Одобрено ЦМК Составлено в соответствии с
Одобрено ЦМК Составлено в соответствии с
«Обще-профессиональных Государственными требованиями к дисциплин и профессиональных модулей» минимуму содержания и уровню
подготовки выпускников по
специальности:
Сестринское дело
Председатель ЦМК: Зам. директора по УР:
«___»____________2015 г. «___»___________2015 г.
________ Н.В. Павлова ________ Е.В. Курганская
Методист:
«____»__________2015 г.
_________А.Д. Богданова
Составитель: Гарифуллина Д.А.
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………………………....…..4
2 Рекомендации для студентов по работе с учебным пособием………………....…...…6
3. Информационный материал
3.1. Сестринская помощь при заболеваниях придаточного аппарата глаз: ячмене, блефарите, конъюнктивите .….………….………………………………………….….....7
3.2. Сестринская помощь при заболеваниях придаточного аппарата глаз: вывороте, завороте век, лагофтальме, дакриоцистите, флегмоне слезного мешка……………………………………………………………………………...……….10
3.3. Сестринская помощь при заболеваниях глазного яблока: кератите, язве роговицы, склерите…………………………………………………………………………………....12
3.4. Сестринская помощь при заболеваниях глазного яблока: иридоциклите, катаракте, глаукоме…………………………………………………………………….…13
4. Самоконтроль………………………………………………………………..……….…16
5. Алгоритмы практических манипуляций…………………………………….………..24
6. Эталоны ответов………………………………………………….…………………….26
7. Медикаментозные средства, применяемые в офтальмологии ……………………...29
8. Список используемой литературы………………………………………………….…31
Пояснительная записка.
Данное учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 060501 Сестринское дело и рабочей программы профессионального модуля ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах и предназначено для организации самостоятельной работы студентов при изучении темы «Сестринский уход при заболеваниях глаз и придаточного аппарата».
Основная цель учебно-методического пособия – организовать и повысить качество самоподготовки студентов, а также оптимизировать проведение занятий по ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, МДК 02.01.08 Сестринский уход в офтальмологии, тема: «Сестринский уход при заболеваниях глаз и придаточного аппарата».
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
иметь практический опыт:
– осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях;
- проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с различной патологией
уметь:
-готовить пациента клечебно-диагностическим вмешательствам;
- осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
- консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
- осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях ПМСП и стационара;
- осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
- проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры, основные приемы массажа;
- проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
- осуществлять паллиативную помощь пациентам;
- вести утвержденную медицинскую документацию;
знать:
- причины, основные клинические проявления и симптомы заболеваний;
- возможные осложнения и их профилактику;
- методы диагностики проблем пациента;
- организацию и оказание сестринской помощи;
- подходы к лечению, уходу, принципам рационального и диетического питания;
- пути введения лекарственных препаратов
- роль сестринского персонала при проведении реабилитационных процессов – виды, формы и методы реабилитации
- правила использования оборудования, аппаратуры, изделий медицинского назначения
В процессе освоения ПМ студенты должны овладеть профессиональными компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1. | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств |
ПК 2.2. | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса |
ПК 2.3. | Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами |
ПК 2.4. | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования |
ПК 2.5. | Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса |
ПК 2.6. | Вести утвержденную медицинскую документацию |
ПК 2.7. | Осуществлять реабилитационные мероприятия |
В учебно-методическом пособии представлены информационный материал, задания различных уровней сложности: контрольные вопросы, тестовые задания, таблицы по сестринскому процессу, алгоритмы практических манипуляций; рекомендации по работе с пособием, рисунки, эталоны ответов к самоконтролю; список литературы.
Знания и умения, полученные студентами после изучения темы, позволят выпускнику применять их в повседневной деятельности медсестры при работе в лечебно-профилактических учреждениях.
Учебно – методическое пособие состоит из двух частей:
1. Теоретический информационный материал содержит информацию по данной теме и дает возможность ознакомиться с сестринским уходом при заболеваниях глаз и придаточного аппарата.
2. Самоконтроль: подготовка ответов на тестовые задания, морфофункциональные и ситуационные задачи.
Как работать с учебно – методическим пособием.
