Расстройства инстинкта самосохранения.
· Ипохондрия. Повышенная забота о здоровье (усиление инстинкта самосохранения). Встречается при неврозах, астении.
· Суицид. Нежелание жить, угнетение инстинкта самосохранения. Встречается при депрессии, алкоголизме, психопатиях, бреде преследования, императивных и угрожающих голосах.
· Аутоагрессия. Извращение инстинкта самосохранения. Наносят себе порезы, проколы, забивают в голову гвозди, вырывают куски тела. Встречается при выраженном слабоумии, глубокой умственной отсталости (идиотии), шизофрении, психопатии.
Импульсивные влечения- внезапно возникающие неодолимые влечения с последующим критическим отношением. Как правило, встречаются при эпилепсии, психопатиях.
· Дипсомания. Неодолимое влечение к употреблению алкоголя. Напоминает запой, может длиться дни-недели, прекращается спонтанно. Вне этих эпизодов больной не алкоголизируется.
· Дромомания. Неодолимое влечение к побегам.
· Пиромания. Стремление к поджогам.
· Клептомания. Неодолимое влечение к воровству.
· Гомоцидомания. Неодолимое влечение убивать людей.
· Суицидомания. Неодолимое влечение совершить самоубийство.
В детском возрасте импульсивные влечения могут проявляться в виде мифомании (стремление врать), копролалии (неудержимое стремление произносить ругательства), дромомании.
6. СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ.
Суицид – сознательная попытка лишения себя жизни.
По механизмам можно выделить 3 варианта суицида.
1. Истинные.
2. Демонстративно-шантажные.
3. Аффективные.
Истинные суициды.Характерно обдуманное стремление уйти из жизни. Суицид может носить завершенный характер (суицидальная попытка, закончившаяся смертью), или незавершенный (человек остается живым вопреки своему желанию).Обычно в основе его лежат различные психопатологические нарушения, поэтому этот вариант еще называют «психопатологический суицид».
Причины истинных суицидов:
1. бредовая депрессия;
2. синдром Котара;
3. галлюцинации императивного, угрожающего, обвиняющего, осуждающего содержания;
4. реакция горя (тяжелое реактивное состояние);
5. дисморфоманический синдром.
Особыми формами являются т.н. «холодный суицид», когда рационально взвешиваются причины уйти жизни (неизлечимо больные, онкологические больные с выраженным болевым синдромом), а также расширенный или альтруистический суицид, когда бредовый больной прежде, чем убить себя, убивает самых дорогих ему людей, чтобы избавить их от мнимых будущих мучений.
Особенности суицидального поведения при истинных суицидах.
Выбирается заведомо смертельный способ самоубийства с точки зрения больного (повешение, использование огнестрельного оружия, отравление токсическими веществами и т.д.), может проводиться скрытная предварительная подготовка, устраняются возможные помехи, суицид осуществляется в одиночестве, при неудаче возможны повторные попытки, намерения диссимулируются.
Профилактика заключается в раннем распознавании угрожающих суицидом состояний и своевременном медикаментозном лечении в соответствии с ведущим психопатологическим синдромом.
Демонстративно-шантажный суицид.Носит манипулятивный характер. Угроза суицида используется в качестве средства привлечь к себе внимание, оказать давление на окружающих, уйти от трудностей, разрешить конфликт, избежать наказания, вернуть утраченное расположение и пр. Наблюдается у лиц с истерическими чертами характера.
Особенности суицидального поведения при демонстративно-шантажных суицидах.
Поведение носит демонстративный характер, суицидальные намерения выставляются напоказ. Суицидальный шантаж имеет адресный характер. Выбирается заведомо безопасный с точки зрения больного способ самоубийства (поверхностные порезы на предплечье, отравление лекарствами из домашней аптечки и т.д.). Возможны летальные исходы вследствие невежественного использования сильнодействующих средств.
Профилактика заключается в проведении психокоррекционной работы.
Аффективный суицид. Осуществляется на фоне острого аффективного состояния (отчаяние, стыд, злость на себя). Встречается при расстройствах личности, реактивных состояниях, у примитивных личностей, нередко в состоянии опьянения. Часто звучат бытовые мотивы, поэтому данный вариант суицида иногда называют «бытовым».
