V. Язык в Интернет-пространстве
ДАЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ - 2017
85-летию научной библиотеки НижГМА посвящается…
Родной. Живой. Неповторимый.
I. Многогранный В.И. Даль
1.«Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля» - энциклопедия жизни русского народа (В.И. Даль о нравственности, гражданственности, патриотизме, семейных ценностях).
2.В.И. Даль в мировой культуре.
3.«Слово медика к больным и здоровым» В.И. Даля в современном мире.
4.«Не пером пишут, умом». Литературное наследие В.И. Даля.
5.Очарованный странник В.И. Даль как этнограф и географ.
6.«Пословица недаром молвится». О сборнике «Пословицы и поговорки русского народа» В.И. Даля.
7.Нижегородское окружение В.И. Даля.
II. Читать - не вредно, вредно - не читать (к юбилею научной библиотеки НижГМА)
8.Минуты радостного чтения (роль художественной литературы в жизни студента.)
9.Образ врача в современной литературе.
10.Чтение как семейная традиция.
11.Чтение – неотъемлемая часть культурных традиций России.
12.Чтение в системе жизненных приоритетов молодежи.
13.Без прошлого нет будущего (литературные воспоминания выдающихся медиков в становлении врача.
14.Alit lectio ingenium (лат.). Чтение питаем ум.
15.«Листая старые страницы»: вопросы деонтологии в медицинской периодике XIX века.
III. «Неисчерпаемый родник наш…» (В. И. Даль)
16.«И мы сохраним тебя, русская речь!».
17.«Русский язык – это особый язык» (М.В. Ломоносов) (особенности восприятия русского языка иностранными студента).
18.Из истории создания славянского алфавита: от латиницы до кириллицы.
19.Речь ведущих на молодежных телеканалах.
20.Слово и жест в публичных выступлениях.
21.Язык и культура в становлении личности.
22.Иноязычные слова в современной русской речи: плюсы и минусы.
23.Речевой портрет первокурсника и выпускника НижГМА: есть ли отличие?
24.Русские пословицы и их аналоги в иностранных языках.
25.Сленг в студенческой среде.
IV. Сила сказанного слова
26.Корпоративная этика в профессиональном сообществе.
27.«Жалейте каждого больного…» (И. Северянин). Волонтерское движение в НижГМА.
28.Лечение online: за и против.
29.«Язык – переводчик сердца». Люди с ограниченными возможностями: особенности общения врача и пациента.
30.Дерматовенерологическая помощь: этико-деонтологические аспекты.
31.«Врач должен разделить с больным его несчастье». Деонтологические взгляды Ф.П. Гааза.
32.Врач и пациент: сотрудничество, основанное на доверии.
33.Разговор с матерью: этические проблемы в неонатологии.
34.Врачебная консультация. Как избежать речевых ошибок?
35.Коммуникативные навыки врача: доктор-центрированная и пациент-центрированная модели общения.
36.Облик российского врача в представлении студентов НижГМА.
37.Врачебное искусство. О приобретении профессиональных коммуникативных навыков студентами.
38.Просветительская деятельность – одно из направлений работы врача.
39.Особенности взаимоотношений больных и медперсонала в геронтологических клиниках.
40.Этика врача в историческом аспекте.
41.Технике – да, общению – нет? К вопросу о дегуманизации и деэтизации медицины.
42.Врачебная тайна: история и современность.
43.«Перед вами нет медицинского случая, а есть больной страдающий человек» (В.Ф. Войно-Ясенецкий). Об индивидуальном подходе к пациентам.
44.«Жизнь, отданная людям». О династиях врачей.
V. Язык в Интернет-пространстве
45.Неологизмы в сети Интернет.
46.Один + один = один (проблема одиночества при виртуальном общении).
47.Сети в «Сети» (языковая агрессия, речевое манипулирование, нейролингвистическое программирование и т.д..
48.О культуре письменной речи в Интернете.
49.Витальность (жизнеспособность) русского языка в Интернете. Порталы «gramota.ru» и «gramma.ru» как эталонное представление нормативных правил русского языка.
VI. Десять лет спустя(темы докладов основаны на сравнительном анализе опросов студентов НижГМА прошлых лет и 2017 года)
50.Книга традиционная и электронная: ваш выбор (опрос 2007 г.).
51.Литературные предпочтения современной молодежи (опрос 2007 г.).
52.Проблемы сообщения диагноза: правда или ложь во спасение? (опрос 2006 г.).
53.Интерпретация студентами понятия «хороший врач» (опрос 2005 г.).
54.Этика медицинской рекламы в СМИ (опрос 2008 г.).
55.Студент читающий - специалист успешный (опрос 2009 г.).
56.Употребление ненормативной лексики (опрос 2008 г.).
57.Образ идеального преподавателя глазами студентов (опрос 2010 г.).
(материалы опросов прошлых лет представлены в сборниках «Далевские чтения»)