Учебно – методическое пособие предназначено для оказания методической помощи преподавателям медицинских колледжей, а так же для самостоятельной подготовки студентов к теоретическим и практическим занятиям. Учебно – методическое пособие призвано помочь студентам в организации усвоения нового учебного материала, в его систематизации и закреплении полученных знаний. Сначала следует внимательно прочитать изучаемый теоретический материал, затем просмотреть задания и вопросы, предложенные к теоретическому материалу в учебно – методическом пособии, формулируя устно краткие ответы, и таким образом оценить степень усвоения вами учебного материала. При затруднении в ответе, на какой – то вопрос следует вернуться к тексту пособия и с его помощью выполнить это задание устно. После чего уже без помощи пособия письменно оформить ответы в рабочей тетради.
Желаю успеха!
3.Теоретический информационный материал.
Известно, что глаз является частью мозга, вынесенной на периферию. Это важнейшая составная часть так называемой оптико-вегетативной или фотоэнергетической системы, которая с первых минут жизни и до глубокой старости обеспечивает активное ее участие в гармоничной адаптации внутренних органов к внешним условиям. По состоянию глаз и зрительных функций больше, чем по состоянию какого-либо другого органа, можно судить об общем здоровье человека, его болезней и их течение под влиянием лечения, о клиническом выздоровлении, а также прогнозировать болезни различных органов и систем.
ГЛАУКОМА
Катаракта.
Катаракта является одним из самых распространенных заболеваний глаз среди людей пожилого возраста. Хрусталик человеческого глаза — это "естественная линза" пропускающая и преломляющая световые лучи. Хрусталик расположен внутри глазного яблока между радужкой и стекловидным телом. В молодости хрусталик человека прозрачен, эластичен — может менять свою форму, почти мгновенно "наводя фокус", за счет чего глаз видит одинаково хорошо и вблизи, и вдали. При катаракте происходит частичное или полное помутнение хрусталика, теряется его прозрачность и в глаз попадает лишь небольшая часть световых лучей, поэтому зрение снижается, и человек видит нечетко и размыто. С годами болезнь прогрессирует: область помутнения увеличивается и зрение снижается. Если своевременно не провести лечение может привести к слепоте. Встречается в любом возрасте. Бывает врожденная катаракта,травматическая, осложненная, лучевая, катаракта, вызванная общими заболеваниями организма.Но чаще всего встречается возрастная (старческая) катаракта, которая развивается у людей после 50 лет.
К факторам, способствующим развитию катаракты, относятся:
· генетическая предрасположенность;
· травмы глаза (химические, механические, контузионные травмы);
· различные глазные заболевания (в том числе глаукома, близорукость высоких степеней);
· эндокринные расстройства (нарушение обмена веществ, сахарный диабет, авитаминоз);
· лучевое, СВЧ и ультрафиолетовое облучение;
· длительный прием ряда лекарственных препаратов;
· повышенная радиация;
· неблагоприятная экологическая обстановка;
· токсическое отравление (нафталином, динитрофенолом, таллием, ртутью, спорыньей);
· курение.
Симптомы: Еще древние греки называли эту болезнь — kataraktes, что в переводе означает водопад. При катаракте зрение затуманивается, и человек видит, как бы сквозь падающую воду или через запотевшее стекло. С развитием заболевания все острее ощущается мелькание перед глазами полосок, штрихов и пятен, ореолы вокруг предметов при ярком свете, светобоязнь, двоение изображения. Часто возникают затруднения при чтении, письме, работе с мелкими деталями, шитье. По мере «созревания» катаракты цвет зрачка вместо черного становится белым.
Диагностика катаракты. Катаракта — коварное заболевание и определить, наличествует ли оно у вас под силу только квалифицированному специалисту. К сожалению, многие пациенты обращают внимание на здоровье своих глаз, только тогда, когда оно начинает их беспокоить. Основным методом диагностики катаракты является осмотр глазного дна при хорошем освещении. Иногда такой осмотр уже указывает на определенные проблемы. Более углубленное изучение проходит при помощи световой (щелевой) лампы — биомикроскопия глаза, которая дает направленное освещение и увеличение. Ее световой луч имеет форму щели.
