Терапевтическое сотрудничество
Пациент и психотерапевт должны прийти к соглашению о том, над какой проблемой им предстоит работать, о целях терапии, методах достижения этих целей и продолжительности вмешательства. Акцент делается на решении проблем, а не на изменении личностных характеристик или недостатков пациента. Психотерапевт должен чутко отнестись к потребностям или желанию пациента обсудить определенные темы на каждой сессии; психотерапевт должен проявить теплоту, эмпатию и принятие.
Когнитивный психотерапевт может быть охарактеризован как «гид», «катализатор», как активный, гибкий и способный оказать поддержку (Beck, 1987b; Beck & Weishaar, 1989). Психотерапевтам рекомендуется избегать авторитарных методов, с помощью которых можно заставить пациентов, с одной стороны, слепо принять интерпретации и предложения, а с другой — оказать сопротивление. Предлагается использовать осторожный подход, метод проб и ошибок, пытаясь вовлечь пациентов в терапевтический процесс.
Терапевтические отношения наилучшим образом можно охарактеризовать как практическое сотрудничество, совместный эксперимент. Это означает, что психотерапевт и пациент сотрудничают при проверкеошибочного мышления и умозаключений, которые негативно влияют на текущее функционирование пациента. Эти умозаключения становятся гипотезами, которые подвергаются проверке, исследованию, тестированию реальности. Например, представим себе такую мысль пациента: «Когда я иду по улице, все на меня оборачиваются». Это несложно проверить, предложив пациенту понаблюдать, сколько в действительности людей оборачиваются ему вслед, когда он идет по улице. Таким образом, ошибочное утверждение сначала выявляется, на его основе формируется гипотеза, которая затем проверяется.
К другим важным концепциям, определяющим терапевтические отношения, относятся сократический диалог и направленное познание. Сократический диалогпредставляет собой тщательно спланированную серию вопросов с целью: «1) прояснить или определить проблемы, 2) помочь в идентификации мыслей, образов и допущений, 3) исследовать смысл событий для пациента, а также 4) оценить последствия сохранения неадаптивных мыслей и видов поведения» (Beck & Weishaar, 1989, p. 302). Такой диалог служит еще одним способом помочь пациентам проверить истинность своего мышления (то есть насколько их мышление соответствует логике). Направленное познаниепредполагает, что психотерапевт выступает в роли «гида», поощряя пациентов обращаться к фактам, оценивать вероятности, собирать информацию, подвергать все это проверке; эта техника также предполагает разработку терапевтом экспериментов, благодаря которым пациент приобретает новые умения и взгляды, ставит под сомнение свое дисфункциональное поведение и образ мыслей. Чем бы психотерапевт ни занимался в процессе когнитивной терапии, основное место в его работе занимают правильно сформулированные вопросы (Beck & Young, 1985).
«Большинство вербальных утверждений психотерапевт формулирует в вопросительной форме. Это отражает практическую ориентацию когнитивной терапии и подчинено непосредственной задаче преобразования закрытой системы убеждений пациента в более открытую. Расспрос дает пациенту модель интроспекции, которая может быть использована также в отсутствие психотерапевта и после формального завершения лечения. С помощью задаваемых вопросов психотерапевт помогает пациенту вскрыть и модифицировать когнитивные искажения и дисфункциональные допущения» (Beck, 1987b, p. 157).
Таким образом, практическое сотрудничество, сократический диалог или направленное познание предполагают активное использование вопросов, во всяком случае психотерапевт опирается именно на эту форму высказываний.
Техники когнитивной терапии
Психотерапевт пытается прояснить искажения реальности, свойственные пациенту, его предписания себе и самообвинения, лежащие в основе дистресса, а также те правила, которые обусловливают все эти ложные сигналы в свой адрес. Психотерапевт опирается на методы решения проблем, которые ранее успешно применялись пациентами. Пациентов поощряют использовать имеющиеся у них способности к решению проблем с целью изменить подход к интерпретации переживаний и контролю действий. Когда пациенты осознают неадаптивность адресованных себе сигналов, они могут приступать к работе по их коррекции.
Распознавание неадаптивного мышления.«Термин "неадаптивные мысли" применяется к мышлению, которое нарушает способность справляться с жизненными переживаниями, что нарушает внутреннюю гармонию и вызывает неадекватные или чрезмерные болезненные эмоциональные реакции» (Beck, 1976, р. 235). Пациенты иногда не осознают полностью эти мысли, однако при поддержке и обучении вполне могут сфокусировать на них свое внимание.
