Тема 2.1. Когнитивные особенности

Тема 2.1. Когнитивные особенности

Понятие геронтогенеза

Изменение ощущения, восприятия, слуховой чувствительности

3. Динамика психофизических функции

4. Развитие высших психических процессов

Изменения памяти

Развитие мышления

Болезнь Альцгеймера

Микроинсульты

Факторы развития когнитивных функций в период поздней взрослости и старости

- 1 -

Периодпоздней взрослости часто называют геронтогенезом, или периодом старения. Большинство исследователей считает, что это время в жизни человека начинается с60 лет. Некоторые авторы полагают, что у женщин данный период начинается с55, а у мужчин с60 лет. Люди, достигшие данного возраста, подразделяются на три подгруппы: люди пожилого возраста, старческого возраста и долгожители.

Однако такая возрастная классификация людей, достигших возраста поздней взрослости, не единственная.

Например, Бернсайд с соавторами (1979) разбили этот возраст на четыре подпериода: от 60 до 69 — пред старческий; от 70 до 79 — старческий; от 80 до 89 — позднестарческий; от 90 до 99 — дряхлость.

Что же представляет собой жизнь человека в период поздней взрослости? Распад, угасание, болезни, немощность, потеря трудоспособности или, напротив, возможность вести полноценную и достаточно интересную жизнь?

Главной особенностью данного возраста является процесс старения, который представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме. В чем проявляются эти возрастные изменения?

Прежде всего, происходит постепенное ослабление деятельности организма. Люди, достигшие поздней взрослости, уже не так сильны физически, общий запас энергии у них становится существенно меньше по сравнению с молодыми годами. Ухудшается деятельность сосудистой и иммунной систем человека. Утрачивается живость тканей организма, что тесно связано с уменьшением в них содержания жидкости и вызывает затвердевание суставов.

Возрастное обезвоживание в свою очередь приводит к иссушению кожи. Она становится более чувствительной к раздражениям и солнечным ожогам, теряет мягкость и приобретает матовый оттенок. Иссушение кожи также препятствует потовыделению, которое регулирует поверхностную температуру тела.

Познавательные психические процессы— психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь.

Геронтогенез— один из возрастных периодов в жизни человека — период старения, который начинается после 60 лет.

Специфика возраста

Главной особенностью данного возраста является процесс старения, который представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме.

Нарушение зрения

У людей, достигших периода поздней взрослости, могут возникнуть разнообразные нарушения зрения. Например, часто может наблюдаться уменьшение способности фокусировать взглядна предметах, что происходит, вероятно, из-за потери эластичности хрусталика. Кроме того, изменение структуры хрусталика может привести к его помутнению,а затем и к катаракте.

Вероятно, из-за сложности фокусировки людям, достигшим периода поздней взрослости, часто доставляет проблемы яркий свет. В отличие от молодых, им трудно воспринимать резкие контрасты и рассматривать мелкие детали. В настоящее время отдельные проблемы со зрением могут быть решены медициной. Например, удаление катаракты стало обычной и широко распространенной операцией. Однако большинство проблем, связанных со старением, пока современной медицине неподвластно. Так, потеря эластичности хрусталика практически не лечится.

Другим проявлением старческих изменений у пожилых людей является снижение остроты зрения— им становится трудно различать мелкие детали. Отчасти это может объясняться потерей эластичности хрусталика, а отчасти — гибелью рецепторов сетчатки. В большинстве случаев изменение данной характеристики зрения достаточно успешно компенсируется с помощью очков, в том числе бифокальных и трифокальных.

Еще одним признаком возрастного изменения зрения является то, что многим пожилым людям трудно игнорировать не относящиеся к делу раздражители.Например, с возрастом становится все труднее обнаружить конкретный дорожный знак среди множества других. Компенсацией данной проблемы является избыточность информации в виде повторяющихся несколько раз знаков. Стандартизация размещения и формата знаков также помогает пожилым людям обнаруживать нужные визуальные сигналы ( Alien et al ., 1992).

Изменения памяти

Память— процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Сенсорная (сверхкратковременная) память— гипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств. Первичная (рабочая) память— память, обеспечивающая выполнение оперативной задачи. Чаще всего это понятие встречается в иностранной литературе. В отечественной литературе данный вид памяти принято называть оперативной памятью. Вторичная (долговременная) память— память, обеспечивающая сохранение и возможность воспроизведения информации на длительный срок.

