Перечень контрольных вопросов к занятию № 8,9,10

Занятие № 8

1.Защита населения в ЧС (определение). Что включает в себя защита населения в ЧС?

2.Основные принципы защиты населения.

3.Мероприятия по защите населения.

4.Мероприятия медицинской защиты.

5.Аварийно-спасательные работы и их содержание.

6.Основная функция спасательных служб в мирное и военное время.

7.Радиационная авария. Очаг аварии. Зона радиоактивного загрязнения.

8.Локальная, местная и общая авария.

9.Временные фазы аварии.

10.Радиационная обстановка. Назовите дозы ионизирующего излучения, не приводящие к острым радиационным поражениям.

11.Острая лучевая болезнь (ОЛБ) и ее степени.

12.Формы ОЛБ.

13. Хроническая лучевая болезнь.

14.Какими факторами обеспечен успех ликвидации медико-санитарных последствий радиационных аварий?

15.Какие мероприятия проводятся при организации медико-санитарного обеспечения при радиационной аварии?

16.Аварийно-опасными химическими веществами (АОХВ). Классификация.

17.Химическая авария. Очаг химической аварии.Зона загрязнения. Зона поражения.

18. Химическая обстановка. Медицинская помощь при химических авариях.

19.Что используют для оценки химической обстановки?

20.Основные мероприятия медико-санитарного обеспечения при химической аварии.

21.Первая, квалифицированная и специализированная медицинская помощь поражённым АОХВ.

22.Дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Авиационное происшествие – поломка,авария,катастрофа.

23.Чем характеризуется чрезвычайная ситуация на воде?

24.Взрыво- и пожароопасные объекты. Понятие «золотой час».

Медицинская помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. Основные задачи системы быстрого реагирования.

25.Оказание помощи и спасение на море.

26.Оказание медицинской помощи при взрывах и пожарах.

27.Медицинская помощь при транспортных катастрофах.

Занятие № 9.

1.Социально-гигиенический мониторинг. Санитарно-токсический мониторинг.Экологический мониторинг. Биосферный мониторинг.

  1. Радиационный контроль - групповой и индивидуальный.
  2. Химический контроль. Бактериологический контроль.
  3. Природная катастрофа. Землетрясение. Центр и эпицентр землетрясения.

5.Первая, врачебной, квалифицированной и специализированной медицинская помощь при землетрясении.

  1. Особенности эвакуации пострадавших из очага землетрясения.

7.Наводнение. Паводок. Цунами. Буря. Пожары.

8.Организации медицинского обеспечения населения при наводнениях.

9.Низкие наводнения. Высокие наводнения. Выдающиеся наводнения. Катастрофические наводнения.

10.Ураган. Циклон. Смерч. Сель. Оползень. Снежные лавины.

11.Характеристика лёгкой, средней и тяжёлой степени при перегревании организма человека.

12.Утопление. Первая помощь при утоплении. Синдром «вторичного утопления».

13.Первая помощь при попадании людей под снежные лавины.

14.Организации медицинского обеспечения поражённых при ликвидации пожаров.

Занятие № 10.

1.Какими способами достигается защита населения от поражающих факторов в чрезвычайной ситуации?

2.Права граждан РФ. Какие мероприятия проводятся до и после возникновения ЧС, для защиты населения?

3.Мероприятия, проводимые службой медицины катастроф.

4.Каким требованиям должно отвечать оповещение населения о возникновении ЧС?

5.Защитные сооружения. Убежище. Противорадиационное укрытие (ПРУ). Простейшие укрытия.

6.Средства защиты органов дыхания. Респираторы.

7.Простейшие средства защиты органов дыхания. Средства защиты кожи.Простейшие средства защиты кожи.

8.Эвакуация населения и ее виды.

9.Медицинская защита. Мероприятия по медицинской защите.

10.Медико-санитарное обеспечение эвакуации населения.

11.Медицинские пункты. Задачи медицинского пункта.

12. Медицинские средства защиты. Что относятк медицинским средствам индивидуальной защиты (МСИЗ)?

13.Основные требования к МСИЗ.

14.Медицинские средства противорадиационной защиты.

15.Антидоты – определение.Индивидуальный противохимический пакет.(ИПП).

16.Аптечка индивидуальная АИ-2.

17.Пакет перевязочный индивидуальный (ППИ).

18.Обеззараживание. Дезактивация и ее виды.

19.Дегазация.