Основой развития данной технологии послужило открытие шведского физика Гульдштрандта. В 1911 году он создал прибор, предназначающийся для освещения глазного яблока, который в последствии получил название щелевой лампы. Для освещения глаза ученый использовал не сам источник света, а его действительное обратное изображение, проецировавшееся в области щелевидной диафрагмы. Узко ограниченный пучок света давал возможность создавать четкую контрастность между исследуемыми (освещенными) и неосвещенными участниками глаза пациента, что в дальнейшем специалисты стали называть световой активностью. Биомикроскопия позволяет офтальмологу видеть все детали глазного яблока и подробно обследовать не только наружные, но и глубоко расположенные тканевые структуры глаза.
Помимо осмотра глазного дна при помощи щелевой лампы в диагностику катаракты входят: методики, позволяющие подсчитать силу искусственного хрусталика (интраокулярной линзы). Индивидуальный расчет параметров осуществляется благодаря уникальному в России прибору — «ИОЛ-мастер» (фирмы ZEISS). Такой прибор позволяет одновременно измерить не только длину глаза, кривизну роговицы, глубину передней камеры, оценить состояние естественного хрусталика, но и оптимально рассчитать параметры искусственного хрусталика.
Лечение катаракты.Осуществляется при помощи методики факоэмульсификации (ультразвуковой или с использованием фемтосекундного лазера) с имплантацией искусственной интраокулярной линзы. Такая операция заключается в замене мутного, пораженного катарактой хрусталика искусственной интраокулярной линзой.
Самоконтроль.
Задание.
Задание.
«СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ГЛАЗНОГО ЯБЛОКА»
Вставьте пропущенные слова или допишите предложения.
КЕРАТИТЫ - ЭТО 1. ____________________. . Причиной могут быть 2. ______________, 3. ____________ и 4. ______________ инфекции, грибки, 5. _____________ ______________ (туберкулез, сифилис и т.д.), авитаминозы, дистрофические изменения. Кератиты являются серьезным заболеванием и могут приводить к стойкому снижению зрения в результате образования 6. __________ _________ (бельма), спаек в области зрачка и т.д. В тяжелых случаях может развиться эндофтальмит и панофтальмит. Длительность заболевания — несколько недель или месяцев. Кератит поверхностный катаральный (краевой). Развивается на фоне 7. __________, блефарита, хронического дакриоцистита. Появляется 8. ___________, 9. _____________, 10. ___________. Конъюнктива вокруг роговицы краснеет. По краю роговицы появляются единичные или сливные инфильтраты, которые могут изъязвляться. В дальнейшем роговица прорастает сосудами. Для этого кератита характерно длительное течение без выраженной динамики. Лечение. В первую очередь устраняется основная причина заболевания. Местно растворы:11. _________________, 1 % тетрациклина, 0,25 % левомицетина, 0,5 % гентамицина, 20-30 %12. ______________________, 10-20 % сульфапиридазин-натрия. Мази: 1 % 13.______________________, 1 % эритромициновая, 1 % эмульсия синтомицина, актовегин, солкосерил. Растворы, расширяющие зрачок: 1 % гоматропина, 1 % платифиллина гидротартрата. Витаминные капли — цитраля, глюкозы. Раствор гидрокортизона — осторожно. Внутрь: 10 % р-р кальция хлорида, димедрол, пипольфен,14. _______________.
Задание.
Подпишите фотографии с изображениями заболеваний глазного яблока.
(возможные заболевания: склерит, кератит, ирит, иридоциклит)
1________________________________
2._________________________________
3._________________________________
4. ____________________________________
5. _____________________________________
6.. ___________________________________
7. ________________________________________
8._____________________________________
Задание.
Тестовые задания по теме:
«Сестринский уход при заболеваниях глаз и придаточного аппарата»
Инструкция по выполнению тестовых заданий: 1-8 выберите цифру, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в рабочую тетрадь.
Вариант 1.
1. Острота зрения определяется при помощи
1) периметра
2) таблицы Рабкина Е.Б.
3) таблицы Сивцева Д.А.