Среди всех проблем снижения когнитивных способностей пожилых людей, обусловленных старением организма, наиболее досконально были изучены изменения функций памяти. Причем большинство исследователей изучают не только память в целом как единый психический процесс, но и разновидности ее проявления.

Так, зарубежные исследователи, стоящие на позициях информационного подхода, чаще всего говорят о сенсорной, первичной, вторичной и третичной памяти.

Сенсорная память,по их мнению,— это очень кратковременная зрительная или слуховая память. Она способна удерживать поступающую на вход сенсорную информацию в течение короткого промежутка времени — примерно 250 миллисекунд, до начала ее обработки. Этот вид памяти некоторые авторы называют сверхкратковременной памятью.

Проводимые исследования позволяют говорить о том, что пожилые люди все же способны принимать и удерживать чуть меньше информации, чем молодые. В среднем их объем восприятия несколько меньше, особенно когда два события происходят одновременно. Причины данного явления пока остаются невыясненными. Некоторые авторы полагают, что это явление, скорее всего, обусловлено тем, что хуже работают зрительная и слуховая системы. Вероятно, у пожилых людей в процессе старения происходит снижение избирательности внимания и способности к распознаванию отдельных признаков предметов.

Вместе с тем большинство современных исследователей полагают, что обнаруженные негативные изменения сенсорной памяти у людей, достигших поздней взрослости, настолько несущественны, что вряд ли будут очень заметны в повседневности. В реальной жизни большинство предметов и явлений можно рассматривать значительно дольше, чем в лабораторных экспериментах, где на это отводятся доли секунды (Рооп, 1985).

Первичная памятьхарактеризуется зарубежными исследователями как хранилище с ограниченным объемом информации. В ней находится только то, что у человека в настоящий момент «в мыслях», например только что увиденная на ценнике стоимость товара, который человек собирается купить. Поэтому ее называют рабочей памятью.Таким образом, первичная память, вероятно, имеет тот же смысл, что и оперативная памятьв отечественной психологии, поскольку обеспечивает выполнение ситуативной задачи.

Следует отметить, что в большинстве исследований, посвященных возрастным изменениям первичной памяти, не было обнаружено каких-либо существенных различий между первичной памятью молодых и пожилых людей. Поэтому принято считать, что старение не затрагивает функции первичной памяти.

Вторичная памятьявляется более долговременнымвидом памяти. По сравнению с сенсорной и первичной памятью во вторичной памяти, как показывают многочисленные исследования, наблюдаются очевидные возрастные различия. Согласно работам, посвященным изучению процессов заучивания и воспроизведения, пожилые люди часто запоминают меньше слов из списка и меньше деталей рисунка.

Однако до настоящего времени нет ясного представления о том, что является причиной этих различий: истинное уменьшение объема памяти или изменение процессов запоминания и воспроизведения? В некоторых исследованиях отмечается, что у пожилых людей, вероятно, ниже эффективность организации памяти, повторения и кодирования запоминаемого материала. Однако если тщательно проинструктировать обследуемых и дать им немного попрактиковаться, то они справляются с этими операциями существенно лучше ( Willis , 1985). Даже те, кому исполнилось восемьдесят и более, выигрывают от такой тренировки ( Willis & Nesselroade , 1990).

Следовательно, сохранность функций памяти пожилых людей в значительной степени зависит от особенностей той деятельности, которой они занимаются.

Исследования

Существуют возрастные различия и в результатах выполнения тестов на долговременную (вторичную) память. В ряде экспериментальных исследований было установлено, что пожилые люди лучше выполняют задания на узнавание, чем на воспроизведение списков слов ( Craik & McDowd , 1987). Они склонны проявлять большую избирательность в отношении того, что хранить в памяти. Запоминание бесполезных списков слов у многих обследуемых, достигших поздней взрослости, возможно, вызывает внутренний протест. В связи с этим в экспериментах на запоминание бессмысленных слов и слогов у них результаты невысоки, но в пересказе смысла разбитого на параграфы текста пожилые люди демонстрируют весьма высокие результаты ( Meyer , 1987).

Так, в одном исследовании было обнаружено, что люди, достигшие периода поздней взрослости, запоминают интересные метафоры лучше, чем студенты. Они не стараются в точности воспроизвести предложение, а стремятся понять и запомнить смысл ( Labouvi - Vief , 1982).