Особенности суицидального поведения при аффективном суициде.
Осуществляется импульсивно в состоянии аффекта, часто неожиданно для окружающих и самого больного. До острого аффективного состояния суицидальные намерения отсутствовали. Используются подручные средства, ситуация не учитывается, может происходить в присутствии посторонних, поэтому внешне может выглядеть как демонстративный.
Профилактика состоит в проведении психогигиенических и психопрофилактических мероприятий.
8. ОТКАЗ ОТ ЕДЫ У ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ И ПОМОЩЬ ПРИ НЕМ.
Отказ от еды может быть связан с отсутствием аппетита – анорексией, или другими мотивами при сохраненном аппетите – аноректическое поведение.
Основные причины отказа от еды:
1. депрессия:
2. анорексия;
3. форма суицидального поведения;
4. бредовые идее самоуничижения (не заработал, недостоин);
5. ипохондрический, в т.ч. нигилистический, бред (пища не переваривается, желудок сгнил) при синдроме Котара;
6. нервнаяанорексия (аппетит сохранен, идеи избыточной полноты);
7. бред отравления;
8. галлюцинации:
· слуховые императивные;
· обонятельные и вкусовые;
9. ступор:
· кататонический;
· депрессивный;
· галлюцинаторный;
10. нарушения сознания;
11. Протестный отказ от еды в рамках личностных расстройств.
ПОМОЩЬ ПРИ ОТКАЗЕ ОТ ЕДЫ.
Оказывается по 3-м направлениям:
· обеспечение достаточного питания;
· купирование психопатологической симптоматики, приведшей к отказу от еды;
· симптоматическая терапия (коррекция соматических нарушений).
Обеспечение достаточного питания – с учетом причины отказа от еды. Можно использовать следующие приемы: а) кормление с рук (заторможенный больной), б) самостоятельный прием пищи (при негативизме) в ночное время (кататонический ступор), в) кормление родственниками домашней пищей (при анорексии, бреде отравления – если доверяет им), г) назначение небольших доз инсулина, средств, повышающих аппетит (при анорексии), д) кормление через зонд при стойком отказе от еды и угрожающем соматическом состоянии.
Назначение препаратов в соответствие с ведущими психопатологическими нарушениями: антидепрессанты (депрессия), антипсихотики (галлюцинаторно-бредовая симптоматика), антиступорозные препараты – эглонил, мажептил (при кататоническом ступоре), аминазин (при психопатических формах отказа).
Коррекция соматических нарушений (обменных, водно-электролитных, сердечно-сосудистых, со стороны ЖКТ) путем назначения соответствующих препаратов.
ЛЕКЦИЯ 6.
ЭТИОЛОГИЯ, ПАТОГЕНЕЗ, ПАТОКИНЕЗ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ.
1. ПРИЧИНЫ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ.
Этиология - учение о причинах и условиях возникновения болезней.
Причина - воздействие на организм внешнего или внутреннего фактора, который определяет специфику болезни и без которого она бы не возникла.
Условия - внешние и внутренние факторы, которые способствуют или препятствуют возникновению болезни, хотя сами по себе вызвать ее не могут.
В разных случаях один и тот же фактор может играть роль причины или условия.
Причины и условия психических заболеваний:
1. Биологические (генетические, иммунологические, инфекционные, токсические, метаболические факторы, травматические повреждения головного мозга и пр.)
2. Социально-психологические факторы (влияния семьи, школы, рабочего коллектива, воздействие социально-стрессовых факторов, социокультуральная депривация, острые и хронические психические травмы и пр.)
Биологические и социально-психологические факторы в генезе психических заболеваний выступают в единстве, оказывая взаимное влияние.
2. ЭТИОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ.
I. Эндогенные психические заболевания. К ним относятся шизофрения, шизоаффективное расстройство, аффективные расстройства. Это заболевания с наследственной предрасположенностью (диатез), которая реализуется под влиянием различных стрессовых факторов, возрастных кризов или спонтанно. В основе психоза лежат нарушения нейромедиаторной передачи. Морфологический субстрат заболевания отсутствует.
