К универсальной системе психотерапии.
Очевидно, что всякая интеграция в психотерапии, или создание единой универсальной системы, должна быть основана на общих элементах основных существующих теорий или систем. Далее мы предприняли попытку это осуществить.
Имеется три основных элемента психотерапии: 1) цели или задачи; 2) процесс у клиента; 3) условия со стороны психотерапевта и клиента, которые необходимы для прогресса клиента. В книге под редакцией Марера (Mahrer, 1967) «Цели психотерапии» (The Aims of the Psychotherapy)перечислены разнообразные цели терапии с точки зрения различных авторов. Так, Парлофф (Parloff, 1967) предлагает свой подход к решению проблемы. Он предлагает два уровня целей — промежуточные и конечные. Он отмечает, что если промежуточные цели могут сильно разниться, «различия в конечных целях будут минимальны» (р. 9).
Предложение Парлоффа закладывает основу для настоящего обсуждения. Рассматриваются не два, а три уровня целей, причем промежуточным и конечным целям даются иные определения. Вот эти три уровня: 1) конечная цель, 2) промежуточные цели, 3) ближайшая цель. Последняя заключается в качествах психотерапевта и клиента, необходимых для проведения терапии.
Цели
Конечная цель.Конечная цель определяется тем, каким человеком нам видится клиент в результате психотерапии. Очевидно, что мы хотим видеть клиента таким, какими хотим видеть всех людей. Это связано с вопросом о цели жизни, вопросом, который будоражил умы философов со времен Аристотеля.
Было предложено множество целей жизни. Яхода (Jahoda, 1958) предлагает концепцию позитивного психического здоровья, однако такому здоровью трудно дать четкое определение. Концепции приспособления поднимают вопрос о том, к чему именно следует приспосабливаться. Концепция компетентности Уайта (White, 1959) опять-таки вызывает вопрос об области компетентности. Психологическая эффективность связана со сходной проблемой. Все эти понятия требуют критериев более высокого уровня.
Разработан ряд концепций и терминов, преодолевающих это ограничение и дающих приемлемый критерий. Сюда относятся самореализация, самосовершенствование, полностью функционирующая личностьпо Роджерсу, а также самоактуализация.Этот последний термин стал общепринятым и используется здесь.
Определение самоактуализирующейся личности заимствовано из работы Маслоу (Maslow, 1956). Он дал общее определение самоактуализирующимся людям, для которых характерно
«полное использование талантов, возможностей, способностей и т. д. Такие люди реализуют себя и делают все возможное, на что способны. Эти люди в полной мере реализуют свои возможности» (pp. 161-162).
Проводя отбор группы людей, ныне здравствующих или умерших, которые могли быть отнесены к самоактуализирующимся, Маслоу попытался найти у них общие качества, которые отличают их от обычных людей. В результате были выделены четырнадцать характеристик.
1. Более точное восприятие реальности и более комфортное с ней взаимодействие.
2. Принятие себя, других, природы.
3. Спонтанность; отсутствие жесткой конформности.
4. Сосредоточенность на проблеме: сознание долга, чувство ответственности.
5. Отстраненность; потребность в уединении.
6. Автономия, независимость от культуры и окружения.
7. Свежесть восприятия.
8. Мистические переживания; необъятные чувства.
9. Gemeinshaftsgefuhl;эмпатия, симпатия ко всем людям, сопереживание им.
10. Глубокие межличностные отношения с другими.
11. Демократичность; уважение к другим.
12. Умение видеть средства и цели.
13. Философское, неагрессивное чувство юмора.
14. Креативность.
Высказывался ряд возражений по поводу концепции самоактуализации. Все они, как выяснилось, были обусловлены неверными представлениями о сущности самоактуализации и самоактуализирующихся личностей. Одно из таких возражений заключается в том, что самоактуализация есть набор неких особенностей характера, общих для всех людей, что ведет к стандартному поведению. Однако актуализируются конкретные возможности конкретного человека. Как отмечал Маслоу (Maslow, 1956), «самоактуализация есть актуализация себя, а двух одинаковых "я" не существует» (р. 192).
Второе распространенное ложное представление являет собой полную противоположность первому и заключается в том, что самоактуализирующийся человек по своей природе антисоциален или, во всяком случае, асоциален. Медди (Maddi, 1973) придерживается именно этой позиции. Сходное критическое замечание высказывал также Уильямсон (Williamson, 1950, 1958, 1963, 1965). Смит (Smith, 1973) считал, что непременным условием самоактуализации служат нежелательные или антисоциальные виды поведения, поэтому самоактуализация неприемлема. Уайт (White, 1973) считал самоактуализацию проявлением эгоизма. «Я прошу читателей, — пишет он, — внимательно понаблюдать за тем, означает ли самоактуализация, как ее представляют себе консультанты-психологи и другие, нечто большее, нежели свойственную подросткам озабоченность собственной персоной и собственными влечениями» (White, 1973, р. 69). А Дженет Спенс в своем президентском обращении к Американской психологической ассоциации (Spence, 1985) так говорит о молодежи 1960-х и начала 1970-х гг.:
«Хотя некоторые сделали карьеру, которая была выражением идеализма, другие повернулись спинами к этике труда или пожертвовали материальным успехом ради самоактуализации, возможности "заниматься собственным делом"... Хотя самоактуализация стала возможной благодаря отказу от материалистических целей, она все же служит проявлением неукротимого материализма»» (pp. 1289-1290).