Таким образом, пожилые люди лучше запоминают то, что для них важно или может пригодиться в жизни. Вероятно, именно эта особенность позволяет им поддерживать навыки и способности в хорошей форме ( Lerner , 1990). Кроме этого, пожилые люди обычно лучше выполняют задания, если получили подробные инструкции по методике организации запоминаемого материала и имели возможность потренироваться (Рооп, 1985).

Вместе с тем возраст все же дает о себе знать. Так, даже после тренировки людям за 70 в процессе различных экспериментов не всегда удается достичь тех же результатов, что и молодым людям. Например, в исследовании, которое проводили Kleigl , Smith , & es . в 1990г., перед контрольным замером функций памяти проводилось обучение как пожилых людей, так и молодых взрослых. В результате обучение только увеличило разрыв в результатах между возрастными выборками, потому что молодым обучение дает больше, чем старикам.

Пожилые люди лучше запоминают то, что для них важно или может пригодиться в жизни.

Третичная память— память на отдаленные события, например, у пожилых людей это могут быть воспоминания о событиях детства или ранней юности.

Механическое запечатление— вид запоминания, который заключается в многократном повторении материала до его запоминания от начала и до конца, без использования специальных приемов и алгоритмов для упрощенного или ускоренного запоминания. Логическая или словесно-логическая память— запоминание и воспроизведение мыслей.

Образная память— память на представления, картины природы и жизни, а также звуки, запахи, вкусы и т. д.

Смысловая память— память на мысли, в том числе на смысл полученной информации.

Следовательно, резервных возможностей развития у пожилых людей существенно меньше, чем у молодых взрослых, по крайней мере в том, что касается определенных навыков. Поэтому вполне справедливо полагать, что старые люди имеют меньше возможностей для совершенствования ( Baltes , 1993).

Третичная память— это память на отдаленные события. Имеющиеся в настоящее время экспериментальные данные позволяют полагать, что этот вид памяти у пожилых людей, по всей видимости, сохраняется практически полностью. Более того, в ряде исследований отмечается, что пожилые люди лучше припоминают подробности исторических событий, чем более молодые люди. Это особенно касается событий, в которых старики непосредственно участвовали.

Следует также отметить, что существуют индивидуальные различия в функционировании памяти разных людей пожилого возраста. Например, известно, что более образованные люди обычно лучше выполняют тесты памяти, чем их менее образованные сверстники. Люди, активно занимающиеся интеллектуальным трудом, выполняют эти тесты существенно лучше тех, кто им не занимается. Таким образом, многочисленные исследования не смогли найти таких изменений функций памяти у пожилых людей, которые оказывали бы существенное влияние на их повседневную жизнь. Некоторым исключением является вторичная (долговременная) память. Большинство исследователей соглашается с утверждением, что эти различия прежде всего зависят от ряда факторов, не связанных с возрастом, а скорее всего обусловлены особенностями деятельности, которой занимались и занимаются люди в период поздней взрослости.

По результатам исследований отечественных психологов, наблюдающих за изменениями возрастных функций памяти, известно, что с возрастом у пожилых людей начинает ухудшаться механическое запечатление, а логическая память сохраняется. Образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом запоминание все равно сохраняется лучше, когда запоминаются образы, связанные со смыслом, нежели когда они не несут в себе смысловой нагрузки. Таким образом, основой памяти в старческом возрасте является логическая связь, а поскольку логическая память самым тесным образом связана с мышлением, можно предположить, что мышление пожилых людей весьма развито.

Развитие мышления

Современные зарубежные исследователи достаточно много внимания уделяют изучению особенностей мышления пожилых людей. Сегодня у большинства исследователей не вызывает сомнения тот факт, что, несмотря на превосходство памяти, молодые люди проигрывают пожилым в определенных сферах мышления, особенно в таком аспекте, как мудрость. Что такое мудрость?

Мудрость

Мудрость— это экспертная система знаний человека, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам.

Экспертные знания, которые ассоциируются с мудростью, по мнению зарубежных исследователей, можно разделить на 5 категорий:фактуаль-ные знания, процедурные знания, контекстуальные (связанные с событиями в личной жизни и историческими переменами), знание относительности жизненных ценностей и знание непредсказуемой изменчивости жизни (см. схему).

Большинство исследователей сходится на том, что мудрость — это когнитивное свойство человека, в основе которого лежит кристаллизованный, культурно-обусловленный интеллект и которое, по всей вероятности, связано с опытом и личностью человека.

