Тема 1.1 Предмет патологическая анатомия. Биопсия. Аутопсия. Болезнь. Некроз. Смерть. Апоптоз.

Цель:Изучить определение некроза как местной смерти, знать причины, механизм развития и морфологическую характеристику некроза, уяснить значимость биопсии, аутопсии.

Ключевые понятия:повреждение, некроз, биопсия, аутопсия, болезнь, апоптоз, смерть.

Технологии и формы организации:

Информационная лекция, практическое занятие с коллективными заданиями и индивидуальной работой студентов.

Приёмы: рассказ, пример, демонстрация макропрепаратов и микропрепаратов (слайды), ответы на вопросы, презентация и обсуждение студенческих презентаций.

Задания для практических занятий:

Тестовый контроль. Работа с макро- и микро препаратами.

Задания для самостоятельной работы:

Более глубокое изучение теоретического материала темы, используя: а) лекционный материал; б) учебники [1-5].

Вопросы к занятию:

1. Смысл термина «повреждение», используемого в патологии.

2. Специфические и неспецифические показатели клеточного повреждения.

3. Определение понятий «некроз» и «апоптоз».

4. Понятие о паранекрозе. Физико-химические, биохимические, биофизические и морфологические изменения при паранекрозе.

5. Клинико-морфологическая классификация некрозов. Морфологическая характеристика.

6. Исходы некрозов. Значение для организма.

7. Морфологические признаки и проявления некроза (внешний вид, микроскопические признаки: изменения ядра, цитоплазмы, волокнистых структур).

8. Определение разновидностей некроза и их характеристики (инфаркт, гангрена, пролежень).

9. Исходы некроза. Факторы, определяющие значение некроза

Решение ситуационных задач, по изученному материалу ДЗ № 1 (Приложение А 2).

2. Работа в малых группах: Подобрать материал для выполнения домашнего задания ДЗ № 2 (Приложение А 3) по подготовке докладов-презентаций

Тема 1.2. Адаптивные процессы.

Цель -изучить структурные аспекты процессов адаптации в различных органах и тканях.

Ключевые понятия:атрофия, гипертрофия, перестройка ткани, организация, метаплазия, дисплазия.

Технологии и формы организации:

Информационная лекция, практическое занятие с коллективными заданиями и индивидуальной работой студентов.

Приёмы: рассказ, пример, демонстрация макропрепаратов и микропрепаратов (слайды), ответы на вопросы, решение ситуационных задач и тестовых заданий с обсуждением результатов

Задания для практических занятий:

Работа с макро- и микро препаратами, тестовый контроль.

Задания для самостоятельной работы:

Более глубокое изучение теоретического материала темы, используя: а) лекционный материал; б) учебники[1-5].

Вопросы к занятию:

1. Понятие "приспособление" ("адаптация") и "компенсация". Фазы (стадии) компенсаторного процесса.

2. Общее представление об особенностях приспособления в условиях физиологии и патологии.

3. Что такое гипертрофия? Что такое гиперплазия? Понятия «истинная» и «ложная» гипертрофия.

4. Причины и механизмы развития гипертрофий, морфологические проявления.

5. Морфологические признаки и проявления гипертрофии. Классификация гипертрофии (рабочая, викарная, нейрогуморальная гипертрофия и гипертрофические разрастания).

6. Определение, морфологические признаки и проявления атрофии. Принципы классификации атрофии.

Решение ситуационных задач, по изученному материалу ДЗ № 2 (Приложение А2)

2. Работа в малых группах: Подобрать материал для выполнения домашнего задания ДЗ № 7 (Приложение А 3) по подготовке докладов-презентаций

Тема 1.3. Регенерация.

Цель -изучить структурные аспекты процессов регенерации в различных органах и тканях.

Ключевые понятия: регенерация.

Технологии и формы организации:

Информационная лекция, практическое занятие с коллективными заданиями и индивидуальной работой студентов.

Приёмы: рассказ, пример, демонстрация макропрепаратов и микропрепаратов (слайды), ответы на вопросы, решение ситуационных задач и тестовых заданий с обсуждением результатов.

Задания для практических занятий:

Работа с макро- и микро препаратами, тестовый контроль, защита презентаций.

Задания для самостоятельной работы:

Более глубокое изучение теоретического материала темы, используя: а) лекционный материал; б) учебники[1-5].

Вопросы к занятию:

1. Что такое регенерация? Клеточные и внутриклеточные формы регенерации.

2. Механизмы регенераций. Классификация и проявления регенерации. Регенерация отдельных тканей и органов.

3. Морфологические признаки и проявления гипертрофии. Классификация гипертрофии (рабочая, викарная, нейрогуморальная гипертрофия и гипертрофические разрастания).

4. Определение, морфологические признаки и проявления атрофии. Принципы классификации атрофии.

5. Что такое организация? Процессы перестройки тканей.

6. Понятие реактивности, как внутреннем факторе организма. Виды и формы реактивности. Роль реактивности организма в возникновении, течении и исходе болезней.

7. Понятие о конституции, ее типы. Значение конституциональных особенностей в возникновении болезней. Изучение роли наследственности в патологии. Причины и виды наследственной патологии.

Решение ситуационных задач, по изученному материалу ДЗ № 3 (Приложение А2)

Наши рекомендации