В этих критических замечаниях просматривается смешение концепции самоактуализации с эгоизмом и эгоцентризмом, при этом самоактуализация считается характерной особенностью Я-поколения 1970-х гг., так называемой «культуры нарциссизма» (ср. Amitai Etzioni, 1982, Christopher Lasch, 1979, Tom Wolfe, 1976). He исключено, что в этом сыграло роль движение за человеческий потенциал, которое, несомненно, во многих своих проявлениях проповедовало крайний индивидуализм и эгоцентризм.
Роджерс дал достойный ответ на эти критические замечания, указав, что индивиды живут в обществе и могут актуализироваться лишь во взаимодействии с другими людьми. Они нуждаются в других людях, в причастности к ним, в общении с ними и их позитивном отношении (Rogers, 1959, 1961).
Самоактуализация как цель психотерапии, имеет несколько значимых аспектов, о чем идет речь ниже.
1. Самоактуализация представляет собой критерий в том смысле, что здесь неправомерен вопрос «для чего?». Самоактуализация избегает проблем, свойственных модели приспособляемости, когда надо отвечать на вопрос «приспособляемость к чему?», а также на вопросы конформности и социального контроля (Halleck, 1971).
2. Самоактуализация как цель не имеет проблем медицинского подхода с извечной дилеммой «заболевание—здоровье». Цель состоит не только в устранении патологии и достижении некоего неопределенного (и неопределяемого) уровня психического здоровья, или «нормальности». Это вовсе не негативная концепция, такая как отсутствие нарушения, расстройства или «психического заболевания». Это позитивная цель.
3. Самоактуализация устраняет конфликт или противоречие между внутриличностным и межличностным. Она включает всего человека в обществе других людей.
4. Целью является процесс, а не статическое состояние, которого надо достичь раз и навсегда. Это развитие самоактуализирующихся личностей,непрерывный процесс. Адекватной целью должен быть идеал, к которому можно подходить как угодно близко, но достичь его невозможно.
5. Самоактуализация как цель не ограничена психотерапией, или лечением людей с нарушениями. Это цель жизни всех людей, которые в той или иной степени не удовлетворены собой, несчастливы, не полностью реализуют свои способности, или потенциал. Таким образом, самоактуализация должна быть целью общества и всех его институтов — системы образования, брака и семьи, политической, социальной и экономической систем — каждый из которых существует на благо людей. В действительности психотерапия начала свое существование как способ оказания обществом специальной помощи тем своим членам, чье движение к самоактуализации встретило препятствия, было прервано или замедлено, как правило, из-за отсутствия добрых человеческих отношений.
6. Есть и другой аспект самоактуализации, обладающий особой значимостью. Цели или связаны с влечениями или мотивами или соответствуют им. Следовательно, говоря о цели жизни, необходимо проанализировать потребности, влечения, мотивы, коль скоро цели определяются потребностями. Самоактуализация представляет собой базовую мотивацию всех людей, более того, всех живых организмов. Голдштейн (Goldstein, 1939), один из первых, кто употребил термин самоактуализация,отмечает, что «организм руководствуется тенденцией к актуализации, насколько это возможно, собственной природы в мире» (р. 196). Таким образом, цель не является абстрактной, теоретической, философской, этической или религиозной, она имеет корни в биологической природе организма.
7. Поскольку влечение к самоактуализации имеет биологическую основу, оно не связано со временем или культурой. Следовательно, цель эта универсальна. И в качестве универсальной цели не только психотерапии, но и всей жизни, она служит критерием для оценки культуры. Маслоу (Maslow, 1971), испытавший влияние антрополога Рут Бенедикт, писал: «Я прихожу к мнению, что... ближайшая цель любого общества, которое стремится к самосовершенствованию, есть самоактуализация всех отдельных людей» (р. 213). (Подробное обсуждение см. Patterson, 1985a.)
8. Такая формулировка конечной цели психотерапии разрешает проблему, кто именно должен выбирать цель, психотерапевт или клиент. Ни психотерапевт, ни клиент не выбирают цели. Она дана; она присуща человеку как живому организму. Сама природа организма заключается в склонности к актуализации, к которой Роджерс относил тенденцию к росту, развитию, реализации своего потенциала, стремление стать тем, кем можешь стать, то есть самоактуализироваться.