20.Дезинфекция.

21.Санитарная обработка и ее виды.

22.Станция обеззараживания одежды (СОО).

Занятие № 8, 9, 10:Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях. Система гражданской обороны и основные направления ее деятельности. Основы организации и мероприятия защиты населения в мирное и военное время. Система и методы защиты человека от основных видов опасного и вредного воздействия природного и техногенного происхождения. Методы контроля и определения опасных и негативных факторов. Общая характеристика и классификация защитных средств. Защитные сооружения, индивидуальные технические и медицинские средства защиты. Санитарная и специальная обработка.

Занятие № 8

К настоящему моменту многие страны пришли к выводу, что для успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными и экологическими катастрофами нужна целенаправленная государственная политика. Россию к решению вопросов предотвращения катастроф и ликвидации их последствий на государственном уровне подвела в 1986г. Чернобыльская катастрофа.

В Конституции Российской Федерации записано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий». Основной Закон Российской Федерации закрепил права граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу. Эти конституционные положения нашли отражение и получили развитие в целом ряде федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных документах федеральных органов исполнительной власти.

На современном этапе основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно–обоснованных критериев приемлемого риска.

Разработка и реализация этой политики осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:

• защита от чрезвычайных ситуаций осуществляется в отношении всего населения Российской Федерации, а также в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории страны;

• подготовка и реализация мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций осуществляются с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

• при возникновении чрезвычайных ситуаций обеспечивается приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей;

• мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера планируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

• основной объем мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводится заблаговременно;

• планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, а также особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

• объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;

• ликвидация чрезвычайных ситуаций различного характера осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация; при недостаточности этих сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти, а также при необходимости силы и средства других субъектов Российской Федерации.

Реализация государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе соответствующих законов и нормативных правовых актов через разработку и реализацию федеральных и региональных целевых программ, научно–технических программ, планов развития и совершенствования РСЧС, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях, а также выполнением комплекса мер организационного, инженерно–технического, экономического и административного характера.

Роль государства в обеспечении безопасности своих граждан от природных, техногенных и других опасностей и угроз, прежде всего, заключается в создании системы соответствующих организационных структур. В России на всех уровнях сформированы органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Они являются составной частью РСЧС. Важная роль принадлежит государству также в создании специальных сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996г. № 924 определен перечень сил и средств РСЧС, предназначенных для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В рамках государственной политики создана и совершенствуется законодательная, нормативная правовая и методическая база, регламентирующая защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и функционирование РСЧС. Особое внимание наше государство в современных условиях уделяет вопросам научно–технической политики. В настоящее время принят и выполняется ряд важных целевых научно–технических программ. Постоянно усиливается материальная и финансовая поддержка мероприятий в области природной и техногенной безопасности со стороны государства. Здесь речь идет не только о государственной помощи пострадавшему населению и районам бедствия, но и о средствах, направляемых на предупреждение чрезвычайных ситуаций и ограничение их масштабов. Возрастает роль государства в расширении международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера. Это позволяет осуществлять целенаправленную интеграцию РСЧС в формирующиеся в Европе и мире системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Наша страна заключила по этим вопросам договоры и иные международные акты, принимает участие в создании совместной правовой базы и в работе крупнейших специализированных международных организаций.

Важное место в государственной политике отводится нормативно–творческой деятельности в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. К настоящему времени по этим вопросам разработан ряд федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации и других нормативных документов.

В Законе Российской Федерации от 28.12.2010 года № 390-ФЗ «О безопасности»,дано определение безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз. Этим законом определены субъекты безопасности и пути ее достижения.

Общие для Российской Федерации организационно–правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории нашей страны, земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены в Федеральном законе РФ от 21.1.1994 года № 68 - ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».Этот закон установил основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий, а также и разграничение этих полномочий, вопросы государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в этой области, порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также необходимость создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На основании этого закона разработаны соответствующие законы в субъектах Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и функционирования РСЧС.

Федеральный закон РФ от 21.1.1994 года № 68 - ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Ст. 7. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

1. Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

2. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

3.Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.

4. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

5. Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.

Защита населения в чрезвычайных ситуациях есть совокупность взаимосвязанных по времени ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное сокращение, снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников ЧС: прогнозирование; оповещение населения; веде­ние радиохимической и биологической разведки; использование средств индивидуальной защиты; ликвидация и локализация очагов ЧС (ГОСТ 22.0.02.- 94).

