Тема 2.2 Коллагеновые заболевания.
Цель:Изучить определение и виды коллагеноза, изучить клинико-морфологические формы ревматизма, ревматический эндокардит, приобретенные пороки сердца.
Ключевые понятия:ревматический миокардит и перикардит, эндокардит.
Технологии и формы организации:
Информационная лекция, практическое занятие с коллективными заданиями и индивидуальной работой студентов.
Приёмы: рассказ, пример, демонстрация макропрепаратов и микропрепаратов (слайды), ответы на вопросы, презентация и обсуждение студенческих презентаций.
Задания для практических занятий:
5.Тестовый контроль. Работа с макро- и микро препаратами.
Задания для самостоятельной работы:
Более глубокое изучение теоретического материала темы, используя: а) лекционный материал; б) учебники [1-5].
Вопросы к занятию:
1. Коллагенозы: определение, виды.
4. Ревматизм: определение, этиология и патогенез.
5. Ревматическая гранулема. Стадии развития.
6. Поражение сердца при ревматизме: эндокардит (диффузный, острый бородавчатый, фибропластический, возвратный бородавчатый); миокардит (гранулематозный, диффузный межуточный, очаговый межуточный); перикардит - морфологическая характеристика, исходы, значение.
7. Характеристика клинико-морфологическая форм ревматизма (полиартритическая, церебральная, нодозная).
8. Причины формирования и основные варианты приобретенных пороков сердца. Исходы и значение.
Тема 2.3. Патология почек. Тубулопатии. Гломерулопатии.
Цель: Изучить принципы классификации болезней почек.
Ключевые понятия:гломерулонефрит, некротический нефроз, пиелонефрит, нефросклероз, тубулопатии, гломерулопатии.
Технологии и формы организации:
Информационная лекция, практическое занятие с коллективными заданиями и индивидуальной работой студентов.
Приёмы: рассказ, пример, демонстрация макропрепаратов и микропрепаратов (слайды), ответы на вопросы.
Задания для практических занятий:
Работа с макро- и микро препаратами. Тестовый контроль
Задания для самостоятельной работы:
Более глубокое изучение теоретического материала темы, используя: а) лекционный материал; б) учебники [1-5].
Вопросы к занятию
1. Принципы классификации заболеваний почек.
2. Гломерулопатии – определение, основные заболевания, относящиеся к этой группе.
3. Гломерулонефрит - определение, этиология, патогенез, принципы классификации (по течению, топографии, характеру воспаления).
4. Морфологическая характеристика, исходы и значение основных форм гломерулонефрита ( острого, подострого, хронического) .
5. Мембранозная нефропатия – морфологическая характеристика
6. Нефротический синдром – определение, морфологическая характеристика, значение и исходы основных вариантов нефротического синдрома.
7. Тубулопатии – определение, причины развития.
8. Острый некротический нефроз - этиология, морфологические изменения, исходы, значение.
9. Пиелонефрит – определение, этиология, патогенез, классификация, морфологические изменения при остром и хроническом пиелонефрите, исходы, значение.
1. Работа в малых группах: Подобрать материал для выполнения домашнего задания ДЗ № 1 (Приложение А 3)
Тема 2.4. ОРВИ.
Цель: Изучить характеристики вирусов респираторной группы, пути инфицирования, основные морфологические проявления, осложнения, исходы.
Ключевые понятия:грипп,парагрипп, РС-инфекция, аденовирусная инфекция, гигантоклеточный метаморфоз.
Технологии и формы организации:
Информационная лекция, практическое занятие с коллективными заданиями и индивидуальной работой студентов.
Приёмы: рассказ, пример, демонстрация макропрепаратов и микропрепаратов (слайды), ответы на вопросы.
Задания для практических занятий:
Работа с макро- и микро препаратами. Тестовый контроль
Задания для самостоятельной работы:
Более глубокое изучение теоретического материала темы, используя: а) лекционный материал; б) учебники [1-5].
Вопросы к занятию
1. Характеристика острых респираторных вирусных инфекций (грипп, парагрипп, РС-инфекция, аденовирусная инфекция).
2. Характерные микроскопические признаки ОРВИ: гигантоклеточный метаморфоз, цитоплазматические включения.
3. Макроскопические изменения органов дыхания при ОРВИ.
4. Морфологические изменения, характерные для гриппа, парагриппа, РС-инфекции, ДНК-вирусных инфекций.
5. Внелегочные поражения при вирусных респираторных инфекциях, причины генерализации.
6. Респиратоный микоплазмоз и хламидиоз – особенности морфологических изменений.
Тема 2.5. Пневмонии.
Цель: Изучить классификации пневмоний.
Ключевые понятия:кандидоз, пневмоцистоз.
Технологии и формы организации:
Информационная лекция, практическое занятие с коллективными заданиями и индивидуальной работой студентов.
Приёмы: рассказ, пример, демонстрация макропрепаратов и микропрепаратов (слайды), ответы на вопросы.
Задания для практических занятий:
Работа с макро- и микро препаратами. Тестовый контроль
Задания для самостоятельной работы:
Более глубокое изучение теоретического материала темы, используя: а) лекционный материал; б) учебники [1-5].
Вопросы к занятию
1. Пневмония – определение, этиология, наиболее частые возбудители пневмоний.
2. Крупозная пневмония - этиология, патогенез, морфологические изменения на разных стадиях заболевания.
3. Морфологические особенности пневмоний, вызванных, стафилококком, стрептококком.
4. Морфологические особенности пневмоний, вызванных грам-отрицательньми палочками: палочкой Фридлендера (Klebsiella pneumoniae), палочкой инфлюэнцы (Haemophilus influenzae), кишечной палочкой (Е. Coli); синегнойной палочкой (Pseudomonas aeruginosae); протеем (Proteus vulgaris и Proteus mirabilis).
5. Основные осложнения бактериальных пневмоний.
6. Кандидоз легких.
7. Пневмоцистоз легких.