные предметы, предпочитая светлые цвета. Ребенок знает мамино лицо. Может недолгое время фокусировать взгляд на предмете.
Родители замечают, что малыш начинает прислушиваться к голосам, разговорам, музыке. Поворачивает голову на звуковой раздражитель, например, на погремушку или мамин голос. Немного малыш начинает сам издавать звуки. Пока это только гласные звуки в виде вскриков. Потом малыш произносит простейшие слоги, смеется. Общайтесь с ребенком, показывайте ему окружающий мир, рассказывайте о предметах, которые его окружают. Малыш учится различать голоса. Узнает голоса родных, особенно мамин. Ребенок любит, когда взрослые с ним общаются. Радуется общению с родными больше, чем с предметом. Ему нравится издавать звуки.
Мама учится понимать, что с ее ребенком по плачу. Плач – это первый способ общения ребенка с окружающими. Плач голодного ребенка отличается от плача мокрого ребенка. Мама может определить голоден ли малыш, хочет на руки, ощущает дискомфорт или у него болит животик.
Ребенок проявляет эмоции: радуется перед кормлением, волнуется перед купанием. Малыш сам может себя успокоить. Например, сосанием соски или пальца.
Во втором месяце ребенка продолжают мучить боли в животике. Чаще всего это колики и вздутия. Признаками коликов является пронзительный крик ребенка, он дергает ножками, крутится. Чтобы предотвратить эти проблемы, во время кормления следите, чтобы с молоком малыш не заглотнул воздух, кладите ребенка в положении под 45% ( так воздух, который ребенок заглотнул, будет сверху желудка), не давайте ему пить быстро. После кормления подержите кроху «столбиком», то есть прижмите его животик к своей груди, а головку положите на свое плече. Так выйдет воздух, который ребенок заглотнул с молоком. Поможет избежать коликов укропная водичка. Перед кормлением выкладывайте малыша на животик. Облегчить боль от коликов поможет поглаживание животика ребенка по часовой стрелке, не замыкая круг внизу. Можно приложит на животик теплый платочек, предварительно проглаженных горячим утюгом. Мама должно внимательно следить за своим питанием, если кормит ребенка сама. Если ничего не помогает, обратитесь к педиатру.
Кожа младенца очень нежная и чувствительная, подвержена раздражению, опрелостям, потнице и др. Из - за недоразвитости у ребенка этого возраста сальных и потовых желез, можно заметить на голове чешуйчатую «корочку». Это «гнейс». Чешуйки следует снимать ватным тампоном, предварительно намазав это место детским маслом. Потом выкупайте малыша. Ребенок второго месяца жизни подвержен красноватой сыпи на лице, шеи и складках. Если она не беспокоит малыша не переживайте, но придерживайтесь всех правил гигиены ребенка.
В первый месяц жизни, участковый педиатр сам приходил домой к родителям, чтобы проверить состояние младенца. Теперь родители должны каждый месяц до года носить ребенка на осмотр педиатру в районную поликлинику.
третий месяц жизни ребенка
Физическое развитие.
Прибавка в весе на третьем месяце жизни должна составлять 700 – 800 г. Рост увеличивается в среднем на 2,5 см. По средним показателям объем головы у мальчиков в три месяца составляет примерно 40,9 см, а объем грудной клетки – 41,5 см. В то время как у девочек эти показатели несколько меньше: объем головы и грудной клетки трехмесячной девочки – 40 см. В это время продолжается укрепление опорно – двигательного аппарата ребенка. Совершенствуется центральная нервная система. Кости малыша очень хрупкие и подвержены внешним воздействиям. Родители должны быть предельно внимательны в обращении с малышом, чтобы ему не навредить. Например, тугое пеленание или неправильная посадка ребенка могут привести к деформации костей. К концу третьего месяца уходит физиологически повышенный тонус мышц ребенка. Ребенок способен к некоторым осознанным движениям, его ручки, ножки, шея и туловище становятся более подвижными. Тянется к игрушкам, разжимает пальчики. Ребенок может захватить погремушку и притянуть ее к себе. На руках у родителей в вертикальном положении кроха хорошо удерживает голову. Он свободно поворачивает голову во все стороны. Малыш рассматривает свои руки, следит за их движением, подносит их к личику.