Некоторые исследователи, и среди них Пол Б. Бал тес с коллегами ( Baltes et al ., 1993), посвятили много времени изучению проблем формирования мудрости, чтобы разобраться в том, что представляет собой мудрость как социально-психологический феномен. На основании теоретических и экспериментальных исследований можно предположить, что мудрость человека обладает рядом когнитивных свойств.

Во-первых,мудрость связана, главным образом, с решением важных и сложных вопросов, которые чаще всего касаются смысла жизни и состояния конкретных людей.

Во-вторых,уровень знаний, суждений и советов, отражаемый в мудрости, исключительно высок.

В-третьих,знания, связанные с мудростью, необычайно широки, глубоки и сбалансированы и могут применяться в особых ситуациях.

В-четвертых,мудрость сочетает в себе ум и добродетель и используется как ради личного благополучия, так и для пользы человечества.

Фактуальные знания

о практической стороне жизни

Процедурные знания

практической стороны жизни

Мудрость— это экспертная система знаний человека, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам.

Мудрость— это когнитивное свойство человека, в основе которого лежит кристаллизованный, культурно-обусловленный интеллект и которое, по всей вероятности, связано с опытом и личностью человека.

В-пятых,хотя достичь мудрости нелегко, большинство людей распознают ее без труда.

Таким образом, поздняя взрослость имеет свои положительные стороны в отношении развития и трансформации когнитивной сферы человека. Однако говорить о том, что у всех лиц, достигших данного возраста, динамика развития когнитивной сферы (в процессе которой формируются признаки мудрости) имеет одинаковый характер, было бы неверно. К сожалению, на практике часто приходится сталкиваться с противоположным явлением — снижением познавательной деятельности пожилого человека.

Деменция

Деменция— целый комплекс нарушений, включающий дефекты познания, прогрессирующую амнезию и изменения личности, связанные с наступлением старости.

Сенильнаядеменция — органическое заболевание мозга, отражающееся на адекватности мышления человека.

По мнению большинства исследователей психологических проблем возраста поздней взрослости, среди причин, обусловливающих снижение интеллектуальных характеристик человека, ведущее место занимает деменция — приобретенное слабоумие. Этим термином обозначают целый комплекс нарушений, включающий дефекты познания, прогрессирующую амнезию и изменения личности, связанные с наступлением старости.

Прежде всего следует отметить, что деменция не является неизбежной. Так, сенильная деменция, относимая в разряд органических заболеваний мозга, поражает только 3-4% людей старше65 лет. К сожалению, в процессе старения человека риск возникновения данного заболевания увеличивается. Например, исследования американских ученых говорят о том, что среди людей в возрасте от75 до 84 лет,проживающих в домах престарелых, примерно 20% страдают болезнью Альцгеймера, одной из форм деменции. После 85 летчисло случаев сенильной деменции среди обитателей интернатов и домов престарелых достигает 47% ( Evans et al ., 1989).

У людей, страдающих старческим слабоумием, ограничена способность к пониманию абстракций. Им недостает воображения. Они могут без конца повторять одно и то же, значительно медленнее соображают и не способны уделять должное внимание тому, что происходит вокруг них. Иногда они плохо помнят недавние события. Так, человек, страдающий деменцией, может ясно помнить события своего детства, но не в состоянии припомнить то, что случилось час назад. Из-за этих симптомов умственного распада старый человек часто оказывается не в состоянии следить за собой и справляться с элементарными гигиеническими процедурами.

Вместе с тем очень часто суждение о наличии «старческого слабоумия» у человека преклонных лет выносится ошибочно. Учитывая широкое разнообразие косвенных причин, сложно поставить четкий диагноз.

Например, неправильное питание или хроническое недосыпание, связанное с болезнью, беспокойством, депрессией, горем или страхом, могут нарушать мыслительный процесс не только у пожилых, но и у молодых людей. Заболевания сердца или почек, вызывающие изменение нормального ритма организма, обмена веществ и др., также могут отражаться на способности ясно мыслить. Спутанность сознания, сонливость могут вызываться лекарственными препаратами, используемыми для лечения некоторых заболеваний. В каждом из таких случаев при правильном лечении соматической болезни или эмоционального расстройства у человека исчезают симптомы, напоминающие проявление старческого слабоумия.