9. Наконец, концепция самоактуализации дает решение проблемы организации потребностей в некую иерархию. Все специфические влечения, включая те, которые входят в иерархию Маслоу (Maslow, 1970), подчиняются влечению к самоактуализации. Все специфические потребности организованы и им присваиваются временные приоритеты в зависимости от их взаимосвязи с базовым влечением к самоактуализации (Patterson, 1985a).
Промежуточные цели.Промежуточными являются обычные цели, которые ставят перед собой психотерапевты. Сюда относятся специфические и конкретные цели поведенческих психотерапевтов. Авторы книги под редакцией Марера (Mahrer, 1967) уделили много внимания целям данного уровня, куда были включены уменьшение симптоматики; снижение тревоги, психологической боли и страданий, враждебности; устранение неадаптивных и приобретение адаптивных привычек. Другими промежуточными целями могут быть хорошие супружеские и семейные отношения; успехи в профессиональной деятельности; успехи в обучении, в том числе приобретение умения учиться; развитие способностей к искусству, музыке, спорту и т. д.
Конечная цель — это общая цель, применимая ко всем людям. Промежуточные цели объясняют и делают возможными индивидуальные различия. Люди имеют различные способности; они актуализируют себя по-разному.
Становится очевидным целый ряд преимуществ, связанных с разделением целей на промежуточные и конечные.
1. Если конечная цель универсальна, не зависит от времени и культуры, промежуточные цели варьируют у разных индивидов, зависят от времени и культуры. Здесь проявляется выбор клиента.
2. Промежуточные цели располагаются между ближайшими и конечной целями. Иначе говоря, они являются ступенями к конечной цели. В некоторых случаях они могут перекрываться аспектами конечной цели, в частности, это развитие самопонимания, самоуважения и самопринятия.
3. Конечная цель дает критерий выбора промежуточных целей, что отсутствует или неявно выражено в поведенческой терапии.
4. Если промежуточные цели можно рассматривать как субцели, или ступени к конечной цели, они также могут считаться побочными продуктами конечной цели. Самоактуализирующиеся личности обычно пытаются самостоятельно достичь промежуточных целей или же обращаются за необходимой помощью, например за обучением, рекомендациями, информацией, чтобы их достичь. Как побочные продукты, эти цели не обязательно становятся главной задачей какого-либо этапа жизни. Так, в психотерапии нет необходимости заранее их формулировать и определять, они намечаются самим клиентом во время или даже после терапевтического процесса. В некоторых случаях этого может оказаться вполне достаточно для создания условий развития самоактуализирующихся личностей; по мере того как индивиды все больше самоактуализируются, они намечают, преследуют и достигают собственные более конкретные цели.
5. Совершенно очевидно, что многие промежуточные цели становятся также задачами других вспомогательных процессов: обучения, переобучения, развития навыков.
Ближайшая цель.Промежуточные цели по Парлоффу (Parloff, 1967) — это аспекты психотерапевтического процесса, начало и продолжение которого является ближайшей целью данного подхода или системы. Терапевтический процесс и его элементы многократно описаны в различных теориях психотерапии. Парлофф (Parloff, 1967) выделял следующие специфические цели: перевод бессознательного в сознание; вспоминание вытесненного; переобусловливание; противообусловливание; укрепление или ослабление Суперэго; развитие и анализ трансферного невроза; помощь в проникновении в суть проблемы; усиление самопринятия. Практически нет свидетельств в пользу того, что многие из этих целей в конечном счете приводят к желаемым результатам терапии, в особенности к развитию самоактуализации.
Важную роль в терапевтическом процессе играет определенная деятельность клиента. Такие виды деятельности, как самоисследование, являются универсальными предпосылками успеха психотерапии. Сюда относятся и некоторые промежуточные цели, о которых упоминал Парлофф, в частности осознание бессознательного (или предсознательного) материала (самоосознавание).
Процесс самоисследования довольно сложен, в нем выделяется несколько аспектов, или стадий, которые описаны ниже.
1. Самораскрытие.Прежде чем приступить к самоисследованию, клиенты должны раскрыться, выразить свои негативные мысли, чувства, проблемы, неудачи и т. п. Клиенты приходят в терапию в связи со своими «проблемами», которые необходимо четко сформулировать, прежде чем приступать к их разрешению. Самораскрытие требует от клиента честности и открытости, или искренности.
2. Самоанализзаключается в работе клиентов с выявленным материалом, исследовании своих истинных особенностей. Процесс этот может протекать медленно и не всегда гладко. Следует обратить внимание на сопротивление, нежелание работать с некоторыми неприятными аспектами.