II. Эндогенно-органические психические заболевания.
а) Эпилепсия. Отмечается сочетание наследственной предрасположенности и органического поражения головного мозга.
б) Сенильная деменция, болезни Альцгеймера, Пика, Паркинсона, хорея Гентингтона. Психические нарушения при них вызваны органическим поражением головного мозга (атрофический процесс), обусловленным генетическим (эндогенным) фактором.
III. Экзогенно-органические психические заболевания.
В их развитии большую роль играют внешние факторы (экзогенные), но заболевание в целом определяется формированием мозгового органического процесса и связано с повреждением вещества головного мозга. Причинами могут быть сосудистые поражения головного мозга (атеросклеротическое, сифилитическое, ревматическое и пр.), травматические, инфекционные (менинго-энцефалиты), опухоли, перинатальная энцефалопатия и др.
IV. Экзогенные психические заболевания.
В их генезе играют основную роль внемозговые биологические факторы, которые вызывают нарушения со стороны различных функциональных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и пр.). Отклонения в их работе, в свою очередь, приводят к нарушениям со стороны головного мозга и психическим расстройствам.
а) Симптоматические психозы при
соматических неинфекционных заболеваниях (инфаркт миокарда, крупозная пневмония, поражения печени и почек и др.)
соматических инфекционных заболеваниях (грипп, сыпной тиф, инфекционный гепатит и др.)
интоксикации лекарственными, промышленными и бытовыми химическими веществами.
б) Наркологические заболевания (алкоголизм, неалкогольные токсикомании, наркомании).
V. Психогенные психические заболевания.
Вызываются воздействием психической травмы.
а) Неврозы. Связаны с влиянием хронической психотравмирующей ситуации.
б) Реактивные психозы. Вызываются воздействием шоковых, острых и подострых тяжелых психических травм, приводящих к нарушениям психотического уровня.
VI. Патология психического развития.
К этой группе относятся патологические состояния, являющиеся результатом нарушения психического развития (психического дизонтогенеза) и отличающиеся стойкостью: психопатии, олигофрении, пограничная умственная отсталость, ранний детский аутизм и др. Причиной являются сочетания конституционально-генетических, неблагоприятных социально-психологических факторов и раннего органического поражения головного мозга ребенка.
3. ПОНЯТИЕ О ПАТОГЕНЕЗЕ И ПАТОКИНЕЗЕ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ.
Эндогенные и экзогенные (включая психогенные) факторы часто совместно участвуют в патогенезе психического заболевания.
В патогенезе психических заболеваний также значительную роль играют возрастные кризы (3-х, 7-ми лет, пубертатный и климактерический), которые могут выступать в качестве причины и условия, а также оказывать патопластическое влияние.
Патокинез – это совокупность всех особенностей развития заболевания от начала до конца.
Психические заболевания могут иметь различные варианты течения: неуклонно прогрессирующее (прогредиентное) с разной степенью злокачественности, приступообразно-прогредиентное, рекуррентное. Значительно реже встречаются варианты с одним психотическим эпизодом.
Каждое психическое заболевание имеет свой патокинез, то есть стереотип развития.
4. РЕГИСТРЫ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИХ СИНДРОМОВ.
Синдромы в психиатрии делятся на позитивные (продуктивные) и негативные.
· Позитивные (продуктивные) синдромы – это «плюс-расстройства», при которых добавляется новое качество. Они являются реакцией на воздействие болезнетворного фактора.
· Негативные синдромы – это «минус-расстройства», проявления дефекта, выпадения, распада функции.
Синдромы отличаются степенью тяжести.
Шкалы позитивных и негативных синдромов по А. В. Снежневскому.
Шкала позитивных синдромов
I. Эмоционально-гиперестетические расстройства (гиперестезия, эмоциональная лабильность, симптомы раздражительной слабости, характерные для астенического синдрома, продрома психозов).
