Тема 2.2 Коллагеновые заболевания.

Цель:Изучить определение и виды коллагеноза, изучить клинико-морфологические формы ревматизма, ревматический эндокардит, приобретенные пороки сердца.

Ключевые понятия:ревматический миокардит и перикардит, эндокардит.

Технологии и формы организации:

Информационная лекция, практическое занятие с коллективными заданиями и индивидуальной работой студентов.

Приёмы: рассказ, пример, демонстрация макропрепаратов и микропрепаратов (слайды), ответы на вопросы, презентация и обсуждение студенческих презентаций.

Задания для практических занятий:

5.Тестовый контроль. Работа с макро- и микро препаратами.

Задания для самостоятельной работы:

Более глубокое изучение теоретического материала темы, используя: а) лекционный материал; б) учебники [1-5].

Вопросы к занятию:

1. Коллагенозы: определение, виды.

4. Ревматизм: определение, этиология и патогенез.

5. Ревматическая гранулема. Стадии развития.

6. Поражение сердца при ревматизме: эндокардит (диффузный, острый бородавчатый, фибропластический, возвратный бородавчатый); миокардит (гранулематозный, диффузный межуточный, очаговый межуточный); перикардит - морфологическая характеристика, исходы, значение.

7. Характеристика клинико-морфологическая форм ревматизма (полиартритическая, церебральная, нодозная).

8. Причины формирования и основные варианты приобретенных пороков сердца. Исходы и значение.

Тема 2.3. Патология почек. Тубулопатии. Гломерулопатии.

Цель: Изучить принципы классификации болезней почек.

Ключевые понятия:гломерулонефрит, некротический нефроз, пиелонефрит, нефросклероз, тубулопатии, гломерулопатии.

Технологии и формы организации:

Информационная лекция, практическое занятие с коллективными заданиями и индивидуальной работой студентов.

Приёмы: рассказ, пример, демонстрация макропрепаратов и микропрепаратов (слайды), ответы на вопросы.

Задания для практических занятий:

Работа с макро- и микро препаратами. Тестовый контроль

Задания для самостоятельной работы:

Более глубокое изучение теоретического материала темы, используя: а) лекционный материал; б) учебники [1-5].

Вопросы к занятию

1. Принципы классификации заболеваний почек.

2. Гломерулопатии – определение, основные заболевания, относящиеся к этой группе.

3. Гломерулонефрит - определение, этиология, патогенез, принципы классификации (по течению, топографии, характеру воспаления).

4. Морфологическая характеристика, исходы и значение основных форм гломерулонефрита ( острого, подострого, хронического) .

5. Мембранозная нефропатия – морфологическая характеристика

6. Нефротический синдром – определение, морфологическая характеристика, значение и исходы основных вариантов нефротического синдрома.

7. Тубулопатии – определение, причины развития.

8. Острый некротический нефроз - этиология, морфологические изменения, исходы, значение.

9. Пиелонефрит – определение, этиология, патогенез, классификация, морфологические изменения при остром и хроническом пиелонефрите, исходы, значение.

1. Работа в малых группах: Подобрать материал для выполнения домашнего задания ДЗ № 1 (Приложение А 3)

Тема 2.4. ОРВИ.

Цель: Изучить характеристики вирусов респираторной группы, пути инфицирования, основные морфологические проявления, осложнения, исходы.

Ключевые понятия:грипп,парагрипп, РС-инфекция, аденовирусная инфекция, гигантоклеточный метаморфоз.

Технологии и формы организации:

Информационная лекция, практическое занятие с коллективными заданиями и индивидуальной работой студентов.

Приёмы: рассказ, пример, демонстрация макропрепаратов и микропрепаратов (слайды), ответы на вопросы.

Задания для практических занятий:

Работа с макро- и микро препаратами. Тестовый контроль

Задания для самостоятельной работы:

Более глубокое изучение теоретического материала темы, используя: а) лекционный материал; б) учебники [1-5].

Вопросы к занятию

1. Характеристика острых респираторных вирусных инфекций (грипп, парагрипп, РС-инфекция, аденовирусная инфекция).

2. Характерные микроскопические признаки ОРВИ: гигантоклеточный метаморфоз, цитоплазматические включения.

3. Макроскопические изменения органов дыхания при ОРВИ.

4. Морфологические изменения, характерные для гриппа, парагриппа, РС-инфекции, ДНК-вирусных инфекций.

5. Внелегочные поражения при вирусных респираторных инфекциях, причины генерализации.

6. Респиратоный микоплазмоз и хламидиоз – особенности морфологических изменений.

Тема 2.5. Пневмонии.

Цель: Изучить классификации пневмоний.

Ключевые понятия:кандидоз, пневмоцистоз.

Технологии и формы организации:

Информационная лекция, практическое занятие с коллективными заданиями и индивидуальной работой студентов.

Приёмы: рассказ, пример, демонстрация макропрепаратов и микропрепаратов (слайды), ответы на вопросы.

Задания для практических занятий:

Работа с макро- и микро препаратами. Тестовый контроль

Задания для самостоятельной работы:

Более глубокое изучение теоретического материала темы, используя: а) лекционный материал; б) учебники [1-5].

Вопросы к занятию

1. Пневмония – определение, этиология, наиболее частые возбудители пневмоний.

2. Крупозная пневмония - этиология, патогенез, морфологические изменения на разных стадиях заболевания.

3. Морфологические особенности пневмоний, вызванных, стафилококком, стрептококком.

4. Морфологические особенности пневмоний, вызванных грам-отрицательньми палочками: палочкой Фридлендера (Klebsiella pneumoniae), палочкой инфлюэнцы (Haemophilus influenzae), кишечной палочкой (Е. Coli); синегнойной палочкой (Pseudomonas aeruginosae); протеем (Proteus vulgaris и Proteus mirabilis).

5. Основные осложнения бактериальных пневмоний.

6. Кандидоз легких.

7. Пневмоцистоз легких.

Наши рекомендации