Психоэмоциональное развитие.
Ребенок в трехмесячном возрасте хорошо реагирует на звук: может определить от куда он идет, поворачивается на него. Малыш слушает маму, когда она с ним разговаривает. Малыш уже может улыбаться, узнает голос мамы, звуками может выразить свои эмоции, желания и недовольства. Ребенок пытается поднять голову, когда лежит на спине. Если положить его на животик, он начинает приподниматься на локтях. Ребенок вырабатывает хватательные движения ручек. Он следит за движением мобиля над кроватью, пытается тянуться к ней и хватать. Малыш всматривается в игрушки. Его внимание привлекают крупные узоры. Ребенок наблюдает за заинтересовавшим его предметом лежа на спине, на животе, на боку, находясь на руках у родителей.
Здоровый малыш может упираться стопами о поверхность, если поддерживать его под мышки. При этом его ноги согнуты в тазобедренном суставе. Кроха меняет позы во время сна. Ребенок может следить взглядом за движущимися родителями, домашними животными. Малыш вслушивается в звуки. Малыш улыбается, когда видит мамино лицо. В три месяца он может гулить. Может звуками подражать голосу родителей или музыке. Малыш хочет, чтобы ему уделяли все внимание. Для этого он хныкает, улыбается, кричит, гулит и т.д. Может проявлять свое недовольство, если с ним прекратили общаться, отобрали игрушку, что – то беспокоит. Кроха вздрагивает, когда слышит резкий звук. Прислушивается к звукам. Он ненадолго может сосредоточиться на игрушке. Всматривается в лица родных. Ребенок пытается общаться со взрослыми гулением, криками. Он может гулить наедине с собой. В три месяца малыш умеет пить водичку с ложечки. Радуется, когда его купают.
Распорядок дня.
К третьему месяце у малыша уже сформирован режим сна и бодрствования.
Ребенок должен спать 16 – 17 часов в сутки. В дневное время малыш спит примерно 4 раза по 1,5 – 2 часа. Кормить его следует 6 - 7 раз в сутки. Между кормлениями должно пройти 3 - 3,5 часа. Ребенку необходимо давать витамин D. Педиатр назначит как и сколько его давать ребенку.
Прогулки.
Гулять с ребенком надо много, до 6 часов в день. Малышу очень нужен свежий воздух. Гуляйте в любую погоду. Только при морозе ниже «-5», педиатры не рекомендуют гулять с крохой. Приучайте аккуратно ребенка к солнышку. Солнечные лучи способствуют укреплению организма, так как под их воздействием кожа ребенка самостоятельно вырабатывает витамин D. Таким образом идет естественная профилактика организма от рахита, анемии, повышает иммунитет. В крайнем случае, малыша можно вынести в коляске на лоджию. Только обязательно проследите, чтобы не было сквозняка и на ребенка не попадали прямые солнечные лучи.
Кормление.
Очень сложно проследить за тем сколько молока съедает малыш, когда он только на грудном вскармливании. Но известно, что в день кроха съедает 800 – 850 г. То есть за раз ребенок съедает 120 – 140 г. Можно рассчитать необходимое количество молока по – другому: Вес ребенка разделите на шесть. Полученный результат – то количество молока, которое надо съесть малышу. Лучше кормить ребенка грудным молоком. Мама не должна забывать сцеживать остатки молока после кормления и правильно питаться. Если приходится докармливать ребенка или переводить его на искусственное вскармливание, используют адаптированные молочные смеси. Инструкция по применению заменителя грудного молока и возраст ребенка, с которого можно кормить его написаны на упаковке. Кроме заменителей грудного молока, ребенку можно давать такие кисломолочные продукты, как биолакт, нарине, ацидофильное молоко, мацони, кефир, который можно найти на молочной кухне. Покупной кефире, для ребенка такого возраста, не подходит, так как там слишком много микробов. В любом случае, перед тем, как дать ребенку любые продукты питания, ОБЯЗАТЕЛЬНО проконсультируйтесь с педиатром! С 3 месяца можно по – немногу давать малышу капельку фруктового пюре и сока, но только не более 2 раз в день и обязательно после кормления. Количество сока не должно превышать 25 г. Вводите сок с нескольких капель и внимательно следите за реакцией ребенка. Фруктовое пюре можно давать 2 раза в день после кормления по 3 чайные ложки. Начинать прикорм лучше с яблочного пюре.