Также следует обратить внимание на то, что приведенные выше сведения о распространенности деменции среди престарелых людей вряд ли могут рассматриваться как абсолютно точные, поскольку авторами проводился анализ распространенности деменции среди лиц, проживающих в домах престарелых. И мы не ошибемся, если выскажем предположение о том, что сами условия жизни в подобных учреждениях обусловливают снижение интеллектуальной активности человека.

Старые люди, проживающие в домах престарелых, «выключены» из общественной жизни, лишены возможности общения со своими родными и близкими или, по крайней мере, общаются редко, не ощущают своей значимости для других людей и т. д. Все это приводит к снижению их мотивации к проявлению активности, в том числе и в познавательной деятельности. Вероятно, среди людей пожилого и престарелого возраста, живущих в семье или продолжающих вести относительно активный образ жизни, распространенность деменции существенно ниже. Вполне вероятно, распространенность деменции среди старых людей во многом обусловлена особенностями культуры того или иного общества, в том числе особенностями отношения к лицам преклонного возраста.

Таким образом, среди причин, обусловливающих старческое слабоумие, очень много субъективных, в том числе психологических. Например, известно, что некоторые пожилые люди твердо уверены, что потеряют память и окажутся не в состоянии делать то, что им удавалось ранее. Они заранее начинают ожидать, что станут беспомощными и зависимыми от других и частично потеряют контроль над собственной жизнью. Старики нередко воображают, что их судьба полностью отдана на волю случая или находится в чужих руках. Люди, которые так думают, действительно часто утрачивают компетентность и контроль над обстоятельствами. У них меньше самоуважения, они проявляют меньшее упорство и реже пытаются достичь необходимых результатов.

Болезнь Альцгеймера

На самом деле лишь около 50% людей с диагнозом «старческое слабоумие» страдают болезнью Альцгеймера — подлинной болезнью, связанной с разрушением мозговых клеток. Еще примерно 30% перенесли серию микроинсультов, повредивших мозговые ткани.

При болезни Альцгеймера происходит прогрессирующее разрушение мозговых клеток, особенно клеток коры головного мозга. Существует предположение, что болезнь Альцгеймера занимает четвертое место в списке основных причин смерти пожилых людей.

Причем точный диагноз болезни Альцгеймера можно поставить только при аутопсии (вскрытии): в этом случае гистологический анализ поврежденных участков мозга позволяет обнаружить наличие сенильных бляшек и характерные изменения нейрофибрилл, которые спаиваются в утолщенные жгуты и клубки. При жизни пациента рабочий диагноз обычно ставится на основании прогрессирующего ослабления памяти и дезориентации.

Причины болезни Альцгеймера до сих пор неизвестны, хотя распространенность заболевания в некоторых семьях позволяет предположить влияние генетического фактора в ее развитии. В частности, болезнь Альцгеймера, по-видимому, связана с геном, кодирующим аполипопротеин Е (АроЕ). Люди, обладающие определенной формой этого гена, АроЕ4, имеют повышенные шансы заболеть болезнью Альцгеймера после 65 лет ( Miller , 1993). Другие возможные причины, например большая концентрация алюминия в клетках мозга, пока не доказаны ( Doll , 1993).

Симптомы заболевания

Первые симптомы этого заболевания обычно проявляются в забывчивости. Вначале человек забывает мелочи; по мере развития болезни перестает помнить места, где он бывал, имена и повседневные дела; и наконец даже только что произошедшие события немедленно оказываются забытыми. Прогрессирующее ослабление памяти сопровождается утратой привычных навыков. Становится гораздо сложнее планировать и выполнять даже простейшие повседневные дела; например, трудно приготовить себе еду, если не можешь отыскать холодильник. К этому моменту становится ясно, что такого человека нельзя оставлять одного, потому что он может непреднамеренно причинить себе вред. И наконец наступает полное слабоумие. Пациент не способен выполнять самые простые действия, например одеваться или есть. Знакомых он не узнает, даже любящий супруг, ухаживавший за ним в течение многих лет, может внезапно показаться незнакомым.

Болезнь Альцгеймера— вызывающее слабоумие заболевание, при котором происходит прогрессирующее разрушение клеток головного мозга, особенно корковых. Аутопсия— патоанатомический метод исследования в современной медицине, заключающийся во вскрытии тела умершего человека.