4) рефрактометра
2. За норму принята острота зрения, равная
1) 0,9
2) 1,0
3) 0,5
4) 0,8
3. Периферическое зрение характеризует
1) острота зрения
2) поле зрения
3) темновая адаптация
4) световая адаптация
4. Помутнение хрусталика называется
1) микрофакией
2) катарактой
3) макрофакией
4) миопией
5. Характерная жалоба при зрелой катаракте
1) отсутствие предметного зрения
2) выделение из глаза
3) улучшение ранее сниженного зрения
4) боль в глазу
6. Воспаление слизистой оболочки глаза называется
1) дакриоциститом
2) конъюнктивитом
3) дакриоаденитом
4) блефаритом
7. Характер отделяемого из глаз при дифтерийном конъюнктивите
1) мутное с хлопьями
2) слизисто-гнойное, гнойное
3) цвета мясных помоев
4) отделяемое отсутствует
8. Характер отделяемого при гонобленнорее
1) мутное с хлопьями
2) слизисто-гнойное, гнойное
3) цвета мясных помоев
4) слезотечение
Тестовые задания по теме:
«Сестринский уход при заболеваниях глаз и придаточного аппарата»
Инструкция по выполнению тестовых заданий: 1-8 выберите цифру, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в рабочую тетрадь.
Вариант 2.
1. Гонобленнорея новорожденного, если заражение произошло при прохождении ребенка через родовые пути, начинается после рождения
1) на 5-й день
2) через 2-3 дня
3) сразу
4) через 2 недели
2. Для профилактики гонобленнореи новорожденным закапывают в глаза раствор
1) 0,25% левомицетина
2) 30% сульфацил-натрия
3) 3% колларгола
4) фурацилина 1:5000
3. Повязку на глаз накладывают при
1) конъюнктивите
2) кератите
3) ранении глаза
4) блефорите
4. К заболеваниям век относятся
1) дакриоцистит, дакриоаденит
2) блефарит, ячмень, халазион
3) кератит, конъюнктивит
4) катаракта, афакия
5. К заболеваниям слезного аппарата относятся
1) дакриоцистит, дакриоаденит
2) блефарит, ячмень, халазион
3) кератит, конъюнктивит
4) катаракта, афакия
6. Причиной возникновения ячменя является
1) травма
2) инфекция
3) аллергия
4) анемия
7. Воспаление роговицы — это
1) ирит
2) кератит
3) циклит
4) блефарит
8.Симптом, характерный для конъюнктивита
1) отек век
2) гиперемия век
3) перекорниальная инъекция сосудов
4) гиперемия конъюнктивного свода
Задание.
МАССАЖ ГЛАЗ
1. Сядьте за стол и установите на нем локти. 2. Соедините мизинцы и ударные стороны ладоней. Опустите голову так, чтобы ладони легли на закрытые глаза нижней своей частью, а лоб упирался в верхнюю часть ладоней и пальцы. 3. Расслабьте мышцы шеи. Точкой опоры становится лоб, а нижняя часть ладоней лишь прикасается к глазам. 4. Легко массируйте глаза нижней частью ладоней. Чередуйте поглаживание, вращение, надавливание и вибрацию в течение 1-2 минут. Признаком того, что вы делаете массаж правильно, будет появление в глазах ощущения тепла. 5. Расслабьте глаза.
Эталоны ответов.
1 задание.
Ответы: 1. Воспаление радужной оболочки (ирит) и цилиарного тела (циклит), 2. внезапное, 3. ломящие боли, 4. светобоязнь, 5. слезотечение, 6. Зрения, 7. отек и 8. покраснение, 9. гной (гипопион), иногда 10. кровь (гифема), 11. Крови, 12. снижают, 13. Снижено, 14. ревматизм, артрит, коллагенозы, бруцеллез, 15. туберкулез, сифилис, 16. аллергические заболевания, 17. симптомов и 18. Жалоб, 19. Преднизолона, 20. атропин, гоматропин, 21. Мезатон, 22. Антибиотикотерапия, 23. Десенсибилизирующие, 24. специфическая
2 задание.
Ответы: 1. Воспалительные заболевания роговой оболочки, 2. травмы, 3. Бактериальные, 4. вирусные, 5. хронические заболевания, 6. помутнения роговицы (бельма), 7. конъюнктивита, 8. светобоязнь, 9. слезотечение, 10. боль в глазу, 11. пенициллина, 12. сульфацил — натрия, 13. 1 % тетрациклиновая, 14. супрастин.
3 задание.
1. Склерит, 2. Кератит, 3. Склерит, 4. Кератит, 5. Склерит, 6. Ирит, 7. Ирит, 8. Иридоциклит.