3. Самоисследование (самоанализ) подводит клиента к самооткрытию,осознанию своих истинных особенностей.
4. Вместе с самооткрытием приходит самопониманиеи самопринятие.Клиенты осознают безуспешность своих попыток самоактуализироваться. Они видят расхождение между реальным и идеальным «Я». Клиенты приступают к работе по преодолению этого расхождения, преобразуя свое реальное или/и идеальное «Я». Формируются реалистичные представления о себе, Я-концепция,более конгруэнтная опыту. Клиенты обретают способность принимать себя такими, какие они есть, приложить усилия, чтобы приблизиться к своему идеалу. (См. более подробное обсуждение проявлений терапевтического процесса у клиента, Patterson, 1985a & Rogers, 1961.)
Вопросы о самораскрытии и самоанализе возникают в связи с кросс-культурной терапией. Говорят, что представители других культур, а также беднейшие слои населения в нашей собственной культуре (Goldstein, 1973) не могут заниматься самораскрытием или самоисследованием («интроспекцией»). Так, Педерсен, ссылаясь на опыт работы с американскими индейцами, пишет: «Консультант, ждущий от клиентов вербализации их чувств, вряд ли добьется больших успехов с коренными американскими индейцами» (Pedersen, 1976, р. 26). Сью (Sue, 1981) ссылается на «некоторые этнические группы (американцев азиатского происхождения, коренных американцев и т. д.), которые запрещают самораскрытие перед представителями другой культуры» (р. 48). Он отмечает «веру в желательность самораскрытия, которой придерживаются многие работники сферы психического здоровья» (р. 38). Вместе с тем, как ни парадоксально, он же называет самораскрытие «существенным» условием, которое «особенно значимо для процесса и целей консультирования» (Sue, 1981, р. 48).
В этом-то и заключается проблема. Если самоисследование необходимо для прогресса в психотерапии (что подтверждается результатами исследований), тогда им нельзя пренебрегать, как предлагают некоторые, поэтому психотерапевту следует вести себя более активно, директивно, использовать структурированный подход. Однако нежелание клиента быть откровенным является скорее социальной, чем чисто культурной особенностью. Люди (вообще, а не только азиаты) не склонны откровенничать с незнакомцами, особенно находящимися выше в социальной иерархии, или со специалистами. Однако, как ни странно, именно незнакомым людям (включая психотерапевтов) иногда рассказывают то, что утаивают от родных и друзей. Выходцы из Китая, с которыми довелось работать первому автору, четко дали понять, что раскрыться они могут только в кругу родных и друзей. Нежелание исповедоваться, свойственное некоторым клиентам, не является причиной для отказа от психотерапии (для которой это является необходимым условием), а свидетельствует о необходимости создания соответствующих условий, в которых возможно самораскрытие клиента.
Условия
Условия со стороны психотерапевта.Как психотерапевт обеспечивает участие клиента в деятельности, необходимой для терапевтического прогресса? Для этого он создает определенные условия. Были выделены три основных условия (Rogers, 1957), необходимость которых подтверждается данными многих исследований (Patterson, 1984, 1985а).
1. Эмпатическое пониманиепредставляет собой нечто большее, чем знание клиента, основанное на полученной о нем информации. Это понимание клиента в его системе координат. Психотерапевт проникает в мир клиента и смотрит на вещи глазами клиента. Роджерс (Rogers, 1961) определил эмпатию как «точное, эмпатическое понимание мира клиента, взгляд изнутри. Ощущать личный мир клиента как будто свой собственный, но не утрачивая этого "как будто" — это и есть эмпатия» (р. 284). Клиент позволяет психотерапевту войти в свой мир, соглашаясь на самораскрытие.
2. Уважениепредполагает безусловное позитивное отношение, как его определил Роджерс. Оно включает искренний интерес к клиенту, теплоту, заботу, даже сопереживание. Оно подразумевает веру в клиента, уверенность в способности клиента принять ответственность за себя, включая терапевтический процесс, делать выбор и принимать решения, разрешать проблемы. Уважение включает признание за клиентом всех этих прав.
3. Терапевтическая подлинность, или конгруэнтность,если воспользоваться терминологией Роджерса, включает аутентичность, прозрачность (по экзистенциалистской терминологии) и честность. Терапия — это реальные отношения; психотерапевт не играет роли, не сохраняет профессиональный фасад, не действует как объективный эксперт. Подлинность (искренность) должна быть терапевтической. Без этого психотерапевты стали бы использовать ее как оправдание поведения, наносящего вред клиентам.
4. Имеется еще один элемент, который скорее находится на техническом уровне, а не представляет собой условие, однако, по нашему мнению, это необходимый элемент в поведении психотерапевта: конкретность, или специфичность реагирования на самовыражение клиента.Это противоположность абстракций, ярлыков, обобщений или интерпретаций, которые, вместо того чтобы поощрять клиента к самоанализу, мешают ему.