Гистологический анализ— метод современной медицины, используемый для исследования особенностей строения и развития тканей человеческого организма. Сенильные бляшки— уплотнение кровеносных сосудов, вызывающее ухудшение кровоснабжения, вследствие чего нарушается нормальная работа внутренних органов. Нейрофибриллы— анатомический элемент структуры нервного волокна.

Микроинсульты

Другой прямой причиной деменции являются микроинсульты. В этом случае симптомы деменции развиваются не постепенно, а внезапно или скачками. Эту форму снижения интеллектуальных характеристик очень часто называют мулътиинфарктной деменцией (МИД). Инфаркт мозга вызывается резким сужением, вплоть до непроходимости (иногда временной) кровеносных сосудов, что препятствует нормальному кровоснабжению определенного участка мозга. В результате происходит омертвление и разрушение тканей мозга.

Причиной, вызывающей микроинсульты и обусловленное ими разрушение мозговых тканей, часто является атеросклероз — накопление холестериновых бляшек на внутренних стенках артерий. Особенно велик риск инсульта для людей с атеросклерозом, сердечными болезнями, гипертонией или диабетом.

Микроинсульт— острое нарушение мозгового кровоснабжения.

Мультиинфарктная деменция (МИД)— снижение интеллектуального уровня, наступающее внезапно, в виде ряда неожиданных симптомов, вызываемое инсультом или серией микроинсультов.

Тема 2.2. Аффективная сфера

В социуме старики часто воспринимаются сквозь призму стереотипов. Многие считают перспективу состариться настолько мрачной, что предпочитают вообще ничего не знать об этом. В наше время некоторым молодым людям кажется, что старость — это состояние полусуществования. Подобные стереотипы мешают воспринимать пожилых людей дифференцированно, как индивидуумов с действительно существующими между ними различиями. Все это может приводить к социальным установкам и действиям, которые отбивают у пожилых людей охоту принимать активное участие в коллективном труде и проведении досуга (КрайгГ., 2000).

Резюме

Для периода поздней взрослости характерны специфические изменения в эмоциональной сфере человека: неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. У большинства пожилых людей появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями.

Пожилые мужчины становятся более пассивными и позволяют себе проявлять черты характера, более свойственные женщинам, в то время как пожилые женщины становятся более агрессивными, практичными и властными.

В старости ослабление аффективной сферы человека лишает красочности и яркости новые впечатления, отсюда — привязанность пожилых людей к прошлому, власть воспоминаний.

Следует отметить, что пожилые люди испытывают меньшую тревогу при мысли о смерти, чем относительно молодые, они думают о смерти часто, но с поразительным спокойствием, боясь только, что процесс умирания будет длительным и болезненным.

Тема 2.3

Мотивационная сфера

Стиль жизни каждого человека уникален и неповторим. В значительной степени этот стиль мотивируется социальными побуждениями, потребностью найти свое место в жизни общества. Пройдя большую часть своего пути, человек с полной мерой ответственности может оценить свои социальные достижения и успехи, почувствовать радость от исполнившихся желаний молодости или разочарование от несбывшихся надежд, понять, какую социальную роль он играл и продолжает играть в обществе.

Стиль жизни — совокупность характеристик жизнедеятельности человека, обусловливающих собой единство направления в жизни.

Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием).

Потребность — переживаемое состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды (нужности, желанности чего-то) и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием.

Смена мотивов у пенсионеров

Обычно человек старается подготовиться к выходу на пенсию. Томпсон ( Thompson , 1977) считает, что этот процесс условно можно разделить на три части, в каждой из которых реализуются определенные мотивы поведения человека.

• Сбрасывание оборотов. Этот этап характеризуется желанием человека освободиться от ряда трудовых обязанностей и стремлением сузить сферу ответственности, чтобы избежать внезапного резкого спада активности при выходе на пенсию.

• Перспективное планирование. Человек старается представить свою жизнь на пенсии, наметить некоторый план тех действий или занятий, которыми он будет заниматься в этот период времени.

• Жизнь в ожидании пенсии. Людьми овладевают заботы о завершении работы и оформлении пенсии. Они практически уже живут теми целями и

Каждый человек, ушедший на пенсию, по-разному переживает это событие.

Социальный статус— роль и положение человека в обществе. Социальный интерес— целенаправленный поиск различных видов деятельности, которые даютчеловеку ощущение полезности и сопричастности с жизнью в обществе. Смыслообразующий мотив— центральный жизненный мотив, отражающий то, ради чего человек живет. потребностями, которые будут побуждать их к действиям в оставшийся период жизни.