Уход за трехмесячным малышом.
Каждое утро протираете глаза ребенка от внешнего края ко внутреннему ватным тампоном, смоченным в чистой воде. Потом протрите другим, смоченным в чистой воде, ватным тампоном все личико. У малыша в этом возрасте уже функционируют слезные железы. Ватными жгутиками надо чистить ребенку нос и ушки. Ногти следует стричь регулярно, но не коротко, закругленно на руках и прямо на ногах. Купать ребенка надо каждый день без мыла до кормления. Температура воды – 36 – 37 градусов. Мыло используют не чаще 1 – 2 раз в неделю. Ребенка уже можно не пеленать. Игрушки должны быть чистыми, легко мыться. Нельзя давать малышу мелкие предметы и игрушки с острыми краями.
Четвертый месяц жизни ребенка
Физическое развитие.
В первый год жизни ребенка основным показателем его развития является прибавк массы тела. На четвертом месяце жизни прибавка веса должна составлять 18 – 24 г в день. Средняя прибавка в весе к концу четвертого месяца составляет 600 - 750 г за месяц. В росте с конца третьего до конца четвертого месяца прибавка примерно 2 - 2,5 см. Кроме этих показателей, в оценке развития ребенка, учитываются окружность головы и грудной клетки. В среднем у мальчика в 4 месяца объем головы – 41,9 см, груди – 42,8 см, у девочек в 4 месяца объем головы – 41 см, груди – 41,8 см. У хорошо развитого ребенка к 4 месяцам объем головы равняется объему груди или объем груди превышает объем головы.
Сон.
Спокойный и длительный сон играет важную роль в развитии ребенка. А прогулки и сон на свежем воздухе укрепляют нервную систему ребенка, закаливают, повышают иммунитет. Ночной сон становится более глубоким и долгим. Днем ребенка следует укладывать спать, заметив признаки усталости, зевоту, потерание глазок.
Уход за ребенком.
Утром ребенка надо умыть водой, комнатной температуры и вытереть мягким полотенцем. Надо следить за чистотой ушей и носа. Купать следует ребенка каждый день. Температура воды 35 – 36 С, потом ребенка обмывают водой, которая на 1-2 С ниже температуры воды, в которой его купали. Купание должно занимать 5-7 минут. Во время купания проявляет радость, плещется, бьет ладошками по воде, смеется. После купания, когда у ребенка хорошее настроение, раз в неделю следует подрезать ноготки. Делать это надо очень аккуратно и осторожно, не нервируя малыша, чтобы он не дернулся.
Кормление.
Днем малыш должен кушать 5- 6 раз. Масса съеденной пищи должна составлять 1/6 – 1/7 массы тела ребенка. Для четвертого месяца это составляет 900 – 1000 г. За каждое кормление малыш съедает примерно 200 мл молока. В этом возрасте материнское молоко остается необходимым и незаменимым для ребенка. Количество и качество грудного молока полностью удовлетворяют потребности ребенка. Можно прикармливать ребенка овощным, фруктовым пюре и соками. С 4 месяцев следует начать прикармливать ребенка с ложки. Новые продукты следует вводить осторожно и маленькими порциями. Педиатр обычно назначает ребенку витамин D. Он участвует в правильном формировании костей, профилактике рахита. Обычно витамин D назначается с сентября по май, по 1 капле масляного раствора в день.
Навыки.
У ребенка постоянно появляются новые умения и способности.С 4 месяцев надо продолжать ребенку давать предметы из разных материалов, чтобы развить его тактильные ощущения. В этом возрасте развивается кратковременная память ( 5 – 7 секунд ). Ребенок может различать запахи.
Волосы и глаза.
Примерно к четвертому месяцу формируется новый цвет и качество волос. Малыш может терять волосы, которые были при рождении. Начинают отрастать новые. В течении нескольких месяцев можно будет понять какие новые волосы будут у ребенка. Может так же поменяться цвет глаз. Из голубых или синих глаза могут стать карими.