Эти условия можно обобщить, как нам кажется, в концепции любви в смысле агапэ. Они являются частью всех великих мировых религий и философий. Лао-цзы, китайский философ пятого века до нашей эры, написал поэму, озаглавленную «Лидер», которая вполне подходит для аналогии с психотерапией, если заменить лидера психотерапевтом,а народ — клиентами.
Лидер (Психотерапевт):
Лучший лидер — тот, о существовании которого народ едва знает;
Не очень хорош тот, которому народ подчиняется и которого славит;
Худший лидер — тот, кого презирают.
Хороший учитель немногословен,
Когда его работа сделана, его цель достигнута,
Тогда они скажут: «Мы сделали это сами».
Чем меньше говорит и делает лидер, тем более счастлив его народ;
Чем более он самодоволен, тем народ несчастнее.
Следовательно, разумный человек скажет:
Если я не стану вмешиваться в дела людей, они позаботятся о себе.
Если я не стану молиться на людей, они займутся самосовершенствованием.
Если я воздержусь от влияния на людей, они станут собой.
Условия со стороны клиента.Психотерапия, конечно, процесс двусторонний, это отношения, предполагающие участие двух людей. У клиента должны присутствовать два условия, чтобы процесс терапии мог начаться; эти условия были рассмотрены ранее.
Характеристики системы
Характеристики этой системы — условия со стороны психотерапевта, клиента, а также цели — представлены в табл. 16.1. Некоторые характеристики этой системы психотерапии, о которых следует упомянуть, включают следующее.
Таблица 16.1
Условия
— Со стороны терапевта:
Эмпатическое понимание, слушание, сообщение
Уважение, теплота, забота, сопереживание
Терапевтическая подлинность, конгруэнтность, честность
Конкретность, специфичность
— Со стороны клиента:
Добровольность, мотивация, восприимчивость
Принятие клиентом условий психотерапевта
Цели
— Ближайшие (процесс клиента)
Самоисследование
Самораскрытие
Открытость
Подлинность
Готовность к исповеди
Внутриличностное исследование
Самораскрытие
Самоосознавание
Самопринятие
Самопонимание
— Промежуточные (индивид)
Успехи в учебе — учебные навыки и привычки
Развитие талантов — искусство, музыка, спорт и т. д.
Профессиональные успехи и удовлетворенность работой
Личные взаимоотношения — семья
Ослабление симптоматики — тревоги, фобий, боли и т. п.
— Конечные (самоактуализирующаяся личность)
Принятие себя
Принятие других
Эмпатия
Искренность
Автономия, независимость
Ответственность
Демократизм
Открытость опыту
Самоуважение
I. Отметим сходство условий, процесса и целей. Все они включают эмпатию, уважение и подлинность, или честность. Условия также являются целью.
II.Клиент, самоактуализируясь, оказывает терапевтическое воздействие на других, способствуя их самоактуализации.
III. Условия действуют по ряду направлений, в соответствии с нашим пониманием процесса научения или процесса изменений.
1) Условия создают неугрожающую среду, в которой клиент ощущает себя в безопасности и готов к самораскрытию и самоанализу. Угроза, как хорошо известно, мешает научению. Теплая атмосфера принятия, создаваемая психотерапевтом, способствует десенсибилизации клиента, избавлению его от страхов и тревог, связанных с человеческим общением, снятию запретов на самораскрытие.
2) Процесс не всегда идет гладко, как типичный процесс научения, он развивается по кривой, со спадами и даже с отступлениями. Клиент демонстрирует конфликт приближения/избегания, прогрессируя до точки, в которой внутренняя угроза или тревога становятся слишком сильными, а затем отступая, или «отдыхая», пока тревога не уменьшится. Отдельные проблемы прорабатывать при этом невозможно. Все проблемы взаимосвязаны, клиент переходит от одной к другой, потом возвращается, процесс развивается по спирали.
3) Условия создают среду для научения самооткрытию. Хотя научение открытию не всегда возможно или желательно в других областях, это наиболее эффективный метод получения знаний о себе.
4) Условия служат наиболее действенными средствами подкрепления желаемого поведения клиента, или самоисследования. В более широком смысле любовь служит самым мощным подкреплением желаемого человеческого поведения.
5) Условия также действуют через моделирование. Клиент становится все более похожим на психотерапевта в процессе терапии. Следовательно, чтобы служить моделью, психотерапевт должен предоставлять условия более высокого уровня, а также находиться на более высокой ступени самоактуализации, чем клиент.
6) Условия высокого уровня включают ожидание психотерапевтом от клиента изменений. Ожидания оказывают сильный эффект на поведение других людей.
7) Создаваемые психотерапевтом условия высвобождают стремление клиента к актуализации, чтобы он мог стать более самоактуализирующейся личностью.