Заполнение пробелов.Когда пациенты сообщают о событиях и своих эмоциональных реакциях на них, между стимулом и реакцией обычно существует пробел. Задача терапии — заполнить этот пробел. И вновь это достигается с помощью рекомендации пациенту сосредоточиться на мыслях, возникающих на фоне действия стимула и проявления реакции на него.
Дистанцирование и децентрализация.Дистанцирование предполагает процесс объективного анализа собственных мыслей. При этом неизбежно признание того, что автоматические мысли могут не отражать реальность, могут быть не вполне достоверными и могут быть неадаптивными.
Проверка правильности умозаключений.Хотя пациенты иногда способны отличить внутренние психические процессы от внешних стимулов, им все же необходимо освоить процедуры получения точных сведений. Прежде всего следует признать тот факт, что гипотеза не есть факт, а суждение не есть реальность. Опираясь на эти очевидные правила, психотерапевт помогает пациентам исследовать сделанные ими выводы, проверить их соответствие реальности.
Изменение правил.Терапия пытается заменить нереалистичные и неадаптивные правила более реалистичными и адаптивными. Правила обычно фокусируются на опасности/безопасностии боли/удовольствии.Пациенты склонны переоценивать опасности и риск, связанные с обычными ситуациями. Психосоциальные опасности служат источником большинства проблем. Страх унижения, критики, отвержения ставится под сомнение, и серьезные последствия этих потенциальных событий оспариваются. Завышенная оценка вероятности физического ущерба или смерти проверяется, что ведет к ее снижению.
Убеждения и установки могут играть роль правил. Вот некоторые правила, предрасполагающие людей к чрезмерной печали или депрессии.
1. «Чтобы быть счастливым, я должен быть успешным, популярным, богатым, известным...»
2. «Если я допускаю ошибку, то я некомпетентен».
3. «Я не способен жить без любви».
4. «Когда люди не соглашаются со мной, это значит, что они меня не любят».
Эти правила содержат крайнее мнение и не могут быть выполнены. В когнитивной терапии психотерапевт стремится точно определить правила, которыми руководствуется пациент, выяснить, как они могут привести к проблемам, а также предложить альтернативные правила, которые пациент может пожелать принять.
Таким образом, правила часто обозначаются как «долженствования» в том или ином виде. Вот несколько наиболее распространенных.
1. «Я должен быть щедрым, великодушным, смелым...»
2. «Я должен уметь переносить трудности».
3. «Я должен уметь разрешать любые проблемы».
4. «Я должен все знать и все понимать».
5. «Я никогда не должен уставать или болеть».
6. «Я всегда должен быть максимально эффективным».
Другие когнитивные техники.Помимо уже известных когнитивных техник, описанных Беком (Beck, 1976) лет 20 назад, были разработаны новые. Вот некоторые из них:
«а) шкалирование — предложение пациентам перевести свои крайние мысли в шкальные значения, что направлено против дихотомического мышления по типу или/или;
б) реатрибуция — определение ответственности за события или происшествия на основании анализа имеющихся фактов;
в) нарочитое преувеличение — необходимо взять конкретную идею или вывод и произвольно преувеличить, чтобы пациент более реалистично взглянул на происходящее и заметил проявления дисфункционального мышления;
г) декатастрофизация — помощь пациентам в противодействии мышлению в «наихудшем» направлении» (Beck et al., 1990).
Поведенческие техники.Когнитивный психотерапевт использует целый ряд поведенческих техник, в том числе домашнее задание, которое пациент выполняет вне терапевтических сессий; обучение методам релаксации; репетиции поведения и ролевые игры — предоставление пациентам возможности практиковать новые виды поведения и умений; тренинг ассертивности — обучение пациентов более уверенному поведению; контроль и планирование деятельности с использованием ежедневника чтобы определить, чем и когда занимается пациент, и соответственно с этим планировать стратегию лечения; градуированные по сложности задания — работа над выполнением заданий возрастающей сложности (от простых к более трудным), благодаря чему шансы на успех возрастают; воздействие в естественных условиях — обращение вместе с пациентом к проблемным ситуациям, наблюдение за мыслями, действиями и реакциями пациента в них, стремление помочь ему лучше справляться с реальными жизненными трудностями (Beck, 1987b; Beck et al., 1990).