Движения.
Малыш уверенно поворачивает, поднимает и удерживает голову, лежа на животе. Лежа на спине, ребенок может поднимать голову и подтягивать подбородок к груди. В этом месяце кроха учится переворачиваться со спины на живот. Лежа на животе, ребенок пытается опираться на предплечья, пытаясь дотянуться одной рукой до игрушки. Малыш изучает свои ручки, следит за ними взглядом, разжимает пальчики. Ребенок захватывает рукой игрушку, может ее переносить, уронить. Малыш активно двигает ножками. В состоянии покоя периодически распрямляет колени. Если поставить его стопами на пол, держа в подмышках, он начнет сгибать и разгибать колени, приплясывая. Во время купания, малыш делает движения, словно ползет, что напоминает плавание на животе. В этом возрасте можно сажать ребенка в положение полусидя с поддержкой родителей. Позвоночник еще не готов к самостоятельному сидению. Старается брать небольшие предметы двумя пальчиками.
Зрение.Малыш прекрасно видит предметы на расстоянии 20 – 30 см. Глазки двигаются синхронно, скоординировано. Малыш следит за движущимися предметами. Постепенно должно пройти косоглазие новорожденных. Ребенок различает цвета. Может переводить взгляд от предмета к предмету, находящихся на разном расстоянии от ребенка. Начинает интересоваться своим отражением в зеркале.
Общение.Проявляется любопытство. Малыш обращает внимание на звуковые раздражители, поворачивая голову в сторону шума. Любит слушать музыку. Кроха начинает лепетать, получая удовольствие от собственного голоса. Начинаются лепетные звуки «е», «и», «а», «га», «гу». Ребенок пытается имитировать голоса и звуки вокруг него. Кроха начинает громко смеяться, когда его щекотят. Ребенка надо знакомить с окружающим миром. Во время прогулок малышу надо показывать цветы, птиц, деревья и т.д. Кроха проявляет большую активность, когда его окружают люди.
Первые зубы.К концу четвертого месяца возможно появление первого молочного зубика. Понять, что режется зубик можно по беспокойству крохи, его плохому настроению, плаксивости, повышению температуры, жидкому стулу. В первую очередь чаще всего появляются два нижних зуба. Поможет ребенку преодолеть болезненные ощущения специальное зубное кольцо, грызунок.
Игрушки.
С ребенком надо играть, используя игрушки. Это побуждает его к творческому процессу. Надо правильно подобрать игрушки и научить ребенка ими играть. Игрушки должны быть яркими, локальных цветов, крупными. Хорошо, когда весит мобиль, который издает звуки и двигается. С 3 до 7 месяцев игрушки должны провоцировать двигательные способности ребенка. Игрушки должны быть по возрасту, чтобы не было острых краев, мелких деталей и т.д. Периодически игрушки надо мыть.
Режим дня.
К четвертому месяцу время суточного сна уменьшается. Периоды бодрствования увеличиваются. Для правильного развития ребенка следует придерживаться четкого режима. Таким образом малыш будет с аппетитом есть, хорошо спать и во время бодрствования будет весел и полон сил.
Примерный режим дня:
Кормление - 6:00, 9:30, 13:00, 16:30, 20:00, 23:30
Бодрствование – 6:00-7:30, 9:30-11:00, 13:00-14:30, 16:30-18:00, 19:30-20:30
Сон дневной: 7:30-9:30, 11:00-13:00, 14:30-16:30, 18:00-19:30
Сон ночной: 20:30 – 6:00
Купание: 19:30 ( перед кормлением) или 20:30 (перед ночным сном)
Режим сдвигается в соответствии с утренним пробуждением и кормлением
Пятый месяц жизни ребенка В этом возрасте малыш продолжает изучать мир вокруг, себя. Он двигается, тянется к игрушкам, родителям, интересующим его предметам. Кроха тянет в рот ручки, игрушки, погремушки, пеленки и др.
Физическое развитие.
За этот месяц ребенок набирает в среднем 600 – 700 г. К пятому месяце малыш подрастет примерно на 14 см со дня рождения. Известно, что дети растут скачками. То есть за неделю малыш может вырасти на сантиметр или больше, а потом месяц не расти. Это нормально. Педиатр имеет длинные подробные таблицы, по которым он сверяет на сколько правильно подрос и набрал в веса ваш малыш.