IV. Условия представляют собой специфическое лечение неудач или неадекватности прошлой и/или текущей жизни клиента. Эти неудачи служат источником большинства функциональных эмоциональных нарушений и препятствий к самоактуализации у людей.
V. Условия составляют, или включают, базовые, непреходящие, универсальные ценности жизни. Они необходимы для выживания общества или культуры. Общество не может существовать, если эти условия не содержатся в его членах хотя бы на минимальном уровне. Они необходимы для совместного проживания людей и их выживания как общества. Скиннер (Skinner, 1953) писал: «Если наука о поведении сможет обнаружить те условия жизни, которые ответственны за силу людей, она сможет предложить набор "нравственных ценностей", которые в силу своей независимости от истории и культуры какой-либо одной группы, могут стать общепринятыми» (р. 445). У нас такие ценности имеются (Patterson, 1966a).
VI. Таким образом, эта система психотерапии, включающая цель жизни и условия для достижения этой цели, является универсальной системой, не привязанной ни ко времени, ни к культуре. Универсален сам процесс;содержаниебудет различным не только в зависимости от общества, культуры, расы, пола, возраста и т. д., оно будет специфическим для каждого конкретного клиента.
Заключение.
В главе 15 мы пришли к выводу, что за прошедшие 10-20 лет были разработаны расходящиеся подходы к психотерапии. Одно из крайних направлений ранее представляла собой поведенческая терапия, хотя в настоящее время это скорее когнитивная терапия. В обоих подходах психотерапевт выступает в роли эксперта, контролируя и направляя терапевтический процесс, в идеале в предварительно запланированной манере и к конкретным целям; считается, что психотерапевт знает лучше. Другое направление в его крайней форме представлено экзистенциальной психотерапией. При отсутствии структуры и техник эта терапия отличается таинственностью и неопределенностью. Психотерапевт едва ли может считаться экспертом; он скорее попутчик, так же как и клиент, не имеющий карты местности и не знающий цели путешествия.
В данной главе был изложен некий средний альтернативный подход. Он основан на сближении мнений многих исследователей, теоретиков и практиков о том, что сущностью психотерапии являются отношения между психотерапевтом и клиентом. Если психотерапевт — хороший специалист, то он специалист прежде всего в человеческих отношениях, эти свои профессиональные качества психотерапевт не таит в себе, а делится ими с неспециалистами. Действительно, задача психотерапевта в конечном счете помочь клиенту наладить межличностные отношения, которые обычно служат источником проблем клиента. К сожалению, в нашем обществе слишком много людей вынуждены искать и оплачивать хорошие межличностные отношения, называемые психотерапией, а много других людей специально обучаются создавать такие отношения. Развитие психотерапии как средства удовлетворения потребности большого числа людей в хороших отношениях возвело этот процесс в ранг профессии; если же будет решено, что психотерапевты не имеют монополии на фасилитирующие межличностные отношения, психотерапия перестанет считаться профессией. Не исключено, что со временем профессиональной деятельностью станет непосредственное обучение хорошим межличностным отношениям.
Природа плацебо в психотерапии принимается во внимание. Хотя особенности психотерапевта нельзя полностью устранить из терапевтических отношений, их можно усилить, как в плацебо-терапии, или минимизировать.
Обсуждая интеграцию в психотерапии, Гарфилд (Garfield, 1982) отмечает, что
«один из важных шагов в желаемом направлении (интеграции в психотерапии) — выделить и дать четкое определение некоторых общих параметров, играющих, по-видимому, важную роль в большинстве видов психотерапии, и, вероятно, взять их за основу при формулировке психотерапевтических принципов и процедур. Возможно, мое предложение не встретит всеобщей поддержки, но, как мне кажется, оно заслуживает внимания» (р. 620).
Данная глава является шагом в этом направлении, к созданию универсальной системы психотерапии. Она основана на трех параметрах, которые хотя и считаются общими элементами, но все же не получают должного внимания по причинам, о которых было сказано выше. Эмпатическое понимание, уважение, или теплота, а также терапевтическая подлинность относятся к специфическим параметрам, эффективность которых наглядно доказана результатами сотен исследований. Эти качества нельзя игнорировать; они составляют основу любого систематического подхода в психотерапии. Мы далеки от того, чтобы доказывать возможность или желательность универсальной системы психотерапии, как равно и от желания создавать новые школы психотерапии.
Список использованной литературы.
Addams-Webber J. R. & Manucuso J. C. (Eds.). (1983). Applications of personal construct theory. New York: Academic Press.
Adler A. (1929/1969). The science of living. New York: Anchor Books.
Adler A. (1931/1958). What life should mean to you. New York: Capricorn Books.