II. Аффективные синдромы (депрессия, мания).
III. Невротические синдромы (обсессивный, фобический, истерический, деперсонализационный).
IV. Паранойяльный синдром, вербальный галлюциноз.
V. Галлюцинаторно-параноидный, парафренный, кататонический синдромы.
VI. Синдромы помрачения сознания (делирий, онейроид, сумеречное расстройство, аменция).
VII. Парамнезии (псевдореминесценции, конфабуляции).
VIII. Судорожные расстройства.
IХ. Психоорганические расстройства (органический психоз).
Шкала негативных синдромов
I. Истощаемость психической деятельности.
II. Субъективно осознаваемаяизмененность личности (объективно может не быть).
III. Объективно определяемаяизмененность личности (без грубой дезадаптации).
IV. Дисгармония личности (включая шизоидизацию) – грубые психопатоподобные (эмоционально-волевые) нарушения с дезадаптацией.
V. Снижение энергетического потенциала (выраженные волевые нарушения).
VI. Снижение уровня личности (утрата высших свойств личности).
VII. Регресс личности (утрата высших свойств личности с расторможением низших инстинктов и влечений).
VIII. Амнестические расстройства.
IХ. Тотальное слабоумие.
Х. Психический маразм.
Практическое значение регистров.
1. При прогрессировании психического расстройства происходит усложнение позитивных синдромов с переходом от простых к более сложным.
2. Одновременно с усложнением продуктивных синдромов происходит утяжеление негативных синдромов.
3. Обычно определенным позитивным синдромам соответствуют определенные негативные синдромы:
I. Симптомы раздражительной слабости – истощаемость;
II. Аффективные расстройства – субъективно осознаваемая измененность «я» (депрессивная деперсонализация);
V. Галлюцинаторно-параноидный синдром – снижение энергетического потенциала.
4. В зависимости от тяжести заболевания находится и выраженность продуктивных и негативных синдромов. Каждое заболевание имеет свой характерный «круг синдромов»: аффективные расстройства – до II уровня, шизофрения вплоть до VI уровня (онейроид), грубо органические поражения головного мозга охватывают всю шкалу нарушений.
5. КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ.
В психиатрии существует 2 основных подхода к классификации психических заболеваний:
1. Нозологический - рассматривает заболевание в единстве этиологии, патогенеза, клиники, течения, исходов, морфологического субстрата. Ему отвечает вышеизложенная классификация заболеваний .
2. Синдромологический - ставит диагноз на уровне синдрома, игнорируя его причины (паранойя, нарушения половой идентификации, нарушения сна и пр.) Такой же принцип, в основном, положен в основу МКБ-10, которая рассматривает психические нарушения не как нозологические формы, а как расстройства.
Классификация психических и поведенческих расстройств по МКБ-10.
F0. Органические, включая симптоматические, психические расстройства.
F1. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ.
F2. Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства.
F3. Аффективные расстройства.
F4. Невротические, связанные со стрессом, соматоформные расстройства.
F5. Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физиологическими факторами.
F6. Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых.
F7. Умственная отсталость.
F8. Нарушения психологического развития.
F9. Психические и поведенческие расстройства в детском возрасте.
6. ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗЫ [1].
Кризис 3-х лет (возникает в 2-4 года).
Во время кризиса происходит: разрушение старых социальных отношений, ребенок стремится установить новые отношения с взрослыми; ребенок отделяется от взрослых; у ребенка формируется свое «я», возрастает самостоятельность и активность.
Если самостоятельность ребенка резко ограничивается, возникают кризовые явления в отношениях со взрослыми. Негативизм ребенка избирателен и зависит от отношения к нему.
Симптомы кризиса:
· Негативизм. Ребенок не делает что-то только потому, что его об этом попросили взрослые. При этом он идет даже наперекор своему желанию. При выраженном негативизме все делает наоборот. Упрямство. Ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому что он этого потребовал. Он не может изменить своего решения.
· Строптивость. Направлена против старых форм воспитания, образа жизни.
· Своеволие. Стремление все делать самому.
· Бунт. Поведение носит характер протеста, борьбы. Постоянно возникают ссоры и конфликты.
· Обесценивание. Обзывает близких людей. Ломает любимую игрушку.
· Деспотизм. Стремится проявлять власть, командовать другими.