Задание.
Ответы на тестовые задания по теме:
«Сестринский уход при заболеваниях глаз и придаточного аппарата»
1 вариант:1-3,2-2,3-2,4-2,5-1,6-2,7-1,8-3.
2 вариант: 1-2,2-2,3-3,4-2,5-1,6-2,7-2,8-4.
Задание.
Проблемы пациента с острым бактериальным конъюнктивитом
I. Настоящие проблемы:
— чувство «песка», жжение в глазу;
— слезотечение;
— отек переходной складки;
— покраснение глаза;
— склеивание ресниц по утрам;
— слизисто-гнойное отделяемое из глаза.
II. Потенциальные проблемы:
— развитие воспаления роговой оболочки;
— нарушение зрения;
— распространение заболевания среди здорового населения.
III. Приоритетная проблема: слизисто-гнойное отделяе-мое из глаза.
Цель сестринских вмешательств:
— в результате проводимых мер в течение недели у пациента прекратится выделение гнойного отделяемого из конъюнктивальной полости;
— заболевание не распространится среди родственни-ков и коллег пациента.
План сестринских вмешательств | Мотивация |
1. Провести с пациентом индивидуальную беседу о сути заболевания, о необходимости изоляции от коллектива и соблюдении личной гигиены: —не касаться глаз немытыми рутами; —не носить контактные линзы; — использовать индивидуальные полотенце и носовые платки; — ежедневная смена полотенца, постельного белья, носовых платков до прекращения выделения гнойного отделяемого; — протирать очки мыльным раствором 2—3 раза в день | 1. Для создания психологического покоя и прекращения распространения заболевания |
2. Провести индивидуальную беседу с родственниками, обучить их мерам профилактики заболевания в семье, рекомендовать с профилактической целью в течение 2—3 дней закапывать в глаза 30%-ный раствор сульфацил- натрия, пользуясь индивидуальными флаконом с каплями и пипеткой | 2. Обеспечить психологическую поддержку пациента и предупредить распространение заболевания в семье |
План сестринских вмешательств | Мотивация | ||
3. По согласованию с врачом дать пациенту направление на бактериологическое исследование содержимого конъюнктивальной полости, предупредив о необходимости исключить умывание, не закапывать капли, не закладывать мазь до взятия мазков | 3. Для выявления микробной флоры | ||
4. Обучить пациента: — обработке век ватным тампоном, смоченным раствором фурацилина 1:5000 или раствором перманганата калия 1:5000 3-4 раза вдень; — перед закапыванием капель промыванию конъюнктивальной полости раствором фурацилина 1:5000 из пипетки (шприца) | 4. Для проведения туалета век | ||
5. По назначению врача: закапывать в больной глаз капли, содержащие антибиотики, 6 раз в день: —0,05%-ный раствор витабакга; —0,3%-ный раствор гентамицина; —0,3% -ный ципромед; —0,3% -ный раствор гентамицина; —колбиоцин | 5. Лечение заболевания | ||
6. По назначению врача закладывать на ночь за веки болящего глаза одну из антибиотических мазей: — 1%-нуютетрациклиновую; —0,1%-ную тентамициновую; —0,5% -ную эритромициновую | 6. Лечение заболевания | ||
7. После получения результатов лабораторного исследования в лечение по назначению врача внести определенные коррективы | 7. Лечение заболевания | ||
План сестринских вмешательств | Мотивация | ||
8. Объяснить пациенту причину противопоказания наложения повязки на больной глаз: — под повязкой невозможны мигательные движения век, способствующие эвакуации гнойного отделяемого из конъюнктивальной полости; —под повязкой создаются благоприятные условия для развития микробной флоры и осложнений со стороны роговой оболочки | 8. Профилактика развития воспаления роговой оболочки и нарушение зрения | ||
Необходимо знать:
— препараты оксацин, ципромед, ципролет нельзя назначать из-за их токсичности детям, беременным женщинам и кормящим грудью матерям;
— все комбинированные препараты, содержащие кортикостероиды (макситрол, софрадекс) противопоказаны пациентам с вирусными, грибковыми, гнойными, туберкулезными заболеваниями глаз и глаукомой.
МЕДИКАМЕНТОЗНЫЕ СРЕДСТВА,
ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ОФТАЛЬМОЛОГИИ
Противовирусные препараты.