Aiken L R. (1993). Personality: Theories, research, and applications. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
Ansbacher H. L. & Ansbacher R. R. (Eds.) (1964). The Individual Psychology of Alfred Adler: A systematic presentation in selections from his writings. New York: Harper & Row.
Arlow J. A., & Brenner C. (1988). The future of psychoanalysis. The Psychoanalytic Quarterly, 57,1-14.
Bandura A. (1969). Principles of behavior modification. New York: Holt, Rinehart & Winston.
Baumgardner P. & Perls F. S. (1975). Legacy from Fritz. Book One: Gifts from Lake Cowichan; Book Two: Legacy from Fritz. Palo Alto, СA: Science and Behavior Books.
Beck A. T. (1972). Depression: Causes and treatment. Philadelphia: University of Pennsylvania Press.
Beck A. T. (1983). Cognitive therapy of depression: New perspectives. In P. J. Clayton & J. E. Barnett (Eds.). Treatment of depression: Old controversies and new approaches (pp. 265-284). New York: Raven Press.
Beck A. T. (1985). Cognitive therapy. In H. I. Kaplan & B. J. Sadock (Eds.). Comprehensive textbook of psychiatry (4th ed., pp. 1432-1438). Baltimore: Williams & Wilkins.
Beck A. T. (1993). Cognitive therapy: Past, present, and future. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 61, 194-198.
Berne E. (1947). The mind in action. New York: Simon & Schuster.
Berne E. (1961). Transactional analysis in psychotherapy: A systematic individual and social psychiatry. New York: Grove Press.
Berne E. (1964). Games people play: The psychology of human relationships. New York: Grove Press.
Beutler L. E., Machado P. P. P. & Neufeldt S. A. (1994). Therapist variables. In A. E. Bergin & S. L. Garfield (Eds.). Handbook of psychotherapy and behavior change (4th ed., pp. 229-269). New York: Wiley.
Binswanger L. (1958). The existential analysis school of thought. In R. May, E. Angel, & H. F. Ellenberger (Eds.). Existence (pp. 191-213). New York: Basic Books.
Braaten L. J. (1961). The main theories of existentialism from the viewpoint of the psychotherapist. Mental Hygiene, 45,10-17.
Bradley В. Т. (1990). Client-centered therapy and experiential: Two different therapies. In G. Lietaer, J. Rombauts & R. Van Balen (Eds.). Client-centered and experiential therapy in the nineties (pp. 87-108). Leuven, Belgium: Leuven University Press.
Bugental J. F. T. (1981). The search for authenticity: An existential-analytic approach to psychotherapy. New York: Irvington.
Bugental J. F. T. (1987). The art of the psychotherapist. New York: Norton.
Carkhuff R. R. (1969). Helping and human relations. Vol. 1: Selection and training. Vol. 2: Practice and research. New York: Holt, Rinehart and Winston.
Cashdan S. (1988). Object relations therapy: Using the relationship. New York: W. W. Norton.
Chambless D. L. & Gillis M. M. (1993). Cognitive therapy for anxiety disorders. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 61,248-260.
Clarkson P. & MacKewn J. (1993). Fritz Perls. London: Sage.
Combs A. W. & Snygg D. (1959). Individual behavior: A perceptual approach to behavior (rev.ed.). New York: Harper & Row.
Corey G. (1992). Theory and practice of counseling and psychotherapy (4th ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.
DiGiuseppe R. A., Miller N. J. & Trexler L. D. (1977). A review of rational-emotive psychotherapy outcome studies. The Counseling Psychologist, 7(1), 64-72.
Dinkmeyer D. C, Dinkmeyer D. C.,Jr. & Sperry L. (1987). Adlerian counseling and psychotherapy (2nd ed,). Columbus, OH: Merrill Publishing Co.
Dobson K. S. (1989). A meta-analysis of the efficacy of cognitive therapy for depression. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 57, 414-419.
Docker-Drysdale B. (1989). Provision of primary experience: Winnicottian work with children. New York: Columbia University Press.
Dollard J. & Miller N. E. (1950). Personality and psychotherapy: An analysis in terms of learning, thinking, and culture. New York: McGraw-Hill.
Dreikurs R. (1967). Psychodynamics, psychotherapy, and counseling. Chicago: Alfred Adler Institute.
Dunlap K. (1932). Habits: Their making and unmaking. New York: Liveright.
Dusay J. M. & Dusay K. M. (1989). Transactional analysis. In R. J. Corsini & D. Wedding (Eds.). Current psychotherapies (4th ed., pp. 405-453). Itasca, IL: F. E. Peacock.
D'Zurilla T. & Goldfried M. R. (1971). Problem solving and behavior modification. Journal of Abnormal Psychology, 78,107-126.
Ellis A. & Dryden W. (1987). The practice of rational-emotive therapy. New York: Springer.