Возникающие конфликты ведут к возникновению у ребенка невротических реакций (энурез, страхи, истерические проявления), а также патохарактерологических реакций активного и пассивного протеста (агрессивное поведение, элективный мутизм, отказ от еды).
Кризис 7 лет.
Возникает в 7-8 лет. Это период рождения социально «я» ребенка.
В это время: формируется новая социальная позиция – позиция школьника; происходит переоценка ценностей: все, что связано с учебой (отметки) более ценно, все, что связано с игрой – теряет свою значимость; цепь успехов или неудач в учебе формирует устойчивые аффективные комплексы – неполноценности или собственной значимости; происходит формирование самооценки, уровня притязаний; формируется внутренняя жизнь ребенка; утрачивается детская непосредственность, импульсивность.
Начало обучения в школе выявляет «слабые» места ребенка: инфантилизм (эмоционально-волевая незрелость), неуверенность в себе, неустойчивая самооценка, астенические проявления, интеллектуальные нарушения, нарушения общения, эмоциональная неустойчивость.
В результате этого могут возникать:
· невротические проявления (школьная фобия, элективныймутизм, астено-депрессивные расстройства, тики, заикание);
· патохарактерологические реакции активного и пассивного протеста (конфликтность, отказ от обучения), реакции компенсации и гиперкомпенсации;
· психосоматические расстройства (головные боли, желудочно-кишечные расстройства, нейродерматиты, бронхоспастический синдром, гипертермия и пр.)
Пубертатный кризис.
Различают ранний пубертат (11-14 лет) и поздний пубертат (15-17 лет).
Быстрый рост, гормональная перестройка ведут к вегето-сосудистой нестабильности, вследствие этого – пубертатные астенические и астено-депрессивные состояния, проявления вегето-сосудистой дистонии, эмоциональная лабильность;
Пробуждение сексуального влечения приводит к возникновению «реакций, связанных с половым влечением» (А.Е. Личко) – подростковаягиперсексуальность, промискуитет, транзиторный гомосексуализм;
Формирование нового образа физического «я» - повышенный интерес к своей внешности – дисморфоманический синдром, нервная анорексия;
Возникновение «чувства взрослости» - «реакции эмансипации» (А.Е. Личко) – конфликты с взрослыми, подражание «взрослым» формам поведения – различные виды отклоняющегося поведения;
Ведущая потребность – общение со сверстниками и стремление занять подобающее место в подростковой группе – «реакции группирования» (А.Е. Личко) – некритичное усвоение групповых форм поведения – групповые формы делинквентности, злоупотребления психоактивными веществами и алкоголем;
Кризис идентичности, конфликт между «я» реальным и «я» идеальным - стремление к самопознанию и самосовершенствованию – метафизическая интоксикация, синдром односторонних интересов и увлечений;
Утрированные черты пубертатного кризиса в целом – гебоидный синдром.
7. УРОВНИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ
· Соматовегетативный (0-3 года). Характеризуется синдромом невропатии, выражающимся в повышенной возбудимости и вегетативной неустойчивости (крикливость, нарушения аппетита, сна, терморегуляции, гиперестезия, склонность к аллергическим и «простудным» заболеваниям, боязливость).
· Психомоторный (4-7 лет). Характеризуется различными «двигательными» синдромами: гиперкинетическим (психомоторной расторможенности), тикозными расстройствами, заиканием, энурезом,энкопрезом, а также кататоническим синдромом.
· Аффективный (5-10 лет). Наблюдаются синдром страхов, а также депрессивные и маниакальные расстройства настроения, проявляющиеся в соответствующих эмоциях, а не в виде «эквивалентов» (соматовегетативных, психомоторных), как было в предыдущие возрастные периоды.
· Эмоционально-идеаторный (11-17 лет). Характеризуется склонностью к возникновению таких синдромов, как дисморфоманический, аноректический, односторонних сверхценных интересов и увлечений. Развитие мышления создает предпосылки к формированию сложных бредовых синдромов, идеаторных навязчивостей (обсессий), сверхценных идей.
