ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ. Введение. Руководствуясь структурно-функциональным принципом, выделяют две основные группы заболеваний почек

БОЛЕЗНИ ПОЧЕК.

Введение. Руководствуясь структурно-функциональным принципом, выделяют две основные группы заболеваний почек, или нефропатий -гломерулопатия.

тубулопатии, которые могут быть приобретенными и наследственными. Для гломерулопатий - заболевании с первичным и преимущественным поражением клубочкового аппарата характерно нарушение фильтрации К+ приобретенным гломерулопатиям относится гломерулонефрит, приобретенный амилоидоз почек, к наследственным гломерулопатиям - наследственный нефрит, семейный нефропатический амилоидоз. Для тубулопатий - заболеваний почек с первичным и ведущим поражением канальцев характерно выпадение канальцевых функций. Тубулопатии могут быть острыми и хроническими. Приобретенные тубулопатии представлены прежде всего острой почечной недостаточностью, или некротическим нефрозом, а наследственные хронические тубулопатии - различными формами канальцевых энзимопатий. Нефросклероз завершает течение многих заболеваний почек и лежит в основе хронической почечной недостаточности.

Мотивационная характеристика темы. На клинических кафедрах знание темы необходимо для понимания заболеваний почек. В практической работе врача оно необходимо для клинико-анатомического анализа биопсии почек и секционных наблюдений.

Общая цель занятия. Научиться определять этиологию, патогенез, приводить классификацию наиболее частых заболеваний почек (диффузный гломерулонефрит, амилоидоз почек, острая почечная недостаточность или некротический нефроз, а также различать их по морфологической картине.

Конкретные цели занятия. Уметь:1) давать общую характеристику и привести классификацию болезней почек. 2) объяснять этиологию и патогенез гломерулонефрита, давать его классификацию и морфологическую характеристику, называть осложнения и исходы. 3) объяснять этиологию и патогенез амилоидоза почек, давать его классификацию и морфологическую характеристику, называть осложнения и исходы. 4) объяснять этиологию и патогенез острой почечной недостаточности (некротического нефроза), давать его классификацию и морфологическую характеристику.

Основные вопросы темы.1. Классификация заболеваний почек. 2. Этиология и патогенез наиболее частых заболева­ний почек: гломерулонефрита, амилоидоза почек, некротического нефроза. 3. Патологическая анатомия гломерулонефрита, амилоидоза почек и острой почечной недостаточности. 4. Осложнения и исходы этих заболеваний.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ.

Макропрепараты: подострый гломерунефрит (большая пестрая почка); хронический гломерулонефрит исходом в сморщивание (вторично-сморщенные почки);

амилоидоз почек.

Микропрепараты: интракапиллярный пролиферативный гломерулонефрит (биоптат почки, окраска гематоксилином и эозином); экстракапиллярный продуктивный (злокачественный) гломерулонефрит (окраска гематоксилином и эозином); мембранозный гломерулонефрит (биоптат почки, ШИК-реакция); вторично сморщенная почка (окраска гематоксилином и эозином); амилоидоз почки (окраска конго красным и Суданом III); некротический нефроз (окраска гематоксилином и эозином).

Электронограммы: мембранозный гломерулонефрит, мембранозная трансформация.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

Требования к исходному уровню знаний студентов:

вспомнить из курса анатомии, гистологии, биохимии и физиологии строение и функции почек. На основании восстановленных знаний и изучения материалов лекций и учебника (см. «Учебник», с. 394—415) подготовиться по следующим вопросам.

1. Классификация болезней почек в зависимости от их структурно-функциональных особенностей.

2. Гломерулонефрит: этиология, патогенез, классификация, морфология, осложнения. Значение пункционной биопсии почек в диагностике гломерулонефрита.

3. Амилоидоз почек: этиология, патогенез, классификация, морфология, осложнения.

4. Острая почечная недостаточность (некротический нефроз): этиология, патогенез, классификация, морфология, осложнения.

5. Хроническая почечная недостаточность (уремия) патогенез, морфология.

Определение исходного уровня знаний проводится по тестам, аналогичным приведенным ниже. Задание (25 операций) выполняется в течение 5 мин.

Наши рекомендации