Rp: Oftan Idu – 0,1% - 10,0
D.S. Глазные капли. По 2 капли 3 раза в день в оба глаза
Rp: Ung. Florenali 0,25 – 0,5% - 10,0
D.S. Глазная мазь. Для обработки ресничного края век обоих глаз
Rp: Ung. Aciclovir 0,5% - 10,0
D.S. Глазная мазь.
Витамины.
Rp: Quinax -15,0
D.S. Глазные капли. По 2 капли 3 раза в день в оба глаза
Rp: Лютеин – 500 мг
D.S. По 1 капсуле 3 раза в день
Гипотензивные препараты.
Rp: Sol. Pilocarpini hydrochloridi 1 – 2% - 10 ml
D.S. Глазные капли. По 1-2 капли 2 раза в день в оба глаза
Rp: Sol.Arutimoli 0,25-0,5% -10 ml
D.S. Глазные капли. По 1-2капли 2 раза в день в оба глаза
Rp: Sol.Timololi 0,25-0,5% - 5 ml
D.S. Глазные капли. По 2капли 2 раза в день в оба глаза
Rp: Sol.Fotili - 5 ml
D.S. Глазные капли. По 2капли 2 раза в день в оба глаза
Местные анестетики
Rp: Sol. Dicaini 0,25 – 0,5% -10 ml
D.S. Глазные капли. По 2 капли 3-4 раза вдень в оба глаза
Rp: Sol. Inokaini 0,4% - 5,0 ml
D.S. Глазные капли. По 2 капли 3 раза в день в оба глаза
Rp: Sol. Lidokaini 2% - 2,0 ml
D.S. Глазные капли. По 2 капли 3 раза в день в оба глаза
Гормональные препараты.
Rp: Sol. Dexamethasoni 0,1% - 10 ml
D.S. Глазные капли. По 2 капли 3-4 раза вдень в оба глаза
Rp: Sol. Hydrocortisoni 0,5 – 1% - 5 ml
D.S. Глазные капли. По 2 капли 3-4 раза вдень в оба глаза
Диагностические препараты.
Rp: Sol. Fluoresceini 1% - 10ml
D.S. Глазные капли. По 2 капли в оба глаза
Rp: Sol. Collargoli 2% -10 ml
D.S. Глазные капли. По 2 капли в оба глаза
Антиаксиданты.
Rp: Sol. Emoxypini 1% -5,0 ml
D.S. Глазные капли. По 2 капли 3 раза в день в оба глаза
Rp: Sol. Taufoni – 4%- 10,0 ml
D.S. Глазные капли. По 2 капли 3 раза в день в оба глаза
Список используемой литературы
I. Обязательная литература:
1. Ерошевский Т.И. Глазные болезни: учебное пособие (под ред. Нестерова А.П., Малова В.М.). Москва, 2008. 316 с.
2. Петров С.Ю. «Анатомия глаза и его придаточного аппарата» (под ред. Аветисова С.Э.), 2003г.
II. Дополнительная литература:
1. Бровкина А.Ф., Вальский В.В., Гусев Г.А. «Офтальмоонкология», 2002г.
2. Волков В.В. «Глаукома открытоугольная», 2008г.
3. Кацнельсон Л.А., Танковский В.Э. «Увеиты (клиника, лечение)», 1998г.
4. Кански Дж. Дж. «Клиническая офтальмология. Систематизированный подход.», 2009г.
5. Михеева Е.Г. и др. "Скорая и неотложная помощь в офтальмологии" (учебно-методические указания), 1988г.
6. Морозов В.И., Яковлев А.А. «Фармакотерапия глазных болезней», 2001г.
7. Федоров С.Н., Ярцева Н.С., Исманкулов А.О. «Глазные болезни», 2005г.
Одобрено ЦМК Составлено в соответствии с
«Обще-профессиональных Государственными требованиями к дисциплин и профессиональных модулей» минимуму содержания и уровню
подготовки выпускников по
специальности:
Сестринское дело
Председатель ЦМК: Зам. директора по УР:
«___»____________2015 г. «___»___________2015 г.
________ Н.В. Павлова ________ Е.В. Курганская
Методист:
«____»__________2015 г.
_________А.Д. Богданова