По мере взросления ребенка происходит расширение спектра нервно-психического реагирования от элементарных соматовегетативных расстройств до сложных расстройств мышления.
8. ПСИХИЧЕСКИЙ ДИЗОНТОГЕНЕЗ.
Психическим дизонтогенезом называется нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте.
Причины психическогодизонтогенеза:
· Биологические причины: генетические и хромосомные нарушения; патология внутриутробного периода развития ребенка (заболевания матери во время беременности, интоксикации и пр.); перинатальная патология; воздействие патогенных факторов в постнатальном периоде развития, особенно в первые 3 года жизни (травмы головы, тяжелые соматические заболевания ребенка, нейроинфекции, отравления); прогредиентные психические и неврологические заболевания (ранняя детская шизофрения, эпилепсия).
· Социально-психологические причины: психическая депривация (лишение любви и заботы матери), сенсорная депривация (ограничение поступления сенсорных раздражителей) в раннем детском возрасте; микросоциально-педагогическая запущенность (неблагоприятные условия воспитания и обучения).
Классификация психическогодизонтогенеза.
1. Ретардация:
· общая (тотальная)
· частичная (парциальная)
2. Асинхрония развития
3. Искаженное развитие
4. Акселерация
Ретардация– отставание или временная задержка психического развития.
· Общая (тотальная) ретардация - относительно равномерное недоразвитие всех психических функций. Характерна для олигофрении.
· Частичная (парциальная) ретардация отличается нарушением развития отдельных психических функций при сохранности других (речи, внимания, психомоторики, «школьных навыков» - способности к чтению, письму, счету, незрелостью эмоционально-волевой сферы – инфантилизм). Наблюдается при пограничной умственной отсталости и ЗПР.
По динамике ретардация может быть стойкой и не компенсироваться с возрастом и временной, проходящей с возрастом. Стойкая ретардация характерна для олигофрении, временная - для задержек психического развития (ЗПР).
Асинхрония развития – дисгармоничное развитие, когда одни стороны личности опережают в развитии, а другие – отстают. Характерна для психопатии.
Искаженное развитие – характеризуется выраженной «мозаичностью» развития, когда наблюдается сочетание ускорения, задержки развития и повреждения отдельных психических функций, различных продуктивных и негативных синдромов. Встречается при ранней детской шизофрении, раннем детском аутизме.
Акселерация – ускоренное психическое развитие. Наблюдается у подростков с ускоренным темпом полового созревания и ранним появлением чувства взрослости. При этом отмечается несоответствие требований, предъявляемых к подростку со стороны родителей, которые воспринимают его, как ребенка, и самосознанием подростка. Это может приводить к выраженным реакциям эмансипации, конфликтам и различным формам нарушения поведения.
ЛЕКЦИЯ 7.
ШИЗОФРЕНИЯ.
АФФЕКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ШИЗОФРЕНИИ. ЭТИОЛОГИЯ, ПАТОГЕНЕЗ, ЭПИДЕМИОЛОГИЯ.
Шизофрения (schisis – расщепление, phren – душа, ум) – эндогенное прогредиентное психическое заболевание, проявляющееся специфическими изменениями личности и разнообразной продуктивной симптоматикой.
По этиологии шизофрения относится к эндогенным заболеваниям, т.е. возникает на фоне наследственной предрасположенности, которая реализуется под влиянием различных провоцирующих факторов, возрастных кризов или спонтанно.
Наследственная предрасположенность предполагает наличие у родственников больного более высокого риска развития шизофрении, чем в населении. При наличии шизофрении у одного из родителей риск для ребенка составляет 15%, у обоих – 50%. Если болен один из монозиготных близнецов, то риск заболевания для второго не превышает 80%.
В основе патогенеза шизофрении лежат нарушения нейромедиаторной передачи. Основная роль отводится дофамину.
Выявлены морфологические изменения в мозге больных шизофренией: умеренная атрофия серого вещества (особенно лобные доли и гиппокамп) наряду с увеличением объема белого вещества и желудочков.
Диагноз шизофрении ставится только клинически без патоморфологического подтверждения.