Ellis A. (1973). Humanistic psychotherapy: The rational-emotive approach. New York: Julian Press. (Paperback published by McGraw-Hill, New York.)
Ellis A. E. (1993). Reflections on rational-emotive therapy. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 61,199-201.
Ellis A., Young J. & Lockwood G. (1987). Cognitive therapy and rational-emotive therapy: A dialogue. Journal of Cognitive Psychotherapy: An International Quarterly, 1,205-255.
Emmelkamp P. M. G. (1994). Behavior therapy with adults. In A. E. Bergin & S. L Garfield (Eds.). Handbook of psychotherapy and behavior change (4th ed., pp. 379-427). New York: Wiley.
Enright J. B. (1975). An introduction to Gestalt therapy. In F. D. Stephenson (Ed.). Gestalt therapy primer. Springfield, IL: Charles C. Thomas.
Eysenck H. J. (1960). Learning theory and behavior therapy. In H. J. Eysenck (Ed.). Behavior therapy and the neuroses. New York: Pergamon.
Eysenck H. J. (Ed.). (1964). Experiments in behavior therapy. New York: Pergamon Press.
Fairbairn W. R. D. (1954). An object-relations theory of the personality. New York: Basic Books.
Fairbairn W. R. D. (1958). On the nature and aims of psycho-analytical treatment. International Journal of Psychoanalysis, 39,374-385.
Ford D. H. & Urban H. B. (1963). Systems of psychotherapy. New York: Wiley.
Frankl V. E. (1960). Paradoxical intention: A logotherapeutic technique. American Journal of Psychotherapy, 14,520-535.
Frankl V. E. (1965). The doctor and the soul (2nd ed.). New York: Knopf.
Franks C. M. (1984). Behavior therapy: An overview. In C. M. Franks, G. T. Wilson, P. C. Kendall & K. P. Brownell (Eds.). Annual review of behavior therapy (vol. 10). New York: Guilford.
Freud S. & Breuer J. (1895/1956). Studies on hysteria. London: Hogarth.
Freud S. (1900/1913). The interpretation of dreams. New York: Macmillan.
Freud S. (1905/1962). Three contributions to the theory of sex. New York: Dutton.
Freud S. (1915/1925). Repression. In Collected papers (vol. IV). London: Hogarth Press, pp. 84-97.
Freud S. (1920/1950). Beyond the pleasure principle. New York: Liveright.
Freud S. (1923/1962). The ego and the id. London: Hogarth Press.
Freud S. (1930/1962). Civilization and its discontents. New York: Norton.
Freud S. (1933). New introductory lectures on psychoanalysis. New York: Norton.
Freud S. (1935). An autobiographical study. London: Hogarth Press.
Freud S. (1937). Analysis terminable and interminable. International Journal of Psychoanalysis, 18,373-405.
Freud S. (1949). An outline of psychoanalysis. New York: Norton.
Freud S. (1959a). Sigmund Freud: Collected papers (vol. II). New York: Basic Books.
Freud S. (1959b). Sigmund Freud: Collected papers (vol. III). New York: Basic Books.
Friedlander S. (1918). Schupferische Indifferenz. Munich: Georg Mullen.
Gagne R. (1964). Problem solving. In A. Melton (Ed.). Categories of human learning. New York: Academic Press.
Gendlin E. T. (1962). Experiencing and the creation of meaning. New York: Free Press.
Gendlin E. T. (1973). Experiential psychotherapy. In R. Corsini (Ed.). Current psychotherapies. Itasca, IL: F. E. Peacock.
Giles T. R. (1983a). Probable superiority of behavioral interventions — I. Traditional comparative outcome. Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry, 14,29-32.
Giles T. R. (1983b). Probable superiority of behavioral interventions — II: Empirical status of the equivalence of therapies hypothesis. Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry, 14,189-196.
Giovachinni P. (Ed.). (1990). Tactics and techniques in psychoanalytic therapy: The implications of Winnicott's contributions (vol. 3). New York: Jason Aronson.
Glass C. R. & Arnkoff D. B. (1992). Behavior therapy. In D. K. Freedheim (Ed.). History of psychotherapy (pp. 587-628). Washington, DC: American Psychological Association.
Gold L. (1978). Life style and dreams. In L. G. Baruth & D. G. Ekstein (Eds.). Life style: Theory, practice, and research (pp. 24-30). Dubuque, IA: Kendall/Hunt.
Goldfried M. R. & Davison G. C. (1976). Clinical behavior therapy. NewYork: Holt, Rinehart and Winston.
Goldman D. (Ed.). (1993). In one's bones: The clinical genius of Winnicott. Northvale, NJ: Jason Aronson.
Goodman P. (1964). Compulsory miseducation. New York: Random House.
Greenberg J. R. & Mitchell S. A. (1983). Object relations in psychoanalytic the