С выходом на пенсию положение и роль людей изменяется. Они приобретают новый социальный статус. Теперь из группы, которую условно называют поколением руководителей, они переходят в так называемую группу людей «на заслуженном отдыхе», предполагающую снижение социальной активности. Для многих подобное изменение общественной роли оказывается одним из самых значительных событий, происходящих в период поздней взрослости.

Каждый человек, ушедший на пенсию, по-разному переживает это событие. В связи с тем, какое отношение формируется у него в процессе осознания данного факта, происходят соответствующие изменения в его мотива-ционно-потребностной сфере.

Одни воспринимают свой выход на пенсию как сигнал конца своей полезности, безвозвратной потери главного смыслообразующего мотива всей жизни. Поэтому они изо всех сил стараются подольше остаться на своем рабочем месте и работать до тех пор, пока хватает сил. Для таких людей работа — это стремление к определенным целям: от обычного поддержания материального благополучия до сохранения и приумножения карьерных достижений, а также возможность перспективного планирования, во многом определяющего их желания и потребности.

Отсутствие работы приводит человека к осознанию ослабления своей роли в обществе, а иногда и к ощущению ненужности и бесполезности. Иными словами, переход к жизни пенсионера служит для него сигналом «утраты власти, беспомощности и автономии» (Крайг Г., 2000). В этом случае человек сосредоточивает свои усилия на поддержании социального интереса, выражающегося в целенаправленном поиске тех видов деятельности, которые дают ему ощущение своей полезности и сопричастности с жизнью общества. Это участие в общественных акциях и организациях, ведение общественной работы и, конечно, обычная трудовая деятельность.

Вспомним, что, по социологическим опросам, подавляющее большинство людей, чей возраст приближается к пенсионному, предпочитают продолжать трудиться хотя бы неполный рабочий день (см. часть VI , глава 3).

Исследования

Чем старше становится человек, тем больше он дорожит своим рабочим местом. В ходе исследования работающих представителей среднего класса в возрасте от 46 до 71 года( Pfeiffer & Davis , 1971) 90% опрошенных мужчин и 82% женщин сообщили, что они бы продолжали работать, даже если бы могли этого не делать.

Даже те, чей возраст приближался к пенсионному, предпочли бы — в подавляющем большинстве — трудиться хотя бы неполный рабочий день.

Для других людей, которые воспринимали свою работу как обязанность или вынужденную необходимость, выход на пенсию означает освобождение от скучной, утомительной, рутинной работы, необходимости подчинения начальству и т. д. Теперь они имеют много свободного времени, которое могут посвятить своим увлечениям или заботе о близких, помощи детям, внукам, правнукам.

В целом, оценивая результаты опроса, проводившегося среди людей в возрасте от 60 до 80 лет, можно сказать, что многие пожилые люди по-прежнему смотрят на жизнь с точки зрения предоставляемых ею возможностей, а не навязываемых ограничений, и надеются «в будущем стать лучше, сильнее, глубже, мудрее, веселее, свободнее, сексуальнее и еще больше радоваться жизни» ( Sheeny , 1995, р. 62).

К сожалению, российская действительность не позволяет пожилым людям в полной мере реализовать свои потребности в самоуважении и самореализации.Низкая социальная защищенность, общественная нестабильность, трудные материальные условия побуждают человека пожилого возраста сосредоточиться на удовлетворении своих физиологических потребностей,на создании для себя приемлемых бытовых условий.

Старость

После 70 летбольшинство пожилых людей сталкиваются с болезнями и потерями. Смерть близких людей среди друзей и родных сужает круг общения, а болезни ограничивают для многих возможности пространственного передвижения. Человек все меньше и меньше путешествует (навещает друзей и родственников), не участвует в формальных организациях, не заботится о своей общественной роли.

На передний план выходит главная и основная потребность — поддержание физического здоровьяна приемлемом уровне. Очень важно, чтобы в таком возрасте эта потребность не осталась единственной и человек продолжал сохранять интерес к жизни, систему ценностей и установок, жил решением реальных насущных вопросов, а не воспоминаниями.

Как показано американскими психологами, у 70—80-летних людейдействительно пропадает желание участвовать в общественной жизни, происходит сосредоточ

Наши рекомендации