Развитие двигательных способностей.
Малыш становится более подвижным, гибким и активным. Часто кроха, лежа на животе, поднимает голову, ручки и ножки, слегка выгибаясь. Так малыш пробует свои возможности. Ребенок может схватить свою ножку, лежа на спине, и подтянуть пальчики ко рту своих ног. Такое занятие его захватывает. Еще малыш пытается выгибаться, поднимая таз, лежа на спине, опираясь на головой и ступнями ног. Кроха уже умеет неплохо переворачиваться со спины на живот. Следует следить за ребенком, не оставлять его одного, чтобы тот не упал. Нельзя оставлять ребенка одного в месте, где опасно. Придерживайтесь правила «вытянутой руки». Малыш легко берет и удерживает игрушку. Тщательно изучив игрушки, ребенок тянет ее в рот. Внимательно следует выбирать игрушки для крохи. Они должны быть безопасными. В это время ребенок постоянно тренируется, двигается, тянется, исследует. Малыш может удерживать игрушку в руках. Ребенок хорошо удерживает голову. Пытается сесть.
Кожа.
Рождается малыш с нежной и чувствительной кожей, которая становится более окрепшей со временем. В пять месяцев кожа еще склонна к аллергии. Раздражению подвержены места, которые подвергаются периодическому трению. Это скорее всего потница. Чтобы избежать раздражения кожи и потнички, следует постоянно следить за гигиеной малыша, чаще менять подгузник, купать его каждый день, раздраженные места можно после купания обработать присыпкой.
Речь. Общение.
Общение продолжает оставаться одним из самых любимых занятий ребенка. Кроха гулит, курлычит, агукает, производит гортанные звуки. Малыш требует общения с родными и близкими. Вам следует повторять язык малыша. Это провоцирует ребенка на дальнейший диалог. Кроха начинает громко произносить гласные и согласные звуки: а, э, и, ы, б, д, к, м. Возможно, что пытается соединить эти звуки в слоги. Малыш узнает себя в зеркале и отличает от других. Оказавшись в новом помещении, начинает осматриваться. Может интонацией показать свое отношение, реакцию и настроение. Пытается имитировать звуки. Малыш отвечает улыбкой на общение родителей с ним. Гулением привлекает внимание. Узнает близких людей. Недоверчив к чужим. Во время кормления, кроха может играться. Старается менять мимику лица.
Слух.
Слух крохи все время совершенствуется. Кроха слышит, реагирует и узнает звуки. Малыш обожает человеческую речь, особенно мамин голос. Надо разговаривать с малышом, показывать предметы и называть их, петь песенки, читать простые стишки. Усовершенствовать слух поможет хлопанье в ладоши на расстоянии в несколько метров, меняя место. Ему нравится звук, который издает погремушка. Сам ею гремит.
Зрение.
Кроха может фиксировать взгляд на предметах, которые его заинтересовали. Он может следить взглядом за движущимися предметами. К пятому месяце обычно исчезает физиологичное косоглазие новорожденных.
Развитие познавательных способностей.
Малыш изучает все, что его окружает. Его внимание привлекает собственное зеркальное отражение. Кроха проявляет интерес к маминому лицу. Рассматривает ваши глаза, губы, нос, брови, касается их ручками. Кроха запоминает все детали маминой внешности, в том числе и одежду и прическу и украшения. С этого возраста, возможно, что малыш будет реагировать на незнакомых людей, пугаться их. Стремиться попробовать на вкус и на прочность предметы, попавшие в поле его досягаемости. Берет, хватает предметы, игрушки. У него вызывает интерес, когда падают предметы. Малышу становится очень интересно то, что видно из коляски. Ребенку надо показывать все, что есть на улице: гули, собачки, кошечки, птички, деревья, кустики, травка и т.д. В этом возрасте малыш открывает для себя свое тело. Одним из проявлением познавательных потребностей является изучение своих половых органов. Не стоит из-за этого поднимать панику. Не ругайте ребенка, не акцентируйте внимание ребенка на его действиях. Постарайтесь переключить его внимание.