Защита населения в чрезвычайных ситуациях включает в себя:

- своевременное оповещение об угрозе возникновения ЧС, радиоактивного, химического, бактериологического (биологического) заражения, катастрофического затопления, а также о крупных производственных авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;

- комплексное применение основных способов защиты - укрытие в защитных сооружениях, проведением эвакуации рассредоточения, использование средств индивидуальной защиты и медицин­ских средств индивидуальной защиты;

- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;

- обучение населения по гражданской обороне (УМЦ ГО, курсы ГО)

- укрытие людей в приспособленных под нужды защиты населения помещениях производственных, общественных и жилых зданий, а также в специальных защитных сооружениях;

- эвакуацию населения из зон ЧС;

- использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;

- проведение мероприятий медицинской защиты;

- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС.

Федеральным законом РФ от 22.08.1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно–спасательных службах и статусе спасателей»впервые было введено понятие «профессиональный спасатель» и установлены общие организационно–правовые и экономические основы создания и функционирования аварийно–спасательных служб и аварийно–спасательных формирований на территории Российской Федерации, а также определены отношения между различными органами, организациями и иными юридическими лицами, связанные с деятельностью аварийно-спасательных служб, права, обязанности и ответственность спасателей и основы государственной политики в области их правовой и социальной защиты.

Федеральный закон РФ от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»определил задачи в области гражданской обороны и правовые основы их выполнения, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно–правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

Ряд принципиальных положений, определяющих порядок и организацию защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, содержится в других законах. К этим законам, прежде всего, следует отнести Федеральные законы РФ «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О санитарно–эпидемическом благополучии населения», «О чрезвычайном положении», «О военном положении».

Вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, нашли отражение также в ФЗ от 21.11.2011 года № 323 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», Трудовом кодексе Российской Федерации, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрине Российской Федерации, «Основах единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны» и других документах.

В целях практической реализации требований законов разработано, принято и действует большое количество нормативных правовых документов. На сегодня только органы исполнительной власти субъектов РФ приняли свыше 1000 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в этой сфере.

Сегодня можно констатировать, что в нашей стране сформирована единая законодательная и нормативная правовая база в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в которой четко определены основные направления государственной политики в данной области.

Защита населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС) - это совокуп­ность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприя­тий, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь насе­ления и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов ЧС.

Защита населения от ЧС в Российской Федерации является общегосударствен­ной задачей. Государственной Думой 11.11.94 г. принят Федеральный закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера». Законом определены организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации и иностранных граждан и лиц без гражданства на всей территории страны.

Граждане Российской Федерации имеют право:

- на защиту жизни и здоровья, личного имущества;

- использование имеющихся средств коллективной и индивиду­альной защиты;

- информацию о возможном риске и мерах необходимой безопасности в ЧС.

Основные принципы, способы и мероприятия по защите населения в военное время.

Защита населения от ЧС обеспечивается комплексным проведением организационных, инженерно-технических и специальных, в том числе медицинских, мероприятий по предотвращению или максимальному снижению угрозы жизни и здоровью, нарушений жизнедеятельности населения, своевременному оказанию ме­дицинской помощи пораженным и больным в ЧС.

Основные принципы защиты населения:

• защите от ЧС подлежит все население Российской Федерации, а также иностран­ные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России;

• мероприятия по подготовке к защите населения проводятся заблаговременно по территориально-производственному принципу и одновременно от ЧС всех видов - природного, техногенного, военного характера и др.;

• мероприятия по защите населения планируются и осуществляются дифференцированно с учетом военно-экономического и административно-полити­ческого значения конкретных районов, городов и объектов экономики; осо­бенностей заселения территории; продолжительности и степени возможной и реальной опасности, создаваемой ЧС; природно-климатических и других ме­стных условий;

• объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения определяются исходя, из принципа разумной достаточности, экономических возможностей их реализации, степени потенциальной опасности технологий и производства, состояния спасательных служб;

• в целях рационального расходования ресурсов максимально эффективно (по двойному назначению - в производственных интересах и для защиты населе­ния) используются имеющиеся и создаваемые здания и сооружения, техниче­ские средства и имущество.

Основным объектом защиты в ЧС является человек с его правами на жизнь, здо­ровье, а также сохранение имущества.

Наши рекомендации