Шизофрения является прогредиентным заболеванием, т.е. оно приводит к неуклонно нарастающему распаду психики. Этот распад ведет к утрате единства между психическими процессами, формированию специфических изменений личности, вплоть до шизофренического слабоумия.
Помимо специфических изменений личности, шизофрения проявляется разнообразной продуктивной симптоматикой (бред, галлюцинации, депрессия, мания, кататония и др.). Эти симптомы менее специфичны, т.к. встречаются и при других заболеваниях.
Распространенность шизофрении составляет около 1%.
Возраст начала заболевания – от 14 до 35 лет. Пик заболеваемости - 20-30 лет.
Мужчины и женщины болеют одинаково часто, однако тяжелые непрерывно текущие формы шизофрении в 4 раза чаще встречаются у мужчин.
По социальным последствиям шизофрения является очень тяжелым заболеванием.
2. СИМПТОМАТОЛОГИЯ ШИЗОФРЕНИИ: ПРОДУКТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ СИМПТОМЫ.
Клинические проявления шизофрении делятся на две группы:
Облигатные симптомы. Это обязательные, характерные для шизофрении симптомы. Их появление делает диагноз несомненным. Это – негативные симптомы:
· расстройства мышления: шперрунг, ментизм, соскальзывание, разорванность, вербигерация, символическое мышление, неологизмы, резонерство;
· патология эмоций: снижение эмоционального резонанса вплоть до эмоциональной тупости, неадекватность эмоций, парадоксальность эмоций (симптом «дерева и стекла»), амбивалентность;
· нарушения волевой деятельности: гипобулия (снижение энергетического потенциала), симптом дрейфа (подчиняемость внешним обстоятельствам), амбитендентность;
· аутизм (отрыв от реальности, уход во внутренний мир).
Факультативные симптомы. Являются дополнительными, могут встречаться при других заболеваниях. Это – продуктивные симптомы. Некоторые из них считаются достаточно типичными для шизофрении. На сегодняшний день в качестве основных диагностических критериев шизофрении используются продуктивные симптомы (симптомы I ранга):
· отнятие мыслей, вкладывание мыслей, звучание мыслей;
· галлюцинаторные голоса с проекцией внутри тела или вне пределов чувственной досягаемости комментирующего содержания или от третьего лица;
· бред воздействия;
· нелепые бредовые идеи (общение с инопланетянами, управление погодой).
Для постановки диагноза достаточно наличия одного из четырех перечисленных симптомов на протяжении минимум 30 дней.
3. ТИПЫ ТЕЧЕНИЯ ШИЗОФРЕНИИ.
1. непрерывный
2. рекуррентный
3. приступообразно-прогредиентный (шубообразный или по МКБ- 10 – эпизодический).
Непрерывный тип течения.
Около 50% больных шизофренией.
Клинические варианты:
1. Злокачественная (ядерная, юношеская) шизофрения – развивается в 15–19 лет (юноши болеют в 4 раза чаще), начинается с облигатных симптомов, которые быстро прогрессируют, практически не поддается терапии. Быстро приводит к инвалидизации. 4-5% от всех случаев шизофрении.
Формы:
– простая – только облигатные симптомы;
– гебефреническая – острое начало, дурашливое поведение с регрессом психики, быстрое прогрессирование;
– ранняя параноидная – имеются облигатные симптомы, а также бред и псевдогаллюцинации;
– люцидная кататония.
2. Среднепрогредиентная (параноидная) – начинается в 20–30 лет, чаще встречается у мужчин. Облигатные симптомы появляются постепенно. В развернутой стадии клинические проявления определяются синдромом Кандинского–Клерамбо. Лучше поддается терапии. 15–20% больных шизофренией.
3. Вялотекущая шизофрения. Начинается в молодом возрасте. Галлюцинаций, бреда не бывает. Имеется умеренно выраженная облигатная симптоматика, а также симптомы невротического уровня и психопатоподобные нарушения. 25-30% больных.
Формы:
– шизофрения с навязчивостями;
– шизофрения с ипохондрией и сенестопатиями;
– шизофрения с деперсонализацией;
– шизофрения с истероподобными проявлениями;
– паранойяльная шизофрения.